Конспект НОД «Откуда хлеб пришел?» для детей 6-7 лет
Цель: закрепление представлений детей старшего дошкольного возраста о значении хлеба в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о том, кто и как выращивает хлеб;
- Расширять представления о многообразии хлебных продуктов;
- Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения;
- Уточнить представления о составе чисел 4, 5, 6;
- Обогащать словарь детей по теме «Хлеб»;
- Закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;
- Совершенствовать навыки речевого общения, закреплять навыки формирования самостоятельного высказывания, речевого творчества;
- Совершенствовать навыки конструктивной деятельности.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, умение решать проблемные ситуации;
- Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;
- Формировать опыт работы в подгруппе, выполнять действия по алгоритму;
- Развивать у детей самостоятельность и инициативу, творческие способности.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду работников сельского хозяйства.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности:
- Игровая (игра с пособием круги Луллия);
- Двигательная (игра с мячом);
- Коммуникативная (свободное общение);
- Познавательная (рассматривание, беседа).
Формы организации совместной деятельности:
Беседа, вопросы, рассматривание иллюстраций, игра с мячом.
Методы и приемы:
- Словесные – беседа, объяснение, вопросы, образец;
- Наглядные – демонстрация иллюстраций, схем;
- Практические – игра с кругами Луллия, лепка изделий из соленого теста.
Предварительная работа: беседы: «Откуда хлеб пришел?», «Как растет хлеб?», «От колоска до хлеба»; чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок о хлебе; рассматривание плакатов, иллюстраций; просмотр презентации «Откуда хлеб пришел?»; составление «паутинки» по теме; разучивание пальчиковых игр: «Каша в поле росла», «Каравай»; строительство техники и хранилищ из разных видов конструктора; дидактические игры: «Назови профессию», «Что из какой муки пекли?», «Что сначала, что потом?».
Материалы и оборудование:
Центр литературы и грамотности: картинки с героями сказок, готовая обложка для книжки-малышки, листы бумаги для записи сказок, степлер, ручка, пособие круги Луллия.
Центр математики: схемы для ориентировки на листе, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал), клей, белые листы бумаги, карточки на состав чисел (4, 5, 6), простые карандаши, листы бумаги в крупную клетку.
Центр искусства: соленое тесто, вода, кисточки, материал для украшения (кунжут, посыпка, мак), схемы для лепки хлебобулочных изделий, скалки, дощечки.
Центр строительства: наборы конструктора с механизмом «Юниор», схемы постройки мельницы.
Утренний сбор: иллюстрации по теме, мяч.
Словарная работа: тракторист, комбайнер, сеяльщик, борона, агроном, пекарь, кондитер, злаки, элеватор, хлеборобы, мелиораторы, колосья, колхозники.
Утренний сбор
Цель: создать положительный эмоциональный настрой на весь день; активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности; учить принимать самостоятельное решение относительно собственной занятости, направленности деятельности, места её реализации.
По звуковому сигналу (колокольчика) дети собираются в круг и садятся на ковёр.
Приветствие
Воспитатель:
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день».
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
«Доброе утро!»
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Пусть это утро будет добрым для всех нас (дети берутся за руки и улыбаются друг другу).
Ритуал «Новости»
Цель: активизировать словарь по теме «Хлеб – всему голова».
Воспитатель: Чтобы вы догадались, о чем мы поведем разговор, я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно (Воспитатель загадывает загадку).
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
Воспитатель: Что это?
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Да, верно, сегодня мы поговорим о самом главном богатстве – это про хлеб. Хлеб – самый главный на столе. Ребята, вы наверно слышали такое выражение «Хлеб - всему голова». Как вы понимаете это выражение? (Выслушиваются все предложения детей – самый главный продукт, в хлебе много полезных веществ, без хлеба нет жизни, его выращивают много людей.)
Воспитатель: Сегодня ребята подготовили для вас интересные сообщения, давайте их послушаем. Ксюша расскажет детям, как тяжело было с хлебом в военные годы (демонстрация маленького кусочка хлеба с нормой в ВОВ, из чего делали хлеб в военные годы, про хлебные карточки). Кирилл поделится с ребятами интересными фактами про хлеб (что дает хлеб организму, какие витамины содержит).
Дети делятся информацией, а воспитатель пускает по кругу мешочек с фишками (кому достается фишка со знаком вопроса – тот будет задавать вопрос, у кого фишка с восклицательным знаком – тот комментирует сообщение).
Дети передают мешочек друг другу и достают фишки, кому достались фишки со знаком вопроса и с восклицательным знаком, те дети будут задавать вопросы и комментировать.
Вопросы: Из чего делали хлеб в военные годы? Что такое хлебные карточки? Чем полезен хлеб? Какие витамины содержит?
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, откуда хлеб пришел?
Игра с мячом «Откуда хлеб пришел?»
Цель: систематизировать знания детей о том, как выращивают хлеб.
Откуда хлеб пришел? – из магазина
А в магазин как попал? – из пекарни.
Что делают в пекарне? – пекут хлеб.
Из чего пекут хлеб? – из муки.
Из чего мука? – из зерен.
Откуда зерно? – из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – выросла в поле.
Кто ее посеял? – колхозники.
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь вы знаете, откуда пришёл хлеб.
Проблемная ситуация
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а из одного зернышка можно получить хлеб? (Дети высказывают свои предположения, активно участвуют в обсуждении). Из одного зернышка нет, но если его посадить, то вырастет колосок, в нем будет уже больше зерен. Эти зерна снова посадить, вырастет еще больше колосков. Эти колоски собрать, обмолотить и будет мука, а из муки – хлеб.
Воспитатель: Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Ведь хлеб - всему голова. А кто из вас знает пословицы и поговорки про хлеб?
Дети: Худ обед, когда хлеба нет. Много снега – много хлеба. Хлеб да вода – богатырская еда. Нет хлеба, так и нет обеда. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Воспитатель: Молодцы ребята, я уверена, что вы будете еще бережнее и уважительнее относиться к хлебу и к труду хлеборобов. А теперь я предлагаю подойти к «Доске выбора».
Работа с доской выбора
Цель: учить определяться с выбором Центров по интересам, формировать умение договариваться.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие центры у нас сегодня работают?
Дети перечисляют центры (Центр Математики, Центр Грамотности, Центр Искусства, Центр Конструирования), а затем определяют по числовым карточкам сколько человек будет работать в каждом центре.
Воспитатель: Сейчас я расскажу, какие задания вас ждут в центрах, а вы послушайте и сделайте свой выбор центра.
Предоставление информации о материалах в центрах активности
Воспитатель: В Центре Математики нужно будет разгадать секретный код, и в соответствии с кодом выложить фигуры; а так же нужно заполнить колоски цифрами (состав чисел 2, 3, 4); отгадать загадку, нарисовать отгадку (графический диктант - трактор). Если хотите, я могу вам помочь разгадать код и заполнить колоски.
В Центре Грамматики и Литературы вы будите изготавливать книжки-малышки для родителей своими руками. А поможет вам в этом, наш волшебный круг (ТРИЗ-технология круги Луллия). Помогать вам будет в изготовлении книжек – малышек Анастасия Петровна (учитель - логопед).
Что же интересного вас ждет в Центре Строительства? Отгадайте загадку, и вы узнаете, что вы будите конструировать. «Машет крыльями - не птица, любит только ветер. Крутит жернова девица, целый день и вечер. И мукою славится, девица-красавица. Девица–умелица, ветряная (мельница). Воспитатель: Правильно ребята, это мельница. Сегодня вы будите конструкторами, и вам нужно будет собрать мельницы и привести их в движение (конструктор с механизмом «Юниор»).
А в Центре Искусства вас ждет необычная работа. Малыши сделали вам заказ, налепить из соленого теста хлебобулочных изделий для сюжетной игры «Магазин», они еще маленькие и не умеют лепить. А помогать вам будет в этой работе родитель.
Дети делают выбор и расходятся по центрам.
Центр Литературы и Грамотности
Игра с кругами Луллия «Сочиняй-ка»
Цель: совершенствовать навыки речевого общения, закреплять навыки формирования самостоятельного высказывания, речевого творчества.
Работу в центре проводит учитель-логопед. На 1 круге картинки с изображением мест действий из различных сказок: болото, леса, комнаты, деревни, чудесный сад. 2 круг дети самостоятельно заполняют картинками с изображением сказочных героев: черепаха Тортилла, гуси – лебеди, Иван –царевич, Колобок, Дюймовочка. Дети выбирают сказочного героя, раскручивают круг и куда укажет стрелка, выбирают новое место обитания героя, придумывают новую сказку, с новым сюжетом. Дети по очереди раскручивают круг и придумывают свои сказки. А логопед в это время записывает за каждым ребенком текст и по окончании сказок они совместно изготавливают книжку – малышку, при этом ребенок делает зарисовки сюжета своей сказки.
Дети с помощью педагога скрепляют листы, подписывают свое имя и название сказки.
Индивидуальная работа: Тем детям, которые затрудняются в придумывании новых сказок, предлагается помощь в виде мнемотаблиц по сюжету сказок.
Центр Математики
Цель: сформировать опыт работы в подгруппе, выполнять действия по алгоритму; уточнять пространственные представления на листе бумаги (левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, правый нижний угол); закреплять умения ориентироваться на плоскости листа (клетка, строка), умение действовать по схеме; уточнить представления о составе чисел 4, 5, 6.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в центре нас встречает Карандаш. У него для вас есть конверты с очень интересными заданиями.
Конверт № 1. Нужно расшифровать секретный код. У вас есть схемы-алгоритмы (технология ТРИЗ), вы внимательно их изучаете и выполняете задание.
Дети выбирают геометрическую фигуру нужного цвета, количество и место ее расположения и найдя ей место, приклеивают на лист бумаги.
Воспитатель: Ребята, а сейчас вы можете проверить выполненные задания друг у друга и оценить.
Дети проверяют задание сидящего рядом сверстника и обсуждают выявленные ошибки.
Воспитатель: Конверт № 2. Карандаш подготовил вам загадку, а вы отгадку нарисуете по клеточкам.
Загадка: Это сельский акробат,
Лучше лошади в сто крат.
Не проста у парня доля,
Днем и ночью пашет поле,
Тарахтит как очумелый,
Дым с трубы выходит серый (трактор).
Воспитатель: У вас есть карточки с направлениями движений карандаша, вы внимательно смотрите и выполняете задание.
Дети выполняют графический диктант). Закончив диктант, дети проверяют друг у друга выполнение и дорисовывают мелкие детали.
Воспитатель: Конверт №3. Посмотрите, у вас есть колоски, но они не простые, а математические. Подул ветер, и все цифры с колосков разлетелись. Что же делать?
Дети: Нужно вписать цифры.
Воспитатель: Правильно ребята (дети, справившиеся быстрее с заданием, помогают другим детям).
Индивидуальная работа: Тем детям, которые затрудняются в выполнении заданий на состав чисел, карточки даются только на 2 числа (4 и 5).
Центр Искусства
Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Цель: создавать условия для раскрытия творческого потенциала для каждого ребенка, обучать приемам лепки из соленого теста (кренделя, косички, булочки).
В данном центре находится родитель и вспоминает с детьми, какие они знают изделия из теста (хлеб, пирожки, каравай, блины и т.д.), рассматривают иллюстрации. Дети вспоминают способы лепки с опорой на схемы, выбирают понравившийся вид изделия и начинают лепить. После лепки дети украшают свои кренделя и косички семенами кунжута, посыпкой, маком и выкладывают их на разнос.
Родитель: Ребята, когда изделия высохнут, вы можете отнести их малышам для игры «Магазин».
Индивидуальная работа: детям, затрудняющимся в лепке кренделей и косичек предложить образцы, схемы лепки.
Центр Конструирования
Цель: совершенствовать навыки конструктивной деятельности; развивать творческие способности детей.
Конструирование мельницы по схеме из конструктора с механизмами «Юниор». Подгрупповая работа.
Работу в центре проводит воспитатель.
Воспитатель: Ребята, в Центре нас встречает Самоделкин. Он решил собрать мельницу, а как ее собирать, не знает. Очень сложная схема. Что же делать?
Дети: Надо ему помочь.
Вместе с воспитателем дети рассматривают схемы постройки мельницы. Дети рассуждают, договариваются, и выбирают, какие детали нужны для конструирования.
Итоговый сбор
Цель: подвести итоги совместной деятельности детей и взрослых по данной теме.
Звучит колокольчик, дети собираются на ковре в круг.
Воспитатель: Ребята, расскажите, какие задания вам понравились в Центрах? Какие трудности у вас возникли при выполнении заданий и как вы с ними справились? Что в результате у вас получилось?
Воспитатель предлагает высказаться детям, работавшим в разных центрах. Один ребенок из центра рассказывает о проделанной работе, а остальные дополняют высказывание.
Рефлексия. Игра «Пожелания»
Цель: учить детей дружелюбию, взаимопониманию и поддержке.
Воспитатель: А сейчас мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье,
Мы подарим пожеланья.
Дети напоминают друг другу правила бережного отношения к хлебу (никогда не выбрасывать хлеб, не бросать на пол, нельзя играть хлебом и т.д.).
Воспитатель: Молодцы, вы все были активными, показали свои знания, умения и старания! Ребята, все центры будут открыты в течение сегодняшнего дня. Кого заинтересовала работа в Центре, который вы не посещали сегодня, можете посетить его в течение дня и сделать то, что вам интересно. Спасибо за ваш труд!
Читайте также |
---|
Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют…
Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет на тему «Салют Победы» Задачи: Формировать представления детей о военных событиях. Воспитывать патриотические чувства...
Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы…
Непосредственно образовательная деятельность детей в старшей группе по теме «Мы с чаем не скучаем» Цель: Обучение детей новой технике аппликации, знакомство...
Двигательная активность дошкольников - залог успешной подготовки к школе
Двигательная активность дошкольников - залог успешной подготовки к школе Как показывает практика подготовки детей дошкольного возраста (далее – дошкольники) среди многообразия...