Сайт для воспитателей детских садов



Конспект НОД в старшей группе на тему:
«Украшение одежды марийским орнаментом»

Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, музыка.

Цель. Приобщить дошкольников к истории национальной культуры марийского народа.

Задачи. Познакомить детей с разновидностями марийского орнамента. Научить детей выделять и называть главные элементы узора, расписывать силуэты одежды марийским орнаментом. Развивать речевую активность, обогащать словарь детей. Воспитывать у детей уважительное отношение к культуре марийского народа.

Словарная работа: вургем, шовыр, тувыр, шымакш, эштыр, ший ушто, йыдал, ончылшовыш.

Материалы к НОД: аудиозапись, кукла в марийской национальной одежде, вышивка с разными видами марийской вышивки, вышитые полотенца, платья, рубашки, «бандероль», мольберт, ТСО, образцы вышивки с изображением марийского орнамента, гуашь, ватные палочки, салфетки, подносы, силуэты одежды.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением марийских узоров, чтение художественных произведений, выставка рисунков по марийским сказкам, беседа о культуре и быте народов, рассматривание иллюстраций, посещение музея.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, одежды, обуви, видеоматериал), практический метод.

Ход НОД: (Воспитатель в марийской национальной одежде. Зал украшен марийскими костюмами, платочками, полотенцами.)

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, нарядные к нам приехали гости. Давайте с ними поздороваемся. Ребята, а раз занятие у нас сегодня необычное, то давайте с гостями поздороваемся по - марийски.

Дети: Салам лийже.

Воспитатель:

Ребята, в выходные дни я ездила в Сернур и встретила там женщину. Она была чем – то расстроена. Мы с ней разговорились, и она мне сказала, что работает в музее. Что у нее должна состоятся выставка марийской национальной одежды. А у нее экспонатов мало. Я ей сказала, что работаю в детском саду и мои ребята помогут разрисовать одежду марийским орнаментом. А потом мы вышлем ей на выставку. Она сказала мне, что очень будет на нас надеяться и передала мне вот такую сумочку. А чтобы вы лучше старались положила в сумочку для вас сюрприз. Так что нам надо постараться. Для начала давайте отправимся с вами в мастерскую. Для этого произнесем волшебные слова: 1, 2, 3 – в мастерской ощутись. (Дети совершают волшебство, а в это время воспитатель отрывает все экспонаты.)

Воспитатель: На какой земле вы проживаете? (Ответы детей. На марийской земле, Республика Марий эл.)

- А какой коренной народ проживает на этой земле? (Ответы детей - народ мари.) А сейчас Софья прочитает нам стихотворение, ну а мы послушаем.

Софья:

Марий улам, марла ойлем,

Марла лудам, марла возем.

Марий йылмем йоратем,

Марий элыште илем!

На каком языке рассказала нам Софья стихотворение?

(Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель: Марийский язык – наш национальный язык. Было бы неплохо, если бы многие из нас говорили бы или хотя бы понимали бы марийский язык. Марийский народ очень трудолюбивый и выносливый. Их корни уходят в далекое прошлое. В далеком прошлом все марийские женщины ткали себе одежду, вышивали, готовили себе украшения. Раньше в каждом доме имелся ткацкий станок и женщины ткали. Они сами шили платья и рубашки, полотенце, дорожки. А мужчины занимались резьбой по дереву, плетением туесков, корзин; были хорошими охотниками. Долгими зимними вечерами мариечки собирались у кого-нибудь дома, и занималась рукоделием. Во время таких посиделок, незаметно летело время. Они не только занимались рукоделием, но одновременно веселились: пели разные песни, рассказывали истории, играли. Умел марийский народ коротать свое время. А если девушку собиралась выходить замуж, то она должна была приготовить себе приданое. Мариечки вначале ткали полотно, затем кроили и шили одежду (швейных машин тогда не было). Работа выполнялась вся вручную. Они обшивали всю свою семью. Ценились мариечки трудолюбивые, работящие, аккуратные, чистоплотные. Мастерство вышивания передается из поколения в поколение от бабушек мамам, от мам -детям и называется это традицией. Одной из традиций у народа мари было украшение одежды вышивкой. Давайте мы свами рассмотрим одежду марийского народа. Платья красивые, нарядные. Они украшены национальным орнаментом, лентами, кружевами, бисером. (Воспитатель вместе с детьми рассматривают одежду народа мари и объясняет им, где что находится и как называетя. Дети повторяют за воспитателем марийские слова.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего вышивали узор?

Дети: Марийский народ считал, что они оберегают человека.

Воспитатель: Да, поэтому их еще и называют оберегами. А вы знаете, в каких местах на платье вышивали узоры?

Дети: Узоры вышивали на вороте, подоле, рукавах, спине, груди.

Воспитатель: Посмотрите какие разные узоры на полотенцах, салфетках, одежде. Ребята, а как вы думаете, что такое орнамент?

(Выслушиваюся ответы детей.) Да, они повторятся один за другим. Существует несколько видов орнамента. Один из таких орнаментов- это животный орнамент. Посмотрите на что похожи эти фигурки. (Ответы детей.)
А это растительный орнамент. Как вы считаете, что они нам напоминают?

Дети: Марийский орнамент похож на разные виды цветов, листочков. Воспитатель: Так изображали деревья, листья, цветы. Мастерицы вышивали то, что видели и чем восхищались. А еще рукодельницы использовали геометрические фигуры. Как вы думаете, как называется орнамент, который состоит из геометрических фигур?

Дети: Геометрический орнамент.

Рустам:

Родной узор неповторим и вечен,

И дороги сегодня нам вдвойне

Наплечники червленные, как венчики.

Два солнца – на груди и на спине.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие цвета присутствуют в орнаменте вышивок.
Дети: Красный, синий, черный, зеленый.

Воспитатель: Правильно.
Зеленым цветом вышивали траву, лес, деревья. Красным цветом вышивали цветы, солнце, огонь. Черным – землю, синим – небо, воду, облака. А вы, ребята, хотите научится выполнять такие же узоры?

Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас немного отдохнем и возьмемся за дело. 
Физкультминутка:
(Звучит марийская плясовая мелодия. Дети встают в круг и исполняют современный марийский танец.)

Воспитатель: Ну а, теперь подойдите к столу и выберите ту одежду, которую пожелаете украсить.

(Дети выбирают одежду и начинают украшать марийским орнаментом.) На одежде мастерицы орнамент вышивают цветными нитками, а сегодня с вами эти платочки будем расписывать ватными палочками и гуашью. Работаем осторожно, чтобы не испачкать одежду гуашью. Для каждого цвета берите чистую палочку, а использованную положите на поднос. Вначале мы макаем ватную палочку в воду, а затем набираем нужный для вас цвет и начинаем наносить узор. Если руки испачкаются, то не забывайте пользоваться салфетками. Выберите себе узор, который вам хочется нарисовать. Чтобы вам было приятнее рисовать, вам будут помогать марийские мелодии и песни народа мари.

(Под марийскую мелодию дети украшают одежду.)

Воспитатель: Кто уже закончил свою работу, можете принести ко мне на стол. (Подводится итог занятия, обсуждение.)

Воспитатель. Молодцы. Сегодня мы с вами познакомились с элементами марийского орнамента. Какие элементы мы рисовали в марийском узоре?

Дети: В марийском - морковь, редиску, репу, редьку, свеклу. (Дети выбирают лучшие работы.)

Воспитатель. Я думаю, что одежда, украшенная нами марийским орнаментом всем понравится и с большим удовольствием представят наши работы на выставке марийских умельцев. Одежда готова и мы теперь можем посмотреть, какой же сюрприз ждет нас в сумочке. (Заглядывает в сумочку, а там шоколадки.) А теперь нам нужно возвращаться в детский сад. (1, 2, 3 - вокруг себя повернись и в детском саду ощутись.) Вот на этом наше путешествие завершилось. Давайте мы скажем нашим гостям: чеверын. А теперь каждый прибирает свое рабочее место. Затем помоем руки и поедим шоколадки.





Новые публикации

Значение театрализованных игр в развитии ребенка

Значение театрализованных игр в развитии ребенка Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является театрализованные...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные…

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания...

Брэйнринг «Универсиада 2019»

Брэйнринг «Универсиада 2019» Цель: формировать у воспитанников дошкольного образовательного учреждения МБДОУ №33 чувства сопричастности к процессу подготовки проведения Зимней Универсиады 2019. Задачи: Актуализировать знания...

Читайте также

Непосредственно образовательная деятельность «В гости к Лесовичку»

Непосредственно образовательная деятельность «В гости к Лесовичку» (Старшая группа)   Направление образования и развития (образовательная область): Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие. Цель: создание условий для опытно-экспериментальной...

Мастер – класс по изготовлению поделки – подарка к празднику 23 февраля «Пограни…

Мастер – класс по изготовлению поделки – подарка к празднику 23 февраля «Пограничник»     Мастер-класс предназначен для детей старшей и подготовительной группы...

Осенний праздник «Осень в Простоквашино» (для детей старшей и средней группы)

Осенний праздник «Осень в Простоквашино» (для детей старшей и средней группы) (Дети старшей группы вбегают лёгким бегом друг за другом под...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    как скачать презентацию

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    Очень интересно! Детям будут с удовольствием изучать и закреплять материал!

    Подробнее...

     
  • Альбина
    Здорово! Вы большая молодей!

    Подробнее...

     
  • Елена
    А где продолжение?

    Подробнее...

В блогах

Конспект НОД по развитию речи в старшей …

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №441 "Кузнечик" Нижний Новгород Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с элементами фольклора «В гости к бабушке» Составила: Смирнова Галина Сергеевна Цель: закреплять знание фольклорных произведений, расширять...

Игры на развитие моторики и внимания в п…

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ Гимнастический комплекс на развитие у детей тонкой моторики Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. Руку плотно...

Открытый показ ОД по ФЭМП "В стране…

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 2051» ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2 Открытый показ в подготовительной к школе группе Образовательная область: «Познание» (ФЭМП) Тема: «В стране математики» Составила: воспитатель Бубнова Ирина Александровна   Москва – 2019   Образовательная область:...

Эссе «В моих руках будущее»

Эссе «В моих руках будущее» Каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой. (Р. Роджерс, американский психолог) Возможно ли, что человеку...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство