Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква Ш. Звук Ш»
Цели: Знакомство со звуком и буквой «ш».
Задачи:
Образовательные задачи:
- Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».
- Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов.
- Познакомить с буквой «ш».
- Упражнять в составлении предложений с заданными словами и составлении схем предложения.
- Учить детей делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами.
- Учить детей определять место звука в слове.
- Учить детей вычленять ударный слог.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.
- Воспитывать желание и умение работать в коллективе.
Развивающие задачи:
- Развивать фонематический слух, внимание и память.
- Развивать навыки чтения слогов и коротких слов.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Методы и приемы:
· Наглядный (работа с предметными картинками и схемами, буквами).
· Словесный (художественное слово, вопросы к детям).
· Практический (совместная деятельность взрослых и детей, игры).
Предварительная работа:
- Проведение занятий по обучению грамоте по плану.
- Беседа с детьми.
- Словесные игры.
- Дидактические игры.
Демонстрационный материал:
Графическое изображение буквы Ш, фишки синего, красного, зеленого цвета, игрушка кот.
Раздаточный материал:
Для каждого ребенка: Фишки красного, зеленого, синего цвета (по 2 штуки), тетради в крупную клетку, карандаши синего, красного, зеленого цвета, простые карандаши, прямоугольные полоски белого цвета, изображение кошки на палочке, картинки с изображением котят.
Ход деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель: - Я называю звуки, а дети, имена которых начинаются с названного звука садятся: А, О, Т, Л, ТЬ, ЛЬ, НЬ….
Основная часть:
1. Воспитатель: - Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой и звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Ответы детей.)
Воспитатель: - Правильно, буквы мы видим и пишем, звуки мы слышим и произносим.
Воспитатель: - На какие две группы делятся звуки?
Дети: - Гласные и согласные.
Воспитатель: - Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: - Гласные звуки можно петь, тянуть, при их произнесении нет никаких препятствий. Согласные звуки мы не можем пропеть, при их произнесении воздух встречает преграду (губы, язык, зубы).
Воспитатель: - Итак, гласные тянутся к песенке звонкой, могут заплакать и зарыдать. А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
2. Воспитатель: - Послушайте, пожалуйста, стихотворение и определите какой звук в нем наиболее часто повторяется.
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и веселых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише – кошечка спешит,
Шмыг – и в школе не души.
Дети: - Звук Ш.
Характеристика звука Ш:
Воспитатель: - Звук Ш – это твердый, глухой согласный звук. Звук Ш живет в букве Ш (показ буквы). В этой букве живет только один звук: твердый, глухой согласный звук Ш.
3. Звукобуквенный анализ слова:
Воспитатель: - Кто напугал мышат?
Дети: - Кошка.
Воспитатель: - Сколько слогов в слове кошка?
Дети: - Два.
Воспитатель: - С какого звука начинается слово кошка?
Дети: - Со звука К.
Воспитатель: - Звук К – это какой звук? (характеристика звука).
Дети: - Согласный твердый, глухой звук.
Воспитатель: - Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук?
Дети: - Синим.
Воспитатель: - Правильно. (Воспитатель на доске выкладывает схему слова с помощью магнитных фишек.) Откройте, пожалуйста, тетради. Найдите нарисованную схему слова (прямоугольник, разделенный на 5 квадратов), возьмите карандаш синего цвета и первую клеточку закрасьте синим карандашом.
Аналогично разбираются остальные звуки.
Воспитатель произносит слово кошка, выделяя голосом ударный звук. Дети определяют и называют какой звук является ударным. Проставляют ударение.
Воспитатель: - Сколько слогов в слове?
Дети: - Два.
Воспитатель: - Сколько согласных звуков в слове?
Дети: - Три.
Воспитатель: - Сколько гласных в слове?
Дети: - Два.
Воспитатель: - Молодцы. Хорошо поработали. А сейчас мы отдохнем.
Физкультминутка (совмещенная с глазной гимнастикой).
Выполняется под песню «Кошка беспородная». Каждый ребенок в руках держит картонную кошечку на палочке, все движения прослеживаются глазами.
Она к нашему подъезду пришла,
Побродила – ничего не нашла.
Вся ободранная, но хвост трубой,
Лишь один печальный глаз голубой.
(Следят глазами за своей кошечкой: рука – на уровне глаз, движения рукой влево-вправо.)
Кошка беспородная,
Ты сидишь голодная, ( ходьба на месте)
Позабыта, брошена, (наклоны головы влево-вправо)
Что же тут хорошего.
Ей из дома принесем молочка, (выполняют движение рукой
Хлеб и жареные окорочка. «Восьмерка» , глаза следят за ру-
И объедки соберем у гостей, кой)
Поправляйся наша киска – толстей.
Кошка беспородная,
Ты сидишь голодная, (См. выше.)
Позабыта, брошена,
Что же тут хорошего.
Но ночами она что-то грустит, (Моргание глазами.)
И возможно никогда не простит,
Тех, кто выбросить ее поспешил,
Ведь ни сердца нет у них, ни души.
Кошка беспородная,
Ты сидишь голодная,
Позабыта, брошена,
Что же тут хорошего.
Мы оставили ее у себя, (движения рукой вверх-вниз,
И у кошки появилась семья, взглядом прослеживают дви-
Больше нет в душе у кошки тоски, жения)
Для тепла ей вяжет мама носки.
Кошка беспородная, (ходьба на месте)
Больше не голодная,
Ходит, улыбается, (выполняют движения глазами
С бантиком играется. Тик-так)
(ходьба на месте)Больше не голодная,Ходит, улыбается, Васькой называется.
4. Воспитатель: - Отдохнули? Посмотрите, к нам в гости пришел кот Василий из песни. Он очень хочет посмотреть, как вы определяете место звука Ш в слове. Возьмите белую полоску и синюю фишку, потому что звук Ш – это твердый согласный звук. Я буду называть слова, а вы должны определить, где находится звук Ш в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующее место на полоске.
Мышка, шуба, кошка, камыш, шапка, шар, пушка, шерсть…
5. Воспитатель: - Молодцы! Я предлагаю вам показать Василию, как мы умеем составлять схему предложения. Посмотрите на картинку (изображение кошки, которая играет с клубком). Что делает кошечка?
Дети: - Играет.
Воспитатель: - С чем она играет?
Дети: - С клубком.
Воспитатель: - Какое предложение можно составить?
Дети: - Кошка играет с клубком.
Воспитатель: - Сколько слов в предложении?
Дети: - Четыре.
Воспитатель: - Сколько полосок надо начертить?
Дети: - Четыре.
Воспитатель чертит схему на доске, а дети в тетради, проговаривая правила (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, между словами – расстояние, в конце предложения ставится точка).
Итог:
Воспитатель: - Коту Василию пора домой. Ему очень понравилось как вы занимались. Давайте напомним ему какую букву мы сегодня изучили?
Дети: - Буква Ш.
Воспитатель: - Какой звук обозначает буква Ш?
Дети: - Буква Ш обозначает глухой твердый согласный звук Ш.
Воспитатель: - Василий приготовил вам подарок. Это котята, которые находятся за буквой Ш. Раскрасьте картинку так, чтобы котенок спрятался за букву Ш. (Дети раскрашивают картинку.)
Читайте также |
---|
Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников…
Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников «Волшебные колокольчики» Садовая Фея.Куклы - ворона, мышка, зайка (можно сшить самим, а...
Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад»
Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад» Цель: Развивать коммуникативные качества. Доставить детям радость и удовольствие от участия в празднике, продолжать воспитывать...
Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад»
Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад» Цель: приобщить детей дошкольного возраста к театральным постановкам, по средствам русских подвижных игр Е.А. Покровского/ Задачи: -...