Конспект НОД «Знакомство детей с творчеством художника-иллюстратора Е. М. Рачева»

Цель: Ознакомление детей с книжной графикой как видом изобразительного искусства на примере работ Е.М. Рачева.

Задачи:

  1. Развивать интерес к книжной графике.
  2. Формировать умение у детей обращать внимание на художественно-выразительные средства художника (цвет, фон, действие, способы оживления (очеловечивания) животных.
  3. Создавать условия для формирования умения у детей составлять описательный рассказ при рассматривании иллюстраций, высказывать своё отношение к творчеству художника.
  4. Воспитывать бережное отношение к книге, как к произведению искусства.

Предварительная работа: оформление выставки книг с иллюстрациями Е. Рачева, изготовление дидактических игр, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций.

Материал: игрушка колобок, книга русская народная сказка «Колобок» для рассматривания 5 экземпляров, иллюстрации к сказке, дидактическая игра «Кого не хватает на картинке».

 

Ход занятия:

Звучит песенка колобка, в группу вносится игрушка колобок.

Воспитатель: Посмотрите ребята, кто к нам в гости пришел?

Дети: Колобок!

Воспитатель: Да не с пустыми руками пришел, а принес с собой книгу. Как вы думаете, что это за книга? О чем в ней говорится? Давайте рассмотрим ее.

Дети: Сказка о колобке.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: На обложке книги нарисована картинка с лисой и колобком.

Воспитатель: Верно. Мы с вами еще не умеем читать, но такие картинки нам помогают понять смысл сказки. А как правильно называются картинки в книге?

Дети: Иллюстрации.

Воспитатель: Кто создает иллюстрации?

Дети: Художники.

Воспитатель: Правильно называют их художники-иллюстраторы. Иллюстрации к нашей сказке «Колобок» нарисовал замечательный русский художник Евгений Михайлович Рачёв. (Показ портрета.) Художник очень любил животных. Часто ходил в зоопарк, в лес, к реке и там он все рассматривал, разглядывал и запоминал, а потом делал зарисовки.

Отличительной чертой художника являлось то, что он всех нарисованных животных превращал в настоящих сказочных героев. Все его персонажи очень похожи на людей поведением, характером, а самое главное они были одеты в русские национальные костюмы.

Воспитатель: Давайте вместе с колобком откроем книгу и посмотрим, какие иллюстрации Евгений Михайлович нарисовал к сказке «Колобок». На первой странице мы видим кого?

Дети: Колобка. Он сидит на окошке.

Воспитатель: Какой колобок?

Дети: Веселый, улыбается и подмигивает одним глазом.

Воспитатель: Обратите внимание, каким цветом его нарисовал художник?

Дети: Желтого цвета, с черными глазами.

Воспитатель: Дети Колобок так и остался лежать на окошке?

Дети: Нет, он покатился по дорожке.

Воспитатель: Ребята предлагаю перелистнуть страничку книжки, и мы увидим, кого же встретил колобок? «Катиться колобок по тропинке, а навстречу ему…»

Дети: Заяц.

Воспитатель: Вот зайчик в белой вышитой рубашке. Как вы думаете, дети, откуда прискакал зайчик?

Дети: С огорода.

Воспитатель: Как вы догадались об этом?

Дети: художник нарисовал его с морковкой под мышкой.

Воспитатель: Посмотрите на его мордочку. Как он смотрит на Колобка? Дети: зайчик удивлен, обрадован.

Воспитатель: Правильно, потому что он никогда не видел колобка и не слышал его песенки. А кто может спеть песенку колобка? (Ребенок поет песню колобка.) Перелистываем страницу книги. Дальше покатился колобок, и навстречу ему?

Дети: Волк!

Воспитатель: На этой иллюстрации волк. А он как смотрит на Колобка?

Дети: удивленный, голодный, сердитый.

Воспитатель: как одет волк?

Дети: В красный кафтан. И в руках у него оружие.

Воспитатель: это оружие называется – кистень. Но и от волка ему удалось уйти. Перелистываем следующую страницу книги, и мы видим, что колобок повстречал…

Дети: Медведя.

Воспитатель: А каким изобразил Рачев медведя?

Дети: Большой медведь ест ложкой мед.

Воспитатель: Да, все верно, медведь держит колоду, в которой живут пчелы, ест мед, широко раскрыл пасть и закатил от удовольствия маленькие глазки, так ему нравится мед. Видно, что медведь неповоротливый, и Колобку будет нетрудно убежать от него. Укатился колобок и от медведя. Катился, катился и встретил?

Дети: Лису.

Воспитатель: перелистываем страницу следующую. И в правду, видим лису.

Давайте посмотрим на нее. Какая лиса? Добрая? (ответы детей). Видите, какая она нарядная. Что у нее на голове?

Дети: кокошник с узорами.

Воспитатель: Какой сарафан нарисовал лисе Рачев?

Дети: Синего цвета, с золотыми пуговицами. В белой рубашке.

Воспитатель: Что на шее?

Дети: Бусы.

Воспитатель: Что делает лиса?

Дети: слушает песенку колобка.

Воспитатель: Художник так изобразил лису, что мы видим, какая она хитрая обманщица, подставила лапку к уху, показывает, что плохо слышит колобка. А в итоге?

Дети: Съела колобка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, всех вспомнили. Вам понравились иллюстрации к сказке?

Дети: Да!

Воспитатель: А теперь предлагаю встать со стульчиков и поиграть в одну подвижную игру.

Колобок, колобок, колобок – румяный бок (шагаем на месте, трем кулачками щеки)

По дорожке покатился, и назад не воротился (бег на месте, качаем головой)

Встретил: мишку, волка, зайку (лицами в круг, изображая животных)

Всем играл на балалайке (изображают игру на балалайке)

У лисы спел на носу (приседания)

Больше нет его в лесу (разводят руками).

Воспитатель: Садитесь на стульчики. Колобок и я хочу с вами поиграть. Я буду показывать часть иллюстрации, а вы должны будете найти ее в книге и рассказать, откуда она и кому принадлежит.

Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть еще в одну игру «Найди рисунок»

У каждого из вас на подносе лежат иллюстрации к сказкам. Вам нужно найти и показать только те иллюстрации, которые рисовал Евгений Рачев.

Воспитатель: Вы просто молодцы!

Иллюстрации, какого художника мы сегодня рассматривали?

Дети: Евгения Рачева.

Воспитатель: Нужны ли иллюстрации в сказках?

Дети: Да. Книжки становятся красочней и интересней.

Рефлексия

Воспитатель: Вам понравилось занятие? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей.) Вы сегодня молодцы. Дружно отвечали, были внимательными. И нашему колобку вы тоже очень понравились. Колобку пора возвращаться обратно в сказку. Скажем ему «До свидания», и будем его ждать в гости снова.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания...

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Читайте также

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и…

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и его обитатели» Тип проекта: познавательно – творческий, игровой. Срок реализации проекта: 3...

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической…

Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической направленности Дивергентное мышление – нестандартное, творческое, креативное – это тот тип...