Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для детей 4 – 5 лет

«Всем знакома Чародейка Матушка – Зима»

Цель:

обобщить и систематизировать представления детей о взаимосвязи явлений в природе.

Задачи:

  • образовательные: закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления;
  • обучающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.
  • воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.

Активизация словаря:

просторы, хозяйничает, забавы, приметы, поземка, бураны, хрупкие, кристаллики, хлопья, иней, хлопочет, скрепила лед, крепость, отпечатки, нагулял жир, шатуны, рыщет, кормежка, кочерыжка, логово, лежка, петлять, лютует, полинял, плутовка, запорошила, уволок, лик.

Материал:

костюм Деда Мороза; фонограмма П.И.Чайковского «Хрустальная симфония зимы»; Картина А.С. Степанова «Зимний пейзаж»; модель снежинки; схема стихотворения О. Высоцкой «Мастерица Зима»; картина «Зимние забавы»; тюль («снег»), мяч («комок снега»); плакат с изображением «следов» лесных зверей; плакат с изображением диких животных, цветовые модели (соответствующие звери); костюмы медведя, ежика, белки, зайца, волка, лисы; цветовые модели зимующих птиц; загадки-фишки.

Предварительная работа:

чтение рассказов и стихотворений о зиме; рассматривание пейзажных картин, заучивание зимних загадок, беседа о приметах зимнего периода; наблюдение за снегом; заучивание стихотворения О.Высоцкой «Мастерица Зима»; беседа о жизни растений, диких животных и птиц в зимний период; беседа о видах развлечений зимой; знакомство с поговорками, приметами и скороговорками на зимнюю тематику; заучивание кричалки «Что вам нравится зимой?»; беседа о правилах в зимний период; заучивание драматизации «Звери зимой»; ТРИЗ (работа с моделями и схемами).

План занятия:

I . Организационный момент:

1. Вход Деда Мороза под фонограмму П.И.Чайковского «Хрустальная симфония зимы» с загадкой о Зиме.

  • Просьба к детям рассказать о том, как хозяйничает Зима.

II. Основная часть:

1. Рассказы детей о признаках зимы по пейзажной картине А.С.Степанова «Зимний пейзаж». Рассказы детей об образовании снега с использованием модели «Снежинка».

2. Рассказы детей о жизни растений зимой.

  • Стихотворение О.Высоцкой «Мастерица Зима по схеме.
  • Скороговорка Деда Мороза о ели.
  • Зимние приметы.

3. Рассказы детей об играх зимой по картине «Зимние забавы».

  • Пословицы о зиме со «снежком-мячом».

4. Физкультминутка:

  • Кричалка «Что вам нравится зимой?» (имитация движений под «тюлем-снегопадом».
  • Правила зимой.

5. Следы зверей. Рассказы детей о жизни зверей в зимний период с использованием изображений , цветовых

моделей и схем.

  • Драматизация «Звери зимой в лесу» с использованием костюмов.

6. Рассказы детей о зимующих птицах с использованием цветовых моделей.

III. Заключительная часть:

1. Дед Мороз благодарит детей за рассказы о зимнем периоде, собирается в путь, просит помочь наполнить пустой мешок подарками для других детей.

2. Дети наполняют мешок своими загадками-моделями о зиме.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Под фонограмму П.И.Чайковского «Хрустальная симфония зимы» входит Дед Мороз с мешком.

Дед Мороз: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам с загадкой. Отгадаете ли вы ее?

«Кто в пуховой шубке белой

Легкой поступью и смелой

Вышел в час с утра?

На кудрях ее пушистых

Много блесток золотистых,

Много серебра…

Эти локоны седые,

Крупно в кольца завитые,

Бьются о плечо.

На губах зари багрянец,

На щеках живой румянец

Пышет горячо.

Рукавичкою взмахнула -

Раз, куда бы не взглянула ,

Застлан был ковер…

Новый взмах – речка встала

Та, что звонко лепетала

С давних пор.

Кверху руку поднимает –

Вмиг деревья накрывает

Чистым серебром.

По вершинам бродят взоры –

И роскошные узоры

Вытканы кругом!

Эта белая шубейка

Всем знакома Чародейка –

Матушка – Зима!

/Л.Чарская/

Дети: Зима.

Дед Мороз: Правильно, это Зимушка – Зима. Обхожу леса, поля, просторы, города и села. Смотрю: везде ли порядок? Да уж очень устал. Немного отдохну, а вы мне, старому, уж расскажите, как хозяйничает у вас Зима?

Воспитатель: Дедушка Мороз, посиди, отдохни немножко, а уж мы тебе все расскажем: про природу зимнюю, про зверей и птиц, про зимние игры-забавы и праздники русские.

II. Основная часть:

Воспитатель (обращает внимание детей на пейзажную картину А.С.Степанова «Зимний пейзаж»): Ребята, расскажите дедушке Морозу, на самом ли деле к нам пришла Зима, и как вы об этом догадались? По каким приметам?

Примерные рассказы детей:

Зимой все ниже солнце движется над землей; оно светит, но не греет. Небо часто покрывают темные тучи. На землю падает снег. На улице морозно. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюга, бураны. Воздух становится холодным. Реки и озера покрываются льдом. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду.

При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.

Воспитатель (обращает внимание детей на большую снежинку):

«Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится».

/Плещеев/

Ребята, знаете ли вы, откуда появляется снег? Что вы знаете о снежинках? Какого цвета бывает снег?

Примерные рассказы детей:

Снег накрывает луга, поля, дома и улицы. Под теплым пушистым снегом тепло растениям. Под мягким одеялом им не страшен мороз. Снег спасает растения от мороза. Если в мороз мало снега – растения могут погибнуть.

Снежинки – чистые, хрупкие, сверкающие. Они падают из туч. Из водяного пара получаются крохотные льдинки – кристаллики.

Снежинки кружатся в воздухе и падают на землю. Одна снежинка – красивей другой. Они похожи на цветок, на звездочки. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда мороз не сильный – снежинки скатываются в белые шарики. А при сильном ветре у них обламываются лучи, и снежинки превращаются в снежную пыль. Если нет мороза, снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. На деревьях и проводах выступает иней. Снег под ногами хрустит, т.к. под тяжестью ломаются звездочки и лучи. Падая, снег ложится слоями. Растут сугробы. Снег ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви кустов и деревьев. Снежинки кружатся, виснут на бороде, ресницах, бровях.

При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о жизни растений зимой?

Примерные рассказы детей:

Зимой мало света, холодно, снежно – поэтому растения прекращают свой рост, отдыхают. Зимой растения не растут. Деревья и кусты сбросили листья и отдыхают до весны. Остались лишь хвоинки на елях и соснах. Эти растения всегда зеленые. Под снегом растениям тепло. Между снежинками есть воздух. Он защищает растения от холода.

При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.

Воспитатель: А знаете ли вы стихотворение о красоте Зимы?

Ребенок читает стихотворение О.Высоцкой «Мастерица Зима» по схеме:

«Зима спешит, хлопочет, укутала в снега

Все стежки и дорожки, скамейки и стога.

Белеют рукавицы на веточках берез,

Чтоб им не простудиться, чтоб выдержать мороз.

Зима связала дубу пушистый свитерок,

На ель надела шубу, на яблоню платок.

Надолго и надежно в реке скрепила лед.

Ходить по речке можно. Иди к нам, Новый год!»

Воспитатель: Ребята, давайте позабавим Деда Мороза, развеселим его нашей скороговоркой об одном из растений зимой.

Дети учат Деда Мороза проговаривать скороговорку с разной силой голоса, в разном темпе:

«Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели».

Воспитатель: Дед Мороз, наши ребята знают приметы зимы.

Дети поочередно называют зимние приметы:

  • «Если вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу».
  • «Если зимой снег глубокий – летом хлеб высокий».
  • «Если снежные хлопья стали крупными – жди потепления».

Дед Мороз: Хорошо у вас зимой, везде Зимушка постаралась, похозяйничала. Ребята, что-то вы мне не рассказали, как у вас дела с зимними забавами и развлечениями?

Воспитатель (обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»): Ребята, давайте расскажем про зимние развлечения.

Примерные рассказы детей:

Зимой весело, потому что можно кататься на горке, на коньках, на лыжах, на санках. Зимой можно играть к хоккей, лепить снеговиков.

При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.

Воспитатель: Да, веселое время года - Зима. Бодрит и веселит нас она. Предлагаю вам расположиться на лесной полянке и поиграть в зимнюю кричалку «Что вам нравится зимой?».

Дети перемещаются на ковер и, отвечая на вопросы, имитируют соответствующие движения кричалки под развивающимся «тюлью-снегом».

Что вам нравится зимой?

- Белые полянки

И на горке снеговой

Лыжи или санки.

Что вам нравится зимой?

- Мягкие сугробы,

Чтоб копаться день-деньской,

Крепость делать чтобы.

Что вам нравится зимой?

- Потеплей одеться,

В шубке теплой меховой

На морозе греться.

Что вам нравится зимой?

- Вся в игрушках разных

Елка в комнате большой

В новогодний праздник.

Воспитатель: Ребята, предлагаю на этой полянке посоревноваться. Кто поймает этот «комок-снежок» - тот назовет пословицу о зиме.

Дети называют пословицы:

  • «Зимой солнце сквозь слезы улыбается».
  • «Белее зима – зеленее лето».
  • «В зимний холод всякий молод».
  • «Зима не лето: в шубу одета».
  • «Береги нос в большой мороз».
  • «Много снега – много хлеба».

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы правила, которые необходимо соблюдать в зимнее время и взрослым и детям?

Дети перечисляют правила:

  • зимой на улице не расстегивай одежду;
  • не снимай шапку;
  • не ешь снег;
  • не бери в рот сосульки;
  • не садись на снег и лед;
  • будь внимателен на льду (если лед тонкий – не иди на речку и пруд).

Воспитатель (обращает внимание на отпечатки следов): Ребята, посмотрите, на поляне, покрытой снегом, чьи-то следы:

«На снегу следы - как книжка.

Куропатка, горностай,

Волк, сохатый, даже мышка –

Пишут все. А ты читай».

/В.Головин/

Похожи на белые странички поля и поляны, дорожки. Снова снег – снова чистая страница. Утром придешь – белые странички покрыты множеством таинственных знаков, черточек, запятых. Значит, ночью кто-то тут был, ходил, прыгал, что-то делал.

А кто был? Что делал? Чьи же это следы?

Дети: Это следы зверей, живущих в лесу.

Воспитатель: Чьи следы вы узнали?

Примерные рассказы детей:

Это следы белочки потом у, что отпечатаны 4 лапки. 4 лапки – 4 ямки. Впереди отпечаток двух больших задних лапок, сзади двух меньших – передних. Отпечатки задних лап у белки длиннее. Они забегают вперед.

Это следы зайца. Когда заяц прыгает – он так же, как и белка, заносит задние ноги далеко вперед. От них остаются на снегу ямки большего размера, чем следы передних лап.

Это следы лося. Они самые большие, потому что лось – самый большой зверь в лесу.

Воспитатель: Давайте расскажем Деду Морозу, как зимуют звери в лесу. А помогут нам эти разноцветные кружочки (детям предлагается плакат с изображением соответствующих зверей - медведь, заяц, белка, лиса, ежик).

Примерные рассказы детей:

Все звери к зиме поменяли цвет шерсти (она стала гуще), приготовили себе дома (берлоги, дупла, норы), заготовили корм к зиме.

Медведь к зиме нагулял жир, устроил себе берлогу. У него отросла густая пушистая шерсть. В берлоге, занесенной снегом, медведь спит до весны. Спит он чутко: при шуме просыпается и вылезает наружу. Медвежьих следов в лесу почти не встретишь. Но медведи-шатуны бродят по лесу и не могут успокоиться. Это медведи, нагулявшие мало жира.

Лиса зимой носит густую пушистую шубку, охраняющую ее от морозов. Пищу зимой лисе добывать трудно. Долго лиса рыщет по полю и по лесным полянкам в поисках корма. Она охотится за зайцами, мышами, ловит под снегом куропаток. В зимнее время лиса близко подходит к селам и городам.

Заяц беляк живет в лесу. Шерстка у него теплая, под цвет снега. Мех его становится таким теплым, что он долгое время может отдыхать на снегу. Лапы зайца к зиме обрастают шерстью, чтобы было тепло. Днем заяц спит, а ночью выходит на кормежку.

Зимой он поедает ветки, кору кустарников и деревьев, поэтому зимой заяц живет около густых насаждений, где для них много корма. Иногда зайцы посещают сады и огороды, где лакомятся капустными кочерыжками и корой плодовых деревьев. Зимнее логово его – «лежка». Зимой его логово глубже и похоже на овальную ямку. В ней заяц прячется от врагов и ветра. У зайца много врагов – охотники, волки, лисы, собаки, орлы, совы. Спасает его то, что он быстро бегает и то, что у него белая шубка. А еще, спасаясь от врагов, заяц любит «петлять», т.е. запутывать следы и возвращаться на прежнее место.

Еж питается мелкими грызунами, змеями. К зиме добычу добывать трудно, он сворачивается в клубочек и спит зимой, заготовив запасы.

Белка зимой имеет теплый и красивый мех. Из рыжей она становится светло-серой. У белки большой и пушистый хвост. Им она покрывается в гнезде, как одеялом, от холода. А еще ей хвост нужен для того, чтобы она перелетала с ветки на ветку, а хвост служит ей рулем и парашютом. Белка живет в дуплах и гнездах. Она приготовила толстую подстилку из сухой травы, поэтому там тепло. В сильный мороз белка не выходит из дупла. Питается она семенами шишек и запасами кормов, заготовленных с осени.

Волк – опасный хищник. Зимой волки живут стаями. Стаи рыщут по полям и дорогам, ищут добычу. На охоту волки выходят ночью.

Голодные волки злые и смелые. Они забегают в деревни, забираются в овчарни и птичники, нападают на дворовых собак.

Лось – самый большой зверь. Лоси бродят по лесу стадами. Они питаются корой и ветками деревьев и кустов. Лоси сильные. У них длинные ноги.

Барсуки питаются корешками, травами, овощами. К зиме с едой становится плохо, поэтому они прячутся в свои норки и крепко зимой спят.

Воспитатель: А вот и те самые лесные звери (костюмированная драматизация детей):

Нешуточный мороз в лесу лютует.

А как же звери там зимуют?

Медведь: Я зимой под вьюжный вой

Сплю в избушке снеговой.

Пусть мне во сне приснится мед.

Проснусь, когда весна придет.

Ежик: Послушайте меня, детишки.

Зимой я тоже сплю, как Мишка.

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил.

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

Белка: Я, Белочка, к зиме старалась:

Меняла шубку, запасалась,

Дупло листвою утеплила,

Чтобы зимой тепло мне было.

Зайка: К зиме я, Зайчик, поленял,

И цвет у шубки поменял.

Зимой быть белым не могу,

Меня заметят на снегу.

Волк: Я – серый Волк. Хожу я в стае.

Чтоб злым не быть, не голодать –

Рыщу, охочусь, не устану.

Зимой мне трудно пищу добывать.

Лиса: Я хитрая Лиса-плутовка.

Мой мех пушист, красив и тепл.

Чтоб поживиться в зимний холод –

Брожу по лесу, мимо сел.

Дед Мороз: Ребята, какие вы молодцы! Рассказали мне все про Зимушку. Вот только забыли про птиц. Все ли птицы улетели в теплые края, или какие-то остались зимовать?

Воспитатель: Ребята, какие птицы называются «перелетными» и какие «зимующими»? Расскажите, что вам известно про жизнь птиц в зимнее время?

Воспитатель: Примерные рассказы детей:

Перелетные птицы не могут найти зимой корм, собираются в большие стаи и улетают в теплые края. А зимующие птицы находят корм и не улетают. Из холодных краев прилетают к нам красногрудые снегири, свиристели. Ближе к жилью человека из лесов и с полей переселяются вороны, сороки, галки, синицы. Здесь они находят больше корма. В коре, в земле птицы добывают жуков, пауков, ищут корм на кустах и деревьях (почки, семена). В мороз и метель птицы умолкают, прячутся в безветренные места и нахохливаются. От этого им теплее. К зиме у птиц тело под перьями покрывается пухом. И поэтому им теплее. К ночи они летят в парк или ближайший лес и там ночуют на ветках деревьев, прячут свой клюв и лапки в перышки и так спасаются от мороза. Надо заботиться о зимующих птицах, помочь им выжить в холодную зиму. Часто зимой птицы гибнут от голода. В это время нужноделать кормушки и подкармливать птиц семенами подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза, крупой, крошками хлеба. Семена лучше раздавить. Нельзя давать птицам поджаренные семена.

«Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело:

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну».

Воспитатель (обращает внимание на цветовые модели): Посмотрите на эту стайку и скажите, какие птицы остались зимовать с нами?

Дети называют перелетных птиц, обозначая соответствующими кружочками:

  • Воробей – коричневый;
  • Сорока – белый;
  • Ворона – черный;
  • Снегирь – красный;
  • Синица – желтый;
  • Голубь – голубой;
  • Дятел – трехцветный (красный, белый, черный).

III. Заключительная часть

Дед Мороз: Ребята, спасибо, что вы мне рассказали все про Зимушку, какая она у вас здесь. Значит, все в порядке. Значит, я спокоен. Пора мне в путь, к другим ребятам на праздники, на Елки. Да вот мешок пуст. Раздарил подарки все. Может, что-то придумаете?

Воспитатель: Ребята, Дед Мороз приходил к нам с загадкой. А ведь мы тоже знаем много загадок о зиме. Давайте наполним ими мешок Деда Мороза, а он их отнесет в подарок детям.

Дети называют загадку и помещают «Загадку-фишку» Деду Морозу в мешок:

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила,

И на санках прокатила». (Зима)

«Он на солнышке румяный,

Под луною голубой.

Он за ворот и в карманы

Залетает нам с тобой». (Снег)

«И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет». (Мороз)

«Все лето стояли, зимы ожидали

Дождались поры – помчались с горы». (Санки)

«Старик у ворот все тепло уволок». (Мороз)

«Лечу, кручу, на весь мир ворчу». (Метель)

«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз)

«Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту». (Снег)

«Меня не растили, из снега лепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза – угольки, руки – сучки.

Холодная, большая, кто я такая?». (Сн. Баба)

«Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы и заросли роз». (Мороз)

«За окошком двор исчез –

Там волшебный вырос лес». (Морозные узоры)

«Всю зиму пролежит, весной в речку убежит».

(Снег)

«На всех садится, никого не боится». (Снег)

Дед Мороз: Спасибо, ребята, я обязательно подарю ваши подарки-загадки другим детишкам. А вам на память о нашей встрече я дарю Снежинки с моим ликом.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного…

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного возраста C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого…

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает...

План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»

План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»

Читайте также

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в…

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности...

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию «Веселые…

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию«Веселые посиделки» Цель: знакомство детей дошкольного возраста особенностями русского народного костюма, развитие интереса к...

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в…

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я...