НОД «Ключ от снежного королевства»
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Цель применения ИКТ в НОД: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах детской деятельности. Обоснование целесообразности применения ИКТ в НОД:
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»:
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие»:
«Социально-коммуникативное развитие»:
«Художественно-эстетическое развитие»:
«Физическое развитие»:
Предпосылки УД:
Коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности.Познавательные - умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира. Регулятивные – умение слушать взрослого, выполнять его инструкции, умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Личностные – умение оценивать результат своей деятельности, стремиться оказывать помощь. Оборудование для педагога: интерактивная доска, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация «Зима», фонарик, сундук, снежинка с конвертом, карточки с загадками, 2 сосуда с водой, банка с крышкой. Оборудование для детей: снежинки, султанчики, одноразовые тарелки, льдинки, замороженный во льдинке ключ, картинки, разрезанные на 6-9-12 частей, мешочки с солью, рисунок замка на ватмане, картинки-схемы, клей, кисточки, цветной клей. |
|
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Этап 1. Вводная часть (2 минуты) | |
Приветствие | |
Цель: создание атмосферы психологической безопасности и комфорта | Цель: установление зрительного, тактильного контактов. |
-Здравствуйте ребята! Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь! Если вам нравиться общаться с ребятами – поднимите руки! Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши! Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки! | Дети выполняют соответствующие движения (улыбаются, поднимают руки, хлопают в ладоши, жмут друг другу руки). |
Создание мотивации. Самостоятельная формулировка детьми темы НОД | |
Цель: Формирование представлений о предстоящей деятельности. | Цель: переключение на образовательную деятельность. |
Звучит фонограмма «Вьюга». (Воспитатель обращает внимание детей на звук). -Ребята, вы слышите? Что это за звуки? |
Ответы детей: ветер, метель, вьюга. |
-На улице разыгралась метель, и от ветра открылось окно. Пойдемте его закроем. Воспитатель «закрывает» окно и находит на окне снежинку с конвертом. |
Дети подходят к окну. |
- Ребята, посмотрите, к нам залетела снежинка. Но она не простая, а волшебная. - Смотрите, к ней прикреплен конверт. | Дети проявляют интерес. |
- А давайте его откроем и узнаем, что в нём. (Воспитатель читает письмо). «Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки, Приглашаю в гости всех В ледяное царство. Но дорога не легка Будет трудно детвора. Путь укажут Вам снежинки Всех я буду очень ждать, И с сюрпризом вас встречать! |
Ответы детей. |
-Какое загадочное письмо. Интересно, а от кого оно? Кто нас приглашает в гости? |
Дети высказывают свои предположения: от зимы, снеговика, метели и т.д. |
-А как нам узнать? |
Предполагаемые ответы детей: «В письме сказано, что путь должны указать снежинки». |
-Смотрите, в конверте снежинки. (воспитатель достаёт из конверта снежинки) |
Дети проявляют интерес. |
-А давайте возьмём в руки снежинки и рассмотрим их. (Воспитатель с детьми берут снежинки и рассматривают их). -Какие снежинки? |
Ответы детей: красивые, разные, резные и т.д. |
-Правильно ребята, снежинки все разные. Невозможно встретить две одинаковые. Такими их сделала сама природа. -А вы, хотите превратиться в снежинки и поиграть? |
Предполагаемые ответы детей: «Да». |
Динамическая пауза. Игра «Ветер и снежинки». | |
- Подул ветер, и снежинки закружились в сказочном хороводе. Звучит музыка. |
Мальчики под музыку выполняют движения с султанчиками – ветер, девочки кружатся – снежинки. |
- Ребята, интересно, а куда привели нас снежинки. Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку. Она пришла такая снежная Укрыла белыми одеждами Леса, поля, дома и улицы. Она художница прилежная, Всё разрисует в царство снежное, Развесит кружева из инея, Такая сказочно красивая. |
Предполагаемые ответы: «Это зима». Предполагаемые ответы детей: «Зима». «Мы в гостях у зимы». |
-Совершенно верно, мы в гостях у зимы. | |
Этап 2. Основная часть (22 минуты) | |
Цель: закрепление и систематизация имеющихся у детей знаний, передача нового материала по теме «Зима». | Цель: выполнение заданий, используя имеющиеся знания, получение новых знаний. |
- Ребята, а что вы знаете о зиме? |
Ответы детей. |
- Зима приготовила нам свои задания, которые написала на снежинках. Включается интерактивная доска. Воспитатель обращает внимание детей на неё.
|
|
Слайд 1. | |
Вот вам первая снежинка. И на ней задание. Вы скажите мне, друзья, А какая я – зима? Ты снежинку получи, Слово о зиме скажи. |
Дети переключают внимание на экран. |
Дидактическая игра. «Какая зима?» | |
Цель: повторение пройденного материала; формирование умения выслушивать своих товарищей; упражнение в образовании качественных прилагательных от существительных. |
Цель: дети активно участвуют в игре. |
- В этом нам поможет волшебная снежинка. Если дети затрудняются, то воспитатель помогает наводящими вопросами: - Если много выпало снега, то зима… - Если сильные морозы, то зима … - Если очень холодно, то зима… - Если дуют сильные ветры, то зима… |
Дети передают снежинку и по очереди называют слова, относящиеся к зиме. Предполагаемые ответы детей:
«Снежная, морозная, холодная, ветреная, серебристая, колючая, вьюжная, ледяная, белая, суровая» … |
-Как много слов вы сказали о зиме, а хотите посмотреть про неё фильм. |
Ответы детей. |
Слайд 2. Видеоролик о зиме.
Переход на следующий слайд при помощи стрелки. По окончании просмотра видеоролика экран интерактивной доски выключается. |
Дети смотрят видеоролик. |
Рассказ воспитателя с элементами фронтальной беседы. Зимой часто идёт снег. Он укрывает землю, кусты, деревья, крыши домов толстым белым покрывалом. Реки и озёра покрываются льдом. На улице становится очень холодно. Люди надевают тёплую одежду. Деревьям и кустам тоже холодно, они осенью сбрасывают листву, и только хвойные деревья не расстаются со своими иголками. Некоторые животные ложатся в спячку, а некоторые впадают в оцепенение. |
Дети слушают рассказ воспитателя. |
-Ребята, поделитесь своими впечатлениями. |
Дети делятся своими впечатлениями. |
Слайд 3. На интерактивной доске картинка зимнего леса. |
Дети переключают внимание на экран. |
Дыхательная гимнастика | |
- Мы попали с вами в зимний лес. Как вы думаете, какой здесь воздух? | Ответы детей: чистый, свежий, морозный. |
Давайте подышим им? | |
Дует ветер ледяной Он не страшен нам с тобой |
Дети делают вдох через нос, губы складывают трубочкой и выдыхают (2 раза) |
Мы сейчас подуем жаром Выдохнем все тихо паром. |
Дети делают вдох через нос, широко открывают рот и выдыхают (2 раза) |
Дифференцированное задание – дидактическая игра «Собери картинку». Индивидуальная форма работы. Организация взаимопроверки и самооценки. | |
На столе лежат конверты с картинками, разрезанными на 6 -9 -12 частей зимней тематики (зимняя природа, зимние забавы, зимние явления). Задание 3 уровней сложности: 1 уровень – картинки, разрезанные на 6 частей с простым изображением; 2 уровень – картинки, разрезанные на 9 частей с более сложным изображением; 3 уровень – картинки, разрезанные на 12 частей со сложным изображением. Слайд 4. Снежинка с заданием.
|
|
- Посмотрим, какое ещё задание есть у зимы? | Дети проявляют интерес. |
-Ребята, зимушка приготовила для нас картинки, но подул ветер, и они все рассыпались. Поможем Зиме собрать картинки? | Предполагаемые ответы детей: «Да». |
-Я вам предлагаю выбрать конверт с картинками. -Задания с одной снежинкой выполнить легко, над заданиями с двумя снежинками нужно подумать, а задания с тремя снежинками – трудные. - Подумайте и выберите, какое задание вы будете выполнять? Если дети затрудняются с выбором, то воспитатель, зная индивидуальные особенности ребёнка, помогает с выбором.
|
(Дети самостоятельно выбирают уровень задания). Дети собирают разрезные картинки. |
- А теперь поменяйтесь местами и проверьте друг друга, а если у кого-то не получается, помогите. | Проверяют друг друга. |
Кто картинки собрал правильно, улыбнитесь. | Проводят самооценку. |
Воспитатель дает положительную оценку каждому воспитаннику за правильное выполнение задания. | |
Зрительная гимнастика «Снежинки» | |
Цель: снятие зрительного напряжения, укрепление глазных мышц. | Цель: выполнение движений. |
- Чтобы справиться со следующим заданием, наши глазки должны хорошо отдохнуть. Выберите себе любую снежинку и проследите глазками за ней. Снежинки привязаны на ниточках.
|
Дети выбирают любую снежинку. Дети выполняют движения. |
Мы снежинку увидали, Со снежинкой поиграли. |
|
Снежинки вправо полетели, Дети вправо посмотрели. |
Взгляд вправо |
Снежинки влево все летят Дети влево все глядят |
Взгляд влево |
Ветер вверх их поднимал, И на землю опускал. |
Вверх, вниз |
Дети смотрят вверх и вниз Все! На землю улеглись. |
Вверх, вниз |
Глазки закрываем. |
Закрыли глазки. |
Включается интерактивная доска. Слайд 5. Снежинка с заданием.
|
|
- А теперь картинки внимательно рассмотрите, И всё про зиму расскажите. |
Дети рассматривают собранные картинки. |
-Ребята, я предлагаю вам выполнить и это задание. | Дети соглашаются. |
- А для этого вам надо нарисовать схемы-помощницы. У вас на столах лежат карточки, в первой половинке мы нарисуем знак, который будет обозначать время года. - Продумайте, каким символом можно обозначить зиму? | Предполагаемые ответы детей: «Снежинкой». |
-Нарисуйте в первой половине листа снежинку, она у нас будет обозначать слова – зима, зимой. |
Дети рисуют в первом квадратике большую снежинку. |
-А теперь подумайте, и нарисуйте, или подберите нужную схему к своей картинке, что бывает зимой. |
Во втором квадратике дети рисуют или наклеивают любой символ, обозначающий зимнее явление или развлечение. |
Воспитатель предлагает детям составить предложения с опорой на свою схему.
- Посмотрите на свои схемы и расскажите о зиме. |
|
- Катя, какое предложение можно составить по твоей схеме? |
Предполагаемые ответы детей:
«Зимой идет снег» |
- Денис, а ты какое предложение составил? |
Предполагаемые ответы детей:
«Зимой мы катаемся на коньках». |
- Кирилл, а что у тебя получилось? |
Предполагаемые ответы детей:
«Зимой мы катаемся на санках». |
Воспитатель спрашивает всех детей. |
Предполагаемые ответы детей:
«Зимой мы лепим снеговика».«Зимой можно кататься на лыжах». «Зимой мы тепло одеваемся». «Зимой на окнах появляются узоры» … |
Поддержание мотивации. | |
Звучит фонограмма «Вьюга». | |
- Вы слышите, снова разыгралась вьюга. | Ответы детей. |
- Мне кажется, за нами кто-то наблюдает. | Дети проявляют интерес. |
Воспитатель подходит к окну и находит фонарик. Направляет его на окно. На окне проявляется послание. Воспитатель читает. | |
«Дорогие дети, приглашаю вас в ледяное царство. Вас ждут интересные открытия». - Кто же оставил нам это послание? |
Предполагаемые ответы детей: «Снежная Королева». |
- А где же живёт Снежная Королева? |
Предполагаемые ответы детей: «В замке». «В ледяном царстве» … |
Дидактическая игра «Отгадай замок». | |
Слайд 6.
На интерактивной доске появляется изображение сказочного замка Принца и Принцессы. |
|
-Ребята, это замок Снежной Королевы? - А кто же здесь живет? |
Предполагаемые ответы детей:
«Принц, Принцесса, Король». |
Слайд 7.
На интерактивной доске появляется избушка на курьих ножках. |
|
-Дети, как вы думаете, кто может здесь жить? - Правильно! |
Предполагаемые ответы детей:
«Баба-Яга». |
Слайд 8.
На интерактивной доске появляется замок мрачного черно-серого цвета. |
|
-А кто может жить в этом замке? | Предполагаемые ответы детей: «Злой волшебник, колдун, Кощей Бессмертный». |
- Как здесь страшно! Поспешим скорее отсюда. | |
Слайд 9.
На интерактивной доске под аудиозапись вьюги появляется замок Снежной Королевы. |
Предполагаемые ответы детей: «Это замок Снежной Королевы». |
- А, чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова: Два раза хлопни, Три раза топни, Вокруг себя обернись, И в сказке очутись! - Вот мы и на месте. |
Дети выполняют движения. |
- Как вы думаете, почему Снежная Королева свое царство построила в холодной стране? | Предполагаемые ответы детей: «Чтобы её замок не растаял». «Там холодно». |
- Чем богато ее царство? |
Предполагаемые ответы детей: «Льдинками». «Снегом». |
- Ребята, посмотрите, здесь все из снега и льда, поэтому будьте осторожны. | |
- Ребята смотрите, сундучок, а на нём записка. На столе сундучок. «Сундучок не простой, в нем лежит мой сюрприз, ждет, когда вы его отгадаете». |
Дети проявляют интерес. |
Познавательно – исследовательская деятельность. | |
Цель: развивать наблюдательность, интерес в процессе познавательно-исследовательской деятельности, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. |
Цель: принять участие в опытах. |
- Ребята, смотрите, на сундуке замок. -Чем открыть? -А где же нам взять ключ? |
Предполагаемые ответы детей: «Найти». |
- Ребята, посмотрите, сколько льдинок рассыпала Снежная королева. Может быть ключ где-то здесь? Давайте рассмотрим их. -Какие они? |
Предполагаемые ответы детей: «Холодные, скользкие, прозрачные, бесцветные». |
Дети рассматривают льдинки, замечают замороженный в льдине ключ. | |
Поддержание мотивации. Создание проблемной ситуации. | |
- Ребята, а как нам достать ключ? - Что делать? |
Предполагаемые ответы детей: «Нужно, чтобы лёд растаял». |
-А что нужно сделать, чтобы лёд растаял? | Предполагаемые ответы детей: «Разморозить; подержать в руках; подуть тёплым воздухом; опустить в тёплую воду». |
Опытная деятельность. | |
- А давайте проверим. - Возьмите льдинку в ладошки, а я возьму льдинку с ключом. Подержите их над тарелочками (демонстрация), что со льдом происходит? - А почему в ладошках лед тает? - Правильно, когда холодно вода замерзает и становиться льдом, а когда лед попадает в тепло – он тает, и снова получается вода. |
Предполагаемые ответы детей:
«Лед тает». «В ладошках вода».«Ладошки теплые». |
Хотите это проверить? |
Предполагаемые ответы детей: «Да!» |
-Ребята, посмотрите, я беру баночку с горячей водой, накрываю ее крышечкой с дырочками, а сверху положу льдинку с ключом. - Ребята, что вы наблюдаете? |
Предполагаемые ответы детей: «Капает водичка». |
-А как вы думаете, почему? |
Предполагаемые ответы детей: «Лёд начал таять». |
-Правильно, лед тает от теплого пара, и капает талая вода. - Оттаял ключ? |
Ответы детей: «Нет». |
- Смотрите, у нас два сосуда: в одном вода теплая, а в другом холодная. - Возьмите ваши льдинки и опустите в сосуд с холодной водой, а я льдинку с ключом, в сосуд с теплой водой. |
Дети берут кубики льда, кладут в стаканчики с холодной водой и наблюдают. |
- Что вы наблюдаете? | Предполагаемые ответы детей: «Лёд начал таять». «В холодной воде тает медленнее, чем в тёплой воде». |
-Ребята, лёд сразу не растает, нужно немножко подождать. - А мы поиграем. |
Дети соглашаются. |
Физкультминутка. | |
Цель: переключить детей на двигательную деятельность, снять напряжение, восстановить умственную работоспособность. | Цель: выполнение движений под стихотворение. |
Снег пушистый всё летает |
Поднимают руки вверх и медленно опускают |
А метель все завывает | Руки вверх и вниз |
Сколько снега намело | Показывают сугробы |
Все тропинки занесло |
Метут |
Мы дорожки разгребём И в снежки играть пойдём. |
Шагают на месте. |
- Ребята, смотрите, у нас есть ключ. А где же лёд? |
Предполагаемые ответы детей:
«Лёд растаял». |
-Что такое лед? |
Предполагаемые ответы детей:
«Лёд - это вода, которая замёрзла». |
- Давайте, скорее, откроем сундук. | Дети соглашаются. |
- Смотрите, здесь мешочки. | Проявляют интерес. |
Игра «Волшебный мешочек». | |
Цель: активизация тактильного восприятия детей. | Цель: участие в игре, желание добиться в ней успеха. |
- Возьмите по одному мешочку, как вы думаете, что в них? |
Дети берут мешочки и на ощупь определяют, что в них.
Предполагаемые ответы детей: песок, крупа, бусинки, соль… |
- Хорошо, мы проверим ваши предположения, но сначала давайте возьмём мешочки, и поиграем с ними. | Дети соглашаются. |
Мы мешочки в руки взяли, Крепко пальчики мы сжали. Очень холодно зимой, мерзнут руки ой, ой, ой. Надо руки нам погреть, посильнее разогреть! |
Дети выполняют движения в соответствие с текстом. |
-Молодцы, поиграли, погрели ручки. | |
- Ребята, а теперь откройте мешочки и высыпьте вещество на тарелочку. - Что это? |
Предполагаемые ответы детей: «Соль». |
-Вот мы и отгадали сюрприз Снежной королевы. - Интересно, а для чего нам соль? |
Выслушиваются предположения детей. |
Заглядывают в сундук. Воспитатель достаёт карточки. |
|
- Ребята, я кажется, догадалась. - А вы любите рисовать? |
Предполагаемые ответы детей: «Да!» |
- Снежная Королева приготовила вам загадки, а отгадки вы не говорите, а сразу рисуйте их на соли. Слушайте внимательно. | Дети проявляют интерес. |
Дидактическая игра «Доскажи словечко». | |
«Появился во дворе он в холодном декабре, Неуклюжий и смешной, у катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык, наш приятель…» -Проверим, правильно, вы нарисовали отгадку. |
Предполагаемые рисунки детей. Дети рисуют пальчиками снеговика на соли. |
Смотрите на экран. Слайд 10.
|
|
-Разровняйте соль ладошкой. Послушайте следующую загадку: «Ёжик на нее похож, листьев вовсе не найдешь, как красавица стройна, а на Новый год важна». |
|
- Нарисуйте, пожалуйста, отгадку. - Молодцы, хорошо у вас получается. Проверяем. |
Предполагаемые рисунки детей: Дети рисуют елку. |
Слайд 11. | |
- Разровняйте соль. «С неба падают зимой и кружатся над землей, Лёгкие пушинки, белые… - Как красиво вы рисуете. Все молодцы! Проверяем отгадку. |
Предполагаемые рисунки детей: Дети рисуют снежинки. |
Слайд 12. | |
- Кто всё отгадал правильно, пожмите друг другу руки. -Все молодцы! |
|
Слайд 13. На экране появляется Снежная Королева. | |
- «Здравствуйте, дорогие ребята! Я Снежная Королева! Вы знаете, в сказке я холодная, высокомерная, равнодушная. Но доброта маленькой девочки Герды отогрела мое ледяное сердце. Теперь я стала другой – доброй и нежной. А мой замок - бесцветный, ледяной. Я не знаю, как превратить его в прекрасный, радостный замок. Буду вам очень благодарна, если вы что-нибудь придумаете». | Дети проявляют интерес. |
Рисование солью. | |
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству. | Цель: украсить замок Снежной Королевы. |
- Ребята, хотите помочь Снежной королеве, украсить её замок, чтоб он стал ярким, праздничным, красивым. | Предполагаемые ответы детей: «Да». |
- Только, чем же мы его украсим? У нас ничего нет, кроме соли. | Ответы детей. |
- Ребята, а на что похожа соль? | Предполагаемые ответы детей: на снег, иней, кристаллы. |
- Я хочу вам предложить украсить замок солью. - Но сначала, я покажу, как сделать её цветной. Открою вам маленький секрет. Воспитатель трет мел, затем насыпает тёртый мел в стакан с солью и смешивает. Получилась соль голубого цвета.
|
Дети проявляют интерес. |
Я приготовила цветную соль, разных оттенков, выберите, какой вам больше нравится, и принимайтесь за работу. | |
Коллективная работа. | |
Воспитатель поэтапно объясняет и демонстрирует выполнение групповой работы, наблюдает за выполнением работы, поощряет положительные результаты. | |
- Одна подгруппа наносит кисточкой клей на контур, а другая подгруппа посыпает цветной солью. Потом меняются. | Дети рассматривают контур ледяного дворца. После наносят клей тонким слоем и посыпают его разноцветной солью. |
- Ребята, какой красивый замок у нас получился! | |
Этап 3. Заключительная часть. (2 минуты). | |
Цель: подведение итогов образовательной деятельности, снятие эмоционального и умственного напряжения, повышение эмоционального настроя воспитанников. | Цель: осознание результатов своей деятельности и своего эмоционального состояния, получение положительной оценки своей деятельности. |
- Ребята, давайте вспомним, в какие игры мы играли. - С какими трудностями столкнулись? - Как мы их преодолели? - Какое доброе дело сделали? - Что нового узнали? |
|
Воспитатель подводит итоги образовательной работы, даёт положительную оценку каждому воспитаннику. | |
Рефлексия. | |
- Ребята, у кого хорошее настроение и кому всё понравилось, возьмите снежинки и приклейте рядом с замком Снежной Королевы. Слышится громкая музыка вьюги
(на экране появляется Снежная Королева). |
Дети приклеивают снежинки. |
Слайд 14. | |
Снежная Королева: Спасибо вам, ребята, огромное! Мне очень нравится новый вид моего замка. Я тоже приготовила вам подарок. Просмотр мультфильмов о Новом годе. Книгу сказок Г. Х. Андерсена. | Дети смотрят мультфильм. |
Читайте также |
---|
Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем»
Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем» (Подготовительная к школе группа) Цель: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение, любовь, способствовать развитию сочувствия, сопереживания. Ход...
Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Мы учимся…
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Мы учимся быть актерами» (Группа компенсирующей направленности) Задачи: Развивать умение импровизировать под музыку соответствующего характера;...