Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на необитаемый остров»

(Подготовительная группа)

Программное содержание:

- Познакомить с буквой «Ж», закрепить понятие о том, что звук «Ж» в русском языке всегда твёрдый согласный.

- Продолжить обучение делению слов на слоги, составлению предложения и записи его схематично с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил.

- Закреплять умение проводить самостоятельно звуковой анализ слова.

- Совершенствовать навык чтения.

- Развивать фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение.

- Воспитывать взаимопонимание.

Материал: фишки 3-х цветов, карточки с изображением животных, схемы слов, медальон с буквой «Ж», игрушки, пластилин, дощечки губка, ручка, тетрадь, магнитофон, доска.

 

Ход занятия:

Сегодня на занятии по обучению грамоте мы познакомимся с новой буквой, будем составлять и схематично записывать предложения, проводить звуковой анализ слова, делить слова на слоги, придумывать слова с заданным звуком.

Сейчас мы отправимся на необитаемый остров, а как вы думаете, на чем можно туда добраться? (Ответы детей).

Правильно, мы поплывем туда на корабле, который вчера с вами построили.

Сейчас я вам раздам картинки, вы должны назвать животное, которое там нарисовано, и определить количество слогов в этом слове. Правильный ответ дает вам возможность занять место на корабле. (Дети поочередно называют изображенное животное и кол-во слогов в данном слове)

Все заняли свои места? Тогда в путь, (включается аудиозапись морской тематики).

Наш корабль подходит к необитаемому острову. Нас встречает попугай Жако. Поздоровайтесь с попугаем.

Какой 1-й звук в его имени вы услышали? Когда мы произносили звук «Ж» вы почувствовали язычком преграду? Значит, какой это звук? (Ответ – твердый согласный).

Да, это согласный и его особенность в том, что он всегда твёрдый, у него нет мягкой пары. Что ты сейчас узнал про звук «Ж»? (ответ). А ты? (ответ ребёнка). Фишкой, какого цвета мы обозначаем твердые согласные? (ответ – синей). Звук «Ж» обозначается при письме этой буквой (показ буквы «Ж»). Она обозначена на медальоне попугая Жако, который висит на его шее – первая буква его имени.

Эта буква широка и похожа на жука,

И при этом точно жук издает жужжащий звук:

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

Ребята, Жако просит вас придумать слова со звуком «Ж», и определить место звука «Ж» в слове. (Ответы детей). Давайте попрощаемся с попугаем и пойдем дальше.

А вот и обезьяна, её зовут Жанна.

Какой 1-й звук в слове ЖЖЖанна вы слышите? (Ответ детей). Какой это звук: гласный или согласный? (Ответы детей). А твердый это звук или мягкий? (Ответы детей).

Теперь садитесь за столы и составьте предложение со словом «обезьянка». (Дети поочередно составляют предложения и под диктовку записывают его схематично). Сколько слов в этом предложении? (Ответ). Назови 1-ое слово, 2-ое. 3-тье. Что ставится в конце предложения? (Ответ).

На прощание Жанна просит вас повторить за ней чистоговорки.

Жа-Жа-Жа – посмотрите на ежа.

Жу-Жу-Жу – на пенечке я сижу.

Жи-Жи-Жи – ползут ужи.

Молодцы, попрощайтесь с обезьянкой, и пошли дальше.

ФИЗМИНУТКА

Посмотрите, кто идет нам навстречу. Да это же слоненок Жорик. Произнесите четко его имя, выделяя 1-й звук. (хоровой ответ – ЖЖЖЖорик).

Жорик учится в лесной школе и до сих пор не научился читать, давайте поможем ему прочитать слоги, записанные на доске: ЖА ЖУ ЖО. (Дети читают поочередно). А теперь прочитайте слова: ЖА-БА, ЖУК, КО-ЖА. ЖАР. Молодцы!

А сейчас давайте научим Жорика самостоятельно проводить звуковой анализ слова (дифференцированно – детям раздаются карточки с изображением предмета и количеством звуков в данном слове. Например: пожар, флажок, желудь, жаба и т.д.).

На память Жорику выполните барильефную лепку буквы, с которой мы сегодня познакомились.

Итог:

С какой буквой вы сегодня познакомились?

Как она звучит?

Охарактеризуйте этот звук. (По твердости и мягкости, по наличию или отсутствию преграды).

Каким цветом обозначается твердый согласный звук?

Вам понравилось путешествие?

Что тебе понравилось, какое задание помогло тебе узнать что-то новое?

Какое задание было самым трудным для вас?

Сегодня как никогда все были активными. Внимательными, аккуратными и старательными.

Чтобы на долго запомнили это путешествие, ваши новые друзья хотят подарить вам муляжи фруктов которые «выросли» в джунглях и понадобятся вам для игры в «Супермаркет».

А теперь давайте снова займем свои места на корабле и отправимся в обратный путь (включается аудиозапись морской тематики)

Вот мы и в детском саду.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста…

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Мамочка моя!» Цель: Формирование у детей умения выражать свою любовь к родному...

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Едем…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Едем в гости» Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «транспорт» и его видами Задачи: Побуждать к...

Читайте также

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях»

Конспект НОД «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях Задачи: Коррекционные: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при...

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары»

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары» Программное содержание. Упражнять детей в вырезывании круглых форм из квадрата и овальных...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...