Конспект занятия-развлечения по закреплению правил этикета и культуры общения «Путешествие в страну этикета»
Подготовительная группа
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,
Цель:
Формировать элементарные правила вежливости.
Задачи:
- Дать детям представление о хороших и плохих поступках.
- Воспитывать умение правильно оценивать себя и других.
- Закрепить правила поведения в общественных местах.
- Учить детей речевому общению.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слово «этикет».
Виды деятельности:
Игровая, коммуникативная.
Формы организации:
Беседа, вопросы, чтение стихотворений, загадывание загадки, напоминание.
Предварительная работа:
Беседа о правилах этикета и культуры общения, заучивание стихотворений о вежливых словах.
Материалы:
Персонажи Карлсон, котенок, кот Леопольд.
Книга с друдлами.
Сюжетные картинки «Любезные дела».
Аудиозаписи звуков поезда, автобуса, самолета.
Ход занятия
Воспитатель:
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Мы отправимся сегодня
в Царство вежливых наук.
- Ребята, наш старый знакомый, Карлсон, приглашает совершить путешествие в Царство вежливых наук, чтобы познакомить вас с правилами этикета.
- А вы знаете, что такое этикет? (Правила вежливости и культуры поведения.)
(Ответы детей.)
А что значит быть вежливым? честным? воспитанным? культурным?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно. Этикет - это порядок поведения, созданный людьми для приятного общения, для проявления своим поведением уважения и любви к окружающим людям. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми.
Карлсон уже побывал в Царстве вежливых наук и записал все правила в книгу «Правила этикета» (книга с Друдлами), чтобы рассказать о них своим друзьям. Только когда он уже собрался возвращаться подул сильный ветер и все странички книги разлетелись по всему царству. Я предлагаю помочь Карлсону собрать странички книги?
- Вы готовы отправиться в царство этикета? (Да!)
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, как можно путешествовать? (Ответы детей.)
- Я с вами полностью согласна. А вы знаете, что еще в дальние края можно путешествовать мысленно? Как это? Очень просто. Нужно только закрыть глаза и представить, как мы едим на поезде, плывем на теплоходе, летим на самолете или мчимся на северных оленях. Попробуем? (Да!) Итак, в путь. Закрывайте глаза и занимайте места в вагоне (аудиозапись звуков поезда).
- А теперь откроем глаза. Приехали.
Станция «Добрые слова».
Воспитатель:
Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?
Дети:
- Привет, здравствуй.
Воспитатель:
- А вы знаете, что здороваться можно по-разному? Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга?
Дети:
- Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, кивнуть головой, улыбнуться, пожать друг другу руки…
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. У всех людей на земле есть свой обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». Ребята, как вы думаете, что оно означает? (Ответы детей.)
- Правильно. Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно, люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
Котенок:
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- Ой, кто это сказал? (Оглядывается.)
- Ребята, посмотрите, это же котенок, он хочет с вами поиграть. Становитесь скорее в круг.
Игра «Вежливый ребенок»
Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг игрушки-котенка и приговаривают:
Все хорошие ребята
Знают добрые слова.
Приходите к нам, котята,
Рады видеть вас всегда.
Ребенок, остановившийся на последнем слове напротив игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никем не произносились. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов («как я рад тебя видеть», «как я по тебе соскучилась», «как хорошо, что мы встретились» и т. д.).
Воспитатель:
- А вот и первая страничка нашлась (показываю детям страничку с рисунком Друдлом «Правила приветствия»).
- Вежливо здороваться вы умеете, а какие вежливые слова вы еще знаете?
Дети:
- Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю…
Воспитатель:
- Молодцы. Ребята, а знает ли кто-нибудь из вас стихотворение о добрых, вежливых словах. (Дети читают стихи.)
Воспитатель:
- Отлично, молодцы. А скажите, ребята, может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Когда, по-вашему, это бывает? (Ответы детей.)
- Правильно. Когда вежливое слово сказано грубым голосом или оно расходится с делом, оно теряет свою волшебную силу. Давайте проверим так ли это. Я вам расскажу одну историю, а вы постарайтесь определить потеряло ли слово «пожалуйста» свою волшебную силу или нет.
«Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.
- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – сделала замечание старушка, сидевшая напротив.
- А что я сделала? – возразила Леночка. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно».
Воспитатель:
- И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?
Дети:
- Потому что слово «пожалуйста» Лена произнесла грубо, как бы передразнивая старушку.
Воспитатель:
- Вы решили мою задачу, ребята. Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята. Вот и вторая страничка нашлась – она называется «Волшебные слова». (Страничка с рисунком - друдлом.)
Воспитатель:
- Продолжаем наше путешествие! Закрываем глаза и представляем, что едем на автобусе. (Аудиозапись звуков автобуса.)
- И следующая остановка: «Поликлиника». Ребята, обратите внимание, в автобус зашёл пожилой человек. Как вы поступите? (Ответы детей.)
- Осторожно, двери закрываются, следующая остановка: «Детский мир». Входит мама с дочкой. Как вы поступите? (Ответы детей).
- А вот и третья страничка нашей книги нашлась – она называется «Правильные поступки». (Страничка с рисунком - друдлом.)
- Молодцы. Наше путешествие продолжается. Закрываем глаза, пересаживаемся на теплоход (аудиозапись звуков теплохода).
Станция «Любезные услуги».
Воспитатель:
- А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это?
Он самый добрый и вежливый.
Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»
Дети:
- Это кот Леопольд.
Воспитатель:
- Почему вы решили, что это именно Леопольд?
Дети:
- Потому что Леопольд очень добрый и веселый кот.
Воспитатель:
- Да, ребята. Леопольд всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей – как мы уже знаем – нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.
- У нас на пути задание от Леопольда. Вам необходимо рассмотреть ситуации и объяснить, как нужно поступить. (На мольберте картинки с ситуациями.)
1.Хулиган обижает девочку.
2. Бабушка уронила трость в лужу.
3. мама убирает игрушки, мальчик ленится.
Воспитатель:
-Молодцы. Я вижу, вы умеете оказывать любезные услуги. А что должны сделать те, кому помогли? (ответы детей) Да, люди должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них или вежливо отказаться, сказав спасибо. И тогда все будут жить дружно, как говорит нам кот Леопольд.
Воспитатель:
- А вот и четвертая страничка нашлась. Она называется «Верные друзья». (Страничка с рисунком - друдлом.)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. А мы продолжаем наше путешествие на самолете. Закрываем глаза. (Аудиозапись самолета.)
Следующая станция «Цветочная поляна».
Воспитатель:
- Мы с вами на волшебной поляне. Где нас снова встречает Карлсон. Он предлагает собрать нам цветок вежливости. Вам нужно выбрать подходящие лепестки и выложить цветы вежливости (дети выкладывают цветы). (На лепестках нарисованы друдлы: для вежливости плавные линии, для грубости резкие.)
Воспитатель:
- С какими узорами лепестки вы взяли для своего цветка?
Дети:
- ровные, плавные, гладкие….
Воспитатель:
- Я тоже выложила свой цветок. Он похож на цветок вежливости?
- Нет!
- А как бы вы его назвали?
- Цветок грубости!
- Да, действительно. Ну вот вы и выполнили все задания.
А теперь нам пора возвращаться. Раз, два, покружись, в своей группе очутись.
- Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали, что мы с вами повидали? (Ответы детей.)
- а для чего мы с вами отправлялись в путешествие?
Дети:
- Чтобы помочь Карлсону собрать странички книги «Правила этикета».
Воспитатель:
- Не забывайте, ребята использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие, товарищи, и вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость. Карлсон дарит нам с вами книгу «Правила этикета», чтобы вы всегда могли вспомнить о том, как нужно себя вести вежливым людям.
Читайте также |
---|
Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в…
Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в мир знаний» Программное содержание: Цель: Создание условия для формирования, развития, и расширения мыслительных операций в...
Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к…
Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к нам пришла» Цели: Закрепить представления детей об осени, ее признаках; закрепить...
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная...