Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе
Тема: «Солнышко и дождик»

Образовательная область: Речевое развитие.

Тип занятия: закрепление ранее приобретённых знаний.

Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, закрепить у детей представления о весенних явлениях, изменений в природе: идёт дождь или светит солнце.

Задачи:

  • закреплять и повторять потешки по просьбе взрослого;
  • воспитывать звуковую культуру речи: правильно произносить согласный звук [ш], правильно произносить звукоподражание - кап-кап; кап-кап;
  • закрепить понятия: солнце, дождь;
  • развивать у детей речь и художественное мышление;
  • развивать связную речь у детей: учить правильно, последовательно отвечать на вопросы воспитателя.

Предшествующая работа: чтение потешек, рассматривание иллюстраций к ним, хоровое и индивидуальное запоминание потешек.

Прием работы: художественное слово, вопросы, показ, объяснение действий, игровой момент.

Словарная работа: формировать у детей потребности высказываться.

Закрепление и обогащение словаря: солнышко-ведрышко; ливень;

Активизация словаря: солнце; дождь; тучка; доброе; лучистое; кап-кап-кап; га-га-га; кря-кря-кря; груу-груу-груу; балды- балды- балды; ко-ко-ко; ку-ка-ре-ку.

Индивидуальная работа с детьми: по ситуации.

Планируемые образовательные результаты: дети полностью или с незначительной подсказкой воспитателя рассказывают потешки, как хором, так и индивидуально.

Материал и оборудование: магнитная доска; картинки птиц для доски; рисунки: «тучка», «солнышко с лучами»; макет «солнышко без лучей»; схема «Кому солнце даёт тепло»; зонтик; картина «птичьего двора»; шум «дождя» - воспроизвести через проигрыватель; маски-шапочки птиц - по количеству детей, сундучок из картона.

Структура занятия:

Этап занятия Содержание Время
Организационный Сюрпризный момент. 1 мин.
Основной

Проговаривание признаков весны.

Рассказывание потешек о солнышке и дождике.

Дидактическая игра.

Подвижная деятельность.

8мин.
Заключительный

Подведение итогов: кто сегодня был у нас в гостях и о комрассказывали потешки.

1мин.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! К нам сегодня пришли гости и я предлагаю вам с ними поздороваться.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, у меня для вас сегодня есть сюрприз (снять платок с картонного сундучка). Как вы думаете что это?

Дети: Сундук.

Воспитатель: Правильно. А прячется у меня в нем… (достать рисунок солнышко с лучиками). Что это?

Дети: Солнышко!

Воспитатель: А какое оно? (рисунок повесить на магнитную доску).

Дети: Доброе, теплое.

Дети: Желтое, круглое.

2. Основной этап.

Воспитатель: Посмотрите, как солнышко сегодня играет лучиками. Солнышко радуется, потому что к нам пришла весна. А какие признаки весны вы знаете? Что изменилось на улице?

Дети: Солнышко стало хорошо пригревать.

Дети: Снег растаял.

Дети: Ручьи побежали.

Дети: Лужи появились.

Дети: Птички поют.

Дети: Почки распускаются.

Воспитатель: Вот и наше солнышко заглянуло к нам.

Воспитатель: Ребята улыбнемся и мы нашему солнышку, поздороваемся и скажем:

Здравствуй, солнышко - лучистое!

Доброе и такое чистое.

Воспитатель: А кто знает стихотворение про солнышко? (1-2 детей предложить рассказать потешки индивидуально.)

Дети: Солнышко-ведрышко

Взойди поскорей

Освети, обогрей

Телят, ягнят,

Да маленьких ребят!

Воспитатель: Ребята, солнышко даёт нам тепло, оно греет не только нас своими лучиками, но и деревья, кусты, птиц, животных. Все живое на земле оно согревает. (Рассказывая об этом, воспитатель показывает детям схему «Кому солнце даёт тепло».)

Дидактическая игра.

Воспитатель: А у меня есть для вас маленький сюрприз (Достать из коробки в форме сундучка рисунок солнышко без лучиков.) Что это? Как вы думаете?

Дети: Колобок.

Воспитатель: Может быть и колобок. А если мы сделаем вот так (прицепить прищепку к рисунку солнышко без лучей), и не одну, а много, то у нас получится солнышко. Помогите мне пожалуйста сделать это.

Воспитатель: Ребята (воспитатель достает рисунок «тучка»), а еще весной бывает дождик. Это бывает, когда солнышко прячется за тучку (воспитатель включает музыку «дождя»).

Воспитатель: Ой, дождик закапал. А кто нам расскажет стихотворение про дождик, чтобы он побыстрее закончился? (На фоне приглушенной музыки предложить 1-2 детям прочитать стихи про дождик, повторить потом хором и выкл. Музыку.)

Д: Дождик, дождик веселей

Капай капли не жалей

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

Воспитатель: Ребята, поиграем с дождём? Приготовьте свои ладошки:

Пальчиковая гимнастика.

Апрельский вдруг закапал дождь кап-кап-кап (дети стучат пальчиком по ладошке)

И по лужам ты идёшь – так-так-так (притоптывают)

Ветер шелестит листвой – ш-ш-ш (потирают ладонь о ладонь)

Дождь сильнее застучал – кап-кап-кап (дети стучат пальчиком по ладошке)

Скоро ливнем дождик стал – кап-кап-кап (дети быстро стучат пальчиком по ладошке)

Дождик тише снова стал «кап-кап-кап» (медленно стучать пальчиком)

И совсем уж перестал. (присесть, голову наклонить вниз)

Воспитатель: Предлагаю посильнее подуть и прогнать тучу.

Воспитатель: Все вместе … (выдох - губы трубочкой)

Воспитатель: Снова солнышко засияло и зовёт нас, но уже на «птичий двор» (садитесь

на стульчики; перед детьми картина с изображением «птичьего двора»): -

Ребята, это «птичий двор»! Кто на нем обитает?

Дети: Курочка.

Дети: Петушок.

Дети: Гуси.

Дети: Индюк, утки.

Воспитатель: Как кричат гуси? Утки? Курочки? Петушок? А индюк?

Воспитатель: А кто мне расскажет строение тела птичек? Что у птички есть? (Дети перечисляют: голова, глаза, клюв, крылья, хвост, ноги.)

Воспитатель: А что хозяйка им насыпала в чашку? Чем они питаются?

Дети: Зернышки.

Дети: Они клюют зернышки.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам вместе со мной рассказать потешку об этих птицах, им очень понравиться если вы скажите им кто как кричит.

(Предлагаю детям принять участие в договаривании вместе со мной потешки.)

Воспитатель: Наши уточки с утра…

Дети: Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Воспитатель: Наши гуси у пруда…

Дети: Га-га-га! Га-га-га!

Воспитатель: А индюк среди двора…

Дети: Балды- балды- балды!!

Воспитатель: Наши гуленьки вверху…

Дети: Грру-грру-у, Грру-грру-у!

Воспитатель: Наши курочки в окно…

Дети: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Воспитатель: А как петя-петушок ранним-рано поутру нам споет

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Подвижная игра.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Солнышко и дождик». Только чур, вы теперь не детки, вы - птички. (Дети одевают маски-шапочки птиц и «гуляют» по «птичьему двору» пока светит солнышко, а когда идет дождь – прячутся.)

Воспитатель: Солнышко! (Дети бегают.)

Воспитатель: Дождик! (Воспитатель раскрывает зонтик и все дети бегут под зонтик.)

3. Заключительный этап

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня играть?

Дети: Да.

Воспитатель: А что сегодня у меня было в волшебном сундучке?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: А еще? Кто солнышко закрыл?

Дети: Туча.

Воспитатель: А прищепками для солнышка, что мы сделали?

Дети: Лучики.

Воспитатель: Будем ждать еще гостей играть и играть с ними?

Дети: Да!

 

Используемая литература:

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96с.

2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) – Волгоград: Учитель, 2014. – 292с.

3. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 1-3 года.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕ,2014г., 128с.

4. Н.П.Ильчук, В.В.Гербова, Л.Н.Елисеева, Н.П.Батурова. Хрестоматия для дошкольников 2-4 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. М.: АСТ,1999., 576с.

5. С сайта маам.ру:

1) Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе

Тема: «Поможем Петушку позвать солнышко».

2) Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошко».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Читайте также

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе Программное содержание: 1. Создать у детей праздничное радостное настроение. 2. Закрепить знания...

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект по окружающему миру. Тема: Рассказ-беседа «Болото»

Конспект занятия образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с…

Конспект занятия образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием технологии В. В. Воскобовича в средней группе Цель: Развивать интеллектуальные...