Конспект открытого занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему:

«Знакомство с народной куклой»

Цель: Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.1

Задачи:

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
  • Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.

Развивающие задачи:

  • Развивать социальные навыки – дети проигрывают роли, так девочка может примерить на себя роль хозяйки, жены, матери, бабушки.
  • Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.
  • Развивать сенсорные навыки: умение использовать обследовательские действия материала (текстиль, синтепон), умение различать лицевую и изнаночную стороны.
  • Развивать трудовые навыки: развитие навыков шитья и рукоделия.
  • Развивать физические навыки: это развитие глазомера, остроты зрения, мускулатуры кисти руки, координацию рук под контролем глаз. Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Развивать способность к концентрации внимания.

Образовательные задачи:

  • Формировать знания, умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе.
  • Расширить и закрепить знания, и умения по работе с ткань - отработка навыков и умений при работе с тканью.

Оборудование:

- Народные костюмы (сарафан, рубаха, кокошник, порты, косоворотка, колпак, сапоги).

- Лоскуты ткани для изготовления куклы (круги трёх размеров: 5х5см, 7х7см, 10х10см.), красная ткань для платка 10х10см.

- Нитки, ножницы.

- Макет куклы «Колокольчик».

- Пословицы про труд.

- Русская народная мелодия и магнитофон.

- Сказка про Алёнушку и Иванушку.

Предварительная работа: занятия по ознакомлению детей с народным творчеством, знакомство с предметами старинного русского быта, занятия по ознакомлению детей с русским народным фольклором, занятия с использованием пословиц, поговорок.

Ход занятия:

Ведущая: Ребята, сегодня пришли к нам гости, давайте поздороваемся.

Приветствие всех гостей.

Ведущая: Веселья вам, да радости.

Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли вам видно? Всем ли слышно?

У нас для каждого из вас найдётся местечко и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

Тихо звучит русская народная музыка, входит Алёнушка.

Сказка про Алёнушку и Иванушку».

Сказочник: Жила-была в одной деревне девица красавица. Красны щёчки, алые губки, волос к волосу, одним словом неописанной красоты девица. Но не было у неё жениха в этой деревне. Много ли времени прошло, не зная, а нашёлся ей жених из далёких краёв, как раз под стать ей, здоровый, красивый. Как увидели они друг друга, так и сели глаз не отведут, наглядеться не могут. Сваты в это время договаривались о свадьбе, а жених взял невесту под локоток и повёл к упряжке с лошадьми, уж больно прокатится ему захотелось, да он и говорит:

Иван: «Да красива ты, а что же ты делать умеешь? Рубашку мне сошьёшь?»

Алёнушка: «Я всё делать умею, только сшить не могу».

Иван: «Ладно, а блины испечёшь?»

Алёнушка: «Я всё делать умею, только блины испечь не могу».

Иван: «Ладно, усмехнулся жених, а мешок сошьёшь?»

Алёнушка: «Я всё делать умею, только мешок сшить не могу».

Иван: «Ну а плясать ты умеешь, да песни петь?»

Алёнушка: «Умею, умею, обрадовалась невеста».

Остановил тут жених лошадей и просит её спеть и сплясать.

Сказочник: Обрадовалась невеста, спрыгнула на землю и пустилась в пляс.

А жених в это время стегнул лошадей и умчался в свои края.

Ведущая: Ребята о чём этот рассказ? Кто такие сваты? Почему так поступил жених? Что не умела делать невеста?

Пригласить одного ребёнка к Алёнушке, давайте рассмотрим её наряд, ребёнок рассказывает, что у неё рубаха вышита узорами, этому она учится с детства, сарафан, тоже расшивает невеста, а на голове может быть повойник, это головной убор из полоски ткани, расшитый по краям.

Пригласить второго ребёнка к Иванушке, теперь рассмотрим костюм жениха, ребёнок рассказывает, что у него на голове может быть картуз, это головной убор с козырьком, или колпак, рубаха-косоворотка, т.к. вырез рубахи находится сбоку, обычно вышит ворот рубахи и манжеты, штаны назывались портами, а на ногах сапоги.

Ребята, а как вы думаете, как может девушка всему научится, и шить, и готовить, и ткать, прясть?

Ей показывает примером мама, а ещё были помощницы куклы, на них девушка оттачивала своё мастерство шить, вышивать.

А в приготовлении пищи, ей помогала кукла «Каша», как вы думаете, почему она так называлась?

Давайте её внимательно рассмотрим, предложить детям по очереди её взять в руки, почувствовать, как в мешочке пересыпается крупа, предложить понюхать и определить какая там крупа.

У неё туловище шьётся мешочком и заполняется крупой, потом пришивали руки и ноги и мастерили сарафан. Кукла была с размер горшка, в котором обычно готовилась каша, потому что крупы насыпали по пояс кукле, воды доливали по шею, а когда кукла была готова, то было по голову. А чтобы узнать, когда можно было ставить горшочек с крупой в печь, то вначале туда помещали куклу, когда она становилась тёплой, то можно было ставить и горшок с крупой. Вот такие помощники были у девочек.

А теперь я предлагаю вам пройти на ковёр и сесть полукругом

А сейчас мы посмотрим, какие пословицы приготовили для нас ребята (пословицы про труд):

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»,

«Не красна изба углами-красна пирогами»,

«Хочешь калачи, не лежи на печи»,

«Терпение и труд всё перетрут».

Что означают эти пословицы? Нужно трудиться, помогать взрослым и тогда всему можно научиться делать самостоятельно.

Физминутка. А ещё на Руси любили играть, мы встанем в круг и повторяем слова и движения за мной:

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши).

Жили в маленькой избушке

(сложить руки домиком).

Семь сыновей (показать семь пальцев).

Все без бровей, (очертить брови пальцем).

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам).

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками).

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы).

Вот с такой головой, (очертить большую голову).

Вот с такой бородой, (показать руками).

Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку).

На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами).

И все делали вот так… (показать любое движение).

А сейчас я вас приглашаю сесть за столы, мы с вами изготовим куклу «Колокольчик», почему она так называется? (маленькая, и по форме похоже на колокольчик). Куколка маленькая, да удаленькая, если сделать её в ярких тонах, то она будет как оберег, повесить перед входной дверью и всякий человек входящий волей неволей обращал внимание на куколку, и считалось, что злые помыслы улетучивались.

Если же сделать несколько таких куколок, на ниточке, то в будущем, когда у замужней женщины появится малыш, можно эти куколки использовать как погремушки.

- Разложите ткань так, чтобы самый большой круг был внизу, потом средний, и маленький.

- Поднять три круга левой рукой, а правой посередине положить кусочек ваты.

- Сформировать голову.

- Поверх головы повязать платок.

Посмотрите, какие они все разные получились, нарядные, каждый что-то новое придумал, кто-то платок кукле повязал вперёд, кто-то назад.

Теперь у вас пополнится ваша коллекция кукол, вы научились вырезать круги из ткани разного размера, выполнять узловую конструкцию, работать нитками.

Итог: А что мы сегодня с вами узнали нового, давайте вспомним?

Смотрели сказку и узнали, что нужно трудиться это поможет в будущем человеку.

Рассматривали костюмы Алёнушки и Иванушки.

Слушали пословицы про труд.

Узнали про куклу «Кашу», которая помогала научиться готовить девочке кашу.

Играли в Маланью.

Изготовили сами куклу.

Молодцы, скоро мы с вами увидимся и узнаем много нового и интересного, до скорой встречи.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости…

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости в Лесную Академию» Присутствовало 12 воспитанников подготовительной группы/ Длительность занятия – 30...

Проект «Чудесница вода»

Проект «Чудесница вода» Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Актуальность: В настоящее время перед...

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...

Читайте также

Театрализованная деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность в младшей группе Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край...

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе с учётом ФГОС ДО

Комплексно-тематическое планирование в средней группе с учётом ФГОС ДО Месяц Неделя Тема недели Развернутое содержание работы Сентябрь I  «День знаний.  Здравствуй, детский сад». Развивать у детей познавательную мотивацию...