Конспект организованной образовательной познавательно – исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Радуга»

Программное содержание:

Познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину её появления (отражение, преломление и разложение солнечного света).

Учить понимать и объяснять смысл образного выражения « радужное настроение».

Закрепить цвета спектра, их последовательность.

Развивать любознательность, память.

Вызвать желание участвовать в экспериментальной      деятельности.

Предварительная работа:

• экспериментальная деятельность на тему « преломление и отражение света», « Цвета спектра, их последовательность»

• Словарная работа: преломление, отражение, спектр.

Ход организованной образовательной познавательно-исследовательской деятельности детей:

В группе раздаётся звонок мобильного телефона.

- Ребята, нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Катя, мне всего 4 годика. Мне сказали, что в детском садике « Хрусталик» умные и отзывчивые ребята, добрые и находчивые воспитатели. Можно обратиться к вам с просьбой? Расскажите, пожалуйста, что такое «Радуга», откуда она появляется и почему. Попросите воспитателей сделать видеописьмо для меня и отправьте по адресу….      

А кто видел радугу? Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя? Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Чтобы увидеть радугу, нужно встать спиной к солнцу.

Поможем Кате? Ас чего начнем? Сначала ответим на вопрос: « Что такое радуга?» ответы детей.

Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляются радуги. Объяснить это явление люди в те времена не могли, потому придумывали мифы и легенды. Некоторые суеверные люди думали, что это мост в потусторонний мир, но учёные нашли ответ этому явлению. Итак, радуга - это явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько картинок с изображением радуги:

- Художник нарисовал несколько радуг. Угадайте, на каком рисунке изображена радуга, которую он увидел после дождя (не сказочную радугу, а явление природы).

Просмотр презентации (1,2,).

Чем отличается она от ваших картинок? (последовательностью цветов). Сколько цветов у радуги? Радуга состоит из семи цветов, и все они следуют строго друг за другом, каждый "знает свое место". Правда, в природе нет четких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга. Известно выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (первая буква каждого слова указывает на определенный цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

А сейчас подойдите к столу и выложите по порядку все цвета радуги, сверху вниз (выполняют задание).

Какой по счёту зелёный цвет? Синий? 1-ый какоцвет?6-ой?

Просмотр презентации (3).

- Почему появляется радуга? Хотите узнать?

- Назовите свойства воды. (+преломляет свет, отражает лучи света)

- Давайте вспомним, какого цвета солнечный свет? (Состоит из 7 цветов спектра)

Почему солнечные лучи мы видим белого или жёлтого цвета? (опыт с юлой и спектральным кругом)

Что происходит с солнечным лучом, если он попадает в воду? (преломляется). Кто сможет показать опыт с преломлением света? У вас есть предположения, как появляется радуга?

Я вам предлагаю провести опыт.

Наполните ванночку водой и поставьте на стол. Опустите зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя -окажется в воде под углом. Направим свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. При этом зеркальце будет отражать свет. Возьмите лист бумаги и поместите его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигайте само зеркало. Изменяйте положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхните зеркало. Что мы видим теперь?

- на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

- Сейчас я вам предлагаю поэкспериментировать и самостоятельно получить радугу (детское экспериментирование).

Физминутка:

Гляньте: радуга над нами,

Над деревьями

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Домами

Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной/

Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.

Дотронуться до головы.

Проходят на стульчики.

Как вы думаете, почему появилась радуга?

Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, преломляются, отражаются и распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.

Просмотр презентации (4).

- В какое время года бывает радуга? (ответ детей).

Презентация (5,6,7,)

- Радуга чаще всего появляется летом, можно увидеть весной, осенью. А самое, по-моему, удивительное — радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется и отражается в небе красивой радугой. Такую редкую картину некоторым москвичам посчастливилось увидеть несколько лет назад, в самый разгар зимы.

Презентация (8,9)

- Обычно солнечный луч и дождевые капли строят зараз одну радугу, и то не часто. Но бывает, что, всем на радость и удивленье, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, - это случается только над большими реками, озерами, Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.

Презентация (10)

- Как вы думаете, можно ли радугу увидеть с самолёта? Учёным удалось сфотографировать радугу с самолёта. Вот так она выглядит сверху.

- Что обозначает слово «радуга»? На какое слово оно похоже? Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Увидеть радугу — очень добрая примета, предвещающая счастье. Принято считать, что, если найти место, откуда берет начало радуга — там можно обнаружить клад.

- Есть такое выражение «радужное настроение». Как вы думаете, что оно обозначает?

- Да, радужное настроение - веселое, полное надежд.

Рефлексия:

- Когда появляется радуга?

Итак, почему появляется радуга?

- Почему радуга разноцветная?

Сколько в ней цветов?

- Для кого сегодняшнее занятие прошло не напрасно?

Кто узнал, что-то новое на этом занятии?

Если вам было интересно на занятии, вы остались довольны собой, подарите мне улыбку.

Спасибо вам за работу, а Кате мы вышлем диск про радугу по адресу…     




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы…

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы «Радуга» «Прогулка зайцев в зимнем лесу» Интеграция образовательных областей: физическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие. Задачи: Упражнять детей в прыжках...

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так…

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так важен Мое поколение, это поколение 70-х. В 70-е годы ХХ века происходит...

Хрестоматия «Куклы-обереги»

Хрестоматия «Куклы-обереги» Введение: Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Они являлись символами...

Читайте также

Проект «Святки-Колядки»

Проект «Святки-Колядки»

Творческий проект

Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям   Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами...