Конспект НОД по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте на тему: «Перелетные птицы»

Цель: Закрепление знаний детей о перелетных птицах.

Задачи:

  • Расширить представление детей о перелетных птицах, закреплять умение детей составлять описательные рассказы используя мнемотаблицу.
  • Расширять пассивный словарь (перелетные птицы-журавли, грачи, ласточки, скворцы и др., орнитологи), слуховое внимание, фонематический слух.
  • Закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения, образовывать притяжательные прилагательные (длинноносый, красногрудый, чернокрылый, остроклювый и др.), употреблять в речи обобщающие понятия (перелетные, домашние, зимующие).
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

 Оборудование: конверты – картинки с изображением птиц, разрезными картинками, д/и «Четвертый лишний», с геометрическими фигурами, фломастеры, цветные карандаши, телефон, мяч, два мольберта, картинки - солнышка, снежинка.

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, беседа с детьми, отгадывание загадок, ребусов, чтение художественной литературы.

 

Ход НОД.

Воспитатель: Дети, на телефон пришло сообщение от орнитологов, вспомните кто такие орнитологи. (Это люди, которые занимаются изучением птиц, это такая профессия.) Так вот, орнитологам нужна помощь. Ученые не успевают закончить исследования птиц в нашей местности, помочь им могут только знающие, любящие птиц дети. Что будем делать? (Ответы детей.) Вы согласны помочь? Для этого мы должны выполнить задания, которые находятся в конвертах.

1 - Какой конверт вы возьмете первым (цифра 1, так цифра 1 всегда первая). В конверте лежат картинки с зимующими и перелетными птицами нужно разобрать картинки и прикрепить их на два мольберта 1- солнышко перелетные птицы, 2- снежинка зимующие птицы, дети проверяют выполненную работу. Почему?

2 – А второе задание на доске. Помогите мне, отгадать загадку: у этой птицы черное туловище, черные крылья, его можно узнать по желтоватому клюву (скворец).

На доску выставляю картинку с изображением скворца и план-схему для составления рассказа. Составляю рассказ о скворце. (Работа с мнемотаблицей.)

- А о какой птице хотели бы рассказать вы, договоритесь (выбирают картинки с изображением птиц и по желанию рассказывают о птицах, использую план-схему).

- В своих рассказах вы все говорили, что у всех птиц есть перья, а как вы думаете у птиц перья одинаковые или разные? (Ответы детей.)

- Перья у птицы разные: пуховые, кроющие, маховые (крыла), рулевые (хвоста) – эту информацию можно прочитать в энциклопедии. Сравните пуховое и рулевое перо, что можете сказать (пуховое – мягкое, нежное, легкое, короткое; рулевое – длинное, тяжелое, жесткое).

- С этим заданием вы справились, предлагаю немного отдохнуть (с мячом).

- Продолжи предложение: (дети повторяют за воспитателем начало предложения и составляют конец предложения).

- Весной птицы строят гнезда, потому что (собираются выводить птенцов).

- Осенью птицы улетают на юг, потому что (холодно, нечем питаться).

- У грача большое гнездо, потому что (он большая птица).

- Все люди любят слушать соловья, потому что (он хорошо поет).

- У цапли длинные ноги, потому что (она ходит по болоту).

- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда).

- Скворца, грача, соловья, аиста называют перелетными птицами, потому что (осенью они улетают в теплые страны, а весной возвращаются).

- Прежде чем открыть следующий конверт с заданием, предлагаю поиграть - су-джок, возьмите су- джок в руки …, откройте его, возьмите пружинку, проговаривая слова, выполняем упражнение: я знаю 5 перелетных птиц- соловей, скворец, грач, аист, журавль, а теперь на вторую руку: кукушка, ласточка, щегол, стриж, утка.

3- На конверте, со следующем заданием изображены, разрезные картинки. Договоритесь, кто с кем будет собирать картинки (выбирают картинки самостоятельная работа). Проверяют друг у друга, какие птицы, изображены на картинках.

4 - Знак? нарисован на конверте, со следующем заданием: «Четвертый лишний» дети выбирают любую карточку, выполняют задание, объясняют что лишнее, почему?

5 - У нас остался последний конверт, на нем нарисованы геометрические фигуры, что бы это могло значить? Что произойдет, если не будет птиц (насекомые съедят все листья, деревья не будут выделять кислород, погибнут растения и др.). Как мы можем рассказать родителям, детям, всем людям как можно вести себя с птицами, а как нельзя? (рассказать, показать по телевизору, прочитать в газетах или в интернете, нарисовать знаки). А какие знаки бывают? (разрешающие и запрещающие). Как можно вести себя с птицами?

Можно – строить скворечники, кормушки, насыпать корм; нельзя – громко кричать, трогать яички, разорять гнезда, стрелять из рогатки, слушать громко музыку и др.

Договоритесь между собой, какого цвета ободок у разрешающих знаков (зеленого), у запрещающих знаков (красного).

Договоритесь между собой, кто какой знак будет рисовать (самостоятельная деятельность). Презентация работ.

Самоанализ: кто как справился с заданиями, какие трудности испытывал (выбирают кружочки: красные – испытывал затруднения, зеленые – справился со всеми заданиями).

Чем вы помогли орнитологам в исследовании птиц нашего края? (Назвали перелетных, зимующих птиц, нарисовали знаки, собрали разрезные картинки).

Что можно сделать с нарисованными знаками? (развесить знаки в городе, рассказать в соседних группах, показать родителям).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития Проблема помощи неговорящим детям с задержкой психического развития с целью их социальной адаптации...

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море?…

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море? Аннотация: Занимаясь плаванием в бассейне, аккуратно адаптируя ребёнка к воде, мы...

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру Тема моего мастер – класса «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста...

Читайте также

Мастер класс «Богатый урожай»

Мастер класс «Богатый урожай» Овощи и фрукты приносят в дом здоровье в любое время года. И конечно же, чем их больше...

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и кoнкретного обществa. Мехaнизм нравственного вoспитания:(знания и представления) +...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...