Непосредственная образовательная деятельность по экологии на тему:
«Игра – викторина «В гостях у природы» в подготовительной к школе группе

Программное содержание:

  1. Расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений.
  2. Развитие познавательной активности детей, диалогического общения, умения слушать, инициативно высказываться, реагировать на собеседника.
  3. Повышение экологической культуры; формирование бережного отношения к природе. Развитие творческих способностей детей, смекалки и сообразительности, их эрудиции. Приобщение детей к умению мыслить системно, творчески.

Материал:

Предметные картинки с изображением диких и домашних животных, птиц, рыб, цветов, насекомых, деревьев, явлений природы; обручи; карточки (жёлтого, зелёного, белого, красного цветов); коробка с кубиками с цифрами до 10; наборное полотно.

 

Ход:

Сегодня мы с вами проведем игру-викторину по экологии «В гостях у природы», в которой будут участвовать две команды «Угадайка» и «Отгадайка». Какая из команд больше заработает очков, та команда и победит.

Во время нашей игры будут действовать определенные правила:

  1. Слушать внимательно задание
  2. Отвечать, не выкрикивая с места, а поднимать руку
  3. Не перебивать своего товарища по команде, когда тот отвечает
  4. Можно помочь своей команде ответить, если никто не справился с заданием
  5. Когда одна команда отвечает, другая молчит. Она может ответить только тогда, когда дети не справились с заданием
  6. За плохое поведение будут сниматься очки.

Итак, начнем.

1. Задание «Назови художника».

Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять одну из карточек, которые у вас лежат на стульях. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый. Выполняют задание обе команды одновременно. Это задание на скорость, чья команда быстрее справится, та и заработает очко, но должны поднять правильно карточки все члены одной команды.

Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога.. (Зима.)

У второго – синие
Небо и ручьи
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки, 
Первая трава… (Весна.)

“На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени, 
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака… (Лето.)

А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам! (Осень.)

2. Задание «Заморочки из бочки».

Участники команд по очереди достают из коробки кубики с номером вопроса. Каждой команде по десять вопросов. Если одна команда не отвечает, ход переходит другой команде.

Вопросы первой команде:

  1. Кто на себе дом носит? (Улитка.)
  2. Не птичка, а с крыльями. (Бабочка.)
  3. У какого зверя куст на голове? (Лось.)
  4. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб.)
  5. Для чего на водоёмах зимой делают проруби? (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать.)
  6. Какие животные впадают в спячку? (медведь, ёж.)
  7. Какие животные меняют на зиму окраску? (Заяц, белка.)
  8. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)
  9. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел.)
  10. Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло.)

Вопросы для второй команды:

  1. Где живет белка? (В дупле.)
  2. Что растет вниз головой? (Сосулька.)
  3. Какого зверя называют серым? (Волка.)
  4. Почему бабочку называют капустницей? (Ее гусеница ест листья капусты.)
  5. Какие деревья называют лиственными? (У которых листья.)
  6. Кого называют водными жителями земли? (Рыб.)
  7. Что случится с пчелой, когда она ужалит? (Погибает.)
  8. Кто ходит задом наперед? (Рак.)
  9. Из чего состоит туман? (Из крохотных капелек воды.)
  10. Сколько ног у жука? (Шесть.)

3. Задание: «Ответь и объясни».

Вопросы о том, как вести себя в лесу. Как вы поступите.

1 команда

– Нашёл Лёша гнездо с яичками синички в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А синичка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?

– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Маки, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?

2 команда

– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

– Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке. “Дайте мне баночку, я наловлю рыбок”, – попросил Серёжа родителей. “Их нельзя ловить”, – сказал папа и объяснил почему. Что рассказал папа Серёже?

4. Задание: «Необычные круги».

Вот на полу лежат наши необычные круги, в которых есть карточка с изображением.

Сейчас вы подойдете к столу, на котором лежат карточки с насекомыми, животными, растениями, цветами. Каждый возьмет одну любую. Затем по моей команде «1, 2, 3, иди» каждый должен найти свой круг и встать возле него, подняв карточку вверх и сказать название своего круга.

– Дикие животные.

– Домашние животные.

– Насекомые.

– Цветы.

5. Задание: «Отгадай загадку».

Загадки о живой и неживой природе. Каждой команде по 5 загадок. Слушаем и отгадываем.

1 команда

1. Висит в небе высоко,

Светит ярко, далеко.

Всех увидит, обогреет,

Темноту везде рассеет,

Прыгнет зайчиком в оконце.

Догадались? Это ... (солнце).

2. Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (белка)

3. Ночь спустилась на землю,

Темноту привела.

Светят звёзды на небе,

Да мерцает ... (луна).

4. Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала (ёж).

5. С крыши белый гвоздь торчит.

Солнце взойдёт,

И гвоздь упадёт (сосулька).

2 команда

1. Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной (радуга).

2. Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает? (дождь).

3. Без расчески причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады (кот).

4. Носится, свищет.

Мечется, рыщет.

Где пробежит —

Листик дрожит.

Где пронесётся —

Дерево гнётся (ветер).

5. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь).

Физминутка.

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыше (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

6. Задание: «Кем (чем) был кем (чем) стал».

Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку из карточек. Чем был и чем стал или кем был и кем стал. За этим столом команда «Угадайка», за другим команда «Отгадайка». Задание на скорость. Кто быстрее выполнил, тот победил.

Яйцо – Цыплёнок – курица.
Семечко – росток – растение

7. Задание: «Объясни правильно».

Чтобы по настоящему любить природу, нужно знать правила.

Я вам их назову, а вы объясните, что они обозначают.

1 команда:

- Не рубить деревья и кустарники- деревья очищают воздух.

- Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое.

- Не оставлять мусор- чтобы не засорять природу.

- Не рвать цветы- цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам.

2 команда:

- Не ловить бабочек – они красивы как и цветы, невесомы и ранимы.

- Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями.

- Не брать домой детёнышей зверей -лес дом для них, они погибнут.

- Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

8. Задание: «Убери лишнего».

Это задание для одного из членов каждой команды

  1. Снег, муха, роса, дождь.
  2. Медведь, лиса, роза, заяц.
  3. Береза, тополь, дуб, ель.
  4. Ласточка, снегирь, синица, воробей.

Подведение итогов.

Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.

И в конце нашей викторины поиграем в игру с мячом в кругу «Живое, неживое».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего…

Новогодний утренник «Кай и Герда спасают Деда Мороза» для старшего дошкольного возраста Дети под музыку «Пока часы 12 бьют» входят в...

Развитие речи дошкольников посредством логоритмических упражнений

Развитие речи дошкольников посредством логоритмических упражнений

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где?…

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где? Когда?» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний. Задачи: 1. Учить использовать...

Читайте также

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую…

Конспект открытого занятия в старшей группе «Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда» Цель: Закрепление и расширение знаний детей по...