Конспект занятия по курсу «По дороге к азбуке» образовательной Программы «Школа 2100» с детьми подготовительной группы.

Тема: «Знакомство со звуком [ш]»

Программное содержание: закрепите знания детей о «свистящих звуках» [с], [с'], [з], [з'], [ц]. Закрепите знание детьми графического обозначения этих звуков - буква «эс», «зэ», «це».

Познакомить детей со звуком [ш], его акустической характеристикой (согласный, глухой, твердый). Познакомить детей с условным звуковым изображением звука [ш] - картинкой, на которой нарисовано, как шипит лопнувшая шина. Закреплять умение детей выкидывать и «читать» прямые и обратные слоги с помощью условных звуковых изображений: ША-АШ-ОШ-ШО-ШУ-УШ-ЭШ-ШИ-ЫШ, ШЛА, ШВЕ, ШКУ.

Продолжать учить детей определять положение звука [ш] в слове, соотносить картинки со схемами. Упражнять детей в умении восстанавливать нарушенную последовательность слогов в слове путём перестановки слогов местами; разгадывать ребусы. Закреплять умение детей составлять слова, используя первый слог в названии с картинкой, выкладывать слова с помощью условны звуковых обозначений. Познакомить детей с буквой «ша». Развивать фонематический слух детей, память, внимание, умение анализировать. Воспитывать умение детей работать в коллективе, внимательно выслушивать ответы товарищей, дополнять их. Развивать связанную речь детей.

Словарная работа: звук, буква, согласный, глухой, твёрдый, камыш, опушка, шебуршание, шорох.

Материал к занятию:

Демонстрационный: картина для обыгрывания ситуации; условное звуковое изображение звука [ш] (картинка, на которой изображено, как шипит лопнувшая шина); изображение хозяина звука [ш], магнитная доска, магниты; схемы для определения звука [ш] в слове; картинки в названии которых звук [ш] слышится в разных частях слова; звуковые кубики; игрушки-персонажи; карточки к игре «разгадай ребус»; карточка к игре «составь слово по первым слогам»; карточки с буквами: «эс», «зэ», «цэ», «ша».

Раздаточный: кассы с набором звуковых обозначений, подставкой, цветные карандаши, рабочие тетради.

Предш-я работа:

д/н «Составь букву» - закрепить графическое изображение букв.

д/н «Подбери словечко» - упражнять в умении подбирать слова на заданный

звук в разных частях слова.

д/н «Зашифрованное слово» - закреплять умение детей читать слова, восстанавливать нарушенное изображение букв.

Ход занятия:

I.

- Ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие по городу звуков. Но сначала давайте вспомним, с какими звуками мы с вами играли в прошлый раз? (со звуками [с], [с'], [з], [з'], [ц]).

-  Почему эти звуки называются «свистящими»? (потому что при их произнесении мы слышим свист)

-  Где наши друзья-игрушки познакомились со «свистящими звуками»? (в мире «свистящие стрелы»).

-  Вы хотите узнать, что же произошло с нашими друзьями дальше?

-  А дальше было вот что.

II.

Выйдя из тира «свистящие стрелы» внимание наших путешественников привлёк один необычный дом. Он был очень старый и почти целиком состоял из одной крыши, покрытой соломой и веточками.

«Это прямо не дом, шалаш», - сказала мудрая сова, разглядывая странное строение. Игрушки вошли в шалаш г/з широкий треугольный проход и увидели внутри лишь пустые стены. В тишине были слышны только непонятные шорохи да деловитое шебуршание мышей. Вдруг с улицы послышался резкий хлопок, затем визг тормозов и громкое шипение. Игрушки выбежали из шалаша и увидели...

-  Расскажите, что произошло на улице? (К шалашу подъехал грузовик, из него вышел водитель Саша. Он стоял, разведя руки в стороны от недоумения, и смотрел как шипит лопнувшая шина правого колеса).

-  Что находится в грузовике?

-  Какой согласный звук слышится в словах: шалаш, крыша, шорох, мышь, шина, подушка, шкаф?

-  Сегодня мы поговорим о звуке [ш].

III.

-  Картинка, где изображено, как шипит лопнувшая шина, обозначает звук [ш].

-  Ребята, посмотрите на хозяина звука [ш] и расскажите, какой он. (Согласный, глухой, твёрдый).

-  Ребята, а теперь нас зовёт к себе лисёнок. Он хочет с нами поиграть. Игра называется «Подбери картинку к схеме».

-  Перед вами схемы слов. Что обозначает первая схема (она обозначает, что в слове есть один звук [ш], который слышится в начале этого слова).

-  Что обозначает вторая схема? (Звук [ш] слышится в середине слова).

-  Вам нужно подобрать картинки названия которых подходят к первой схеме, второй, третьей. (Детей разделить на три команды, задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой).

-  Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием. Посмотрите, мудрая сова машет крылышками и зовёт нас к себе. Она приготовила для нас игру «Волшебные кубики». С их помощью вы будете выкладывать слоги, которые я назову: ША-АШ-ОШ-ШО-ШУ-УШ-ЭШ-ШН-ЫШ, ШЛА, ШВЕ, ШКУ.

Дети встают вокруг стола и выкидывают слоги, которые произносит воспитатель.

-   Молодцы ребята! Но это ещё не всё. У Ёжика есть заколдованные карточки, на которых написаны слова. Давайте попробуем их прочитать.

-   Посмотрите, что изображено на 1 карточке (шар и буква «эф»).

-   Произнесите их вместе. Какое слово получилось? (шарф).

-   Что изображено на 2 карточке? (буква «о» и пушка). Произнесите их вместе. Какое слово получилось? (опушка).

-   Какое слово спряталось на 3 карточке? (машина).

-   Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями. А нам пора возвращаться обратно в детский сад. Водитель Саша заклеил колесо у машины и предлагает нас подвезти. Но сначала давайте попрощаемся с нашими друзьями. Скоро мы снова приедем к ним в гости. Садитесь в машину, держитесь покрепче, поедем очень быстро, так, что будет шуршать ветер в ушах. (Дети встают друг за другом, имитируют шум ветра, произнося звук [ш], проходят на свои места за столами).

IV.

-   Приготовьте для работы свои тетради.

-   Ребята, сегодня к нам в гости пришла буква «ша». Повторите её название.

-   Какой звук она обозначает? (Звук [ш]).

-   Каким цветом мы заштрихуем эту букву? (синим).

-   Почему? Заштрихуйте букву «ша» в своих тетрадях.

-   На что она похожа? Обратите внимание, у вас в тетрадях изображены ещё 2 буквы «ша». Превратите их в вилку и окошко.

-   Закройте свои тетради и приготовьте для работы кассы.

-   Игра, в которую мы будем играть, называется «составь слово по первым слогам в названиях картинок».

-   Посмотрите на карточку. Какая первая картинка изображена на ней? (капуста)

-   Какой первый слог в этом слове? (КА).

-   Выложите его с помощью ваших карточек с условными звуковыми обозначениями.

-   Какая 2 картинка изображена? (лошадь).

-   Какой первый слог в этом слове? (ло).

-   Выложите его.

-   Назовите последнюю картинку, (шило). Какой первый слог в этом слове? (ши). Выложите его.

А теперь

-   Прочитайте какое слово получилось, (калоши).

-   Молодцы ребята! Ну чтож, давайте вспомним с каким звуком мы сегодня познакомились? (со звуком [ш]). Какой буквой обозначается этот звук? («ша»).

-   Чем звук [ш] отличается от буквы «ша»? (звук [ш] произносим и слышим, а букву «ша» мы видим и пишем).

- Правильно. А теперь закройте ваши кассы и можете идти играть. А дежурные помогут мне убрать весь материал.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет План работы. Сроки Формы работы 2017 год Изучить материалы по написанию рабочей программы воспитателя с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной…

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной направленности Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно - эстетическое развитие, социально...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Семья -…

Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема «Семья - это важно» Цель: совершенствовать умение читать кроссенс. Задачи: учить находить связь между...

Читайте также

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят»

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:•...

План мероприятий на тему «Неделя космонавтики» второй младшей группы «Непоседы»

План мероприятий на тему «Неделя космонавтики» второй младшей группы «Непоседы» Дата Мероприятие Цель Задачи Пн. 11.04.2022г. Беседа «Необъятный космос» Выяснить какие знания по теме дети уже...

Рабочая программа образовательной деятельности в группе раннего возраста №13…

Рабочая программа образовательной деятельности в группе раннего возраста №13 общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год