Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием ТРИЗ для детей 4 – 5 лет

«Есть у нас огород»

для детей 4 – 5 лет

Цель: Продолжать формировать у детей представления о сезонных работах на огороде.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей навыки по уходу за растениями;

Речевые: активизировать словарь детей (урожай, бортики, междугрядья, лунки, бороздки, сорняки, прополка, корнеплоды, инвентарь, усердие); учить отвечать на вопросы полными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями;

Развивающие: развивать у детей логическое мышление и воображение при работе со схемами;

Воспитательные: воспитывать любовь к родной земле, потребность в труде, стремление к значимым результатам.

Материал: Лавочки; доска; стол; фонограмма; костюмы (Дед, Бабка, Внучки, Жучки, Кошки, Мышки); набор схематических изображений трудовых процессов на огороде; набор иллюстраций «Овощи»; набор инструментов для работы на огороде; палочки для рыхления почвы и лейки по количеству детей; яблоко; корзина для урожая.

Предварительная работа: Беседы о сезонных работах на огороде; рассматривание иллюстраций «Овощи»; дидактическая игра «Вершки – корешки»; разучивание стихотворений и загадок об овощах; рассказ воспитателя об огородном инвентаре; дидактическая игра «Что необходимо для огорода?»; посадка овощных культур на грядках и дальнейшее наблюдение за изменениями; работа на огороде совместно с детьми; ведение дневника-плана последовательности трудовых процессов в схемах; дидактическая игра по ТРИЗ «На что похоже?», изготовление масок героев сказки «Репка».

Планзанятия:

Фонограмма Шоу – гр. Диковина «Пахал Захар огород». Мотивация: посиделки на завалинке (стихотворение Бабки).

Беседа о последовательности работы на огороде (использование схем).

Подвижная игра «Вершки – корешки».

Дидактическая игра «Огородный инвентарь».

Стихи-представления об овощах на грядках.

Труд детей в огороде (рыхление и поливка почвы).

Проблемная ситуация (яблоко на грядке).

Сбор урожая (тянем репку).

Ход занятия:

Под фонограмму в огород приходят воспитатель и дети в роли жителей села: Бабка, Дедка, Внучки, Жучки, Кошки и Мышки, одетые в соответствующие костюмы; усаживаются на завалинку.

Воспитатель (в роли Бабки): Жили – были на деревне

(как в детской книжке):

Дед да Баба, Внучки, Жучки,

Кошки, да и Мышки.

Жили вместе, не тужили,

Песни распевали,

Дружно сеяли, пололи,

урожай снимали.

Воспитатель (в роли Бабки): Ох, и хорош наш огород! Как хорошо мы трудились, чтобы вырастить такой урожай! Семья у нас большая – потому и огород велик. Дед да Внучки, Жучки да Кошки, Мышки! Давайте вспомним, как мы работали на огороде, с чего мы начинали? А так как на протяжении всего лета велся дневник-план огородных работ (где фиксировались все этапы нашей деятельности в виде схем), то мы сможем легко рассказать: что мы делали, и какой инструмент для этого понадобился.

(Вниманию детей предлагается набор схем, обозначающих трудовые действия, для выкладывания последовательности работы на огороде).

Дети-герои(раскладывают схемы, поясняя их значение):

6  5

Воспитатель (в роли Бабки):

Дед да Внучки, Жучки да Кошки, Мышки! Для своего дневника наблюдения за огородом мы делали и фотоснимки. Давайте их рассмотрим и похвалим наши овощи.

(Вниманию детей предлагаются иллюстрации с овощами):

13

Ребенок-герой(читает стихотворение «Чудо-огород»):

Удивляется народ:

Что за чудо-огород?

Здесь редис есть и салат,

ук, петрушка и шпинат,

Помидоры, огурцы

Зреют дружно – молодцы!

И картофель, и капуста

Растут на грядках густо-густо,

И все дружно говорят:

«Мы растем здесь для ребят!

За усердие и труд

Урожай весь соберут»

Воспитатель (в роли Бабки): Давайте поиграем в игру «Вершки – корешки». Если вам достанется карточка с овощем, у которого съедобны корнеплоды – присядете; если же съедобна верхняя часть овоща – встанете, подняв руки вверх.

Дети-герои (идут по кругу, выбитая карточку и выполняя правила игры).

Воспитатель (в роли Бабки): Дед да Внучки, Жучки да Кошки, Мышки! Как и у всех хозяйственных огородников, у нас имеется соответствующий инвентарь для работы. Напомните, пожалуйста, какими инструментами мы пользовались в огороде?

(Детям-героям предлагается набор инструментов, в котором имеются и ненужные предметы):

Лопата14 7

Грабли

Лейка

Ведро

Совки

Рыхлитель

Носилки

Тачка

Колышки

Малярная кисть

Дети-герои (называют необходимый огородный инвентарь).

Воспитатель (в роли Бабки): Дед да Внучки, Жучки да Кошки, Мышки! Мы с вами вспомнили: какие работы бывают на огороде, какими инструментами надо пользоваться. Давайте, наконец, пройдем в наш огород и расскажем, какие овощи там растут.

Дети-герои (подходят к грядкам и рассказывают стихи о культурах):

Перец – южное растение.

Он густой, не любит тени,

Он на солнышке растет,

Свет лучистый перец пьет.

Он мясистый, витаминный,

Запасай его на зиму!

 

Тыква – чудо – в два обхвата,

Витаминами богата.

Как разрежешь – посмотри:

Есть и семечки внутри.

 

В огороде за забором

Поспевают помидоры,

Держатся за колышко,

Греются на солнышке.

 

Врос корнями глубоко

Мальчик-сельдерей,

И никак не может он

Вытащить корней.

 

Тут засела крепко

Желтая царица.

Ух, большая репка,

И не подступиться!

 

Салат без салата –

расстройство одно.

Салату на грядке

Пропасть не дано.

Мы листья салата нарвем

И быстро в салатник порвем.

 

Тетушка Фекла красная свекла,

Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней Инаваристей борщей!

 

Вот горошек сладкий,

Он хитруля прыткий:

Корешком на грядке,

Усом – за калиткой.

 

А зеленый кабачок

Повернулся на бочок,

Сладко спит на грядке,

Как малыш в кроватке.

 

Белая и хрусткая

Зовут ее капусткою.

Вкусная, полезная,

Прогонит все болезни.

 

Луковица золотая,

Круглая, литая.

Есть у нее один секрет -

Нас она спасет в обед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук.

 

Если чаще есть морковку

Не нужны и тренировки.

Каждый день пей сок морковный

Будешь сильный и здоровый!

 

Знает каждая старушка:

В огороде есть петрушка.

Станет с ней вкусней в сто крат

Суп, окрошка и салат.

 

Вот укроп пахучий,

Он раскрыл свой зонтик:

«Нет ли черной тучи

Там на горизонте?»

Воспитатель (в роли Бабки): Дед да Внучки, Жучки да Кошки, Мышки! Сегодня очередной раз мы с вами поработаем на огороде. Как вы думаете, если вспомнить наш дневник-план со схемами, на каком этапе мы сейчас находимся? Какую работу нужно сделать сегодня?

Дети-герои: Сегодня мы будем рыхлить грядку, и поливать почву.

Воспитатель (в роли Бабки): А какие инструменты для этого нам понадобятся?

Дети-герои: Рыхлители или заостренные палочки, лейка с водой.

Воспитатель (в роли Бабки) предлагает детям-героям приступить к работе.

9  10

Воспитатель (в роли Бабки) по ходу работы беседует с детьми-героями:

Для чего нужны междугрядья? (Они нужны для того, чтобы удобно было подходить к грядкам).

Для чего и как делаются бортики на грядке? (Поверхность гряд выравнивают граблями, делают их слегка корытообразными, чтобы при поливке вода не скатывалась с гряд. Борта прихлопывают тыльной стороной граблей).

Как мы сажали овощные культуры? (Для посадки семян на грядке делаются лунки. Это не глубокие и не мелкие ямки. В каждую ямку бросают одно семечко, засыпая его землей. Бороздки же помогают посадить семена ровными рядочками).

Какие изменения мы наблюдали через несколько дней? (На грядках прорастают семена и появляются всходы растений: стебли или листья, корни, бутоны, затем плоды или корнеплоды).

Зачем и как надо поливать грядки? Как определить необходимость поливки? (Необходимость поливки определяется на ощупь или по цвету земли: если земля темная, влажная на ощупь – не надо поливать. Растения болеют от недостатка воды. Небольшая поливка лишь смачивает верхний слой земли, вода быстро испаряется, оставляя грядку сухой. Но растения болеют и от излишнего количества воды: обильная поливка может погубить растения. Поливать надо осторожно, не поломать растения; двигать лейку, чтобы вода не скапливалась. Полезна и дождевая вода. После поливки у растений листья тянутся вверх).

Зачем и как необходимо рыхлить почву? (Уплотненная земля вредна. Она должна быть рыхлой, т.к. через рыхлую землю хорошо проходит влага и воздух, свободно развиваются корни растений. Для рыхления используют деревянные палочки с тупыми концами, чтобы не повредить корни. Рыхлить почву надо во влажном состоянии, чтобы не порвать корни. Однако сразу после поливки рыхлить трудно, т.к. на палочку налипает мокрая земля).

Когда и для чего необходима прополка? (Трава, которая выросла сама по себе, засоряет грядки, и поэтому называется сорной травой. Она отнимает у посаженных растений много солнца, света, влаги. Поэтому сорняки необходимо удалять. Каждую отдельную травку нужно взять за стебелек у самой земли, немного раскачать и выдернуть; потом встряхнуть, чтобы с корней слетела земля. Сорную траву надо выдергивать с корнем. Выполотую траву собирают на носилки и уносят в специально отведенное место).

Воспитатель (в роли Бабки): Дед да Внучки, Жучки да Кошки, Мышки!

Посмотрите, что это на нашей грядке выросло (поднимает с грядки яблоко)?

Дети-герои: Это яблоко. Оно не растет на грядке, т.к. является фруктом и растет на дереве. Наверное, это яблоко сюда попало случайно (кто-нибудь уронил).

Воспитатель (в роли Бабки): Дед да Внучки, Жучки да Кошки, Мышки! Хорошие выросли овощи у нас на огороде! Наверное, уже пора урожай собирать. Давайте, как и в сказке, встанем друг за другом и будем тянуть нашу репку.

Бабка, Дед, Внучки, Жучки, Кошки и Мышки встают друг за другом и тянут репку.

11

Воспитатель (в роли Бабки): Ох, и большая выросла репка! Наверное, вкусная. Давайте приготовим из нее кашу. Мы потрудились на славу!

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Структура интегрированного занятия

Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного…

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа Одной из приоритетных задач ФГОС: укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного...

Читайте также

Вечер развлечений «Дорожные приключения»

Вечер развлечений «Дорожные приключения» (Подготовительная группа) Ведущий: Ребята, мы живем в красивом городе с широкими улицами и проспектами. По этим улицам каждый...

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары»

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары» Программное содержание. Упражнять детей в вырезывании круглых форм из квадрата и овальных...

Конспект бинарного занятия

Конспект бинарного занятия Цель: развивать диалогическую речь; продолжать знакомить детей с литературным жанром «сказка»; помогать запоминать персонажи, специфику их поведения, последовательность...