Фитодизайн в подготовительной к школе группе.

Занятие по фитодизайну «Тропики в аквариуме»

Стремление человека к прекрасному проявляется у него с раннего детства, необходимо развивать и поощрять это стремление всеми средствами. 1Детей надо научить понимать истинную красоту, которая преображает, делает его натуру отзывчивой, возвышенной и творческой. Справиться с этой задачей помогает общение с искусством, красотой и прародительницей многих наук — живой природой. Природа - источник вдохновения для худож­ников разных направлений.

Изобразительное искусство как предмет не стоит на месте. Методика его пре­подавания претерпевала много изменений и новшеств, но главная цель оставалась всегда: формирование творческой гармонически развитой личности.

В современном мире народ все больше нуждается в духовном возрождении и формировании нравственно-эстетических качеств. Проблема развития духовности личности одна из самых актуальных. При освоении фитодизайна внимание детей в детском саду должно быть об­ращено на знакомство с приемами и средствами композиции, цветоведения, знакомства с основами моделирования, макетирования. Занятия с двухмерным и трехмерным пространством помогают закреплять знания категорий композиции, главное, развивают ощущение ритма, глубину пространс­тва. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей у детей средствами природы, при описании и характеристике объектов и явлений природы привлекать разные виды искусства: поэзию, музыку, изобразительное ис­кусство. Это в свою очередь позволит углубить эмоциональные переживания детей при эстетическом восприятии и оценке природы.

В целом на занятиях по фитодизайну можно определить общие задачи воспи­тания и развития детей средствами природы:

  • создать условия для развития творческой личности;
  • развивать ощущения восприятие детей;
  • обогащать их сенсорный опыт, обра­щая их внимание на эстетические свойства и качества объектов и явлений природы;
  • развивать способность эстетического восприятия, целенаправленного на­блюдения в процессе знакомства с эстетическими свойствами природы;
  • Развивать образные представления и образное мышление средствами эсте­тического восприятия природы;
  • Развивать воображение детей.

Первый этап. Предварительная работа.

Цель: расширить знания детей о цветочном дизайне и использования цветов в озеленении. Учить навыкам внимательно и бережно относиться к природе, к миру растений.

Педагог предлагает детям стать дизайнерами в своей группе и украсить ее комнатными цветами. Дети надевают красивые фартуки из уголка дежурства. Педагог приглашает их на экскурсию по комнатам своей группы, как по ботаническому саду, чтобы познакомиться с растениями. Педагог берет на себя роль экскурсовода и старшего дизайнера по согласию детей.

Экскурсия начинается в холле группы. Здесь у окна стоит красивое раскидистое декоративно – лиственное растение гибискус, в народе называется «китайская роза» и прекрасное дерево, любимец наших бабушек фикус крупнолистный каучуконосный. Эти растения превращают холл в оазис, они создают красоту и уют, гармонию природы и человека.  

Совершая экскурсию по групповой комнате, дети рассматривают стоящие на окнах комнатные растения. Педагог объясняет детям, что много растений на подоконнике - это плохо, они забирают слишком много света. Кроме того, теплый воздух от батареи центрального отопления очень сухой, что для комнатных растений опасно. На подоконнике можно поставить одно растение с раскидистыми побегами или красиво сформированной кроной. Перед группой экскурсантов ставится проблема: правильно оформить подоконники. Дети рассматривают растения и выбирают, подходящие под описание старшего дизайнера, растения для каждого подоконника - папоротник, сансевьеру и толстянку. Группу детей делят на три маленькие подгруппы, по числу окон в комнате, и одну группу для холла. Им предлагается расставить правильно эти растения, и убрать с подоконников лишние комнатные цветы. Дети прекрасно решили проблему, поставив на каждый подоконник по одному растению. Педагог приглашает детей поухаживать за растениями и показывает детям, как правильно:

  • рыхлить землю в горшке не задевая корни растений, чтобы их не повредить,
  • поливать не разбрызгивая воду, чтобы, при этом, не разлеталась земля,
  • опрыскивать листья водой сверху.

Для этого, в каждой подгруппе, дети выбирают ответственных за каждую процедуру и внимательно следят за правильным исполнением каждого этапа работы.

Экскурсовод задает вопросы:

  • для чего растения надо опрыскивать? Ответ правильный - защитить растения от горячего воздуха.
  • Почему опасен горячий воздух? Ответ - воздух сушит листья, растение желтеет и болеет.

В каждый горшочек дети вставляют табличку с цифрами, на которой написан день недели полива данного растения.

Экскурсия закончена.

Дети задают вопросы педагогу, и все вместе обсуждают результаты своего дизайна. Как изменилась группа. Что понравилось, что не понравилось и чем хотелось бы заняться детям еще.

Дети снимают фартуки, ставят лейки на место и выбрасывают палочки для рыхления.

На столах разложены листы бумаги формата А3 и кисти, гуашь , стаканчики с водой, пастель, уголь и цветные карандаши.

Занятие завершается рисованием комнатных растений в форме дизайнерского наброска (т.е. на рисунке дети изображают окно с цветком и часть стены групповой комнаты) любым материалом из предложенных детям.

Второй этап.

Цель: Оформить природный уголок тропическими растениями

Задачи:

  • Познакомить детей с комнатными тропическими мелколистными растениями;
  • Познакомить детей с природными условиями жизни тропических растений;
  • Научить детей правильно готовить почву для посадки растений;
  • Создать флорариум (дизайн в аквариуме).

Материалы и атрибуты.

Аквариум с подсветкой, почва для растений, песок чистый, мелкая галька для дренажа, деревянные палочки диаметром 3см. Комнатное растение – фикус карликовый мелколистный стелющийся, комнатное растение – фиттония красная, глиняная фигурка человека, мелкая игрушка -  земноводное животное из пластика.

Ход работы.

Перед началом работы по оформлению флорариума, педагог показывает детям фотографии, изображающие различные тропические растения, используемые в дизайне помещений (см. приложение 1). Демонстрируется видефильм о природе «Растения тропических лесов» в сопровождении музыки Иогана Себастьяна Баха и рассказа ведущего за кадром (…В тропиках типичными растительными сообществами являются леса. В этих лесах травянистым растениям достается относительно мало света, так как его заслоняют стволы и кроны деревьев, поэтому многие из них относятся к теневыносливым видам …, в тропиках много влаги, поэтому растения этой зоны влаголюбивы. Засухоустойчивых и холодоустойчивых форм среди комнатных растений практически нет. У тропических растений период покоя короткий).

После просмотра фильма педагог объясняет детям, какие условия они должны создать для растений, стоящих перед детьми на столе.

Для развития растений благоприятна специальная цветочная витрина (флорариум) – замкнутое пространство с повышенной влажностью, более высокой температурой, с дополнительным освещением - это создает атмосферу тропического леса.

Сейчас мы будем оформлять флорариум красивыми тропическими растениями.

Первое растение называется фикус карликовый мелколистный стелющийся. Рассмотрите внимательно его, какое оно красивое.

Вопросы:

  • Какие у него листья?
  • Какого размера листья?
  • Почему его называют стелющимся? Какого цвета листья?
  • Как называется это растение?
  • Чем этот фикус отличается от фикуса, стоящего в холле вашей группы?

Второе растение называется фиттония красная. Теперь рассмотрите внимательно это растение и сравните с фикусом.

Вопросы:

  • Как называется это растение?
  • Чем отличаются листья?
  • Какое строение растения фиттония?
  • Какое строение растения фикус?
  • Какого цвета фиттония?

Педагог ставит перед детьми аквариум и рассказывает, для чего нужны мелкие камушки - дренаж, песок и земля.

Начинается работа: дети выкладывают аккуратно на дно аквариума камни, затем насыпают песок и засыпают все землей. Песок дети прибивают постукиванием ладошки по нему, что вызывает у детей приятное тактильное восприятие и ладошка разогревается. Землю дети прибивают березовыми палочками (кусочками веточек) тычкообразными движениями. Когда дети закончили свою работу, педагог аккуратно, показывая детям как надо вынимать растения из горшочков, сажает растения в землю. Дети из лейки поливают землю и выставляют игрушку – земноводное и глиняную скульптурку человечка.

Работа завершена.

Педагог обсуждает с детьми результаты проделанной работы. Детям задан вопрос: как может называться их произведение (цветы в аквариуме)? Дети затрудняются ответить, звучит ответ педагога – мини-пейзаж в пространстве.

Дети и их родители получают домашнее задание: сделать дома мини-пейзаж в банке или бутылке.

Дети должны составить рассказ о своем изделии.

Педагог проводит с родителями короткую консультацию по изготовлению флорариума.

Приложения можно скачать здесь.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в…

Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в музей» Подготовительная группа Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной группы «Путешествие в Бордландию» Тема: Создание условий в ДОУ для полноценного физического и...

Мастер-класс «Эх, баранки-калачи»

Мастер-класс «Эх, баранки-калачи» Цель: закрепление представления детей старшей группы о процессе изготовления хлебобулочных изделий с помощью приготовления соленого теста и лепки из него. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить...

Читайте также

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Ручеёк и…

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Ручеёк и кораблик» Задачи приоритетной образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие»: Учить детей создавать образ кораблика...

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья…

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт» Цели: показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век...