Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми
Тема «Нравственное воспитание детей в семейно-бытовой культуре жителей Поволжья»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

  Воспитательная:

- воспитывать уважительное отношение к культурным традициям своего и других народов.

  Развивающая:

- развивать у детей познавательный интерес к родному краю.

  Обучающая:

- формировать представления детей об особенностях представителей разных национальностей жителей Поволжья (национальный костюм, устное народное творчество).

   Методы и приемы:

  1. Беседы с детьмио быте, праздниках людей разных национальностей.
  2. Чтение легенд, сказок русского, татарского, мордовского, чувашского народов.
  3. Разучивание народных подвижных игр народов Поволжья.
  4. Рассматривание иллюстраций о Волге.
  5. Слушание народной музыки и песен народов Поволжья.
  6. Рассматривание предметов и иллюстраций народного творчества татарского, мордовского, русского, чувашского народов.
  7. Знакомство с пословицами и поговорками народов Поволжья, заучивание некоторых из них.

 

Ход:

Звучит русская народная мелодия. Выходят дети, хоровод «Ниточка».

Вед: Мы красиво нарядились,

Вокруг себя оборотились.

Вышли песенки попеть,

На людей посмотреть!

Себя людям показать!

Все вместе: Здравствуйте, люди добрые! (поклон).

Вед.: С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы с вами поздороваемся друг с другом и поклонимся, как в старину.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

Вед.:Что мы родиной зовем?

Дом, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды,

Звезды мира над кремлем!

У меня вопрос серьезный,

Поскорей ответ мне дай,

Одним словом как назвать мне

Наш любимый всеми край?

Дети: Поволжье.

Вед.:Почему, теперь ответьте,

Он так называется?

Дети: Потому что вдоль по Волге

Край наш простирается.

Вед.: Чем издавна был славен край?

Своим гостеприимством!

Множество народов в нём

Живёт в тесном единстве.

У каждой из народностей

Традиции свои.

Из года в год, из века в век

Культуру берегли.

Дети проходят на стульчики.

Вед.: Скажите, ребята, представители каких национальностей живут у нас в поволжье?

Дети: русские, татары, мордва, чуваши, удмурты, украинцы, белорусы, немцы и др.

Вед.: Как хорошо, что встретились

Мы вместе в зале нашем.

О народностях Поволжья

Мы вам сейчас расскажем.

Вед.: И начнем мы с национального костюма.

Традиционный костюм – свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц всех народов, образец красоты, способный поведать о старинных традициях. Одежда была уникальной и неповторимой культурной ценностью.

Уходило и терялось многое, но остались и живут народный костюм и народная песня. Народный костюм является художественным и одновременно бесценным историческим памятником.

1 слайд (русский народный мужской костюм).

Вед.: На Руси мужчины носили  рубахи – косоворотки и штаны – порты. Ворот косоворотки, рукава и низ украшали вышивкой. На голове мужчины носили картуз, а на ногах лапти.

2 слайд (русский народный женский костюм).

Вед.: Женщины носили рубахи, а поверх рубах одевали сарафаны. Украшали его вышивкой  и лентами. На голове носили кокошник, тоже украшенный лентами, Бусами.

3 слайд (татарский народный костюм).

Основными элементами татарской одежды была рубаха, украшенная растительным орнаментом-вышивкой и носили штаны. На голове носили тюбетейку. Женщины носили платье с длинными рукавами и носили длинные шаровары. Поверх платья носили жилет, украшенный растительным орнаментом, на голове носили платок и калфак. На ноги одевали сапоги – ичиги.

4 слайд (мордовский костюм).

Мордовский костюм состоит из платья-сорочки, оно украшается вышивкой, на платье одевается фартук, он обшивается тесьмой, на ногах носили лапти. А головной убор назывался сорока, потому что украшали тесьмой и бисером. Мужчины носили белые рубахи и штаны. Рубаха украшена тесьмой: красным, желтым и зеленым цветом. Подвязана поясом. На ногах носили лапти или сапоги.

5 слайд (чувашский костюм).

Мужчины в качестве одежды носили халаты кафтаны. На голове носили суконные шляпы или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги. Женщины чуваши носили головные уборы: покрывала или шапки, украшенные бисером и серебряными монетами. Костюмы их обшиты монетами, как воинские доспехи.

Вед.: А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в традиционную игру жителей Поволжья.

Вью, вью, вью, я капусточку, вью, вью, вь, я капусточку

Завевайс мой велок кочешок, завевайс мой велок кочешок…

Развевайся мой велок-кочешок……

Вед.:

Известно нам всем: имеет каждый народ

Пословиц и поговорок большой набор.

Они – воплощение народной мудрости,

Хвала труду, осуждение глупости.

Благодаря им можно решить,

Как в сложной ситуации надо поступить.

Какие пословицы и поговорки народов поволжья вы знаете?

Дети:

Татарские:

- Добром за добро платит каждый, добром за зло – настоящий человек.

- Соседская курица индюком кажется.

- Чужая душа – бездонное море.

- Хочешь яблоко – ухаживай за яблоней.

Чувашские:

- Красота на время, доброта навеки.

- Мать – святыня,  с ней не спорят.

- Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

Мордовские:

- В гостях хорошо, а дома лучше.

- Слово не мел, скажешь – не сотрешь.

- Не прыгнув в воду, не научишься плавать.

- Плохому человеку – все плохие.

Русские:

- Старый друг лучше новых двух.

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Окончил дело, гуляй смело.

- Делу – время, потехе – час.

Вед.: - В старину в каждой деревне Поволжья, в каждом селе устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах.  Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками и загадками. Ребята, попробуем отгадать загадки разных народов?

Дети: Да!

Вед.:Русские:

Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый бархатный. (Арбуз.)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Мордовские:

Семь братьев есть: возраст их один,  а имена разные. (Неделя.)

Старик в земле,

А борода наружу. (Свекла.)

Чувашские:

Под низким небом снег идет. (Сеют муку.)

Меня ждут не дождутся,

А как увидят – разбегутся. (Дождь.)

Татарские:

Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет (Мороз.)

Полна печь ватрушек,

В середине один калач. (Небо, звезды, месяц.)

Вед: Ой, я ходила на базар, принесла домой товар.

Посмотри, какой платок – посередочке цветок.

Ах, каким узором вышит! Вам ведь нравится такой?!

Сейчас девица – девицы станцуют танец непростой.

Танец с платками.

Вед.: Живут в России разные народы с давних пор.

Одним- тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свои и наряд.

Один – черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один – кумыс готовит, другой – готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех - одна!

Вед.:

А сейчас, ребята,  я приглашаю вас на русские народные посиделки с чаем и баранками!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование Интеллект-карт в ДОУ

Использование Интеллект-карт в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю материал, из которого вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, чему она учит и что...

Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа)

Конспект комплексного занятия «Путешествие в королевство Математики» (Старшая группа) Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном...

Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от…

Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от 1,6 - 3 лет) Цель: Познакомить детей со сказкой «Курочка ряба», вызвать желание...

Читайте также

Консультация для воспитателей. Тема: «Жизнь детей Африки»

Консультация для воспитателей. Тема: «Жизнь детей Африки» 25 мая 1963 года по решению ООН этот день объявлен Днём освобождения Африки. Ежегодно...

Проект «Чудесница вода»

Проект «Чудесница вода» Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Актуальность: В настоящее время перед...

Конспект совместной деятельности по интересам «Мир Доброты» с детьми с…

Конспект совместной деятельности по интересам «Мир Доброты» с детьми с ограниченными возможностями здоровья 5-6 лет, имеющих тяжелые нарушения речи «Мать...