Сайт для воспитателей детских садов



Конспект НОД в старшей группе на тему:
«Украшение одежды марийским орнаментом»

Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, музыка.

Цель. Приобщить дошкольников к истории национальной культуры марийского народа.

Задачи. Познакомить детей с разновидностями марийского орнамента. Научить детей выделять и называть главные элементы узора, расписывать силуэты одежды марийским орнаментом. Развивать речевую активность, обогащать словарь детей. Воспитывать у детей уважительное отношение к культуре марийского народа.

Словарная работа: вургем, шовыр, тувыр, шымакш, эштыр, ший ушто, йыдал, ончылшовыш.

Материалы к НОД: аудиозапись, кукла в марийской национальной одежде, вышивка с разными видами марийской вышивки, вышитые полотенца, платья, рубашки, «бандероль», мольберт, ТСО, образцы вышивки с изображением марийского орнамента, гуашь, ватные палочки, салфетки, подносы, силуэты одежды.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением марийских узоров, чтение художественных произведений, выставка рисунков по марийским сказкам, беседа о культуре и быте народов, рассматривание иллюстраций, посещение музея.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, одежды, обуви, видеоматериал), практический метод.

Ход НОД: (Воспитатель в марийской национальной одежде. Зал украшен марийскими костюмами, платочками, полотенцами.)

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, нарядные к нам приехали гости. Давайте с ними поздороваемся. Ребята, а раз занятие у нас сегодня необычное, то давайте с гостями поздороваемся по - марийски.

Дети: Салам лийже.

Воспитатель:

Ребята, в выходные дни я ездила в Сернур и встретила там женщину. Она была чем – то расстроена. Мы с ней разговорились, и она мне сказала, что работает в музее. Что у нее должна состоятся выставка марийской национальной одежды. А у нее экспонатов мало. Я ей сказала, что работаю в детском саду и мои ребята помогут разрисовать одежду марийским орнаментом. А потом мы вышлем ей на выставку. Она сказала мне, что очень будет на нас надеяться и передала мне вот такую сумочку. А чтобы вы лучше старались положила в сумочку для вас сюрприз. Так что нам надо постараться. Для начала давайте отправимся с вами в мастерскую. Для этого произнесем волшебные слова: 1, 2, 3 – в мастерской ощутись. (Дети совершают волшебство, а в это время воспитатель отрывает все экспонаты.)

Воспитатель: На какой земле вы проживаете? (Ответы детей. На марийской земле, Республика Марий эл.)

- А какой коренной народ проживает на этой земле? (Ответы детей - народ мари.) А сейчас Софья прочитает нам стихотворение, ну а мы послушаем.

Софья:

Марий улам, марла ойлем,

Марла лудам, марла возем.

Марий йылмем йоратем,

Марий элыште илем!

На каком языке рассказала нам Софья стихотворение?

(Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель: Марийский язык – наш национальный язык. Было бы неплохо, если бы многие из нас говорили бы или хотя бы понимали бы марийский язык. Марийский народ очень трудолюбивый и выносливый. Их корни уходят в далекое прошлое. В далеком прошлом все марийские женщины ткали себе одежду, вышивали, готовили себе украшения. Раньше в каждом доме имелся ткацкий станок и женщины ткали. Они сами шили платья и рубашки, полотенце, дорожки. А мужчины занимались резьбой по дереву, плетением туесков, корзин; были хорошими охотниками. Долгими зимними вечерами мариечки собирались у кого-нибудь дома, и занималась рукоделием. Во время таких посиделок, незаметно летело время. Они не только занимались рукоделием, но одновременно веселились: пели разные песни, рассказывали истории, играли. Умел марийский народ коротать свое время. А если девушку собиралась выходить замуж, то она должна была приготовить себе приданое. Мариечки вначале ткали полотно, затем кроили и шили одежду (швейных машин тогда не было). Работа выполнялась вся вручную. Они обшивали всю свою семью. Ценились мариечки трудолюбивые, работящие, аккуратные, чистоплотные. Мастерство вышивания передается из поколения в поколение от бабушек мамам, от мам -детям и называется это традицией. Одной из традиций у народа мари было украшение одежды вышивкой. Давайте мы свами рассмотрим одежду марийского народа. Платья красивые, нарядные. Они украшены национальным орнаментом, лентами, кружевами, бисером. (Воспитатель вместе с детьми рассматривают одежду народа мари и объясняет им, где что находится и как называетя. Дети повторяют за воспитателем марийские слова.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего вышивали узор?

Дети: Марийский народ считал, что они оберегают человека.

Воспитатель: Да, поэтому их еще и называют оберегами. А вы знаете, в каких местах на платье вышивали узоры?

Дети: Узоры вышивали на вороте, подоле, рукавах, спине, груди.

Воспитатель: Посмотрите какие разные узоры на полотенцах, салфетках, одежде. Ребята, а как вы думаете, что такое орнамент?

(Выслушиваюся ответы детей.) Да, они повторятся один за другим. Существует несколько видов орнамента. Один из таких орнаментов- это животный орнамент. Посмотрите на что похожи эти фигурки. (Ответы детей.)
А это растительный орнамент. Как вы считаете, что они нам напоминают?

Дети: Марийский орнамент похож на разные виды цветов, листочков. Воспитатель: Так изображали деревья, листья, цветы. Мастерицы вышивали то, что видели и чем восхищались. А еще рукодельницы использовали геометрические фигуры. Как вы думаете, как называется орнамент, который состоит из геометрических фигур?

Дети: Геометрический орнамент.

Рустам:

Родной узор неповторим и вечен,

И дороги сегодня нам вдвойне

Наплечники червленные, как венчики.

Два солнца – на груди и на спине.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие цвета присутствуют в орнаменте вышивок.
Дети: Красный, синий, черный, зеленый.

Воспитатель: Правильно.
Зеленым цветом вышивали траву, лес, деревья. Красным цветом вышивали цветы, солнце, огонь. Черным – землю, синим – небо, воду, облака. А вы, ребята, хотите научится выполнять такие же узоры?

Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас немного отдохнем и возьмемся за дело. 
Физкультминутка:
(Звучит марийская плясовая мелодия. Дети встают в круг и исполняют современный марийский танец.)

Воспитатель: Ну а, теперь подойдите к столу и выберите ту одежду, которую пожелаете украсить.

(Дети выбирают одежду и начинают украшать марийским орнаментом.) На одежде мастерицы орнамент вышивают цветными нитками, а сегодня с вами эти платочки будем расписывать ватными палочками и гуашью. Работаем осторожно, чтобы не испачкать одежду гуашью. Для каждого цвета берите чистую палочку, а использованную положите на поднос. Вначале мы макаем ватную палочку в воду, а затем набираем нужный для вас цвет и начинаем наносить узор. Если руки испачкаются, то не забывайте пользоваться салфетками. Выберите себе узор, который вам хочется нарисовать. Чтобы вам было приятнее рисовать, вам будут помогать марийские мелодии и песни народа мари.

(Под марийскую мелодию дети украшают одежду.)

Воспитатель: Кто уже закончил свою работу, можете принести ко мне на стол. (Подводится итог занятия, обсуждение.)

Воспитатель. Молодцы. Сегодня мы с вами познакомились с элементами марийского орнамента. Какие элементы мы рисовали в марийском узоре?

Дети: В марийском - морковь, редиску, репу, редьку, свеклу. (Дети выбирают лучшие работы.)

Воспитатель. Я думаю, что одежда, украшенная нами марийским орнаментом всем понравится и с большим удовольствием представят наши работы на выставке марийских умельцев. Одежда готова и мы теперь можем посмотреть, какой же сюрприз ждет нас в сумочке. (Заглядывает в сумочку, а там шоколадки.) А теперь нам нужно возвращаться в детский сад. (1, 2, 3 - вокруг себя повернись и в детском саду ощутись.) Вот на этом наше путешествие завершилось. Давайте мы скажем нашим гостям: чеверын. А теперь каждый прибирает свое рабочее место. Затем помоем руки и поедим шоколадки.





Новые публикации

Сценарий праздника «Прощай, лето»

Сценарий праздника «Прощай, лето» Цели: Создать веселое, праздничное настроение у детей разных возрастных групп в рамках праздника, посвященного Дню России. По средствам метода интеграции...

Проект: «Как узнать время?»

Проект: «Как узнать время?» Проект: «Как узнать время?» Образовательная область Программные задачи Необходимые ресурсы Познавательное развитие     "Путешествие в прошлое часов" "Как увидеть время?" Экспериментальная деятельность: "Водяные...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах пр…

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности посредством интеграции «Инновационная культура педагога» это сформированная готовность педагога к...

Читайте также

Консультация для воспитателей ДОУ «Театрализованные игры в детском саду»

Консультация для воспитателей ДОУ«Театрализованные игры в детском саду» (презентация «Театрализованные игры в детском саду»)   1 слайд. Тема «Театрализованные игры в детском саду». 2...

Сценарий развлечения на «День защитника Отечества» в средней группе «Папа – гор…

Сценарий развлечения на «День защитника Отечества» в средней группе «Папа – гордость моя!» Цель: совершенствовать двигательные умения, углублять интерес к физической культуре...

Конспект итогового интегрированного занятия во второй младшей группе «Задания от…

Конспект итогового интегрированного занятия во второй младшей группе «Задания от Рыжика и Пушистика» Цель: закрепить первоначальные представления и знания у детей...




Комментарии

  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Обязательно возьму на заметку. А у Вас есть положительные результаты?

    Подробнее...

В блогах

ЛЭПБУК «МОЯ ПОДРУЖКА РЕЗИНОЧКА»

Для детей от 3 до 7 лет по образовательной области «Социально коммуникативное и физическое развитие» Лэпбук содержит необходимый систематизированный материал по теме «Дворовые игры» и помогает быстро и эффективно усваивать новую...

Конспект НОД по обучению грамоте в подго…

Задачи:     продолжать работу по звуковому анализу слова («часики»); упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели; обратить внимание на смысловую законченность предло­жения; отрабатывать четкую артикуляцию; познакомить с буквой «Ч»; развивать мелкую моторику руки...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нетрадиционной тех…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13» г. Канаш   ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нетрадиционной технике рисования: рисование с пеной для бритья «Необычное творчество» Руководитель проекта: ЯКОВЛЕВА З.В. Канаш - 2019 Паспорт проекта Название проекта «Необычное творчество» Руководитель проекта Яковлева Зоя...

Весть из группы "Наше лето"

Весёлое лето Лето, лето к нам пришло,Стало сухо и тепло,По дорожке прямикомХодят ножки босиком. Кружат пчелы,Вьются птицы,А МаринкаВеселится. Увидала петуха:– Вот так чудо! Ха-ха-ха!Удивительный петух:Сверху – перья, снизу – пух! Увидала поросёнка,Улыбается девчонка:– Кто...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство