Конспект занятия в старшей группе детского сада «Покормите птиц зимой»

Цель: Формировать экологическую культуру у детей, обобщенное представление о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах; о видах корма для птиц;

- формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

- активизировать словарь детей по теме.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, интерес к миру птиц, активизировать внимание, память, мышление;

- развивать умение делать выводы, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное, бережное, заботливое отношение к птицам; желание помогать им в трудное для них время.

Оборудование и материалы к занятию: ноутбук, проектор, компьютерные презентации к занятию "Покормите птиц зимой", "Памятники птицам", снегирь, конверт с загадками, лист со следами птиц на снегу, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, 2 фланелеграфа: на одном -елка, на другом- солнце и пальма), кормушки для птиц, сделанные родителями вместе с детьми, растопленное сало, семена сорных трав, ягоды рябины, шиповника, измельченные семечки тыквы и арбуза, овсяные хлопья, отруби, пшено, овес, орешки липы, крылатки клена, сережки березы, маленькие баночки, выстланные сеткой, сосновые шишки, кусочки белого хлеба.

Предварительная работа: рассматривание альбома "Зимующие птицы", наблюдения в природе во время прогулок, организация "птичьей столовой" на участке детского сада, чтение художественной литературы о зиме, о птицах, отгадывание загадок о временах года, о птицах.

 

В начале занятия воспитатель обращает внимание на снегиря, который сидит на форточке и держит в клюве конверт.

- Посмотрите, ребята, это наш знакомый снегирь прилетел и что-то в клювике принес. Это конверт. Хотите узнать, что же в этом конверте?

- Ребята, снегирь часто прилетает к нашему окну, наблюдает, как вы занимаетесь и хочет проверить, хорошо ли вы знаете птиц, умеете ли вы отгадывать загадки?

А теперь я загадаю вам загадку. Если вы правильно отгадаете птицу, то её изображение появится на экране.

Предлагаю детям компьютерную презентацию «Зимующие птицы нашего края»

Дети отгадывают загадки, находят изображение птицы и выставляют его на фланелеграф.

Загадки про воробья, ворону, сороку, снегиря, дятла, синицу, свиристель. 

- Как можно назвать всех этих птиц? (зимующие)

- Почему эти птицы круглый год живут у нас? (Эти птицы не боятся морозов, и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают корм (насекомых, их личинки), которые спрятаны в щелях домов, заборов, в коре деревьев, питаются семенами хвойных и лиственных деревьев. А поползни и синицы отыскивают запасы корма, которые сделали осенью.

- И все-таки очень тяжело приходится птицам зимой.

Релаксационное упражнение

Давайте представим себе, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение удивления, огорчения.) Дети складывают ладошки, имитируя, что держат птичку, дышат на нее, чтобы согреть, прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю (выражение лица радостное).

- Совсем скоро наступит Новый год. Нам, людям, никакие морозы не испортят веселья. Мы закроемся в своих теплых домах и забудем о холодном ветре, снегопадах и морозах. А вот птицам в такую погоду легко находить корм?

- Почему в зимнее время птицы приближаются к человеческому жилью? (Чтобы люди им помогли, подкормили.)

- И надо спешить, ведь дорог каждый час. А вы хотели бы помочь птицам? Как? (Ответы детей.)

- Правильно, надо сделать кормушки для птиц. А чем мы будем подкармливать птиц? (Плодами деревьев, кустарников, семенами трав, ягодами шиповника, рябины, семенами подсолнуха, арбуза, тыквы, дыни, которые мы собирали осенью.)

- Зимой птицы могут есть еду с нашего стола (остатки каши, крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мяса).

Воспитатель читает стихотворение "Покормите птиц зимой" А.Яшин.

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Затем обратить внимание детей на кормушки, которые они сделали с родителями.

- Ребята, вы уже сделали кормушки с родителями, скажите им большое "спасибо" и птички тоже вас поблагодарят. Они весной и летом будут летать около вашего окна и радовать вас своим веселым пением.

Сейчас, ребята, отдохнем, физкультминуткой вас займем.

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится. (Дети шагают на месте.)

Прыг - скок, прыг - скок, (Прыгают на месте.)

Завертелась, как волчок (Повороты вправо – влево.)

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку. (Дети имитируют движения.)

И с дорожки на плетень

Тири - тири, тень - тень. (Прыжки.)

- С давних времен в новогодние дни принято украшать елку красивыми игрушками и подарками. А я предлагаю вам украсить елку для пернатых друзей. Вы согласны? Вершину можно украсить гирляндой из шишек, а ветви ягодами рябины и шиповника, орешками липы, крылатками клена, сережками березы. А какие птицы прилетят на новогодний праздник? (Зимующие.)

Дидактическая игра "Помоги расселить птиц "

На столе лежат картинки с изображением птиц. Нужно взять одну картинку : зимующих птиц посадить на ветки ели (фланелеграф с изображением елки), а перелетных - на фланелеграф с изображением солнца, пальмы.

- Молодцы, ребята, вы помогли перелетным птицам улететь на теплый юг, а зимующим птицам устроили новогоднюю елку.

Стихотворение "Птичья елка" З.Александрова.

У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый год,
На высокой тонкой ножке
Чудо-ёлочка встаёт.

Эта ёлка не простая,
И она не для ребят,
Возле ёлочки летая,
Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,
Снегири и воробей —
Все хотят повеселиться
Возле ёлочки своей!

Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда,
Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи
К нам на ёлку в зимний сад,
И в саду не умолкая
Колокольчики звенят.

-Ребята, а снегирь принес нам необычное письмо. Посмотрите! Оно написано не словами, не буквами, а какими-то крестиками и точками.

-Кто рисует на снегу длинные цепочки,

Кто расставил на бегу крестики и точки?

Это... птицы на бегу оставляют на снегу

Тонкие следочки - крестики и точки!

- Хотите узнать, что написали птицы на снегу? (Читаю.)

-Оказывается, в лесу есть необыкновенная поляна - "Поляна жалоб и слез"

Воспитатель читает жалобы:

1. Чечетки лапками на снегу наследили: "Семечки не давленные в столовой. Клюв сломаешь, пока их раскусишь.У нас от такой пищи мозоли на языке".

2.Синичка носом выстукала: "Могли бы вывешивать несоленое сало, от соленого у нас животики болят".

3. Воробушек - пухлячок коготком нацарапал: "Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! Хоть бы навес сделали!"

4. Овсянка напрыгала : "Осталась голодная . Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков?"

5. Снегирь хвостиком начертил: "Где семена сорняков? Где рябина? Где арбузные и тыквенные семечки?"

- Ребята, а как вы думаете, а наши пернатые друзья, которые прилетят на наши кормушки, будут жаловаться? (Нет.)

- Почему? (У нас кормушки с бортиками, с крышами, сало вешаем несоленое, есть семена сорных трав, которые собирали осенью, есть измельченные арбузные и тыквенные семечки, семена подсолнечника, ягоды рябины и шиповника.)

- Я уверена, что наши пернатые друзья не будут жаловаться, а скажут нам большое спасибо за помощь.

- Птицы - прекрасное создание природы и благодарные люди даже ставят памятники самым обыкновенным, самым обычным для нас птицам.

- Я вам уже рассказывала, что в Англии моряки поставили памятник почтовой голубке. (Слайд.)

А благодарные римляне возвели большой памятник гусям и объявили гусей священными птицами. (Слайд.)

А сегодня я хочу вам рассказать о том, как в Америке в главном парке одного города Бостона поставили памятник самому обыкновенному воробью. Да-да! Как - то на один американский штат напали гусеницы. Они пожирали все на своем пути. Людям грозил голод, но справиться с этими обжорами не могли. На помощь людям пришли славные воробушки. Они уничтожили всех гусениц. За это им поставили памятник. (Слайд.)

- Вот видите, какие маленькие птички, а какую большую пользу приносят.

Расскажите, какую пользу приносят птицы? (Уничтожают вредных насекомых, охраняют поля, сады и огороды, украшают природу своим пением и ярким оперением.)

Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

- во время подкормки не сорить не оставлять полиэтиленовые пакеты, жесткие банки, коробки;

- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

- кормить птиц необходимо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

- А сейчас я вам предлагаю сделать необычные кормушки для маленьких симпатичных птичек - синичек. Для этого у нас есть: сало, которое мы растопили, пшено, овес, семена подсолнечника, мака, отруби, овсяные хлопья. Сейчас все это нужно перемешать и разложить в маленькие баночки, которые мы выстлали сеткой и завязать ниткой. (Дети выполняют работу.)

- У нас получились необычные кормушки - клецки.

- А еще можно взять сосновые шишки, заполнить шишку семенами, хлебом и повесить кормушку на дерево.

- Я убедилась сегодня в том, что вы добрые друзья птицам, никогда их не обидите, поддержите их, поможете пережить им трудное для них зимнее время года. С вашей помощью птицы доживут до весны и мы снова услышим их веселые звонкие песенки.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития Проблема помощи неговорящим детям с задержкой психического развития с целью их социальной адаптации...

Конспект НОД по математике (подготовительная группа) «Будка для щенка»

Конспект НОД по математике (подготовительная группа) «Будка для щенка» Цель: закрепление математических знаний и умений детей. Задачи: - закрепить умение следовать плану и инструкции; - упражнять...

Проектно-исследовательская работа. Тема: «Волшебная соль»

Проектно-исследовательская работа. Тема: «Волшебная соль» Введение Актуальность. Прошлым летом мы всей семьёй отдыхали в Соль-Илецке. Я обратил внимание, что в солёной воде плавать...

Читайте также

Ландшафтное озеленение территории. Проект «Детства яркие островки»

Ландшафтное озеленение территории. Проект «Детства яркие островки» Аннотация Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника – здесь...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Весёлый колобок

Весёлый колобок Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Младшая группа. Тема: «Весёлый колобок». Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование элементарных...