Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква Ш. Звук Ш»

Цели: Знакомство со звуком и буквой «ш».

Задачи:

Образовательные задачи:

- Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».

- Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов.

- Познакомить с буквой «ш».

- Упражнять в составлении предложений с заданными словами и составлении схем предложения.

- Учить детей делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами.

- Учить детей определять место звука в слове.

- Учить детей вычленять ударный слог.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.

- Воспитывать желание и умение работать в коллективе.

Развивающие задачи:

- Развивать фонематический слух, внимание и память.

- Развивать навыки чтения слогов и коротких слов.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Методы и приемы:

· Наглядный (работа с предметными картинками и схемами, буквами).

· Словесный (художественное слово, вопросы к детям).

· Практический (совместная деятельность взрослых и детей, игры).

Предварительная работа:

- Проведение занятий по обучению грамоте по плану.

- Беседа с детьми.

- Словесные игры.

- Дидактические игры.

Демонстрационный материал:

Графическое изображение буквы Ш, фишки синего, красного, зеленого цвета, игрушка кот.

Раздаточный материал:

Для каждого ребенка: Фишки красного, зеленого, синего цвета (по 2 штуки), тетради в крупную клетку, карандаши синего, красного, зеленого цвета, простые карандаши, прямоугольные полоски белого цвета, изображение кошки на палочке, картинки с изображением котят.

 

Ход деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель: - Я называю звуки, а дети, имена которых начинаются с названного звука садятся: А, О, Т, Л, ТЬ, ЛЬ, НЬ….

Основная часть:

1. Воспитатель: - Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой и звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Ответы детей.)

Воспитатель: - Правильно, буквы мы видим и пишем, звуки мы слышим и произносим.

Воспитатель: - На какие две группы делятся звуки?

Дети: - Гласные и согласные.

Воспитатель: - Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: - Гласные звуки можно петь, тянуть, при их произнесении нет никаких препятствий. Согласные звуки мы не можем пропеть, при их произнесении воздух встречает преграду (губы, язык, зубы).

Воспитатель: - Итак, гласные тянутся к песенке звонкой, могут заплакать и зарыдать. А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.

2. Воспитатель: - Послушайте, пожалуйста, стихотворение и определите какой звук в нем наиболее часто повторяется.

Шесть мышат шагают в школу,

Шаловливых и веселых.

На уроках шесть мышат

Шелестят, шумят, шуршат.

Тише – кошечка спешит,

Шмыг – и в школе не души.

Дети: - Звук Ш.

Характеристика звука Ш:

Воспитатель: - Звук Ш – это твердый, глухой согласный звук. Звук Ш живет в букве Ш (показ буквы). В этой букве живет только один звук: твердый, глухой согласный звук Ш.

3. Звукобуквенный анализ слова:

Воспитатель: - Кто напугал мышат?

Дети: - Кошка.

Воспитатель: - Сколько слогов в слове кошка?

Дети: - Два.

Воспитатель: - С какого звука начинается слово кошка?

Дети: - Со звука К.

Воспитатель: - Звук К – это какой звук? (характеристика звука).

Дети: - Согласный твердый, глухой звук.

Воспитатель: - Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук?

Дети: - Синим.

Воспитатель: - Правильно. (Воспитатель на доске выкладывает схему слова с помощью магнитных фишек.) Откройте, пожалуйста, тетради. Найдите нарисованную схему слова (прямоугольник, разделенный на 5 квадратов), возьмите карандаш синего цвета и первую клеточку закрасьте синим карандашом.

Аналогично разбираются остальные звуки.

Воспитатель произносит слово кошка, выделяя голосом ударный звук. Дети определяют и называют какой звук является ударным. Проставляют ударение.

Воспитатель: - Сколько слогов в слове?

Дети: - Два.

Воспитатель: - Сколько согласных звуков в слове?

Дети: - Три.

Воспитатель: - Сколько гласных в слове?

Дети: - Два.

Воспитатель: - Молодцы. Хорошо поработали. А сейчас мы отдохнем.

Физкультминутка (совмещенная с глазной гимнастикой).

Выполняется под песню «Кошка беспородная». Каждый ребенок в руках держит картонную кошечку на палочке, все движения прослеживаются глазами.
Она к нашему подъезду пришла,

Побродила – ничего не нашла.
Вся ободранная, но хвост трубой,
Лишь один печальный глаз голубой.
(Следят глазами за своей кошечкой: рука – на уровне глаз, движения рукой влево-вправо.)
Кошка беспородная,
Ты сидишь голодная, ( ходьба на месте)
Позабыта, брошена, (наклоны головы влево-вправо)
Что же тут хорошего.
Ей из дома принесем молочка, (выполняют движение рукой
Хлеб и жареные окорочка. «Восьмерка» , глаза следят за ру-
И объедки соберем у гостей, кой)
Поправляйся наша киска – толстей.
Кошка беспородная,
Ты сидишь голодная, (См. выше.)
Позабыта, брошена,
Что же тут хорошего.
Но ночами она что-то грустит, (Моргание глазами.)
И возможно никогда не простит,
Тех, кто выбросить ее поспешил,
Ведь ни сердца нет у них, ни души.
Кошка беспородная,
Ты сидишь голодная,
Позабыта, брошена,
Что же тут хорошего.
Мы оставили ее у себя, (движения рукой вверх-вниз,
И у кошки появилась семья, взглядом прослеживают дви-
Больше нет в душе у кошки тоски, жения)
Для тепла ей вяжет мама носки.
Кошка беспородная, (ходьба на месте)
Больше не голодная,
Ходит, улыбается, (выполняют движения глазами
С бантиком играется. Тик-так)
(ходьба на месте)Больше не голодная,Ходит, улыбается, Васькой называется.

4. Воспитатель: - Отдохнули? Посмотрите, к нам в гости пришел кот Василий из песни. Он очень хочет посмотреть, как вы определяете место звука Ш в слове. Возьмите белую полоску и синюю фишку, потому что звук Ш – это твердый согласный звук. Я буду называть слова, а вы должны определить, где находится звук Ш в слове (начало, середина, конец) и положить фишку на соответствующее место на полоске.

Мышка, шуба, кошка, камыш, шапка, шар, пушка, шерсть…

5. Воспитатель: - Молодцы! Я предлагаю вам показать Василию, как мы умеем составлять схему предложения. Посмотрите на картинку (изображение кошки, которая играет с клубком). Что делает кошечка?

Дети: - Играет.

Воспитатель: - С чем она играет?

Дети: - С клубком.

Воспитатель: - Какое предложение можно составить?

Дети: - Кошка играет с клубком.

Воспитатель: - Сколько слов в предложении?

Дети: - Четыре.

Воспитатель: - Сколько полосок надо начертить?

Дети: - Четыре.

Воспитатель чертит схему на доске, а дети в тетради, проговаривая правила (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, между словами – расстояние, в конце предложения ставится точка).

Итог:

Воспитатель: - Коту Василию пора домой. Ему очень понравилось как вы занимались. Давайте напомним ему какую букву мы сегодня изучили?

Дети: - Буква Ш.

Воспитатель: - Какой звук обозначает буква Ш?

Дети: - Буква Ш обозначает глухой твердый согласный звук Ш.

Воспитатель: - Василий приготовил вам подарок. Это котята, которые находятся за буквой Ш. Раскрасьте картинку так, чтобы котенок спрятался за букву Ш. (Дети раскрашивают картинку.)



Новые публикации

Конспект открытой ОД по художественно-эстетическому развитию (аппликации) в подготовительной логопедической…

Конспект открытой ОД по художественно-эстетическому развитию (аппликации) в подготовительной логопедической группе. Тема: «Дачный домик» Цель: - продолжать закреплять с детьми представление о...

Наглядно-познавательное пособие «Изобретения»

Наглядно-познавательное пособие «Изобретения» Цель: познакомить детей с историей возникновения предметов. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, внимание, память; - воспитывать бережное отношение к вещам. Данное...

Проект «Дружба начинается с улыбки»

Проект «Дружба начинается с улыбки»  

Читайте также

Конспект занятия по изобразительной деятельности совместно с родителями в средней…

Конспект занятия по изобразительной деятельности совместно с родителями в средней группе.Тема: «Моя рука – моя семья» Цели: Привлечь, детей и взрослых к...

Педагогический проект «Игры–драматизации с использованием масок и игрушек оригами»

Педагогический проект «Игры–драматизации с использованием масок и игрушек оригами» Пояснительная записка: Театрализованная деятельность основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяющим все виды...

Прогулка в подготовительной группе «Цвет неба»

Прогулка в подготовительной группе«Цвет неба» Программное содержание: дать детям возможность почувствоватьстихию воздуха, ее широту, свободу; дать возможность насладиться свежим воздухом, увидеть красоту...


Комментарии

  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    Да конечно)))

    Подробнее...





В блогах

Речевые игры с детьми среднего возраста

Дай определение словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления Ход игры: я начну, а ты закончи: Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая Праздник (какой?) – веселый, долгожданный Дай действия словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания Ход...

Арттерапевтические упражнения для работы с детьми

Упражнение «Маски» Цель : Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и состояниями. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения без оценочно относиться друг к другу. На заранее заготовленных трафаретах масок нарисовать те лица какими Вы бываете и те лица, какими хотели бы...

Конспект образовательной деятельности "Четвероногий друг"

Тема: Четвероногий друг Цели: закрепить знания функций домашних животных; формировать умение устанавливать сходства и различия между ними; показать взаимосвязь знакомых животных с окружающим миром, побуждать решать жизненные задачи как реально, так и в области фантазии. Содержание деятельности 1. Приветствие и...

Развлечение на 23 февраля с участием ребят из Военно-патриотического клуба.

Развлечение на 23 февраля с участием ребят из Военно-патриотического клуба.     Цель: - воспитать чувство гордости, благодарности и уважения к российской армии, любви к родине; Задачи: - пропаганда здорового образа жизни; - укрепление здоровья детей, вовлечение их в систематические...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство