Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию (чтение художественной литературы): заучивание стихотворения «Лучше нет родного края» Платона Воронько

Задачи:

  1. Развивать интерес детей к художественной литературе, умения чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений (ЧХЛ).
  2. Обогащать словарь по теме: «Наша родина – Россия», «Наш край родной»; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением; воспитывать умение слушать друг друга (РР).
  3. Закрепить и уточнить знания детей о России, о родном посёлке. Дать знания о дальневосточной перелётной птице – даурский журавль (ПР).
  4. Воспитывать любовь и уважение к своей родине – России и родному краю; воспитывать бережное отношение к птицам и к проявлению заботы о них.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседы и рассматривание альбомов на тему «Наша родина – Россия», «Наш край родной», чтение стихотворений о Родине, экскурсии по улицам посёлка, «заочные» экскурсии по г.Биробиджан.

Словарная работа: натрудил, вейник, осока.

Материалы и оборудование: проектор, презентация, мнемотаблицы к стихотворению, бумажные журавлики по количеству детей и гостей.

Индивидуальная работа: закреплять умение интонацией, жестом, мимикой передавать своё отношение к содержанию литературной фразы – Марина, Ира, Илья, Ярослав.

Структура НОД и методические приёмы:

I. Вводная часть - 5 минуты.
а) загадка про Родину;
б) Словесная игра «Вопрос – ответ»;
в) Словесная дидактическая игра «Родина – это …» (подбор синонимов к слову Родина).
II. Основная часть - 22 минут.
а) загадка про журавля;
б) первичное прочтение стихотворения;
в) знакомство с Даурским журавлём;
г) физическая минутка «Не идет ли к нам весна?»;
д) повторное чтение стихотворения;
е) беседа по содержанию стихотворения;

ё) чтение стихотворения детьми по мнемотаблицам.
III. Заключительная часть - 3 минуты.
а) отзывы детей о НОД и обобщение воспитателя;
б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).

Ход НОД:

I. Вводная часть 

- Ребята, отгадайте загадку:

Здесь родился и живешь

Уезжаешь – скучаешь,

Как зовут это место,

Ты знаешь? /Родина/

- Как вы думаете, что такое Родина?

Родина – это место, где человек родился и живет, где живут близкие и родные люди, где его дом.

Словесная игра «Вопрос – ответ»:

- Как называется наша страна?

- Как называют граждан нашей страны?

- Главный город нашей страны?

- Президент нашей страны?

- Как называет регион, в котором мы живём?

- Главный город ЕАО?

- Название нашего посёлка?

- Как называют людей, проживающих в нашем посёлке?

- Главное предприятие нашего посёлка?

Словесная игра «Родина – это…» (подбор синонимов к слову Родина): отчизна, отечество, колыбель, прародина, родная страна, родная земля, отчий край, край отцов, родная сторона, родная сторонка, родные палестины, родные осины, родные места.

II. Основная часть 

- Сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением украинского поэта Платона Воронько «Лучше нет родного края». Отгадайте загадку про главного героя этого произведения:

В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут.

Долго манят нас вдали…

Кто, скажите?

Чтение стихотворения воспитателем:

- Жура – жура - журавель!

Облетел он сто земель

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет родного края!

- К кому обратился поэт в стихотворении? /к журавлю/

- Как он его называет? /жура – жура – журавель/

- Знакомьтесь – перелётная птица нашего кая - даурский журавль. Даурский журавль - птица семейства журавлей, обитающая в Восточной Азии, в том числе и на территории Российской Федерации. Природный ареал даурского журавля расположен в Азии — места гнездовий распространены в исторической области Даурия (отсюда и название) и включают в себя Северо-Восточный Китай, Северо-Восточную Монголию и прилегающие территории юго-восточной части России. В Российской Федерации его можно встретить в Забайкальском крае в бассейне рек Агуца, Онон; в Еврейской автономной области, на берегах озера Ханка, в Хинганском заповеднике и его Архаринском филиале, вдоль рек Амур и Уссури.

Единственный вид журавлей, у которых ноги имеют розоватый оттенок, а вдоль шеи проходят широкие белые полосы. Вокруг глаз имеются участки красной голой кожи. Оперение большей части тела взрослых птиц тёмно-серое; маховые и кроющие перья крыльев более светлые и имеют серебристый оттенок.

Даурские журавли всеядны — питаются как растительной, так и животной пищей. Основной рацион составляют корневища и побеги водных растений, насекомые, рыба, креветки и другие мелкие позвоночные животные. Их можно встретить кормящихся зерновыми культурами на рисовых, кукурузных, соевых и пшеничных посевах.

Даурские журавли всеядны — питаются как растительной, так и животной пищей. Основной рацион составляют корневища и побеги водных растений, насекомые, рыба, креветки и другие мелкие позвоночные животные. Их можно встретить кормящихся зерновыми культурами на рисовых, кукурузных, соевых и пшеничных посевах.

Основным фактором риска этого вида является осушение пригодных для гнездовий заболоченных территорий в результате хозяйственной деятельности человека, освоение земель под сельскохозяйственные нужды, мелиорация, строительство дамб, лесные пожары и беспокойство, вызванное присутствием человека.

Физкультминутка «Не идет ли к нам весна?»

На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)

Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной,
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)

Повторное чтение стихотворения.

- О чем спросили журавля?

- Что он ответил?

- Как долго он летал? /облетел он сто земель/

- Что с ним случилось? /крылья, ноги натрудил/

- Как вы понимаете это выражение? /утомился, вдоволь натрудился/

- Кто из вас готов прочитать стихотворение Платона Воронько «Лучше нет родного края»:

- Сначала называем автора и название стихотворения, а вот эти мнемотаблицы помогут вам прочитать данное стихотворение.

Чтение стихотворения детьми.

III. Заключительная часть:

- Понравилось вам стихотворение?

- Какие сказал журавль последние слова в стихотворении?

- Как вы думаете, почему нет земли лучше, чем родной край, чем Родина?

У каждого человека есть Родина – это то место, где он родился и вырос. Родину, как и родителей, невозможно выбрать – она дается раз и навсегда при рождении.
Любовь к Родине - это любовь к стране, к месту, где мы родились, где живут наши родные и близкие люди. Это наши светлые воспоминания о детстве. Это желание защищать всегда и везде, то, что дорого нам. Любовь к Родине делает нас сильными. Любить родину означает любить свой народ, быть благодарным ему за славную историю и заботу, любить землю, на которой человек живет, любить все хорошее и прекрасное, что с ней связано.

Как говорится «Родная сторона – мать, чужая – мачеха», «В гостях хорошо – а дома лучше».

- Я довольна сегодня вами, вы все постарались и запомнили новое стихотворение о Родине и память о нашем занятии я хочу вам подарить бумажного журавлика. Среди бумажных фигурок в Японии нет более известной, чем журавлик. И не случайно: для японцев журавль - птица священная, она символизирует счастье и радость. Изображения журавлей там встречаются повсюду. Исстари японцы считали, если положить у стен храма гирлянду из тысячи маленьких бумажных журавликов, она отведет беды и болезни, принесет в дома радость и счастье. И пусть мой журавлик принесёт вам счастье и радость.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому…

«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы...

Сценарий Фестиваля

Сценарий Фестиваля Звучит фонограмма песни «Открытая Россия». Ведущая: (поёт) Гости дорогие, приветствуем мы вас! Ждали с нетерпеньем Всех мы здесь сейчас! В нашей «Василинке» Рады всем гостям! Ведь...

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...

Читайте также

Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет по теме «Изучаем…

Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет по теме «Изучаем цвета» Цель: Закрепить основные цвета и познакомить с оттенками. Задачи: образовательные: - обогащать...

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»

Дидактическое пособие Квест-игра по физическому воспитанию «Тайны Нижегородского Кремля»

Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна»

Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна» Цель: Формирование здорового образа жизни детей; закрепление и совершенствование приобретенных навыков и умений. Обобщить и...