Сценарий праздника для детей подготовительной к школе группы «Музыкальные портреты»

Портрет – это жанр изобразительного искусства, героем которого является человек. Портрет не только передает визуальное сходство. Более того, бывает и так, что художник представит нам героя с самой неожиданной стороны (вспомним портреты Матисса или Модильяни). И однажды, пристально вглядываясь в лицо человека на портрете, мы обнаруживаем в нем то, что не увидели сразу, что скрыто было от нас- его душу. Только тогда раскрывается тайна человека, и мы можем приступить к ее разгадке, а значит и к разгадке его характера, его истории.

На наших занятиях героем портрета может стать не только человек, но и любой предмет, явление природы, звук, цвет или персонаж произведения искусства. Поэтому и портреты на наших занятиях рождаются самые разные: портрет дерева или портрет утра, портрет тишины или портрет доброты…

А сегодня мы будем создавать музыкальные портреты. Музыка невидима, тем труднее ее рисовать. Надо сначала почувствовать ее настроение, цвет, фактуру, движение, представить ее себе, впустить в себя, превратиться в нее, понять. Можно даже поговорить с ней. Затем мысленно нарисовать ее в своем воображении, тога и на листе все получится.

Сказка.

- Жил-был один мальчик. Как мы его назовем?

- Петя или Пит.

Каждые каникулы он уезжал погостить к своей бабушке. Вы думаете, что его бабушка жила в деревне, в маленьком домике? Вот и не угадали. Бабушка владела большим и красивым замком. В этом замке хранилось много старых вещей, а на стенах висели огромные портреты предков. Это были дедушки, бабушки и прабабушки Пита.

Пит очень любил долгими вечерами ходить по галерее и рассматривать старинные портреты. Порой ему бывало скучно, ведь он был единственным ребенком в этом большом замке. Тогда Пит начинал играть с портретами. Он очень смешно с ними разговаривал и поддразнивал их. Он хохотал и гримасничал, строя рожицы солидным джентльменам в мундирах и красивым дамам в круженных платьях. И делал он это без страха, ведь нарисованные портреты не могли ответить ему.

Надо еще сказать, что Пит хорошо играл на пианино. Он каждый день играл гаммы, но это занятие очень скучное. Поэтому, пока бабушка сидела в кресле в комнате, Пит занимался, а как только бабушка выходила за дверь, Пит начинал, играя на фортепиано , дразнить портреты, висящие на стене, смешно изображая их в музыке. Примерно так…

Звучит несколько портретных импровизаций.

- Как вы думаете, чей портрет передразнивает Пит сейчас?

- Генерал или король идет и живот поддерживает

- А это девушка кокетничает…

- А это сердитый военный марширует…

- Очень может быть, но вот, что случилось дальше.

Когда Пит в очередной раз, сидя за фортепиано, смеясь передразнивал портреты с ними стало твориться что-то странное, пугающее… Портреты потускнели, потеряли краски, как бы растаяли, испарились из картин. Пит удивился и испугался.

В этот момент педагог показывает специально заготовленный «портрет» с вырезанным по контуру силуэтом, и на глазах у детей вынимает портрет из картины. Портрет исчезает на месте его остается только темный силуэт.

- Что случилось?

- Они обиделись и ушли…

- Да

Пит расстроился и убежал к себе в комнату

- Может быть мне это только показалось. Я сейчас лягу спать, а утром все будет как прежде,- решил Пит.

Но утром Пит увидел , что портретов в рамках нет. Пит позвал бабушку и рассказал ей , что случилось.

Бабушка хитро улыбнулась и спросила:

- Как ты думаешь, почему они ушли?

- Я дразнил их..

- А ты попробуй вернуть их.

- Но как?

- Найди музыку, придумай их музыкальные портреты, сделай им подарок. Может тогда вернутся.

И Пит нашел музыку…

- Давайте послушаем эти музыкальные портреты, и может, мы сможем из кусочков музыкального конструктора, из этих красивых линий воссоздать портреты снова.
Ребята слушают музыку и рассматривают линии, разложенные перед ними, пытаясь определить, какому музыкальному отрывку какие линии из конструктора соответствуют. В Багатели ля минор Бетховена – линия стремительная , напряженно изогнутая, взволнованная; в Багатели Ре мажор линия изысканная, тоненькая, витиеватая, с украшениями, с легким всплеском и завитком; а в пьесе «Гном» из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского линия острая, угловатая.

С этой задачей дети справляются легко.

Теперь надо попробовать мысленно представить портрет, как бы собрать его в воображении, разгадать его характер. Педагог играет отрывок из «Гнома»

- Попробуйте представить , какой это портрет? Кто это: мужчина или женщина?

- Это мужчина, он сильный , но неуклюжий..

Следующий музыкальный портрет – Багатель Ре мажор Бетховена. И снова мы все вместе разгадываем, кто это мог быть.

- Это женщина. Мужчина не может быть таким легким и гибким. Она взволнованно убегает.

- Вы молодцы, так хорошо разгадывали музыкальные портреты, а теперь давайте попробуем сами превратиться в них.

Достаем большую пустую раму. Задача – застыть в ней под музыку в образе того или иного портрета.

Ребята ищут позу, двигаясь в ритме музыки, пытаются представить настроение своего героя, выражение его лица. Некоторые работают парами. Лепят портреты друг из друга.

И вот в раме застывают живые портреты - кокетливая модница, танцующая девушка, рассерженный мужчина…

Но это еще не все. Мы берем музыкальный конструктор и составляем выразительные графические коллажи.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс по теме «Использование многофункционального пособия с элементами ОТСМ-ТРИЗ в…

Мастер-класс по теме «Использование многофункционального пособия с элементами ОТСМ-ТРИЗ в формировании представлений о мире природы у дошкольников» Цель: упражнять детей в...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить…

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить правильно» Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Задачи: 1. Развивать связную речь...

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях»

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях Задачи: Коррекционные: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при...

Читайте также

«Румяная матрёшка – душа России»

«Румяная матрёшка – душа России» Своей красочностью и неизменным «секретом» матрёшка привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Эта деревянная...

Конспект игры - путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Вместе…

Конспект игры - путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Вместе весело играем - дорожную науку легко мы изучаем» Цель: способствовать формированию...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении Одна из главных социальных проблем молодого поколения 21 века заключается в...