Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе
«Как лесные звери готовятся к зиме»

Цель: Расширить представление детей об образе жизни лесных зверей и птиц осенью, воспитывать любознательность.

Образовательная задача: закреплять знания об особенностях питания диких животных, учить называть диких животных, различать их.

Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к животным.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением лесных зверей осенью и зимой. Две одинаковые веточки с двумя и пятью пластиковыми шариками на нитке.

Ход ООД.

Ребята, мы с вами ходили в парк, кого мы там видели?

Как вы думаете, почему нам не встретились заяц, волк, лиса, медведь?

В парке много людей, вокруг него дороги, да и размеры лесопарков недостаточны. Животным необходимо много места, тишины. Но если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого- то. Звери пугливы. Поэтому давайте попросим лесовика превратить нас в невидимок. На время того, чтобы мы смогли понаблюдать за обитателями леса.

Раз, два, три ветка клена помоги

Оказаться нам в лесу

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотой Осень желтою косой.

В группе расставлены картины, на ковре осенние листочки березы. Входят в лес. Дети имитируют движения по лесу и садятся на пеньки, тихо, иногда с шуршанием упадет лист. Неслышно птиц. Почему?

Чем питались птицы летом? Кто-то мошками и жучками, кто-то ягодами и зелеными растениями.

Что произошло осенью с растениями и насекомыми?

Не стало еды для птиц, вот и улетели они на юг, где тепло и сытно.

Сначала улетели те, кто питался насекомыми, ласточки и стрижи. Эти птички ничего кроме насекомых не едят. Ни плодов в садах не клюют, ни зерен в поле не собирают. Зато тучи комаров и мошек поедают на лету. Есть такая примета. Если быть дождю, то ласточки низко над землей летают, потому что крылья у мошек от влаги становятся тяжелые и они летают низко. Тут - то около земли и ловят их эти маленькие черные птички с раздвоенными хвостиками. Умеют ласточки в полете не только насекомых ловить, но и пить, и даже купаться. Коснулась белой грудкой и хвостиком воды -искупалась. А стрижи тоже интересные птички. Они так хорошо летают, что даже могут спать в воздухе. Ловят они комаров и мошек высоко в небе. Осенью становится холодно и мошки исчезают. А вместе с ними улетают в теплые края стрижи. После ласточек и стрижей улетели птицы, которые кормятся, собирая свою пищу на земле журавли и грачи. И последними улетают на юг утки и гуси.

Отгадайте загадку.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет?

Сушит на зиму грибы.

Дети - белка.

Показываю изображение белки. Это белка, но уже не рыжая, а серая. Она шубку на более теплую поменяла.

Но почему цвет шерстки стал другим?

Так белка от врагов прячется, например, от хищной птицы ястреба. Деревья зимой голые, серые.

Какой цвет меньше заметен на фоне этих деревьев?

Чем же зимой будет питаться белка?

Она делает запасы. Грибы сушит, орехи в ямке прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадает вам такая кладовая, не трогайте ее, белке эти орешки нужны.

Воспитатель берет в руку заранее подготовленные две одинаковые ветки. К одной подвешены на нитках две одинаковых пластиковых шарика, а к другой пять.

На какой ветке больше орехов?

Но белка не умеет считать. Поэтому и стучит она по веткам. Вот так. Воспитатель ударяет легко по каждой ветке так, что они начинают качаться.

Ребята, как же белка узнает, где орехов больше?

На той ветке, которая должна качаться. Давай те посмотрим дом белки. В дупле у нее сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкая вход пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит. А хвост у белке как парашют. Прыгает белка с елки на елку, распустит хвост и плавно опустится на ветку. Коготочки у белки острые, цепкие.

Как другие звери готовятся к приходу холодов? Вот бежит торопится еж. Весь в сухих листьях.

Как вы думаете, как еж насаживает на колючки листья? Подбежал к ямке под пнем, избавился от листьев и снова за ними побежал. Выберет место, где листья совсем сухие, и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Дом себе на зиму готовит. Еж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.

Еще, ребята, в спячку впадает медведь. Летом и осенью медведь питается ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой. На зиму медведь не делает запасов. Он всю зиму спит в своей берлоге, накопил много жира. Медведю тепло в берлоге.

Физкультурная минутка:

Мы пришли в зимний лес,

Сколько тут вокруг чудес

Справа березка в шубке стоит

Слева елка на нас глядит

Снежинки на небе кружатся

И тихо на землю ложатся

Вот и зайка проскакал

От лисы он убежал
Это серый волк рыщет

Он себе добычу ищет

Лишь медведь в берлоге спит
так всю зиму и проспит
пролетают снегири
Как красивы они.

А вот еще один житель. Кто это?

Волк. Он тоже к зиме готовится. Шерсть за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки зимой живут семьями. Это волчья стая.

Кто еще живет в лесу?

Заяц. Заяц тоже поменял свою одежду на более теплую. Летом он серый, а зимой белый. Так зайцу легко спрятаться от врагов. У зайца длинные и сильные задние ноги. Убегает он быстро, запутывает свои следы на снегу. Заяц спит в снежной ямке, в большие морозы зарывается в сугроб. Ночью выходит добывать себе еду: кору деревьев.

А кто у зайца враги?

Лиса. А чем питается лиса? Она любит доставать из-под снега мышей. Слух у лисы хороший

Давайте с вами еще раз рассмотрим зверей на картинках. На доску выставляются изображение всех зверей.

Все звери покрыты шерстью, у всех есть хвост, все ходят на четырех лапах.

Проводится дидактическая игра «Кто где живет?» «Кто что ест?»

Подводится итог занятия.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой…

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития по изобразительной деятельности. Рисование на тему «Бабочка» Образовательная область:...

Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного…

Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного возраста

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим…

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим заключением «ОНР, 3 уровень речевого развития» по автоматизации звука [ж]...

Читайте также

Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования для второй…

Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования для второй младшей группы (3-4 года)

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Конспект ОД «Волшебная водичка»

Конспект ОД «Волшебная водичка» Цель: Знакомство детей со свойствами воды. Задачи: - развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования; - обогащать и активизировать словарь; - развивать...