Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для детей 4 – 5 лет
«Всем знакома Чародейка Матушка – Зима»
Цель:
обобщить и систематизировать представления детей о взаимосвязи явлений в природе.
Задачи:
- образовательные: закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления;
- обучающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.
- воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.
Активизация словаря:
просторы, хозяйничает, забавы, приметы, поземка, бураны, хрупкие, кристаллики, хлопья, иней, хлопочет, скрепила лед, крепость, отпечатки, нагулял жир, шатуны, рыщет, кормежка, кочерыжка, логово, лежка, петлять, лютует, полинял, плутовка, запорошила, уволок, лик.
Материал:
костюм Деда Мороза; фонограмма П.И.Чайковского «Хрустальная симфония зимы»; Картина А.С. Степанова «Зимний пейзаж»; модель снежинки; схема стихотворения О. Высоцкой «Мастерица Зима»; картина «Зимние забавы»; тюль («снег»), мяч («комок снега»); плакат с изображением «следов» лесных зверей; плакат с изображением диких животных, цветовые модели (соответствующие звери); костюмы медведя, ежика, белки, зайца, волка, лисы; цветовые модели зимующих птиц; загадки-фишки.
Предварительная работа:
чтение рассказов и стихотворений о зиме; рассматривание пейзажных картин, заучивание зимних загадок, беседа о приметах зимнего периода; наблюдение за снегом; заучивание стихотворения О.Высоцкой «Мастерица Зима»; беседа о жизни растений, диких животных и птиц в зимний период; беседа о видах развлечений зимой; знакомство с поговорками, приметами и скороговорками на зимнюю тематику; заучивание кричалки «Что вам нравится зимой?»; беседа о правилах в зимний период; заучивание драматизации «Звери зимой»; ТРИЗ (работа с моделями и схемами).
План занятия:
I . Организационный момент:
1. Вход Деда Мороза под фонограмму П.И.Чайковского «Хрустальная симфония зимы» с загадкой о Зиме.
- Просьба к детям рассказать о том, как хозяйничает Зима.
II. Основная часть:
1. Рассказы детей о признаках зимы по пейзажной картине А.С.Степанова «Зимний пейзаж». Рассказы детей об образовании снега с использованием модели «Снежинка».
2. Рассказы детей о жизни растений зимой.
- Стихотворение О.Высоцкой «Мастерица Зима по схеме.
- Скороговорка Деда Мороза о ели.
- Зимние приметы.
3. Рассказы детей об играх зимой по картине «Зимние забавы».
- Пословицы о зиме со «снежком-мячом».
4. Физкультминутка:
- Кричалка «Что вам нравится зимой?» (имитация движений под «тюлем-снегопадом».
- Правила зимой.
5. Следы зверей. Рассказы детей о жизни зверей в зимний период с использованием изображений , цветовых
моделей и схем.
- Драматизация «Звери зимой в лесу» с использованием костюмов.
6. Рассказы детей о зимующих птицах с использованием цветовых моделей.
III. Заключительная часть:
1. Дед Мороз благодарит детей за рассказы о зимнем периоде, собирается в путь, просит помочь наполнить пустой мешок подарками для других детей.
2. Дети наполняют мешок своими загадками-моделями о зиме.
Ход занятия
I. Организационный момент:
Под фонограмму П.И.Чайковского «Хрустальная симфония зимы» входит Дед Мороз с мешком.
Дед Мороз: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам с загадкой. Отгадаете ли вы ее?
«Кто в пуховой шубке белой
Легкой поступью и смелой
Вышел в час с утра?
На кудрях ее пушистых
Много блесток золотистых,
Много серебра…
Эти локоны седые,
Крупно в кольца завитые,
Бьются о плечо.
На губах зари багрянец,
На щеках живой румянец
Пышет горячо.
Рукавичкою взмахнула -
Раз, куда бы не взглянула ,
Застлан был ковер…
Новый взмах – речка встала
Та, что звонко лепетала
С давних пор.
Кверху руку поднимает –
Вмиг деревья накрывает
Чистым серебром.
По вершинам бродят взоры –
И роскошные узоры
Вытканы кругом!
Эта белая шубейка
Всем знакома Чародейка –
Матушка – Зима!
/Л.Чарская/
Дети: Зима.
Дед Мороз: Правильно, это Зимушка – Зима. Обхожу леса, поля, просторы, города и села. Смотрю: везде ли порядок? Да уж очень устал. Немного отдохну, а вы мне, старому, уж расскажите, как хозяйничает у вас Зима?
Воспитатель: Дедушка Мороз, посиди, отдохни немножко, а уж мы тебе все расскажем: про природу зимнюю, про зверей и птиц, про зимние игры-забавы и праздники русские.
II. Основная часть:
Воспитатель (обращает внимание детей на пейзажную картину А.С.Степанова «Зимний пейзаж»): Ребята, расскажите дедушке Морозу, на самом ли деле к нам пришла Зима, и как вы об этом догадались? По каким приметам?
Примерные рассказы детей:
Зимой все ниже солнце движется над землей; оно светит, но не греет. Небо часто покрывают темные тучи. На землю падает снег. На улице морозно. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюга, бураны. Воздух становится холодным. Реки и озера покрываются льдом. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду.
При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.
Воспитатель (обращает внимание детей на большую снежинку):
«Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится».
/Плещеев/
Ребята, знаете ли вы, откуда появляется снег? Что вы знаете о снежинках? Какого цвета бывает снег?
Примерные рассказы детей:
Снег накрывает луга, поля, дома и улицы. Под теплым пушистым снегом тепло растениям. Под мягким одеялом им не страшен мороз. Снег спасает растения от мороза. Если в мороз мало снега – растения могут погибнуть.
Снежинки – чистые, хрупкие, сверкающие. Они падают из туч. Из водяного пара получаются крохотные льдинки – кристаллики.
Снежинки кружатся в воздухе и падают на землю. Одна снежинка – красивей другой. Они похожи на цветок, на звездочки. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда мороз не сильный – снежинки скатываются в белые шарики. А при сильном ветре у них обламываются лучи, и снежинки превращаются в снежную пыль. Если нет мороза, снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. На деревьях и проводах выступает иней. Снег под ногами хрустит, т.к. под тяжестью ломаются звездочки и лучи. Падая, снег ложится слоями. Растут сугробы. Снег ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви кустов и деревьев. Снежинки кружатся, виснут на бороде, ресницах, бровях.
При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о жизни растений зимой?
Примерные рассказы детей:
Зимой мало света, холодно, снежно – поэтому растения прекращают свой рост, отдыхают. Зимой растения не растут. Деревья и кусты сбросили листья и отдыхают до весны. Остались лишь хвоинки на елях и соснах. Эти растения всегда зеленые. Под снегом растениям тепло. Между снежинками есть воздух. Он защищает растения от холода.
При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.
Воспитатель: А знаете ли вы стихотворение о красоте Зимы?
Ребенок читает стихотворение О.Высоцкой «Мастерица Зима» по схеме:
«Зима спешит, хлопочет, укутала в снега
Все стежки и дорожки, скамейки и стога.
Белеют рукавицы на веточках берез,
Чтоб им не простудиться, чтоб выдержать мороз.
Зима связала дубу пушистый свитерок,
На ель надела шубу, на яблоню платок.
Надолго и надежно в реке скрепила лед.
Ходить по речке можно. Иди к нам, Новый год!»
Воспитатель: Ребята, давайте позабавим Деда Мороза, развеселим его нашей скороговоркой об одном из растений зимой.
Дети учат Деда Мороза проговаривать скороговорку с разной силой голоса, в разном темпе:
«Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели».
Воспитатель: Дед Мороз, наши ребята знают приметы зимы.
Дети поочередно называют зимние приметы:
- «Если вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу».
- «Если зимой снег глубокий – летом хлеб высокий».
- «Если снежные хлопья стали крупными – жди потепления».
Дед Мороз: Хорошо у вас зимой, везде Зимушка постаралась, похозяйничала. Ребята, что-то вы мне не рассказали, как у вас дела с зимними забавами и развлечениями?
Воспитатель (обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»): Ребята, давайте расскажем про зимние развлечения.
Примерные рассказы детей:
Зимой весело, потому что можно кататься на горке, на коньках, на лыжах, на санках. Зимой можно играть к хоккей, лепить снеговиков.
При затруднениях - беседа по наводящим вопросам.
Воспитатель: Да, веселое время года - Зима. Бодрит и веселит нас она. Предлагаю вам расположиться на лесной полянке и поиграть в зимнюю кричалку «Что вам нравится зимой?».
Дети перемещаются на ковер и, отвечая на вопросы, имитируют соответствующие движения кричалки под развивающимся «тюлью-снегом».
Что вам нравится зимой?
- Белые полянки
И на горке снеговой
Лыжи или санки.
Что вам нравится зимой?
- Мягкие сугробы,
Чтоб копаться день-деньской,
Крепость делать чтобы.
Что вам нравится зимой?
- Потеплей одеться,
В шубке теплой меховой
На морозе греться.
Что вам нравится зимой?
- Вся в игрушках разных
Елка в комнате большой
В новогодний праздник.
Воспитатель: Ребята, предлагаю на этой полянке посоревноваться. Кто поймает этот «комок-снежок» - тот назовет пословицу о зиме.
Дети называют пословицы:
- «Зимой солнце сквозь слезы улыбается».
- «Белее зима – зеленее лето».
- «В зимний холод всякий молод».
- «Зима не лето: в шубу одета».
- «Береги нос в большой мороз».
- «Много снега – много хлеба».
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы правила, которые необходимо соблюдать в зимнее время и взрослым и детям?
Дети перечисляют правила:
- зимой на улице не расстегивай одежду;
- не снимай шапку;
- не ешь снег;
- не бери в рот сосульки;
- не садись на снег и лед;
- будь внимателен на льду (если лед тонкий – не иди на речку и пруд).
Воспитатель (обращает внимание на отпечатки следов): Ребята, посмотрите, на поляне, покрытой снегом, чьи-то следы:
«На снегу следы - как книжка.
Куропатка, горностай,
Волк, сохатый, даже мышка –
Пишут все. А ты читай».
/В.Головин/
Похожи на белые странички поля и поляны, дорожки. Снова снег – снова чистая страница. Утром придешь – белые странички покрыты множеством таинственных знаков, черточек, запятых. Значит, ночью кто-то тут был, ходил, прыгал, что-то делал.
А кто был? Что делал? Чьи же это следы?
Дети: Это следы зверей, живущих в лесу.
Воспитатель: Чьи следы вы узнали?
Примерные рассказы детей:
Это следы белочки потом у, что отпечатаны 4 лапки. 4 лапки – 4 ямки. Впереди отпечаток двух больших задних лапок, сзади двух меньших – передних. Отпечатки задних лап у белки длиннее. Они забегают вперед.
Это следы зайца. Когда заяц прыгает – он так же, как и белка, заносит задние ноги далеко вперед. От них остаются на снегу ямки большего размера, чем следы передних лап.
Это следы лося. Они самые большие, потому что лось – самый большой зверь в лесу.
Воспитатель: Давайте расскажем Деду Морозу, как зимуют звери в лесу. А помогут нам эти разноцветные кружочки (детям предлагается плакат с изображением соответствующих зверей - медведь, заяц, белка, лиса, ежик).
Примерные рассказы детей:
Все звери к зиме поменяли цвет шерсти (она стала гуще), приготовили себе дома (берлоги, дупла, норы), заготовили корм к зиме.
Медведь к зиме нагулял жир, устроил себе берлогу. У него отросла густая пушистая шерсть. В берлоге, занесенной снегом, медведь спит до весны. Спит он чутко: при шуме просыпается и вылезает наружу. Медвежьих следов в лесу почти не встретишь. Но медведи-шатуны бродят по лесу и не могут успокоиться. Это медведи, нагулявшие мало жира.
Лиса зимой носит густую пушистую шубку, охраняющую ее от морозов. Пищу зимой лисе добывать трудно. Долго лиса рыщет по полю и по лесным полянкам в поисках корма. Она охотится за зайцами, мышами, ловит под снегом куропаток. В зимнее время лиса близко подходит к селам и городам.
Заяц беляк живет в лесу. Шерстка у него теплая, под цвет снега. Мех его становится таким теплым, что он долгое время может отдыхать на снегу. Лапы зайца к зиме обрастают шерстью, чтобы было тепло. Днем заяц спит, а ночью выходит на кормежку.
Зимой он поедает ветки, кору кустарников и деревьев, поэтому зимой заяц живет около густых насаждений, где для них много корма. Иногда зайцы посещают сады и огороды, где лакомятся капустными кочерыжками и корой плодовых деревьев. Зимнее логово его – «лежка». Зимой его логово глубже и похоже на овальную ямку. В ней заяц прячется от врагов и ветра. У зайца много врагов – охотники, волки, лисы, собаки, орлы, совы. Спасает его то, что он быстро бегает и то, что у него белая шубка. А еще, спасаясь от врагов, заяц любит «петлять», т.е. запутывать следы и возвращаться на прежнее место.
Еж питается мелкими грызунами, змеями. К зиме добычу добывать трудно, он сворачивается в клубочек и спит зимой, заготовив запасы.
Белка зимой имеет теплый и красивый мех. Из рыжей она становится светло-серой. У белки большой и пушистый хвост. Им она покрывается в гнезде, как одеялом, от холода. А еще ей хвост нужен для того, чтобы она перелетала с ветки на ветку, а хвост служит ей рулем и парашютом. Белка живет в дуплах и гнездах. Она приготовила толстую подстилку из сухой травы, поэтому там тепло. В сильный мороз белка не выходит из дупла. Питается она семенами шишек и запасами кормов, заготовленных с осени.
Волк – опасный хищник. Зимой волки живут стаями. Стаи рыщут по полям и дорогам, ищут добычу. На охоту волки выходят ночью.
Голодные волки злые и смелые. Они забегают в деревни, забираются в овчарни и птичники, нападают на дворовых собак.
Лось – самый большой зверь. Лоси бродят по лесу стадами. Они питаются корой и ветками деревьев и кустов. Лоси сильные. У них длинные ноги.
Барсуки питаются корешками, травами, овощами. К зиме с едой становится плохо, поэтому они прячутся в свои норки и крепко зимой спят.
Воспитатель: А вот и те самые лесные звери (костюмированная драматизация детей):
Нешуточный мороз в лесу лютует.
А как же звери там зимуют?
Медведь: Я зимой под вьюжный вой
Сплю в избушке снеговой.
Пусть мне во сне приснится мед.
Проснусь, когда весна придет.
Ежик: Послушайте меня, детишки.
Зимой я тоже сплю, как Мишка.
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
Белка: Я, Белочка, к зиме старалась:
Меняла шубку, запасалась,
Дупло листвою утеплила,
Чтобы зимой тепло мне было.
Зайка: К зиме я, Зайчик, поленял,
И цвет у шубки поменял.
Зимой быть белым не могу,
Меня заметят на снегу.
Волк: Я – серый Волк. Хожу я в стае.
Чтоб злым не быть, не голодать –
Рыщу, охочусь, не устану.
Зимой мне трудно пищу добывать.
Лиса: Я хитрая Лиса-плутовка.
Мой мех пушист, красив и тепл.
Чтоб поживиться в зимний холод –
Брожу по лесу, мимо сел.
Дед Мороз: Ребята, какие вы молодцы! Рассказали мне все про Зимушку. Вот только забыли про птиц. Все ли птицы улетели в теплые края, или какие-то остались зимовать?
Воспитатель: Ребята, какие птицы называются «перелетными» и какие «зимующими»? Расскажите, что вам известно про жизнь птиц в зимнее время?
Воспитатель: Примерные рассказы детей:
Перелетные птицы не могут найти зимой корм, собираются в большие стаи и улетают в теплые края. А зимующие птицы находят корм и не улетают. Из холодных краев прилетают к нам красногрудые снегири, свиристели. Ближе к жилью человека из лесов и с полей переселяются вороны, сороки, галки, синицы. Здесь они находят больше корма. В коре, в земле птицы добывают жуков, пауков, ищут корм на кустах и деревьях (почки, семена). В мороз и метель птицы умолкают, прячутся в безветренные места и нахохливаются. От этого им теплее. К зиме у птиц тело под перьями покрывается пухом. И поэтому им теплее. К ночи они летят в парк или ближайший лес и там ночуют на ветках деревьев, прячут свой клюв и лапки в перышки и так спасаются от мороза. Надо заботиться о зимующих птицах, помочь им выжить в холодную зиму. Часто зимой птицы гибнут от голода. В это время нужноделать кормушки и подкармливать птиц семенами подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза, крупой, крошками хлеба. Семена лучше раздавить. Нельзя давать птицам поджаренные семена.
«Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело:
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну».
Воспитатель (обращает внимание на цветовые модели): Посмотрите на эту стайку и скажите, какие птицы остались зимовать с нами?
Дети называют перелетных птиц, обозначая соответствующими кружочками:
- Воробей – коричневый;
- Сорока – белый;
- Ворона – черный;
- Снегирь – красный;
- Синица – желтый;
- Голубь – голубой;
- Дятел – трехцветный (красный, белый, черный).
III. Заключительная часть
Дед Мороз: Ребята, спасибо, что вы мне рассказали все про Зимушку, какая она у вас здесь. Значит, все в порядке. Значит, я спокоен. Пора мне в путь, к другим ребятам на праздники, на Елки. Да вот мешок пуст. Раздарил подарки все. Может, что-то придумаете?
Воспитатель: Ребята, Дед Мороз приходил к нам с загадкой. А ведь мы тоже знаем много загадок о зиме. Давайте наполним ими мешок Деда Мороза, а он их отнесет в подарок детям.
Дети называют загадку и помещают «Загадку-фишку» Деду Морозу в мешок:
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила». (Зима)
«Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой». (Снег)
«И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет». (Мороз)
«Все лето стояли, зимы ожидали
Дождались поры – помчались с горы». (Санки)
«Старик у ворот все тепло уволок». (Мороз)
«Лечу, кручу, на весь мир ворчу». (Метель)
«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз)
«Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту». (Снег)
«Меня не растили, из снега лепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза – угольки, руки – сучки.
Холодная, большая, кто я такая?». (Сн. Баба)
«Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы и заросли роз». (Мороз)
«За окошком двор исчез –
Там волшебный вырос лес». (Морозные узоры)
«Всю зиму пролежит, весной в речку убежит».
(Снег)
«На всех садится, никого не боится». (Снег)
Дед Мороз: Спасибо, ребята, я обязательно подарю ваши подарки-загадки другим детишкам. А вам на память о нашей встрече я дарю Снежинки с моим ликом.
Читайте также |
---|
Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного…
Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного возраста C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с...
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого…
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает...
План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»
План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»