Конспект непосредственной образовательной деятельности «Творческое путешествие по городу Черемхово»
(Подготовительная группа)
Цель: Продолжать знакомить детей с Россией, малой родиной – городом Черемхово, посредством виртуальной экскурсии.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и уточнить представления детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, о символике г. Черемхово;
- закрепить названия города, достопримечательностей города, отличительные символы города (герб);
Развивающие:
- развивать познавательную активность.
Воспитательные:
- вызвать у детей чувство гордости за свой город, интерес к достопримечательностям города, улицам, желание сделать его еще уютнее и красивее;
- воспитывать любовь к людям, живущим рядом, чувство уважения и гордости к ним.
Предварительная работа:
1. Беседы о Черемхово.
2. Рассматривание иллюстраций и фотографий о Черемхово.
3.Чтение стихов, пословиц о Черемхово.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация «Виртуальная экскурсия по родному городу Черемхово», «билеты» на автобус с цифровыми обозначениями, соответствующими цифровым обозначениям на стульчиках по количеству детей, конверт с письмом.
Ход экскурсии
Дети заходят в группу и встают в круг.
Воспитатель: Ребята, здравствуйте. Я рада видеть вас сегодня. Покажите мне свои ручки. Поздоровайтесь друг с другом и скажите «Добрый день!» Что вы почувствовали? (радость, тепло). Это тепло добрых рук и радость от улыбок. Пусть все эти чувства остаются с вами.
Воспитатель обращает внимание на экран. На экране изображение города и звучит песня о Черемхово «Моё Черемхово».
Воспитатель: Дети, что видите на экране? (ответы детей)
Воспитатель: О чем поется в песне? (о Черемхово, здесь мы живем).
Творческая игра «Путешествие».
- Как называют людей, живущих в Черемхово? (Черемховцы.)
- Какая река протекает по нашему городу? (Черемшанка.)
- Какие улицы и проспекты есть в нашем городе? (Ул. Ф. Патаки, ул. Шевченко, ул. Свердлова, ул. Дзержинского, ул. Декабрьских Событий, ул. Е. Бердниковой, проспект Гуркина.)
- Как называется улица, на которой стоит наш детский сад? (Чапаева.)
Воспитатель: На свете очень много больших и маленьких городов. Мы с вами живем в маленьком, но уютном, очень красивом, самом любимом городе.
Воспитатель: Какой он? (дети отвечают) красивый, древний,
исторический, старинный, русский.
Воспитатель: Скажите, вы любите свой город? (да).
Воспитатель: У меня есть волшебное сердечко, кому оно в руки попадет, тот и скажет, за что он любит свой город.
Воспитатель: Все люди любят город, в котором они живут. Сочиняют стихи и песни о своем родном городе. И Черемхово не исключение. Послушайте, какое замечательное стихотворение написала о нашем городе Ольга Долбышева.
Ребёнок читает стихотворение.
Шахтёрский город.
Вдоль железной дороги раскинулся город
В окруженье карьеров, лесов и полей.
Он углём согревается в яростный холод.
Дым летит из натопленных жаром печей.
Экскаваторы недра ковшами воротят,
И работают вышки и ночью, и днём,
А потом по России вагоны развозят,
Чтобы все запаслись первоклассным углём.
Оживает тот город с цветеньем черёмух,
Опьяняющих запахом чувства людей.
И на луг зеленеющий радостный конюх
Вновь выводит прекрасных своих лошадей.
Распрямляя густые, широкие кроны,
Возвышаются возле домов тополя.
И от них, нарушая природы законы,
Покрывается снегом пушистым земля.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите в окно.
Вот волшебное окно.
Загляни скорей в него.
Там загадочный и странный
Удивительный и разный
Не придуманный ни кем
И знакомый всем, всем, всем
Где живём и ты, и я
Этот мир – наш любимый город Черемхово.
Воспитатель: Ребята нам пришло необычное письмо. Его прислали нам дети, которые живут в другом городе. Давайте посмотрим, что в нём пишут.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята, мы … живем в городе Иркутске. Очень любим путешествовать, и нам хочется узнать о вашем городе. Расскажите нам пожалуйста о нём. Запишите для нас видеописьмо с небольшой экскурсией.
Воспитатель: Интересное предложение. Вы его принимаете (да).
Воспитатель: Как же мы можем рассказать о Черемхово? (нарисовать, провести экскурсию).
Воспитатель: Ребята проведем для ребят из Иркутска экскурсию по нашему городу. Вы согласны? (да). Мы будем с вами экскурсоводами.
Воспитатель: На чем мы с вами отправимся на экскурсию по городу, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином... (Автобус.)
Воспитатель: Правильно, мы прокатимся по городу на автобусе. Занимайте места согласно номеру (картинке) в ваших билетах.
(Дети рассаживаются в импровизированный автобус – на стульчики согласно указанной цифре с картинкой на билете и стульчике.)
Воспитатель:
На автобусе, садитесь в автобус.
Едем мы по городу,
Все нам интересно
Много хочется узнать
Что нам не известно.
На экране начинается трансляция видеопрезентации о Черемхово.
Слайд № 2
Воспитатель: Город Черемхово вырос из ямского станца Черемховского основанного в 1743 году при прокладке тракта от Москвы до Иркутска. В 1772 году здесь была учреждена почтовая станция, вокруг которой поселились ямщики, казаки, крестьяне. Образовалась слобода, а потом село Черемховское.
Воспитатель: Каждого, кто въезжает в наш город, встречает колонна с названием нашего города и изображение герба.
Слайд № 3-6
Воспитатель: Обратите внимание, мы видим улицы города сколько много зелени, клумбы с яркими цветами украшают город.
В последнее время в городе ведется активное строительство, растет число жителей, но от этого наш город не становится хуже. Наоборот, он преображается: делается красивее, привлекательнее и современнее!
В городе строятся новые многоэтажные дома. Во дворах расположены отличные детские площадки с горками, качелями, удобными лавочками и домиками, на которых так нравится играть детям.
Слайд № 7
Воспитатель: Начинаем мы свой рассказ, как ни странно, с самого нового в городе памятника – памятника первопоселенцу Кабакову.
Фигура ямщика Кабакова украсила собой новый сквер у торгового дома «Октябрь». Открытие памятника Кабакову, первому поселенцу было приурочено 95-летнему юбилею города Черемхово Иркутской области.
Воспитатель: Кто же такой Кабаков и какое отношение он имеет к истории Черемхово? (Историки утверждают, что именно Кабаков в 1743 г. первым стал обживать данную местность.)
Слайд № 8
Воспитатель: Следующая остановка - Памятник купцу Петру Щелкунову.
В 2013 году в городе Черемхово состоялось открытие нового памятника. Его посвятили реальному человеку, некогда жившему здесь и сделавшему очень много для развития производства и процветания Черемхово. Купец первой гильдии Петр Щелкунов был выдающимся человеком своего времени. Он был строителем первых черемховских угольных копей и первых механизированных шахт. Он строил учебные заведения, больницы.
Слайд № 9 (Фото старого Черемхово.)
Постепенно вокруг почтовой станции стали селиться люди. Это были крестьяне, ремесленники, торговцы. Возникло небольшое селение, поначалу называвшееся Черемховская слобода, затем село Черемховское. Появились в Черемхово церковь, полицейский участок. Вскоре люди обнаружили в окрестностях села залежи каменного угля. Первое время его добывали кустарным способом для личных нужд. Настоящий толчок для развития угольной промышленности появился в конце 19 века, когда началось строительство Транссибирской железной дороги. Требовалось много угля для паровозных топок.
Слайд № 10-11
Так в селе Черемховском зародилась угольная промышленность.
Слайд № 12
Множество славных шахтерских семей и династий в разные годы жили и работали в Черемхово. Наверно нет в городе семьи, чьи родители, бабушки или дедушки не были бы связаны со славной профессией – шахтер. Что бы увековечить память о этих мужественных людях, в центре города около здания театра Драмы установлена скульптурная композиция «Шахтеры» в виде среза забоя, в котором трудится пара шахтеров.
Слайд № 13
Много замечательных, талантливых людей рождала Черемховская земля. Стала она и родиной для трех известных писателей – драматургов. Скульптурная композиция запечатлела беседующих драматургов. Владимир Гуркин вольготно сидит на лавочке, справа от него – Александр Вампилов, за лавкой стоит – Михаил Ворфоломеев.
Слайд № 14
Самым известным и близким из троих писателей для черемховцев является Владимир Павлович Гуркин. По его пьесе «Любовь и голуби» был снят очень популярный одноименный фильм. Но наверно, мало кто знает, что герои фильма Надя и Василий Кузякины – это реальные персонажи, жившие в Черемхово на одной улице с Володей Гуркиным. Он тогда был ещё подростком, и навсегда запомнил эту житейскую историю, произошедшую с ними. Позже он перенес эти события на страницы своей пьесы. В память Владимира Павловича в сквере по ул. Ференца Патаки была установлена ещё одна скульптурная композиция, «Любовь и голуби». Это фигуры сидящих Василия и Надежды, в обрамлении голубей. Голуби, как символ любви и верности героев, образуют контур сердца. Уже второй год со дня открытия этой скульптуры, Черемховские молодожены в день своей свадьбы обязательно её посещают, в знак будущей счастливой семейной жизни.
Слайд № 15-17
Воспитатель: Наш путь лежим на главную площадь нашего города.
- Сейчас мы выезжаем на центральную площадь города.
- Как называется наша площадь? (площадь им. Ленина)
Здесь находится администрация города Черемхово, Дворец культуры «Горняк» — культурный центр Черемхово. В ДК «Горняк» работает много кружков, в которых занимаются дети танцами, пением, ставят театрализованные постановки. Здесь же показывают свои представления театры и цирки, приезжающие в наш город.
По праздникам на главной площади города проходят массовые гуляния. Детей катают на лошадях, устанавливают батуты, карусель. Звучит громкая музыка, на сцене выступают различные исполнители. Вечером в небо взлетает праздничный салют. А еще здесь рядом красивая и большая детская площадка в виде Кремля.
Через дорогу расположен торговый центр «Сквер Гукина». Дети с удовольствием отмечают свои дни рождения в Макдональдсе, ходят с родителями в кинотеатр, за покупками в Детский мир.
Слайд № 18-19
Воспитатель: В каждом российском городе, независимо крупный он или маленький есть обелиски, куда всегда приходят люди поклониться, принести цветы и почтить подвиг жителей, отдавших свою жизнь за победу в Великой Отечественной войне. Есть такие места и в Черемхово. Это Мемориал "Слава Героям Великой Отечественной войны" в Черемхово установлен в память о героях фронта и тыла. В годы Отечественной войны жители города Черемхово и Черемховского района собрали деньги на строительство 2-х танковых колонн «Черемховский шахтер» и эскадрилью самолетов. Вот почему мемориал включает танк Т-34 на пьедестале и «Вечный огонь».
Черемховцы хранят в памяти подвиг советского народа во имя мира на земле. Каждый год 9 мая люди возлагают цветы к этим обелискам.
Слайд № 20
Воспитатель: А сейчас, приглашаю вас прогуляться в парке. Черемхово часто называют зеленым городом. И это не спроста. В городе так много деревьев, что можно сказать, будто весь город буквально утопает в зелени многочисленных парков, скверов, сквериков, аллей... Это очень хорошо, потому что зеленые листочки делают воздух в нашем городе чистым и свежим, чтобы нам было лучше дышать, и мы меньше болели.
В городе много парков и скверов. С красивыми клумбами, фонтанами. В городских парках отлично гулять с детьми, можно посидеть на удобных скамейках, почитать книгу, полюбоваться фонтанами или просто отдохнуть.
Воспитатель: Следующая наша остановка будет около городского парка. Парк -место отдыха жителей и гостей города.
На экране идёт показ достопримечательностей парка. Слайды №11 - №13.
Давайте и мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкультминутка
Мы по городу шагаем (выходят)
То, что видим, называем (шагают на месте)
Светофоры и машины, (показывают светофор, имитируют движение на автомобиле)
Ярмарки и магазины (поворот туловища вправо-влево)
Парки, улицы, мосты (хлопки в ладоши)
И деревья, и кусты (поднять руки вверх, покачать).
И высокие заводы (взмах обеими руками, встать на носочки)
На тротуарах пешеходы (повороты головы вправо-влево),
Люди шумною толпой (ходьба на месте),
И все это город мой (разводят руки вперед, затем в стороны).
И в автобус вновь вернулись.
Воспитатель: занимайте свои места в экскурсионном автобусе. Мы покидаем площадь им. Ленина и отправляемся дальше. Еще одна достопримечательность города Черемхово — стадион «Шахтёр».
Воспитатель: В Черемхово большое внимание уделяется спорту. Поднимите руки, кто занимается в какой-либо спортивной секции. Посмотрите как много таких детей. Для занятий спортом в Черемхово построены два спортивных комплекса
Слайд № 21-22
Воспитатель: А сей час мы с вами попали на Городской стадион. Стадион построен, чтобы жители города могли заниматься спортом. А значит быть здоровыми.
Воспитатель: Кто знает как он называется? (Шахтёр.)
Стадион «Шахтёр» включает в себя универсальный спортивный зал с трибунами для игры в волейбол, баскетбол, залы для занятий аэробикой, борьбой, настольными играми и тренажёрный зал.
Зимой на стадионе «Шахтёр» можно покататься на коньках, поиграть в хоккей или просто посмотреть хоккейный матч.
Слайд № 23
По улице Горького вновь приближаемся к вокзалу, чтобы к ночи вернуться в Иркутск.
Братская могила — самый первый памятник, установленный в Черемхово. Он был поставлен в 1921 году. В Иркутске вспыхивает восстание против новой власти. Для подавления этого восстания, в помощь иркутским рабочим, из города Черемхово едут около 500 человек, в основном это шахтеры. В их честь один из переулков в центре Иркутска носит название Черемховский. 18 человек погибли в боях и были захоронены в Братской могиле недалеко от Черемховского вокзала.
Слайд № 24
Вокзал
Слайд № 25
Паровоз Л-1183 установлен в честь 100 летия Восточно - Сибирской железной дороги 3 августа 2002 года. Транспортирован со станции Зима.
Воспитатель: В Черемхово ещё очень много замечательных
достопримечательностей. Назовите, какие вы еще знаете достопримечательности. (Памятник пограничникам, памятник морякам-подводникам, памятник А.С. Пушкину, скульптурная композиция «Дама Пушкинской эпохи», памятник учителям, памятник М.А. Горькому, памятник «доктору Айболиту», памятник «Ковш ЭКГ- 4», памятник – сотрудникам МВД.)
Воспитатель: А сейчас я проверю, сможете ли вы собрать картинку с достопримечательностью Черемхово. Я вам предлагаю поиграть в игру «Собери картинку». Собрав картинку, назовите, что на ней изображено.
Дети работают парами, собрав картинку, называют достопримечательность.
Дети снова занимают места на стульчиках («в автобусе»).
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша увлекательная видео экскурсия. Много интересного мы показали ребятам из Иркутска. Нам пора возвращается в детский сад. Думаю вам она понравилась (дети высказывают свои впечатления).
Воспитатель: Ребята, у нашей страны есть символы, а как вы думаете, есть ли у нашей малой Родины символы?
Слайд № 26
Рассматривается герб Черемхово.
Ветки черемухи с ягодами символизируют название города.
Образ почтового тракта, ямского станция и почтовой станции символически представлен в гербе верстовым столбом. Символика верстового столба связана со строительством тракта Москва - Иркутск, и со строительством Транссибирской магистрали.
Черный камень в золотом сиянии аллегорически представляет и залежи угля и его роль в развитии и становлении города. Более ста лет угольная отрасль является градообразующей в жизни города.
Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Красный цвет символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту.
Золото - символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта.
Дети собирают герб города на интерактивной доске.
Подведение итогов.
Воспитатель: Где мы побывали? Какие достопримечательности, памятные места в нашем городе вы запомнили? (…) Какая достопримечательность Черемхово вам понравилась больше всего?
Воспитатель: Мы сегодня много рассказали о нашей малой Родине: у нас много улиц, домов, исторических сооружений, у нас красивая природа. В нашем городе трудится много людей, которые хотят, чтоб наш город стал лучше, красивее и богаче. И мы должны беречь то, что сделано руками взрослых, соблюдать чистоту и порядок на улицах города.
Я хочу открыть вам один секрет: в мире много прекрасных мест, но лучшее то, где ты родился, где твой дом, и где живут ваши родители.
Игра-пожелание.
Воспитатель: Ребята, хотелось, чтобы вы на будущее оставили свой лучик пожелания нашему городу Черемхово. Дети говорят свои пожелания городу.
Читайте также |
---|
НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»
НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...
Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай
Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай (6 лет) Аннотация для родителей GiGO это объёмный конструктор из серии « В мире...
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную…
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых...