Автоматизация звука «р» через формирование и расширение «семантического поля слова» «корова»

В процессе многолетнего опыта работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, передо мной встала проблема словаря детей, которая четко прослеживалась в длительности периодов закрепления звуков в словах, предложениях, текстах. Например, при проведении дидактических игр и игровых заданий:

  • Назови предмет по картинке, выделяя голосом звук,
  • Отбери предметы /картинки/, в названиях которых есть звук и т.д.

Дети затруднялись с ответом /с выполнением задания/, так как или не знали названия предмета или не были уверены. Так же страдал процесс автоматизации звуков в предложениях, чистоговорках, стихах, пересказах особенно при самостоятельном составлении предложений, рассказов и т.п. По этой причине программные задачи, поставленные на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, зачастую решались с трудом.

Обозначив данную проблему и взяв за основу рекомендации профессора УГПУ г. Екатеринбург З.А.Репиной по формированию и расширению «семантического поля» слова, дополнительно изучив научные разработки А.Р.Лурия, Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, И.П.Клименко и других авторов, а так же научную литературу по развитию лексического запаса и коррекции звукопроизношения Г.И.Чиркиной, Т.Б.Филичевой, В.В.Коноваловой, Л.Н.Ефименковой, А.И.Максакова, Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой и др., я составила общий план коррекционной работы. Одним из пунктов которого был разработка логопедических занятий по формированию и расширению «семантических полей» слов и развитие их валентностей с одновременной автоматизацией звуков (с, з, ц, ш, ж, л, р).

Я представляю в данной работе одно из таких занятий по автоматизации звука «р». Возможно проведение занятий с группой и подгруппой детей. Допускается упрощение и усложнение занятия в зависимости от возраста, общих знаний и предварительной подготовки детей.

Логопедическое занятие № 1

Тема: Автоматизация звука «р» через формирование и расширение «семантического поля слова», развитие валентностей слова «корова».

Цели:

Образовательные:

- Формирование и расширение «семантического поля» слова и развитие валентностей слова «корова».

Коррекционные:

- Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях.

- Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

- Развитие фонематического восприятия.

- Уточнение и расширения словаря через формирование «семантического поля» слова и развитие валентностей слова «корова».

Воспитательные:

- Расширение знаний о домашних животных и воспитание любви к ним.

Оборудование:

Демонстрационное:

- Пиктограммы: слово-предмет, слово-действие, слово-признак.

- Карточки-слова, звуки.

- Сюжетные картины «корова».

- Мяч.

- «Чудо-дерево».

Раздаточный материал:

- «звуки, слоги, слова, предлоги» (фишки, палочки…).

- Фишки-сюрпризы по 5 штук.

Организационный момент:

Мы в кругу постоим,

Быстро звуки повторим.

Гласные:….

Согласные:…

А теперь мотор включай, свое место занимай (р-р)

Ну а звук то вы узнали?

Или просто так рычали?

- Звук «р»

- Характеристика звука «р» (согласный, звонкий, твердый, имеет мягкую пару).

Анализ акустико-артикуляционного образа (Показ «Артикуляционная гимнастика звука «р» с участием пальцев и кистей рук» - разминка для языка и пальчиков)

- Произносить мы будем «р»

Четко и уверенно

В слогах, словах и предложениях.

- Загадка:  Я живу зимой и летом

                   Не в лесу, а с человеком.

                   Если был уход хорош,

                   Лучше платы не найдешь.

                   Пить захочешь – напою,

                   Есть захочешь – накормлю.

                   Так скажите не тая,

                   Отгадайте, кто же я?

                                           (Корова)

- Сегодня на занятии мы расскажем друг другу все-все о корове, будем вспоминать /называть/ слова, но только те, в которых есть звук «р» в начале, середине или в конце слова.

- А вот дерево стоит,

У корней корова спит,

Что-то грустная с утра,

Родственников ждет она.

- (Подбор родственных слов и помещение их (карточек) в кроне дерева: коровка, коровенка, коровушка, коровища, коровник, коровяк…)

- (Уточнение, к какой пиктограмме отнесем эти слова: «гномик-предмет», «гномик-действие», «гномик-признак»)

- «Гномик-действие» ворчит,

Где мои слова?-кричит.

Мы сейчас подумаем

И слова придумаем.

- (Называние слов-действий: бродит, брыкается, обрывает, срывает, играет, взбрыкивает (ногами), уронила /роняет/ (забор), сбрасывает, крутит и т.д.)

- Составление словосочетаний со словами-предметами и действиями в соответствии с пиктограммами (предмет-действие):

  • Коровка бродит;
  • Коровка играет;
  • Коровенка взбрыкивает (ногами);
  • Коровища роняет забор (уронила забор);
  • Коровушка обрывает (срывает) листья.

- А «гномик-признак» заскучал,

Все слова он растерял.

Помоги-ка их найти,

Вопрос «какая?» впереди.

(Не забывайте звук «р»)

- (Называние слов-признаков: рогатая, красивая, сердитая, пестрая, стройная, травоядная, добрая, добродушная, робкая, радостная, разъяренная, безрогая, черная, красная, бурая, черно-белая, черно-пестрая, бело-черная и т.д.)

- Составление словосочетаний со словами признака внешнего вида, признака характера предмета в соответствие с расположением пиктограмм:

  • Безрогая, робкая коровка;
  • Черно-пестрая добрая коровушка;
  • Рогатая добродушная коровенка;
  • Черная сердитая коровища;
  • Пестрая радостная корова.

Физ.минутка:

- В кругу с мячом: бросающий мяч придумывает и называет 1 кличку для коровы: Красуля, Чернуха, Рыбка, Розана, Красуля, Чернуха, Ракета, Ракита, Розета, Пеструшка, Чернушка, Роза, Рада, Прага, Рыжуха, Красотка, Мороженка, Краснуха, Ромашка, Пеструха, Брошка, Рогалия и т.д.

- Работа с раздаточным материалом. Составление предложений, используя начало схемы предложения и пиктограмм.

Признак внешнего вида   признак характера   предмет   действие…

Заканчивают предложение дети.

- Выбирается самое удачное предложение и проводится анализ словесного состава.

- Проводится звуко-слоговой анализ слова «корова».

- Чистоговорочки для нас

Мы придумаем сейчас

Про корову, про траву.

Быстро выучим одну.

(придумывание чистоговорок, используя начало чистоговорок и конечное слово (читают с доски) совместно с учителем-логопедом)

ра-ра-ра корове есть траву пора

ры-ры-ры коровенки так добры

ру-ру-ру идет коровка по двору

ро-ро-ро несем коровушке ведро

яр-яр-яр идет к коровушке дояр

и так далее.

- Заучивание наиболее удачной.

Итог: отмечается правильное произношение звука «р» и интересные ответы детей.

Задание: дома побеседовать с родителями о корове. Вопросы прочитать на стенде «Хочу все знать».

Предварительная работа: беседы, экскурсии и т.д. в группах с воспитателями, с родителями по данным темам.

По этой теме проводится еще 2-3 занятия: о пользе молочных продуктов, домашних животных, профессий, о сравнении домашних и диких животных, об уходе за домашними животными.



Новые публикации

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной…

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной песочницы iSandBOX 1. Тема: «Листочки». 2. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое...

Мастер-класс «Подарок для папы»

Мастер-класс «Подарок для папы» Прекрасный подарок папе на 23 февраля. Для работы нам понадобиться:- картон цветной,- ножницы,- клей – карандаш,- цветная бумага,-...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В…

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В стране Знаний» Цели: подготовка старших дошкольников к обучению в школе, формирование позитивной мотивации...

Читайте также

Проект «День народного единства»

Проект «День народного единства» Вид проекта: Иследовательско- творческо- практический. Длительность: Краткосрочный (1 неделя). Возрастная группа: Подготовительный дошкольный возраст (6- 7 лет). Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Девиз: «Много...

Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Сочи –…

Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Сочи – столица зимних Олимпийских игр в 2014 году!» О, радость олимпийского движения! Храни, благословенная...

Сенсомоторное развитие детей 4-5 лет

Сенсомоторное развитие детей 4-5 лет   Сенсорное развитие (от латинского чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах...


Комментарии

  • Ирина
    Плагиат. Даже не удосужилась наиля наильевна исправить орфографические ошибки. Возможно нет достаточных ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...





В блогах

Проект во второй младшей группе № 6 «Почемучки» «Огород на подоконнике»

Sample Image

МАДОУ №441 «Кузнечик» Проект во второй младшей группе № 6 «Почемучки» «Огород на подоконнике» Подготовили воспитатели Морина Елена Викторовна Смирнова Галина Сергеевна   Актуальность. Ребенок – это маленький исследователь, который с радостью открывает для себя новый и интересный мир...

Методическая разработка. Дидактическая игра "Расскажи сказку по картинкам "Три медведя"

Sample Image

Аннотация. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам» предназначена для детей дошкольного возраста. Игра развивает речь, внимание, память и связную речь. Веселые, яркие картинки помогут в этом. Может использоваться для групповой и подгрупповой работы. Цель : разложить картинки в правильной...

Мастер-класс для родителей "Игры дома для автоматизации звуков"

Мастер-класс для родителей «Домашняя игротека для автоматизации звуков» Наступил долгожданный момент: на индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить трудный для него звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно...

Конспект развлечения: «Путешествие в страну дорожных знаков»

ГБУ СО СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект развлечения: «Путешествие в страну дорожных знаков» Специалист по реабилитационной работе Кировского филиала Деминой Е.И. Коррекционная цель: Формировать представления детей о правилах дорожного движения. Задачи: Развивать творческие способности детей Развивать организованность, самостоятельность, инициативность Воспитывать...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство