Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования по теме «Овощи»
(Младшая - средняя группы детей дошкольного возраста)
Цель: Обобщать и совершенствовать представления детей об овощах.
Вид деятельности: познавательная, речевая.
Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация.
Задачи:
Познавательные: расширять представления детей об овощах как о продуктах питания, учить узнавать их.
Межпредметные: развивать связную речь, обогащать словарный запас, развивать память, мышление, воображение, закреплять умение соблюдать правила безопасности.
Личностные: воспитывать у детей познавательный интерес, дружеские взаимоотношения между детьми, находчивость, самостоятельность, желание помочь друг другу.
Материал к занятию: натуральные овощи, фланелеграф (кастрюля, овощи, фрукты), соковыжималка, шапочки с изображением овощей.
Ход занятия:
1) Посмотрите, ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, скажем им: «Здравствуйте!». В гости всегда ходят с подарками. Вот и наши гости вам что-то принесли. Давайте посмотрим, что же они нам принесли?
Воспитатель с детьми подходят к столу, на котором находится корзинка с овощами. Воспитатель достает из корзинки по одному овощу, выкладывает на поднос, задавая при этом вопросы детям:
- Что это такое? Какой (какая) он (она)?
У детей может возникнуть затруднение при назывании определений (прилагательных) каждому овощу. Для решения возникшей проблемы воспитатель предлагает детям взять в руки понравившийся овощ и по очереди рассказать о нем (по вопросам воспитателя).
Рассмотрев все овощи и рассказав о них, воспитатель задает детям вопросы:
- Как одним словом это всё называется? (овощи).
- Подскажите мне, пожалуйста, где овощи растут? Может быть на деревьях?
- Что с ними делают люди?
Воспитатель предлагает детям подойти к стульчикам и сесть на них.
2) – Я про эти овощи знаю загадки. Сейчас я вам их загадаю, а вы попробуйте их отгадать.
Загадки об овощах (любые на выбор воспитателя).
Ребенку, отгадавшему загадку, воспитатель предлагает найти отгаданный овощ на подносе и показать его.
3) – А с овощами можно поиграть.
Сейчас я уберу овощи в наш «чудесный мешочек», а вы попробуйте, не заглядывая в мешочек, засунуть в него руку, что-то найти и рассказать нам.
В ходе игры воспитатель задает вопросы:
- Что ты нашел? Как ты догадался?
- Попробуй о нем (ней) рассказать, как я.
Дается образец рассказа. Например:
- Это помидор. Он красный, круглый, гладкий, мягкий.
- Это лук. Он круглый, твердый, маленький, желтый.
4) Воспитатель предлагает детям попробовать определить овощи на вкус. Дети закрывают глаза и получают по кусочку какого-либо овоща (капуста, морковь, огурец, помидор).
5) – Я совсем забыла, где же растут овощи?
- А у нас тоже есть огород, давайте посмотрим, какие овощи там растут.
Дети идут вместе с воспитателем на оборудованный «игровой огород» (на ковре лежат шапочки-овощи).
- Что растет на нашем огороде?
Дети рассматривают и называют.- А мы знаем игру «Огород». Давайте в неё поиграем, выберите, каким овощем вы бы хотели быть. Дети надевают себе на голову шапочку с изображением овоща, встают в круг, взявшись за руки (по принципу игры «Каравай»).
- Есть у нас огород,
Там морковка растет
И капуста, и картошка,
И лучок, и кабачок,
Свекла, репа и горох –
Урожай у нас не плох!
Вот такой ширины, вот такой ужины,
Вот такой вышины, вот такой нижины.
6) – Скажите мне, пожалуйста, а что ваша мама делает с овощами? (Варит суп, делает рагу, пюре и т.д.)
- А давайте и мы с вами сварим вкусный суп.
Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту, на котором выставляется фланелеграф в форме кастрюли. На столе лежат изображения овощей и фруктов.
- Как вы думаете, что нам нужно взять, чтобы сварить суп? (Кастрюля, овощи.)
- Положите в кастрюлю те овощи, которые нам нужны для супа.
Дети выкладывают изображения овощей, обобщают оставшиеся «это фрукты, из них суп не варят».
- Как будет называться наш суп? (овощной).
- Давайте все вместе его назовем.
- А кто знает, из чего варят борщ?
- А что ещё можно приготовить из овощей (салат).
Давайте и мы тоже сделаем салат.
- Что нам для этого надо? (овощи, нож, посуда).
Давайте приготовим салат из капусты и моркови.
- Мы капусту рубим, рубим (стучат ребрами ладони)
- Мы капусту мнем, мнем (сжимают ладони в кулак)
- Мы капусту солим, солим (соединяют пальцы вместе)
- Мы морковку трем, трем (трут ладошкой по другой ладошке)
- Перемешали ложечкой овощи, посолили, давайте попробуем (дети изображают с помощью игровых действий).
- Ну как, вкусный получился салат? Пересолили? (изобразить мимикой).
- А кто мне подскажет, как же называется наш салат? (овощной).
- А если салат из капусты? (капустный) А из моркови? (морковный)
- Ну вот, суп сварили, салат сделали, но ведь после еды охота попить?
- А как вы думаете, из овощей ещё можно что-то приготовить, например, чтобы попить? (сок)
- А как вы думаете, в овощах есть сок?
- А как это проверить?
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежат разделочная доска, овощи, бумажные салфетки, на другом столе – соковыжималка (она прикрыта салфеткой)
- Сейчас я разрежу ножиком помидор.
Разрезает и показывает помидор в разрезе.
- Что вы видите? (зернышки) Есть сок в помидоре?
- Давайте проверим. Обмакните срезанным местом помидора о салфетку, возьмите салфетку в обе руки, поднимите её перед глазами и посмотрите на неё. Что вы видите? (мокрые пятнышки)
- Откуда они взялись? Значит, что есть в помидоре, что мы в нем обнаружили? (сок)
- Как он называется? (томатный)
- А в моркови есть сок?
- Давайте проверим.
Выполняются те же действия как и с помидором.
- А как ещё можно проверить, есть ли сок в моркови?
- А поможет нам в этом вот этот умный электрический прибор, который придумали люди.
Я включу этот прибор и буду в него опускать морковки.
- Посмотрите, что же происходит? Во что превращаются морковки? (в сок)
- Сок любят все, и взрослые, и дети. Для всех людей его надо сделать много. В этом и помогает людям этот прибор, который называется соковыжималка.
- А кто знает, как называется сок из моркови? (морковный)
- А из помидоров? Свеклы? А если смешать сок из моркови, помидора, свеклы и других овощей, как он будет называться? (овощной)
- Вы хотите попробовать сок, который мы сделали?
- Перед тем, как пить сок, нам надо помыть руки. Пойдемте, ребята, помоем наши ручки.
Во время мытья детьми рук, воспитатель незаметно заменяет сделанный с детьми сок, на покупной из магазина, заранее разлитый в чашки.
Дети подходят и пробуют сок.
- Вкусный получился сок?
- Сегодня мы проверили, есть ли сок в помидоре, моркови, а завтра проверим, есть ли сок в других овощах? Вы хотите это узнать?
- А ещё мы узнали, сколько много всего можно приготовить из овощей.
Овощи нам принесли наши гости. Давайте скажем им: «Спасибо» и «Приходите к нам в гости ещё».
Читайте также |
---|
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) …
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) в средней группе Тема: «В гостях у бабушки Настасьи»
Конспект НОД «В гостях у Дракоши»
Конспект НОД «В гостях у Дракоши» Вторая младшая группа Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы...