Тематическое, коррекционно-развивающее занятие для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи 

«Солнечный Зайчик»

Программное содержание: Воспитывать гуманное отношение к животному миру, природе.

Развивать восприятие средств музыкальной выразительности, песенное и танцевально-игровое творчество; мимику, пантомимику, эмоциональную отзывчивость.

Способствовать развитию обобщающей функции речи, многозначности слов.

Совершенствовать координацию движений, мелкую моторику.

Продолжить работу над развитием фонематического слуха, умением сделать слуховой анализ слова.

Закреплять произношение гласных первого ряда и согласного звука (З)

Осваивать приемы работы с куклами-прыгунками (на гапите, штоковыми).

Оборудование: Костюмы зайчиков (или элементы), декорация кустов с торчащими заячьими ушками, куклы-прыгунки: Зайчик: на гапите -Зайчик, Ёжик, Лисичка.

Музыкальный материал: Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей» С. Коротаевой, песня «Солнышко» Т. Вилькорейской, игра «Зайцы в колесе» муз. Т. Ксендзовской, песня «Зайчик» муз. Старокадомского, «Зайчик» в обр. Лобачева.

1. Педагог встречает детей, приветствует их.

Коммуникативная игра «Вальс друзей»

(Сборник «Коммуникативные игры и танцы» С.Коротаевой)

Педагог уточняет время года, месяц: да, вот уже и май шагает по земле, налицо все признаки его прихода на землю:

Вышел май из леса,

Лугу поклонился,

От дождя и солнца

Луг травой покрылся.

                       

Май сады осыпал

Белыми цветами,

По траве ступает

Босыми ногами.

А если вдруг и набегала какая озорная тучка и закрывала солнышко, - продолжал педагог,- то ребятишки весело выбегали на улицу и громко кричали:

Закличка - веснянка

Солнышко-солнышко, золотое донышко,          идут по кругу

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,                                         бегут

Прилетело сто грачей,                                          машут «крыльями»

А сугробы тают, тают,                                           приседают

А цветочки расцветают.                                       поднимают руки вверх

Любопытное солнышко удивленно выглядывало в окошечко между тучками: кто это его зовет?

А затем продолжало свой путь по голубому небу:

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит,

Смотрит весело в оконце,

Ну, конечно, это…(СОЛНЦЕ).

Педагог и дети замечают, что день в мае становится длиннее, а ночь - короче:

Как хорошо, что пришла к нам Весна,

Солнышко светит теперь допоздна.

Сразу набухли у всех на виду

Почки зеленые в нашем саду.

Скоро из почек клейких, зеленых,

Вылезут светлые листья на кленах.

Педагог обращает внимание детей на веточки тополя, стоящие в вазе, предлагает понюхать зеленые листочки:

Упражнение на дыхание «Зеленые листочки»

Педагог выясняет у детей: чем пахнут распустившие листочки, поощряя к речевой активности в подборе слов-признаков. Обобщает: свежестью, духами, смолой, солнышком .

А чем же пахнет Солнышко?

Запах Солнца? Что за вздор?!

Нет, не вздор!

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы - все

Слилось в единый хор,

Все слилось в один узор:

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробужденною весной

И смолистою сосной.

Песня «Солнышко» (по выбору)

2. Педагог продолжает повествование о том, что изо дня в день совершает свой путь солнышко по небу, согревает все и всех, направляя на землю своих деток - солнечных Зайчиков.

Двигательное упражнение «Солнечные Зайчики».

На небе Солнышко-зайчиха                         делают руками «фонарики»

Сказала так своим детишкам:

- Вот, наконец-то близко лето,

Пора побегать вам по свету!

Помчались побегайчики,

Солнечные зайчики.                                     бегут на носочках

Как скачут быстро по дорожкам!                скачут

Мелькают солнечные ножки.

По лужицам попрыгали,                              прыгают на месте на двух ногах

Через лесок прошмыгнули,                         ходят на носочках

И в море упали,

Там на волнах качались,                              делают «качельку», лежа на животе

И к маме вновь умчались                             маршируют на месте.

Весь день прошел, а темнота

Зайчатам вовсе не нужна

Самый маленький Солнечный Зайчик решил побывать у своих старых знакомых: зайчиков, живущих на Волшебной полянке. С ними он каждый день играл с утра до вечера. А не пойти ли и нам с вами, ребята, вместе с ним?

 (далее действия разворачиваются на фланелеграфе)

Вот Солнечный Зайчик уже на Волшебной полянке: глянул вперед - нет зайчиков: влево, вправо - нет зайчиков; оглянулся назад - из-за куста торчат заячьи ушки (дети повторяют повороты головой, закрепляя направления)           

Заинька, заинька,

На лесной опушке,   

Что за кустик прячешься,                                                                                      

Прижимая ушки?                                                                                                                                                                                                                                                 

Педагог предлагает детям надеть на голову атрибут - ушки зайчика, и поиграть:

Музыкальная игра «Зайцы в колесе» муз. Т. Ксендзовской

Правила: Дети стоят по кругу, главный «заяц» - в центре.

Звучит музыка «А»:

1,3,5 Т -главный «заяц» двигается мимо стоящих детей в кругу.

2.4,6 Т - останавливается перед одним из них, делает хлопок внизу и второй, более акцентированный, вверху.

7,8 Т - вызванный ребенок выбегает к нему.

При повторении музыки «А» все движения повторяются. Дети в середине круга образуют маленькое «колесо».

Звучит музыка «Б»:

9-15 Т - оба «колеса» крутятся противоходом на беге

16Т - все останавливаются. Дети большого «колеса» поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротца».

Звучит музыка «В».

Дети маленького колеса выскакивают в разные стороны, двигаясь поскоками.

По окончанию музыки дети должны сделать два «колеса».

Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию зайчиков на фланелеграфе: это очень ловкие и подвижные животные; хорошо бегают, потому что задние ноги у них длиннее передних и сильнее. От опасности они уходят, петляя и путая следы: то бегут, а то отскакивают в сторону:

В лесу недолго до беды,

Но заяц не простак.

Умел запутывать следы

Вот так:

Туда-сюда петляет след,

Вперед, назад и вбок.

Где заяц был, там зайца нет,

Прыг-скок, прыг-скок.

Педагог предлагает попробовать бегать как зайцы и поиграть

Двигательная игра «Заячий след».

«Защищает их цвет шкурки ,» - продолжает педагог Весной, когда она серая, трудно заметить зайцев среди серых стволов деревьев и кустарников. Зимой - она под цвет снега. Шубка у них очень теплая и спасает от холодов. Но иногда, особенно в сильные морозы, они сжимаются в комочек, распрямляются - согревшись.

Ритмопластика «Холодно - тепло».

Цель: Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением.

Педагог рассказывает о том, что каждый день Солнечный Зайчик знакомился с какой-либо новой интересной игрой на Волшебной поляне. Вот и сегодня зайчики играли в игру

«Раз - два - три-перешли!»

Ход: Дети стоят парами в двух концентрических кругах, взявшись за руки. По сигналу: «Раз -два - три - перешли!» меняются партнерами.

Педагог рассказывает детям и Солнечному Зайчику о том, что жить зайчикам в лесу очень непросто, т.к. у него много врагов, а защита-то всего ноги да шкурка. Поэтому они всего боятся: вздрагивают от малейшего шороха, прислушиваются. Зайчики очень осторожно себя ведут, а значит, их можно назвать какими? (осторожными, боязливыми, трусливыми, пугливыми).

Словесная игра «Подбери слово».                                                                  

Солнечный Зайчик,- рассказывает педагог, - очень удивился: он и не подозревал, что у зайчиков столько врагов. Ведь сам он никогда ни с кем не ссорился, а если ему и не хотелось иногда с кем играть, он легко ускользал. Как? Вот так.                                                                                   

Игра с зеркалами «Солнечный Зайчик».

Педагог предлагает детям зеркалом «поймать» солнечных зайчиков, «поводить» их по стене, по потолку и т.д.

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком - пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей,

Вот он, вот - левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок: убежал в потолок!

Педагог выясняет, что будет чувствовать ребенок, если на его ладошку навести солнечный зайчик? Да, тепло. Вот так солнышко здоровается с каждым из нас каждое утро.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно:

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло-

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

Педагог спрашивает у детей: а есть ли такие сказки, в которых зайчики никого не боятся? Да!

Как они тогда выглядят? Педагог играет вместе с детьми, объясняя позу   с демонстрацией выразительных движений.

Имитационная игра «Заячьи фигуры».

4. Педагог спрашивает у детей: нравятся ли им зайчики, за что? Да, они всем нравятся, недаром же про них сложено столько стихов, написано столько песен.

Слушание песен «Зайчик» муз Старокадомского,

 «Зайчик» р.н. в обр. Лобачева

Дети сравнивают зайчиков - героев музыкальных произведений, уточняют средства муз. выразительности, определяют характер каждого: один - Весельчак, другой - Тихоня.

Педагог предлагает поиграть со словами ладошкой и кулаком: отстучать слова-признаки, которые он им споет.

 Упражнение с ритмослогами

Методика Левая рука у детей согнута в локте и поднята вверх. Ладонь левой руки с ровными, прижатыми друг к другу пальцами обращена вправо. Пальцы правой руки сжаты в кулак. Послоговое произношение слова сопровождается ударами то кулачка правой руки, то ее ладони по ладони левой руки: о-зор-ны-е.(грустные, голодные, сытые, быстрые, забавные..)

Педагог напоминает детям: чтоб хорошо спеть песню про зайчиков, нужно потренироваться в пропевании любимой звуковой песенки вверх и вниз по лесенке - гласных первого ряда.

                                               О

                                            Э   Э

                                        Ы         Ы

                                    У                 У

                               А                         А

Педагог поощряет пение детей - слаженное, плавное, а затем выясняет - какой же одинаковый, общий звук в словах «зайка», «заинька», «зайчишки»? Да, звук (З). Предлагает спеть слоговые песенки вверх и вниз по лесенке с гласными первого ряда; дать характеристику звука (З)

                                               ЗО                                                                                                    

                                          ЗЭ     ЗЭ                                                                                                

                                      ЗЫ           ЗЫ

                                   ЗУ                     ЗУ

                               ЗА                              ЗА                                                                                             

                                                          

Анализ акустико - артикуляционного образа звука (З)

Звук (З) - согласный, звонкий. При произнесении кончик языка находится вверху, губы в улыбке, воздушная струя - узкая.

5. Педагог доволен: все знают дети об этом звуке, а вот смогут ли они услышать его среди других звуков?

Игра на развитие фонематического слуха, общей и мелкой моторики

Ход.Дети гуляют по «полянке», педагог произносит разные звуки. При звучании звука (З) они поднимают руки вверх, согнув слегка кисть и шевеля пальцами, и изображают летящих, жужжащих комаров (Ш), (С), (З), (Щ), (Б). (Е), (З), (Ж), (К), (З) и т.д.

Аналогично - в словах: лиса, волк, заяц, жаба, зубр, лось.

Игра «Кто запомнит больше слов?»

Педагог усложняет задачу: сумеют ли дети запомнить слова, которые он произнесет со ступенчатым продвижением поочередно каждой руки вверх, а затем - вниз: правая рука на поясе - «заяц», левая рука на поясе - «зайчиха», правая рука на плече - «зайчата», левая рука на плече - «зайчишки», правая рука вверху - «зайчики», левая рука вверху - «заиньки», хлопок над головой - «лес». Дополнительно можно предложить выложить ритмические цепочки называемых слов.

6. Педагог показывает детям на «пенечки» - стульчики, предлагает посидеть на них и поиграть с пальчиками, которые тоже могут превращаться в «зайчиков».

Пальчиковая игра «Зайчик».

Ушки длинные у зайки,                  Пальцы в кулаке, выставляются вверх указательный

Из кустов они торчат.                     и средний пальцы.

Он и прыгает, и скачет,                  Двигаются в стороны и вперед.

Веселит своих зайчат.

Зайка взял свой барабан                 Пальцы в кулаке, указательный и средний прижаты, вверху.

И ударил: «Трам - трам -трам!»      Безымянным и мизинцем поочередно стучать по большому

                                                           пальцу.

Зайка в зеркальце глядит              Левая ладонь кверху - «коза», сверху накладывается правая

И ушами шевелит.                           рука, которая тоже изображает «козу».Выставляются вверх

                                                           и вниз средний и безымянный пальцы обеих рук. Они

                                                           двигаются в противоположные стороны.

У елки на пригорке                          Левая ладонь почти горизонтальная, правая  тоже.  

Спрятался зайчишка в норке.        Указательный палец и мизинец правой руки упираются в те же на левой руке.

                                                           Средний и безымянный  пальцы правой руки подняты и разведены в

                                                          стороны («ушки»). Большой палец прижат.

7. Педагог показывает детям на елочку, «норку» под ней, откуда торчат заячьи ушки. Вытаскивает оттуда куклу-прыгунка -Зайчика. Предлагает посмотреть сказку

Сценка «Зайка - трусишка.

(«Кукляндия» М.И.Родина, А.И.Буренина. стр.28)

Педагог смотрит на фланелеграф, где был Солнечный зайчик: он незаметно исчез - ускользнул. Да, все правильно, ведь уже поздно, ему пора домой.                           

Педагог обобщает: о чем сегодня шел разговор? О Солнечном золотом зайчике, о зайчиках, живущих на Волшебной поляне. А каких зайцев дети еще знают? Людей, которые едут в транспорте без билета, тоже называют «зайцами». Вот кому было посвящено сегодняшнее занятие. Предлагает уложить куклу-прыгунка Зайчика спать, послушать пьесу.

Слушание «Колыбельная для Зайчика» муз.

Вариант №2 (окончания занятия)

Сценка «Страшный зверь»

(куклы на гапите, на штоке)

Слышен плач зайчика из-за елки

Педагог: Тише, дети, кто-то плачет.( выносит из-за елки зайчика).

                 Ежик, спроси у зайчика, кого он испугался в лесу?

Зайку спрашивает Еж:

Ёж:             Что ты, Заинька, ревешь?

Заяц:         Очень я перепугался,

                   С диким зверем повстречался,

                   Он зеленый, пучеглазый,

                   Не видал таких ни разу.

Педагог: Да это же лягушка! Вовсе она не страшная, а хозяйственная: идет себе с корзинкой по лесу, никого не трогает и не пугает. Спроси, Лисичка, что у нее в корзинке?

Лиса:         Откуда идешь ты, лягушка-квакушка?

Лягушка:   С базара домой, дорогая подружка.

Лиса:           А что ты купила?

Лягушка:     Всего понемножку:

                    Купила ква-пусту, ква-соль и ква-ртошку.

                    Как только вернусь я к себе на болото

                    Тотчас же спляшу: так попрыгать охота.

 

                                   Танец лягушат



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста…

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Мамочка моя!» Цель: Формирование у детей умения выражать свою любовь к родному...

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары»

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары» Программное содержание. Упражнять детей в вырезывании круглых форм из квадрата и овальных...

Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия…

Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия окружающего мира Самым благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей является...

Читайте также

Итоговое занятие во второй младшей группе «Поиски Колобка»

Итоговое занятие во второй младшей группе «Поиски Колобка» Цель: Закрепление пройденного материала за год. Задачи: - закрепить умение различать и называть геометрические фигуры; - закрепить...

Сценарий «Осень в гости к нам пришла» для детей ср.гр.

Сценарий «Осень в гости к нам пришла» для детей средней группы (Звучит песня «От чего плачет осень» слова и музыка Е.Соколовой...

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...