Конспект НОД «Знакомство детей с творчеством художника-иллюстратора Е. М. Рачева»
Цель: Ознакомление детей с книжной графикой как видом изобразительного искусства на примере работ Е.М. Рачева.
Задачи:
- Развивать интерес к книжной графике.
- Формировать умение у детей обращать внимание на художественно-выразительные средства художника (цвет, фон, действие, способы оживления (очеловечивания) животных.
- Создавать условия для формирования умения у детей составлять описательный рассказ при рассматривании иллюстраций, высказывать своё отношение к творчеству художника.
- Воспитывать бережное отношение к книге, как к произведению искусства.
Предварительная работа: оформление выставки книг с иллюстрациями Е. Рачева, изготовление дидактических игр, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.
Материал: игрушка колобок, книга русская народная сказка «Колобок» для рассматривания 5 экземпляров, иллюстрации к сказке, дидактическая игра «Кого не хватает на картинке».
Ход занятия:
Звучит песенка колобка, в группу вносится игрушка колобок.
Воспитатель: Посмотрите ребята, кто к нам в гости пришел?
Дети: Колобок!
Воспитатель: Да не с пустыми руками пришел, а принес с собой книгу. Как вы думаете, что это за книга? О чем в ней говорится? Давайте рассмотрим ее.
Дети: Сказка о колобке.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: На обложке книги нарисована картинка с лисой и колобком.
Воспитатель: Верно. Мы с вами еще не умеем читать, но такие картинки нам помогают понять смысл сказки. А как правильно называются картинки в книге?
Дети: Иллюстрации.
Воспитатель: Кто создает иллюстрации?
Дети: Художники.
Воспитатель: Правильно называют их художники-иллюстраторы. Иллюстрации к нашей сказке «Колобок» нарисовал замечательный русский художник Евгений Михайлович Рачёв. (Показ портрета.) Художник очень любил животных. Часто ходил в зоопарк, в лес, к реке и там он все рассматривал, разглядывал и запоминал, а потом делал зарисовки.
Отличительной чертой художника являлось то, что он всех нарисованных животных превращал в настоящих сказочных героев. Все его персонажи очень похожи на людей поведением, характером, а самое главное они были одеты в русские национальные костюмы.
Воспитатель: Давайте вместе с колобком откроем книгу и посмотрим, какие иллюстрации Евгений Михайлович нарисовал к сказке «Колобок». На первой странице мы видим кого?
Дети: Колобка. Он сидит на окошке.
Воспитатель: Какой колобок?
Дети: Веселый, улыбается и подмигивает одним глазом.
Воспитатель: Обратите внимание, каким цветом его нарисовал художник?
Дети: Желтого цвета, с черными глазами.
Воспитатель: Дети Колобок так и остался лежать на окошке?
Дети: Нет, он покатился по дорожке.
Воспитатель: Ребята предлагаю перелистнуть страничку книжки, и мы увидим, кого же встретил колобок? «Катиться колобок по тропинке, а навстречу ему…»
Дети: Заяц.
Воспитатель: Вот зайчик в белой вышитой рубашке. Как вы думаете, дети, откуда прискакал зайчик?
Дети: С огорода.
Воспитатель: Как вы догадались об этом?
Дети: художник нарисовал его с морковкой под мышкой.
Воспитатель: Посмотрите на его мордочку. Как он смотрит на Колобка? Дети: зайчик удивлен, обрадован.
Воспитатель: Правильно, потому что он никогда не видел колобка и не слышал его песенки. А кто может спеть песенку колобка? (Ребенок поет песню колобка.) Перелистываем страницу книги. Дальше покатился колобок, и навстречу ему?
Дети: Волк!
Воспитатель: На этой иллюстрации волк. А он как смотрит на Колобка?
Дети: удивленный, голодный, сердитый.
Воспитатель: как одет волк?
Дети: В красный кафтан. И в руках у него оружие.
Воспитатель: это оружие называется – кистень. Но и от волка ему удалось уйти. Перелистываем следующую страницу книги, и мы видим, что колобок повстречал…
Дети: Медведя.
Воспитатель: А каким изобразил Рачев медведя?
Дети: Большой медведь ест ложкой мед.
Воспитатель: Да, все верно, медведь держит колоду, в которой живут пчелы, ест мед, широко раскрыл пасть и закатил от удовольствия маленькие глазки, так ему нравится мед. Видно, что медведь неповоротливый, и Колобку будет нетрудно убежать от него. Укатился колобок и от медведя. Катился, катился и встретил?
Дети: Лису.
Воспитатель: перелистываем страницу следующую. И в правду, видим лису.
Давайте посмотрим на нее. Какая лиса? Добрая? (ответы детей). Видите, какая она нарядная. Что у нее на голове?
Дети: кокошник с узорами.
Воспитатель: Какой сарафан нарисовал лисе Рачев?
Дети: Синего цвета, с золотыми пуговицами. В белой рубашке.
Воспитатель: Что на шее?
Дети: Бусы.
Воспитатель: Что делает лиса?
Дети: слушает песенку колобка.
Воспитатель: Художник так изобразил лису, что мы видим, какая она хитрая обманщица, подставила лапку к уху, показывает, что плохо слышит колобка. А в итоге?
Дети: Съела колобка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, всех вспомнили. Вам понравились иллюстрации к сказке?
Дети: Да!
Воспитатель: А теперь предлагаю встать со стульчиков и поиграть в одну подвижную игру.
Колобок, колобок, колобок – румяный бок (шагаем на месте, трем кулачками щеки)
По дорожке покатился, и назад не воротился (бег на месте, качаем головой)
Встретил: мишку, волка, зайку (лицами в круг, изображая животных)
Всем играл на балалайке (изображают игру на балалайке)
У лисы спел на носу (приседания)
Больше нет его в лесу (разводят руками).
Воспитатель: Садитесь на стульчики. Колобок и я хочу с вами поиграть. Я буду показывать часть иллюстрации, а вы должны будете найти ее в книге и рассказать, откуда она и кому принадлежит.
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть еще в одну игру «Найди рисунок»
У каждого из вас на подносе лежат иллюстрации к сказкам. Вам нужно найти и показать только те иллюстрации, которые рисовал Евгений Рачев.
Воспитатель: Вы просто молодцы!
Иллюстрации, какого художника мы сегодня рассматривали?
Дети: Евгения Рачева.
Воспитатель: Нужны ли иллюстрации в сказках?
Дети: Да. Книжки становятся красочней и интересней.
Рефлексия
Воспитатель: Вам понравилось занятие? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей.) Вы сегодня молодцы. Дружно отвечали, были внимательными. И нашему колобку вы тоже очень понравились. Колобку пора возвращаться обратно в сказку. Скажем ему «До свидания», и будем его ждать в гости снова.
Читайте также |
---|
Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ
Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания...
«Островок Детства»
«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...
Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»