Конспект ООД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему: «Зимние игры и забавы»

 

Цель: закрепить понятия детей о зиме.
Задачи:
Образовательные:
- обогащение словарного запаса;
- образование прилагательных от существительных и наречий;
- развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к словам;
- уточнить представления детей о зимних забавах (катание на санках, на лыжах, умение слепить и украсить снеговика);
- развивать умение составлять описательный рассказ о зиме, развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память, мелкую моторику, координацию движений с речью, активность;
- формировать навыки диалогической связной речи.
Развивающие: развитие слухового и зрительного восприятия, внимания; мелкой моторики пальцев рук, усвоение однокоренных слов и употребление их в речи.
Воспитательные: воспитывать потребность в здоровом образе жизни; воспитывать усидчивость, умение выслушивать ответы товарищей.
Оборудование: презентация, шкатулка, призы, снежинки из бумаги, мнемотаблица «Рассказ о зиме», подбор картинок для артикуляционной гимнастики, дидактическое пособие «Веселый поезд», пиктограммы для составления рассказа по количеству детей, мольберт.
Предварительная работа:
- рассматривание серии иллюстраций о зимних явлениях в природе, предметных картинок, сюжетных картинок о зиме;
- наблюдение на прогулках за явлениями природы, за катанием на лыжах школьников;
- проведение познавательно – исследовательской работы со снегом;
- знакомство детей с качествами и свойствами снега;
- чтение художественной литературы по теме.

Ход занятия
Речевка.
«Все мы дружные ребята,
Мы ребята – дошколята,
Никого не обижаем,
Помириться как, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим,
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло».
- Ребята, к нам сегодня пришёл гость, отгадайте, кто это?
Что за нелепый человек, пробрался в 21 век.
Морковкой нос, в руке метла
Боится солнца и тепла, кто это? (
Снеговик.)
- Снеговик хочет сегодня вас развлечь и поиграть с вами.
Артикуляционная гимнастика:
А для начала давайте сделаем гимнастику для язычка «Снег»
- Снова к нам зима пришла, много снега принесла.
Положить язык на нижнюю губу, удерживать его неподвижно
- Катим, катим снежный ком, будем строить снежный дом.
Надуть щеки и удерживать их несколько секунд.
Я в мороз прикрою рот, губы «Хоботом вперед»
Вытянуть губы, потом расслабить
- На качелях я сижу вверх и вниз взлетать хочу.
1 – поднять язык за верхние зубы, 2 - опустить за нижние.
- Щек своих не надуваю мяч в ворота загоняю.
Поднести ладони к лицу
и выдохнуть со звуком [Х]
- Ветер дует, снег валит, нам домой идти велит.
Растянуть губы в улыбку,
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Ребята, а из чего делают снеговика? От какого слова произошло слово "Снеговик".
Какие еще слова вы знаете, которые образованы от слова снег? Я прочту стихотворение, а вы помогайте:
Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег).
С неба все скользят пушинки, серебристые ... (снежинки).
На поселки, на лужок выпал беленький ... (снежок).
Вот веселье для ребят, все сильнее ... (снегопад).
Словно в белый пуховик нарядился ... (снеговик).
Рядом снежная фигурка, это девочка ... (снегурка).
На снегу посмотри, с красной грудкой ... (снегири).
Давайте поиграем в игру «Один – много»
Снежинка – снежинки
Снежок – снежки
Снегопад – снегопады
Снегурка – снегурки
Снегирь – снегири
Ребята, наш Снеговик не знает некоторых слов. Он хочет, чтобы вы ему помогли. (Слайд – изображения снегопада, снегоуборочной машины, снегохода и снегопада.)
Как называется явление природы, когда снег падает? (Снегопад.)
Чтобы людям не мешали сугробы на дорогах, они сделали машину, которая снег убирает. Какая это машина? (Снегоуборочная машина.)
Есть и машина, которая сама по снегу ходит. Как она называется? (Снегоход.)
Дети по снегу катаются не только на санках и лыжах, но и на снегокатах.
Дидактическая игра «Какая?»
Если зимой много снега, то зима какая? (Снежная.)
Если зимой сильный мороз, то зима какая? (Морозная.)
Если часто бывает вьюга, то зима какая? (Вьюжная.)
Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая? (Студеная.)
Вот как много слов признаков мы придумали о зиме. А теперь вспомните, что мы говорили. Какая зима бывает? (Дети перечисляют все признаки зимы.)
Зрительная гимнастика
- Снеговик прислал для вас сюрприз в шкатулке – снежинки.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Дети берут снежинки в руки сфокусировав на ней взгляд.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели. (Взгляд вправо.)
Вот снежинки полетели
Глазки влево посмотрели. (Взгляд влево.)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал. (Вверх, вниз.)
Снова вверх их поднимал
И на землю опускал
Все! На землю улеглись (Покружится и присесть.)
Вот подул ветерок, холодом пахнуло.
Это зимушка-зима рукавом махнула
Полетели с высоты белые пушинки,
на деревья, на кусты сыплются снежинки.
- Снега зимой много бывает. (Слайд – изображения снега, лежащего на крышах, машинах и т.д.) Посмотрите, где он лежит? (Ответы детей.)
- Ребята, а в какие игры вы любите играть зимой. Про какие зимние забавы говорится в загадке?
- Тяжело нам в них ходить
По асфальту летом,
Но легко по льду скользить
Нам зимой при этом.
- Где можно кататься на коньках?
Какие зимние забавы вы любите? Посмотрите, как проводят зиму другие дети.
(Слайд – изображение детей, занимающихся на улице катанием на санках, коньках, и т.д.)
Физкультминутка.
Лепим мы снеговика
Хоть работа нелегка
Вот один возник комок
Вот другой комок возник
Получился Снеговик.
Глазки это угольки,
Нос его – морковка
Мы сегодня молодцы, есть у нас сноровка.

Составление рассказа по мнемотаблице.
- Снеговик предлагает вам отправиться в путешествие на поезде. По пути мы будем смотреть в окна и составим рассказ о зиме. (Детям предлагается дидактическое пособие «Веселый поезд», где в окна вагончика вставляются пиктограммы.)

Lидактическое пособие «Веселый поезд»


Рассказ.
Наступила холодная зима. Повсюду лежит белый пушистый снег. Деревья словно в белые шапки нарядились. Солнце светит, но не греет. Люди надели теплую одежду: шубы, шапки, варежки, сапоги. Люди мастерят кормушки и подкармливают зимующих птиц. Дети любят зимние забавы. Они катаются на санках, лыжах и коньках. Дети мастерят снежные крепости, лепят снеговиков. Хорошо зимой!
Заслушиваются ответы 2-3 детей.
- Ребята, вы сегодня хорошо отвечали, были активными и внимательными на занятии, Снеговик для вас припас угощенье. Он благодарит вас за то, что вы так много знаете о зиме и зимних забавах. Зимой вы еще не раз встретитесь со Снеговиком.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Что сначала, что потом» предназначена для детей 3-4 лет...

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета…

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета доброта» Цель: развитие социальной компетентности, доброжелательности, умения трансформировать агрессивные тенденции в миролюбивые и...

КВН «Родители и дети»

КВН «Родители и дети» Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем Вас посоревноваться со старшими дошкольниками нашего детского сада...

Читайте также

Семинар-практикум «Творческий проект»

Семинар-практикум «Творческий проект» Цель семинара-практикума: создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектной деятельности. Задачи: 1. Повышать методическую...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника На сегодняшний день, ведущим параметром развития личности ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности...

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико-ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, их...