Конспект занятия по курсу «По дороге к азбуке» образовательной Программы «Школа 2100» с детьми подготовительной группы.
Тема: «Знакомство со звуком [ш]»
Программное содержание: закрепите знания детей о «свистящих звуках» [с], [с'], [з], [з'], [ц]. Закрепите знание детьми графического обозначения этих звуков - буква «эс», «зэ», «це».
Познакомить детей со звуком [ш], его акустической характеристикой (согласный, глухой, твердый). Познакомить детей с условным звуковым изображением звука [ш] - картинкой, на которой нарисовано, как шипит лопнувшая шина. Закреплять умение детей выкидывать и «читать» прямые и обратные слоги с помощью условных звуковых изображений: ША-АШ-ОШ-ШО-ШУ-УШ-ЭШ-ШИ-ЫШ, ШЛА, ШВЕ, ШКУ.
Продолжать учить детей определять положение звука [ш] в слове, соотносить картинки со схемами. Упражнять детей в умении восстанавливать нарушенную последовательность слогов в слове путём перестановки слогов местами; разгадывать ребусы. Закреплять умение детей составлять слова, используя первый слог в названии с картинкой, выкладывать слова с помощью условны звуковых обозначений. Познакомить детей с буквой «ша». Развивать фонематический слух детей, память, внимание, умение анализировать. Воспитывать умение детей работать в коллективе, внимательно выслушивать ответы товарищей, дополнять их. Развивать связанную речь детей.
Словарная работа: звук, буква, согласный, глухой, твёрдый, камыш, опушка, шебуршание, шорох.
Материал к занятию:
Демонстрационный: картина для обыгрывания ситуации; условное звуковое изображение звука [ш] (картинка, на которой изображено, как шипит лопнувшая шина); изображение хозяина звука [ш], магнитная доска, магниты; схемы для определения звука [ш] в слове; картинки в названии которых звук [ш] слышится в разных частях слова; звуковые кубики; игрушки-персонажи; карточки к игре «разгадай ребус»; карточка к игре «составь слово по первым слогам»; карточки с буквами: «эс», «зэ», «цэ», «ша».
Раздаточный: кассы с набором звуковых обозначений, подставкой, цветные карандаши, рабочие тетради.
Предш-я работа:
д/н «Составь букву» - закрепить графическое изображение букв.
д/н «Подбери словечко» - упражнять в умении подбирать слова на заданный
звук в разных частях слова.
д/н «Зашифрованное слово» - закреплять умение детей читать слова, восстанавливать нарушенное изображение букв.
Ход занятия:
I.
- Ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие по городу звуков. Но сначала давайте вспомним, с какими звуками мы с вами играли в прошлый раз? (со звуками [с], [с'], [з], [з'], [ц]).
- Почему эти звуки называются «свистящими»? (потому что при их произнесении мы слышим свист)
- Где наши друзья-игрушки познакомились со «свистящими звуками»? (в мире «свистящие стрелы»).
- Вы хотите узнать, что же произошло с нашими друзьями дальше?
- А дальше было вот что.
II.
Выйдя из тира «свистящие стрелы» внимание наших путешественников привлёк один необычный дом. Он был очень старый и почти целиком состоял из одной крыши, покрытой соломой и веточками.
«Это прямо не дом, шалаш», - сказала мудрая сова, разглядывая странное строение. Игрушки вошли в шалаш г/з широкий треугольный проход и увидели внутри лишь пустые стены. В тишине были слышны только непонятные шорохи да деловитое шебуршание мышей. Вдруг с улицы послышался резкий хлопок, затем визг тормозов и громкое шипение. Игрушки выбежали из шалаша и увидели...
- Расскажите, что произошло на улице? (К шалашу подъехал грузовик, из него вышел водитель Саша. Он стоял, разведя руки в стороны от недоумения, и смотрел как шипит лопнувшая шина правого колеса).
- Что находится в грузовике?
- Какой согласный звук слышится в словах: шалаш, крыша, шорох, мышь, шина, подушка, шкаф?
- Сегодня мы поговорим о звуке [ш].
III.
- Картинка, где изображено, как шипит лопнувшая шина, обозначает звук [ш].
- Ребята, посмотрите на хозяина звука [ш] и расскажите, какой он. (Согласный, глухой, твёрдый).
- Ребята, а теперь нас зовёт к себе лисёнок. Он хочет с нами поиграть. Игра называется «Подбери картинку к схеме».
- Перед вами схемы слов. Что обозначает первая схема (она обозначает, что в слове есть один звук [ш], который слышится в начале этого слова).
- Что обозначает вторая схема? (Звук [ш] слышится в середине слова).
- Вам нужно подобрать картинки названия которых подходят к первой схеме, второй, третьей. (Детей разделить на три команды, задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой).
- Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием. Посмотрите, мудрая сова машет крылышками и зовёт нас к себе. Она приготовила для нас игру «Волшебные кубики». С их помощью вы будете выкладывать слоги, которые я назову: ША-АШ-ОШ-ШО-ШУ-УШ-ЭШ-ШН-ЫШ, ШЛА, ШВЕ, ШКУ.
Дети встают вокруг стола и выкидывают слоги, которые произносит воспитатель.
- Молодцы ребята! Но это ещё не всё. У Ёжика есть заколдованные карточки, на которых написаны слова. Давайте попробуем их прочитать.
- Посмотрите, что изображено на 1 карточке (шар и буква «эф»).
- Произнесите их вместе. Какое слово получилось? (шарф).
- Что изображено на 2 карточке? (буква «о» и пушка). Произнесите их вместе. Какое слово получилось? (опушка).
- Какое слово спряталось на 3 карточке? (машина).
- Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями. А нам пора возвращаться обратно в детский сад. Водитель Саша заклеил колесо у машины и предлагает нас подвезти. Но сначала давайте попрощаемся с нашими друзьями. Скоро мы снова приедем к ним в гости. Садитесь в машину, держитесь покрепче, поедем очень быстро, так, что будет шуршать ветер в ушах. (Дети встают друг за другом, имитируют шум ветра, произнося звук [ш], проходят на свои места за столами).
IV.
- Приготовьте для работы свои тетради.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришла буква «ша». Повторите её название.
- Какой звук она обозначает? (Звук [ш]).
- Каким цветом мы заштрихуем эту букву? (синим).
- Почему? Заштрихуйте букву «ша» в своих тетрадях.
- На что она похожа? Обратите внимание, у вас в тетрадях изображены ещё 2 буквы «ша». Превратите их в вилку и окошко.
- Закройте свои тетради и приготовьте для работы кассы.
- Игра, в которую мы будем играть, называется «составь слово по первым слогам в названиях картинок».
- Посмотрите на карточку. Какая первая картинка изображена на ней? (капуста)
- Какой первый слог в этом слове? (КА).
- Выложите его с помощью ваших карточек с условными звуковыми обозначениями.
- Какая 2 картинка изображена? (лошадь).
- Какой первый слог в этом слове? (ло).
- Выложите его.
- Назовите последнюю картинку, (шило). Какой первый слог в этом слове? (ши). Выложите его.
А теперь
- Прочитайте какое слово получилось, (калоши).
- Молодцы ребята! Ну чтож, давайте вспомним с каким звуком мы сегодня познакомились? (со звуком [ш]). Какой буквой обозначается этот звук? («ша»).
- Чем звук [ш] отличается от буквы «ша»? (звук [ш] произносим и слышим, а букву «ша» мы видим и пишем).
- Правильно. А теперь закройте ваши кассы и можете идти играть. А дежурные помогут мне убрать весь материал.
Читайте также |
---|
Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет
Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет План работы. Сроки Формы работы 2017 год Изучить материалы по написанию рабочей программы воспитателя с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной…
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе комбинированной направленности Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно - эстетическое развитие, социально...
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Семья -…
Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема «Семья - это важно» Цель: совершенствовать умение читать кроссенс. Задачи: учить находить связь между...