Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием опытно-экспериментальной технологии (О.В.Дыбиной) по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рукотворный мир - многообразен»

Цель: развивать системность мышления в процессе расширения знания о предметах, продолжать формировать умения классифицировать предметы настоящего и прошлого, развивать логическое и образное мышление.

Интеграция с другими образовательными областями

Речевое развитие. Цель: развивать устную речь, обогащать словарный запас детей («экспонаты»).

Социально-коммуникативное развитие. Цель: развивать интерес к познавательной игровой деятельности, воспитывать умение быть внимательным при выполнении игры, закрепить умение детей применять полученные знания в играх; закрепить навыки культурного поведения в музее.

Художественно-эстетическое развитие. Цель: развивать творческое воображение, желание эстетически преобразовывать предметы. Материалы и оборудование: музейные экспонаты, предметные карточки, Презентация Microsoft PowerPoint; два домика – музея, загадки, карандаши, альбомные листы бумаги, стенд, флажки разных цветов.

Предварительная работа: этюды, продуктивная деятельность (на развитие творческого воображения), игры О.В.Дыбиной, игры системного оператора, организация музея, рассматривание картинок, сюжетно – ролевая игра «Мы в музее».

Планируемый результат: умеет устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; устанавливать последовательность; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр; отгадывает загадки; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование по собственному замыслу).

Ход непосредственно – образовательной деятельности

  • Вводное слово воспитателя.
  • Рассматривание экспонатов музея.
  • Игры.
  • Загадки.
  • Рисование предметов.
  • Рефлексия.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в музей. Это очень интересный музей - предметов. Как вы думаете, что мы там увидим?

Дети: Разные предметы.

Воспитатель: Правильно. В музеи очень много интересных предметов, они называются экспонатами. Но прежде, чем мы отправимся давайте вспомним правила поведения в музее.

Дети: В музее нельзя шуметь, бегать. По музею следует передвигаться бесшумно. Нельзя трогать экспонаты руками.

Воспитатель: Молодцы. Итак, закрываем глаза, считаем до 10 и вот мы в музее

Пока дети считают воспитатель включает презентацию.

Воспитатель: Посмотрите сколько здесь различных предметов. Давайте поближе с ними познакомимся, а я буду вашим экскурсоводом.

Дети рассматривают изображённые экспонаты

Воспитатель: К какому миру относятся все эти предметы?

Дети: К рукотворному

Воспитатель: Почему?

Дети: Эти предметы сделал человек.

Воспитатель: Для чего человек придумал эти предметы?

Дети: Для того чтобы облегчить свою жизнь.

Воспитатель: Рукотворный мир очень разнообразен. Каждый предмет имеет своё назначение и для чего - то необходим. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Откуда пришёл стол» и увидим, что он появился благодаря труду человека.

Игра «Откуда пришёл стол» (теория ТРИЗ).

Детям предлагается экран (магнитная доска) с девятью окошками, картинки. Воспитатель задаёт вопросы:

из чего сделали стол?, откуда взяли доски?, куда отправляют лес?, кто трудится на фабрике?, из чего состоит стол?, куда отправляют готовую продукцию?, для чего нужен стол? Ребёнок ищет карточку с ответом и прикрепляет к экрану (на магнитную доску).

Воспитатель: В нашем музее находятся предметы прошлого и настоящего. Давайте вместе с вами найдём предметам домики.

Воспитатель показывает детям два домика – музей прошлого и музей настоящего.

Воспитатель: Ребята давайте разберём картинки, лежащие в коробке. Необходимо взять картинку с изображением предмета, назвать его, рассказать, когда он использовался и для чего.

Игра «не Ошибись»

Каждый участник игры получает предметную карточку и определяет функцию предмета, изображённого на карточке. По сигналу воспитателя участники игры ищут себе пару, т.е. ребёнка, у которого на карточке предметы, имеющие такой же способ использования. Затем образуется пара, которая обосновывает свой ответ.

Воспитатель: Ребята, в нашем музее очень большое количество предметов и у каждого предмета своё назначение. Давайте посмотрим, как можно использовать эти предметы. Например, деревянной ложкой можно есть, мешать суп, использовать как музыкальный инструмент.

Дети перечисляют экспонаты, как их можно использовать.

Воспитатель просит детей обратить внимание на кресло

Воспитатель: Как вы думаете, откуда оно появилось?

Дети: Его придумал человек и сделал своими руками.

Воспитатель: А как вы думаете для чего оно нужно человеку?

Дети: чтобы сидеть.

Воспитатель: Но сидеть можно и на стуле.

Дети: В кресле сидеть удобно, можно облокотиться и даже положить голову.

Воспитатель: Правильно, сидеть можно на чём угодно, но в кресле удобнее.

Аналогично дети рассказывают о других предметах.

Воспитатель: Наша экскурсия заканчивается, поэтому давайте наведём порядок в музее, а поможет нам игра «Загадалки»

Игра «Загадалки»

На столах расставлены флажки. Красный – орудия труда, жёлтый – бытовая техника, зелёный – мебель. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают её, находят нужный предмет и кладут к определённому флажку.

С ногами, а без рук,

С боками, а без ребер,

С сиденьем, а без живота,

Со спиной, но без головы. (Кресло.)

По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я?.....(Кровать.)

Из железа сделаны,

Резать и стричь умеют.

Если они встречаются,

То их части разделяются. (Ножницы.)

Во дворе снег идёт,

Снег белый и мохнатый.

Снег и лёд мы расчистим

Во дворе…. (Лопатой.)

Вмиг проглотит, если пыль найдёт –

Для нас чистоту наводит.

Нос, как хобот, есть длинный шланг

Чистит пол и ковёр... (Пылесос.)

Наша тётушка игла

Строчку пополю вела

Если строчка в строчку,

Тогда и платье вашей дочке. (Швейная машинка.)

Воспитатель: Разные предметы нам очень помогают и облегчают жизнь. Что нужно делать, чтобы они служили долго?

Дети: Беречь их, ухаживать за ними.

Воспитатель: Мы возвращаемся назад. Закрываем глаза, считаем до 10

Воспитатель всё убирает.

Воспитатель: Ребят, вам понравилось в музее?

Дети: (Ответы детей.)

Воспитатель: А что кому понравилось?

Дети называют запомнившиеся экспонаты.

Воспитатель: Давайте в нашей группе устроим выставку «Музей предметов», поиграв в такую игру «Дорисуй, что я задумал»

Игра «Дорисуй, что я задумал»

Детям раздаётся по альбомному листу с частичным изображением предметов. Ребёнок дорисовывает недостающую часть предмета.

В конце непосредственно – образовательной деятельности оформляется выставка «Музей предметов».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем» Цель: Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с...

Путешествие в музыкальную страну

Путешествие в музыкальную страну Цель: воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Развивающие задачи: • обучение умению давать характеристику прослушанной пьесе; • формирование певческой культуры...

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Хотите спасти природу и планету? Начните с занятий по раздельному сбору мусора в...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе «Ромашка» «Приключения в компьютерном классе» ...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие…

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по временам года» Задачи: 1. Систематизировать знания детей о смене времён года. 2. Закрепить названия месяцев...