Конспект НОД в старшей группе на тему:
«Украшение одежды марийским орнаментом»

Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, музыка.

Цель. Приобщить дошкольников к истории национальной культуры марийского народа.

Задачи. Познакомить детей с разновидностями марийского орнамента. Научить детей выделять и называть главные элементы узора, расписывать силуэты одежды марийским орнаментом. Развивать речевую активность, обогащать словарь детей. Воспитывать у детей уважительное отношение к культуре марийского народа.

Словарная работа: вургем, шовыр, тувыр, шымакш, эштыр, ший ушто, йыдал, ончылшовыш.

Материалы к НОД: аудиозапись, кукла в марийской национальной одежде, вышивка с разными видами марийской вышивки, вышитые полотенца, платья, рубашки, «бандероль», мольберт, ТСО, образцы вышивки с изображением марийского орнамента, гуашь, ватные палочки, салфетки, подносы, силуэты одежды.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением марийских узоров, чтение художественных произведений, выставка рисунков по марийским сказкам, беседа о культуре и быте народов, рассматривание иллюстраций, посещение музея.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, одежды, обуви, видеоматериал), практический метод.

Ход НОД: (Воспитатель в марийской национальной одежде. Зал украшен марийскими костюмами, платочками, полотенцами.)

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, нарядные к нам приехали гости. Давайте с ними поздороваемся. Ребята, а раз занятие у нас сегодня необычное, то давайте с гостями поздороваемся по - марийски.

Дети: Салам лийже.

Воспитатель:

Ребята, в выходные дни я ездила в Сернур и встретила там женщину. Она была чем – то расстроена. Мы с ней разговорились, и она мне сказала, что работает в музее. Что у нее должна состоятся выставка марийской национальной одежды. А у нее экспонатов мало. Я ей сказала, что работаю в детском саду и мои ребята помогут разрисовать одежду марийским орнаментом. А потом мы вышлем ей на выставку. Она сказала мне, что очень будет на нас надеяться и передала мне вот такую сумочку. А чтобы вы лучше старались положила в сумочку для вас сюрприз. Так что нам надо постараться. Для начала давайте отправимся с вами в мастерскую. Для этого произнесем волшебные слова: 1, 2, 3 – в мастерской ощутись. (Дети совершают волшебство, а в это время воспитатель отрывает все экспонаты.)

Воспитатель: На какой земле вы проживаете? (Ответы детей. На марийской земле, Республика Марий эл.)

- А какой коренной народ проживает на этой земле? (Ответы детей - народ мари.) А сейчас Софья прочитает нам стихотворение, ну а мы послушаем.

Софья:

Марий улам, марла ойлем,

Марла лудам, марла возем.

Марий йылмем йоратем,

Марий элыште илем!

На каком языке рассказала нам Софья стихотворение?

(Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель: Марийский язык – наш национальный язык. Было бы неплохо, если бы многие из нас говорили бы или хотя бы понимали бы марийский язык. Марийский народ очень трудолюбивый и выносливый. Их корни уходят в далекое прошлое. В далеком прошлом все марийские женщины ткали себе одежду, вышивали, готовили себе украшения. Раньше в каждом доме имелся ткацкий станок и женщины ткали. Они сами шили платья и рубашки, полотенце, дорожки. А мужчины занимались резьбой по дереву, плетением туесков, корзин; были хорошими охотниками. Долгими зимними вечерами мариечки собирались у кого-нибудь дома, и занималась рукоделием. Во время таких посиделок, незаметно летело время. Они не только занимались рукоделием, но одновременно веселились: пели разные песни, рассказывали истории, играли. Умел марийский народ коротать свое время. А если девушку собиралась выходить замуж, то она должна была приготовить себе приданое. Мариечки вначале ткали полотно, затем кроили и шили одежду (швейных машин тогда не было). Работа выполнялась вся вручную. Они обшивали всю свою семью. Ценились мариечки трудолюбивые, работящие, аккуратные, чистоплотные. Мастерство вышивания передается из поколения в поколение от бабушек мамам, от мам -детям и называется это традицией. Одной из традиций у народа мари было украшение одежды вышивкой. Давайте мы свами рассмотрим одежду марийского народа. Платья красивые, нарядные. Они украшены национальным орнаментом, лентами, кружевами, бисером. (Воспитатель вместе с детьми рассматривают одежду народа мари и объясняет им, где что находится и как называетя. Дети повторяют за воспитателем марийские слова.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего вышивали узор?

Дети: Марийский народ считал, что они оберегают человека.

Воспитатель: Да, поэтому их еще и называют оберегами. А вы знаете, в каких местах на платье вышивали узоры?

Дети: Узоры вышивали на вороте, подоле, рукавах, спине, груди.

Воспитатель: Посмотрите какие разные узоры на полотенцах, салфетках, одежде. Ребята, а как вы думаете, что такое орнамент?

(Выслушиваюся ответы детей.) Да, они повторятся один за другим. Существует несколько видов орнамента. Один из таких орнаментов- это животный орнамент. Посмотрите на что похожи эти фигурки. (Ответы детей.)
А это растительный орнамент. Как вы считаете, что они нам напоминают?

Дети: Марийский орнамент похож на разные виды цветов, листочков. Воспитатель: Так изображали деревья, листья, цветы. Мастерицы вышивали то, что видели и чем восхищались. А еще рукодельницы использовали геометрические фигуры. Как вы думаете, как называется орнамент, который состоит из геометрических фигур?

Дети: Геометрический орнамент.

Рустам:

Родной узор неповторим и вечен,

И дороги сегодня нам вдвойне

Наплечники червленные, как венчики.

Два солнца – на груди и на спине.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие цвета присутствуют в орнаменте вышивок.
Дети: Красный, синий, черный, зеленый.

Воспитатель: Правильно.
Зеленым цветом вышивали траву, лес, деревья. Красным цветом вышивали цветы, солнце, огонь. Черным – землю, синим – небо, воду, облака. А вы, ребята, хотите научится выполнять такие же узоры?

Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас немного отдохнем и возьмемся за дело. 
Физкультминутка:
(Звучит марийская плясовая мелодия. Дети встают в круг и исполняют современный марийский танец.)

Воспитатель: Ну а, теперь подойдите к столу и выберите ту одежду, которую пожелаете украсить.

(Дети выбирают одежду и начинают украшать марийским орнаментом.) На одежде мастерицы орнамент вышивают цветными нитками, а сегодня с вами эти платочки будем расписывать ватными палочками и гуашью. Работаем осторожно, чтобы не испачкать одежду гуашью. Для каждого цвета берите чистую палочку, а использованную положите на поднос. Вначале мы макаем ватную палочку в воду, а затем набираем нужный для вас цвет и начинаем наносить узор. Если руки испачкаются, то не забывайте пользоваться салфетками. Выберите себе узор, который вам хочется нарисовать. Чтобы вам было приятнее рисовать, вам будут помогать марийские мелодии и песни народа мари.

(Под марийскую мелодию дети украшают одежду.)

Воспитатель: Кто уже закончил свою работу, можете принести ко мне на стол. (Подводится итог занятия, обсуждение.)

Воспитатель. Молодцы. Сегодня мы с вами познакомились с элементами марийского орнамента. Какие элементы мы рисовали в марийском узоре?

Дети: В марийском - морковь, редиску, репу, редьку, свеклу. (Дети выбирают лучшие работы.)

Воспитатель. Я думаю, что одежда, украшенная нами марийским орнаментом всем понравится и с большим удовольствием представят наши работы на выставке марийских умельцев. Одежда готова и мы теперь можем посмотреть, какой же сюрприз ждет нас в сумочке. (Заглядывает в сумочку, а там шоколадки.) А теперь нам нужно возвращаться в детский сад. (1, 2, 3 - вокруг себя повернись и в детском саду ощутись.) Вот на этом наше путешествие завершилось. Давайте мы скажем нашим гостям: чеверын. А теперь каждый прибирает свое рабочее место. Затем помоем руки и поедим шоколадки.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

ООД в подготовительной к школе группе «Полезный и опасный интернет»

ООД в подготовительной к школе группе «Полезный и опасный интернет» В рамках муниципальной акции «Правовой марафон», приуроченной к международному дню прав...

Перспективный план по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в…

Перспективный план по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет» Цель: Формирование у детей младшего дошкольного...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для дошкольников старшей группы…

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для дошкольников старшей группы Тема: «Стоит в поле теремок» Цель: закрепление пройденного материала. Программное содержание: Образовательные задачи: упражнять...

Проект «Мы будущие солдаты»

Проект «Мы будущие солдаты» Возраст детей: 5 – 6 лет. Тип проекта: Познавательно – речевой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Актуальность и...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево»

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево» Цели: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года; совершенствовать...