Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с окружающим миром и лепке:
«Виноград»
Программное содержание: уточнять и расширять представление детей о винограде; закреплять умения детей изображать предметы (ягоды винограда) с помощью соленого теста, используя приобретенные ранее знания, умения, навыки; развивать любознательность, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать интерес к природе.
Необходимый материал и оборудование: виноград разных сортов, виноградный сок, изюм, побеги виноградной лозы, зубочистки или шпажки для накалывания изюма, картинки с изображением скворца, плодово-ягодных деревьев и кустарников, виноградной лозы, виноградников, соленое тесто разных цветов, листы плотной бумаги с нарисованными листиком, усиком и веточкой, дощечки для лепки, салфеточки, образец, массажные шарики.
Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ, художественное слово, показ
Предварительная работа: беседы о птицах и их образе жизни, питании, беседы о перелетных птицах, рассматривание картинок с изображением плодово-ягодных деревьев и кустарников, разучивание стихотворений про виноград, лепка из пластилина и соленого теста.
Словарная работа: активный словарь – виноград, виноградник, гроздь винограда; пассивный словарь – виноградник, лоза, дегустация.
Индивидуальная работа: с Ромой – уточнить знания и умения приемов скатывания при лепке ягодок винограда, с Ксюшей – закрепить способ отщипывания маленьких шариков от большого куска соленого теста.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями, садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Воспитатель: Ребятки, я хочу рассказать вам одну очень интересную историю... Недавно, когда я пришла на работу в детский сад ранним утром, вдруг услышала какой-то стук в окно. Это птичка стучалась своим клювиком в окошко. Скворец. Потом вдруг наш гость улетел, но оставил странный подарочек – в маленьком мешочке были какие-то зернышки, очень похожие на косточки. Как вы думаете, ребята, что это были за зернышки? И я тоже не смогла сначала понять, но выкидывать не стала. Не зря же наш скворушка оставил нам их. Наверное, он летела с теплых краев с этим мешочком. «А ведь это могут быть не просто косточки, а семена!» - подумала я и решила их посадить. И вот теперь, посмотрите, что выросло. (Воспитатель показывает детям росток виноградной веточки). Ребята, а как вы думаете, что это за веточка? Посмотрите на картинки с изображением разных деревьев и кустарников и попробуйте определить, как называется это растение. Сравните листочки, стебельки, побеги.
После небольшого обследования воспитатель помогает сделать вывод, что это – ВИНОГРАД. С детьми проводится небольшая беседа о винограде, о том, как он растет, что такое виноградники, виноградная гроздь и т.д. Затем дети читают стихи про виноград:
РОМА
Грозди ягод на лианах
Нас встречают в теплых странах.
Ягоды продолговатые.
С кожицей зеленоватой.
КСЮША
Вкус их просто наслажденье,
Слаще меда и варенья.
Это сочный виноград,
Угостить детей он рад!
ДИМА.
Среди полуденной жары
Висят воздушные шары
Гроздьями на ветке
У бабушки в беседке.
Вот – зеленые, как лист.
Вот – черней, чем трубочист.
А эти – темно-красные.
Какие же все разные!
Они висят и просят с крыш:
«Скорее съешь меня, малыш!»
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю попробовать ягодки винограда и определить виноград, какого вида вам понравился больше всего.
Дегустация винограда.
ВАРВАРА
Виноград, виноград –
Много ягодок подряд
Выросло на ветке!
Объеденье, детки!
Воспитатель: Ребята, а теперь я попрошу вас послушать интересную легенду о винограде:
«Появился виноград на нашей Земле очень и очень давно. Его родителями были земля и солнце. В те времена виноград созревал не месяц, не два, как сейчас, а быстро – с утра до вечера. И те гроздья винограда, что успевали созреть с рассветом, стали золотистыми (от солнышка), а созревшие поздно вечером, стали темными или бархатисто-синими виноградинками»
Сейчас, в наше время, виноград созревает несколько месяцев: первый созревает уже в середине лета, а урожай последнего собирают в середине осени. Но земля и солнце и сейчас остаются родителями винограда. Без солнышка не созреть ни зернышку, ни ягодке. А земля дает питание корням виноградного куста.
Стебель и ветви у винограда называются лозой. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить. Лоза очень гибкая и тонкая, поэтому ее необходимо привязывать к столбику.
А знаете, ребята, виноград одаривает нас не только вкусными ягодками. Из винограда делают очень вкусный и полезный сок.
АЛИНА
Что сказать про виноград?
То, что соком он богат,
То, что сок его волшебный,
Не простой он, а целебный!
И еще одно вкусное лакомство нам дает виноград – это изюм. Изюм – это сушеные ягодки винограда. Они тоже очень полезные. Виноград, сок и изюм очищают организм человека, дают ему силу и здоровье.
Давайте проведем дегустацию сока и изюма.
Звери, птицы и насекомые знают о пользе винограда и тоже очень любят им полакомиться. Наверное, поэтому наш скворец принес нам из далеких теплых краев эти семена винограда. Я предлагаю и дальше ухаживать за нашей виноградной веточкой: попробуем высадить ее в наш огород. А потом посмотрим, какого вида виноград мы вырастим.
А теперь, ребятки, я хочу вам предложить и для нашей птички сделать подарочки. Мы подарим ей картинку с виноградной гроздью! Виноградинки будем делать из цветного соленого теста. Садитесь за столы.
Перед тем, как мы начнем работу, давайте подготовим наши пальчики, разомнем немножко их.
Проводится пальчиковая гимнастика с использованием массажных шариков:
Мячик мой, не отдыхает
По ладошке он гуляет:
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево как хочу.
Снизу левой,
Сверху правой
Я его качаю браво.
Итак, начинаем лепить наши виноградные ягодки. Посмотрите на образец – примерно такая же картинка должна получиться и у вас. Обратите внимание на форму грозди: сверху ягод больше и чем ниже, тем меньше ягод. Отщипываем от большого куска теста маленькие кусочки, и скатываем из них шарики. Затем эти «виноградинки» прилепляем к нарисованной веточке, слегка прижимая пальцем.
Во время лепки проводится индивидуальная работа с Ксюшей и Ромой. Потом воспитатель отмечает самую аккуратную и ровную «гроздь винограда», подводит итоги занятия, предлагает оформить выставку.
- Ребята, давайте вывесим наши работы на видное место. Будет мимо наших окошек пролетать скворец, заметит такие красивые картинки с его любимой виноградной кистью и так обрадуется! А вам я дарю раскраски с виноградом.
Читайте также |
---|
«Милая мама»
«Милая мама» Какое слово все люди произносят первым в своей жизни? Конечно же, это слово «мама». Мама — первое слово в...
Квест-игра «Эколята – друзья природы»
Квест-игра «Эколята – друзья природы» Цель: формирование экологических знаний посредством игровой деятельности и создание условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на...
Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие) «Экскурсия в краеведческий…
Конспект НОД в подготовительной группе (логопедическое занятие)«Экскурсия в краеведческий музей» Цель: Расширение знаний детей о своей Родине. Популяризация культурных традиций, этнокультурного...