Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Загадки Осени»

Образовательная область: познавательное развитие.

Программное содержание:

- формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе, о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных;

- развивать умение наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;

- развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль;

- воспитывать любовь к природе в любое время года, видеть её красоту. Воспитывать интерес к поэзии.

Интеграция: речевое развитие.

Материал: муляжи овощей и фруктов, корзинки для игры-эстафеты, иллюстрации «Фрукты и овощи» и «Приметы осени», музыкальное сопровождение, картинки «Три осени», «Деревья и листья» (раздаточный материал для игры «К дереву, беги!»

 

Ход образовательной деятельности:
1. Зачитывается отрывок из стихотворения «Осень» Е. Трутневой:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

- Ребята, вы уже догадались о каком времени года мы будем сегодня разговаривать? (Об осени.)

- Правильно! Осень – это такое время года, когда в природе всё меняется. Посмотрите, в нашу группу тоже заглянула осень и оставила свои дары (корзинка с фруктами и овощами), а какие, вы узнаете, отгадав загадки:

1. Он на солнце греет бок,
Дарит нам томатный сок.
Любят люди с давних пор
Красный, спелый … . (Помидор.)

2. Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша.)

3. И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом … .
(Картошка.)

4. Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко.)

- А какие ещё дары нам приносит осень? (Дети называют ещё фрукты, овощи, ягоды, грибы, выставляется соответствующая картинка или муляж.)

- Скажите, ребята, а к чему мы отнесём арбуз? (Заслушиваются предположения детей.) А грибы в лесу все можно собирать? (Нет, есть несъедобные грибы.)

- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру – эстафету «Собери урожай». (Дети делятся на две команды, 1 – собирает фрукты, 2- овощи под музыкальное сопровождение «Что нам осень принесла».)

2. Беседа о периодах осени и её приметах.

- Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- А сейчас у нас какой месяц? Сентябрь.

- Правильно, сентябрь — это первый месяц осени. В этот период осень называют ранней. Когда дни еще стоят теплые, солнышко еще немного греет, деревья меняют свою листву, еще цветут цветы, созревают овощи на огороде, фрукты на деревьях, люди собирают урожай.

- Октябрь – это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться первые снежинки. В этот период осень ещё называют - золотой, как вы думаете, почему? (Дети высказывают свои предположения.)

- А вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени, после него наступает зима.

- Какие ещё приметы осени вы знаете? (Часто идут дожди, погода прохладная, пасмурная, насекомые прячутся, птицы улетают в теплые страны.)

- Ребята, мы забыли назвать ещё одну важную примету осени. Послушайте про неё загадку:

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто…

(Листопад.)

Динамическая пауза-игра «К дереву, беги!» под музыкальное сопровождение «Листик, листик, листопад…». (Для игры можно использовать природный материал – листья деревьев.)

- А сейчас я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс и топнуть ногой.

Словесная игра «Да-нет» (используется для подведения итога)

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы? (Да.) 

Тучки солнце закрывают? (Да.) 

Колючий ветер прилетает? (Да.) 

Туманы осенью плывут? (Да.) 

Ну, а птицы гнезда вьют? (Нет.)

А букашки прилетают? (Нет.)

Урожай все собирают? (Да.) 

Птичьи стаи улетают? (Да.) 

Часто-часто льют дожди? (Да.) 

Достаем ли сапоги? (Да.) 

Можно детям загорать? (Нет.) 

Ну, а что же надо делать? 

Куртки, шапки одевать? (Да.) 

- Молодцы!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...

Паспорт мини – музея «Ракушки» для детей 1-й разновозрастной группы

Паспорт мини – музея «Ракушки» для детей 1-й разновозрастной группы Паспортные данные: Наименование мини – музея: «Ракушки» Профиль мини – музея: поисковая, научная...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век...

Читайте также

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание…

Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Создание мультфильма» (3 встречи)

Проект «Быть здоровым – здорово!!!» (Краткосрочный)

Проект «Быть здоровым – здорово!!!»(Краткосрочный) Средняя группа Актуальность. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего...

Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом

Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом Освоение дошкольниками знаний о культурном наследии своего народа занимает важное место в воспитательно-образовательном процессе. В...