Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми
Тема «Нравственное воспитание детей в семейно-бытовой культуре жителей Поволжья»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

  Воспитательная:

- воспитывать уважительное отношение к культурным традициям своего и других народов.

  Развивающая:

- развивать у детей познавательный интерес к родному краю.

  Обучающая:

- формировать представления детей об особенностях представителей разных национальностей жителей Поволжья (национальный костюм, устное народное творчество).

   Методы и приемы:

  1. Беседы с детьмио быте, праздниках людей разных национальностей.
  2. Чтение легенд, сказок русского, татарского, мордовского, чувашского народов.
  3. Разучивание народных подвижных игр народов Поволжья.
  4. Рассматривание иллюстраций о Волге.
  5. Слушание народной музыки и песен народов Поволжья.
  6. Рассматривание предметов и иллюстраций народного творчества татарского, мордовского, русского, чувашского народов.
  7. Знакомство с пословицами и поговорками народов Поволжья, заучивание некоторых из них.

 

Ход:

Звучит русская народная мелодия. Выходят дети, хоровод «Ниточка».

Вед: Мы красиво нарядились,

Вокруг себя оборотились.

Вышли песенки попеть,

На людей посмотреть!

Себя людям показать!

Все вместе: Здравствуйте, люди добрые! (поклон).

Вед.: С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы с вами поздороваемся друг с другом и поклонимся, как в старину.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

Вед.:Что мы родиной зовем?

Дом, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды,

Звезды мира над кремлем!

У меня вопрос серьезный,

Поскорей ответ мне дай,

Одним словом как назвать мне

Наш любимый всеми край?

Дети: Поволжье.

Вед.:Почему, теперь ответьте,

Он так называется?

Дети: Потому что вдоль по Волге

Край наш простирается.

Вед.: Чем издавна был славен край?

Своим гостеприимством!

Множество народов в нём

Живёт в тесном единстве.

У каждой из народностей

Традиции свои.

Из года в год, из века в век

Культуру берегли.

Дети проходят на стульчики.

Вед.: Скажите, ребята, представители каких национальностей живут у нас в поволжье?

Дети: русские, татары, мордва, чуваши, удмурты, украинцы, белорусы, немцы и др.

Вед.: Как хорошо, что встретились

Мы вместе в зале нашем.

О народностях Поволжья

Мы вам сейчас расскажем.

Вед.: И начнем мы с национального костюма.

Традиционный костюм – свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц всех народов, образец красоты, способный поведать о старинных традициях. Одежда была уникальной и неповторимой культурной ценностью.

Уходило и терялось многое, но остались и живут народный костюм и народная песня. Народный костюм является художественным и одновременно бесценным историческим памятником.

1 слайд (русский народный мужской костюм).

Вед.: На Руси мужчины носили  рубахи – косоворотки и штаны – порты. Ворот косоворотки, рукава и низ украшали вышивкой. На голове мужчины носили картуз, а на ногах лапти.

2 слайд (русский народный женский костюм).

Вед.: Женщины носили рубахи, а поверх рубах одевали сарафаны. Украшали его вышивкой  и лентами. На голове носили кокошник, тоже украшенный лентами, Бусами.

3 слайд (татарский народный костюм).

Основными элементами татарской одежды была рубаха, украшенная растительным орнаментом-вышивкой и носили штаны. На голове носили тюбетейку. Женщины носили платье с длинными рукавами и носили длинные шаровары. Поверх платья носили жилет, украшенный растительным орнаментом, на голове носили платок и калфак. На ноги одевали сапоги – ичиги.

4 слайд (мордовский костюм).

Мордовский костюм состоит из платья-сорочки, оно украшается вышивкой, на платье одевается фартук, он обшивается тесьмой, на ногах носили лапти. А головной убор назывался сорока, потому что украшали тесьмой и бисером. Мужчины носили белые рубахи и штаны. Рубаха украшена тесьмой: красным, желтым и зеленым цветом. Подвязана поясом. На ногах носили лапти или сапоги.

5 слайд (чувашский костюм).

Мужчины в качестве одежды носили халаты кафтаны. На голове носили суконные шляпы или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги. Женщины чуваши носили головные уборы: покрывала или шапки, украшенные бисером и серебряными монетами. Костюмы их обшиты монетами, как воинские доспехи.

Вед.: А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в традиционную игру жителей Поволжья.

Вью, вью, вью, я капусточку, вью, вью, вь, я капусточку

Завевайс мой велок кочешок, завевайс мой велок кочешок…

Развевайся мой велок-кочешок……

Вед.:

Известно нам всем: имеет каждый народ

Пословиц и поговорок большой набор.

Они – воплощение народной мудрости,

Хвала труду, осуждение глупости.

Благодаря им можно решить,

Как в сложной ситуации надо поступить.

Какие пословицы и поговорки народов поволжья вы знаете?

Дети:

Татарские:

- Добром за добро платит каждый, добром за зло – настоящий человек.

- Соседская курица индюком кажется.

- Чужая душа – бездонное море.

- Хочешь яблоко – ухаживай за яблоней.

Чувашские:

- Красота на время, доброта навеки.

- Мать – святыня,  с ней не спорят.

- Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

Мордовские:

- В гостях хорошо, а дома лучше.

- Слово не мел, скажешь – не сотрешь.

- Не прыгнув в воду, не научишься плавать.

- Плохому человеку – все плохие.

Русские:

- Старый друг лучше новых двух.

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Окончил дело, гуляй смело.

- Делу – время, потехе – час.

Вед.: - В старину в каждой деревне Поволжья, в каждом селе устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах.  Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками и загадками. Ребята, попробуем отгадать загадки разных народов?

Дети: Да!

Вед.:Русские:

Сто одежек и все без застежек. (Капуста.)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый бархатный. (Арбуз.)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Мордовские:

Семь братьев есть: возраст их один,  а имена разные. (Неделя.)

Старик в земле,

А борода наружу. (Свекла.)

Чувашские:

Под низким небом снег идет. (Сеют муку.)

Меня ждут не дождутся,

А как увидят – разбегутся. (Дождь.)

Татарские:

Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет (Мороз.)

Полна печь ватрушек,

В середине один калач. (Небо, звезды, месяц.)

Вед: Ой, я ходила на базар, принесла домой товар.

Посмотри, какой платок – посередочке цветок.

Ах, каким узором вышит! Вам ведь нравится такой?!

Сейчас девица – девицы станцуют танец непростой.

Танец с платками.

Вед.: Живут в России разные народы с давних пор.

Одним- тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свои и наряд.

Один – черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один – кумыс готовит, другой – готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех - одна!

Вед.:

А сейчас, ребята,  я приглашаю вас на русские народные посиделки с чаем и баранками!



Новые публикации

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками» (Подготовительная группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками» (Подготовительная группа) Цель: создание условий для изготовления бумаги из макулатуры своими руками. Задачи: Образовательные: формировать представления о...

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями...

Читайте также

План непосредственно образовательной деятельности с учетом интегрированного подхода к музыкальному…

План непосредственно образовательной деятельности с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию дошкольниковТема недели: «Волшебница Осень»   Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное...

Конспект занятия «История моей семьи»

Конспект занятия «История моей семьи» (подготовительная группа) Задачи: Формирование у детей представлений о семье и о родственных отношениях в семье. Развитие интереса к истории...

Конспект НОД (интегрированное занятие) в средней группе для детей…

Конспект НОД (интегрированное занятие) в средней группе для детей 4 – 5 лет по теме:«В гости к сказкам» Интеграция образовательных областей:...


Комментарии

  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...





В блогах

Дидактическое пособие "Атрибуты для дыхательной гимнастики"

АННОТАЦИЯ Дидактическое пособие: «Атрибуты для дыхательной гимнастики» предназначено для детей дошкольного возраста. Занятия и упражнения по дыхательной гимнастике с использованием атрибутов из данного пособия способствуют укреплению дыхательной системы организма ребенка. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, у ребенка вырабатывается привычка делать...

Конспект НОД "Дикие Животные" для среднего дошкольного возраста

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Дикие животные» B­иды дe­тc­кo­й дe­ятe­льнo­c­ти: игрo­вa­я, кo­ммуникa­тивнa­я, пo­знa­вa­тe­льнo­- иc­c­лe­дo­вa­тe­льc­кa­я. Цели: Учить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно...

Лэпбук "Математика с Малышариками"

Sample Image

Уже с раннего возраста детей можно обучать математике. И такие известные и любимые герои для детей, как Малышарики, сделают занятия интересными и увлекательными. С помощью лэпбука можно не только познать что-то новое, но и возможность поиграть, а задание "собери...

Лэпбук "Перелетные птицы"

Sample Image

Уже с раннего возраста дети интересуются живой и не живой природой. Лэпбук «Перелетные птицы» помогает детям наглядно, с помощью картинок и игр, познакомить с живой природой. Лэпбук особенно актуален для детей младшего возраст. Не всех перелетных птиц дети могут...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство