Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звери зимой»

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о жизни диких животных зимой, об условиях их обитания.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закреплять умение детей различать и называть зверей, различать по возможности употребления потребности в пище.
  • Углубить представления детей о причинах изменений в жизни животных с наступлением зимы.

2. Развивающие:

  • Развивать умение классифицировать зверей на хищников, всеядных и травоядных животных.
  • Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
  • Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать любознательность, активность, самостоятельность.
  • Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать желание помогать животным, заботиться о них.
  • Соблюдать правила поведения в природе.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Физическое развитие.

Предварительная работа:

  • Чтение глав из книги Т. Шорыгиной «Звери. Какие они?».
  • Рассматривание иллюстраций «Дикие животные наших лесов».
  • Беседы с детьми о диких животных.
  • Отгадывание загадок о зверях.
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?». Настольно-печатная игра «Наши соседи».
  • Рисование диких животных.
  • Чтение русских народных сказок: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Кот-воевода».

Материалы:

  • ИКТ с подборкой материала.
  • Снимки волка, лисы, медведя, ежа, зайца, лося.
  • Модели описания животных.
  • Мнемотаблица по сказке «Зимовье зверей».
  • Мнемотаблицы: «Волк», «Медведь».
  • Таблица «Найди общее».
  • Открытки-ассоциации на тренировку памяти.
  • Морфотаблица «Дом для волка».

 

Ход НОД

Воспитатель: Дети, посмотрите, мне в руки попало зашифрованное письмо. Тот, кто отправил, предлагает отгадать по условным обозначениям, какое это время года.

Мнемотаблица: «Зима».

Загадка:

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Зима.)

В.: Да это зима. Предлагаю вам вспомнить и назвать приметы зимы:

  • Солнце светит, но не греет.
  • Дни стоят короткие, а ночи длинные
  • Кругом лежит снег.
  • Часто бывают метели.
  • Птиц мало, но зато прилетели снегири, свиристели.
  • Домашние животные все закрыты в скотных дворах, сараях. За ними ухаживают люди.
  • Дикие животные сменили шубки, утеплились, а медведь, еж, барсук легли в спячку до весны.

В.: Вот сегодня о них мы и поговорим. А о ком именно, вы сейчас сами назовете. Они прислали о себе небольшие загадки. (Выставляю мнемотаблицы «Волк», «Медведь, «Заяц».) Правильно угадали. Прежде чем начать работать потренируем память.

Игра «Ассоциации»

Игры с использованием ИКТ:

  1. «Кто где живет».

Закрепить знания детей о жизни диких животных.

  1. «Назови всех членов семьи диких животных».

Закрепить знания детей о диких животных, их названия, названия детенышей зверей. Закреплять умение изменять окончание слов во множественном числе.

  1. Дидактическая игра «Чем похожи» (таблица).

Закрепить знания детей о хищном звере-волке, о его внешнем виде, его среде обитания, о повадках.

В.: А сейчас отдохнем.

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз-присядка, два-прыжок,

(дети приседают, потом делают прыжок вверх).

Это заячья зарядка,

А лисята как проснутся (потереть кулачком глаза),

Любят долго потянуться (потягиваются),

Обязательно зевнуть (зевают, прикрыв рот),

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами из стороны в сторону).

А волчата спинку выгнут (прогибают спину)

И легонечко подпрыгнут (прыжок вверх).

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, покачивание с одной ноги на другую),

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало начинает все сначала (хлопки над головой).

В.: Ребята, скажите, жизнь диких животных зимой отличается от той жизни, которую они вели летом? Можете объяснить, почему, с чем это связано? На примере кого можете рассказать?

(У зайца и белки меняются шубки, белка делает запасы еды, у волка и лисы шубки становятся теплее и гуще, и т. д.)

Дети рассказывают. Делаем вывод, что зимой, диким зверям приходится тяжелее выживать.

В.: Игра «расскажи о животном». Составление небольшого рассказа о животном с использование моделей.

1. Назвать животное, сказать какого цвета его мех.

2. Описать голову животного.

3. Описать хвост.

4. Назвать способ защиты от врагов.

5. Назвать одним или двумя словами отличительную черту характера.

6. Классифицировать зверей по способу питания.

Логические вопросы:

1. Кого называют санитаром леса?

2. У какого животного во время листопада родятся еще детеныши?

3. У какого животного следы похожи на человеческие?

4. У какого животного каждый день растут зубы?

5. Какой хищный зверь очень любит малину?

6. Куда зайцу удобнее бежать - с горы или в гору?

В.: Ребята. Мы в самом начале беседы прочитали от волка, медведя и зайца шифрованные письма. Медведь спит в берлоге, у волка есть свой дом. Он называется…. А где спит заяц? Предлагаю построить зайцу дом. Только дом у него будет не простой.

Игра «Дом для зайца». Морфотаблица.

В.: Ребята, вы настоящие друзья природы.

  • Что нового вы узнали о диких животных?
  • Что удивило вас из того, что вы сегодня узнали?
  • Какие вопросы о животных для вас были трудными и вы не знали на них ответа?
  • Что еще о животных вы хотели бы узнать?

Список используемой литературы:

1. Т. А. Шорыгина «Звери. Какие они?»

2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия».

3. Тематический словарь в картинках «Мир животных».

Н. А. Гурьева «Учимся по сказке «Заюшкина избушка».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске»

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске» (Старший дошкольный возраст)

Семинар – практикум для педагогов: «Как подготовиться к публичному выступлению…

Семинар – практикум для педагогов: «Как подготовиться к публичному выступлению. Теория и практика» Цель: повышение компетентности педагогов в теоретической и практической...

Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С…

Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С правилами подружись!!!» Необходимые атрибуты: кегли, 2 руля, 2коляски с куклами, 2...

Читайте также

Конспект досуга по организации трудовой деятельности в подготовительной группе компенсирующей…

Конспект досуга по организации трудовой деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дом быта» Цель: формирование положительного и бережного отношения...

Конспект ООД в первой младшей группе «Прогулка в зимний лес»

Конспект ООД в первой младшей группе «Прогулка в зимний лес»   Цель: Закреплять знания о жизни диких животных – зайца, медведя, белки. Закреплять знания...

Сценарий выпускного утренника «Стиляги» в подготовительной группе

Сценарий выпускного утренника «Стиляги» в подготовительной группе Цель: Создание эмоционально-положительной атмосферы и праздничного настроения выпускников и гостей мероприятия, а также условия...