Конспект НОД для детей подготовительной группы
Тема «Широкая Масленица»

Цель:

Познакомить детей с историей, традициями, русского народа.

Программные задачи

Образовательные:

  • познакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями;
  • познакомить с русским народным фольклором, используя заклички, хороводы;
  • продолжать обогащать словарный запас и усваивать лексико-грамматические категории.

Обращать внимание на правильное звукопроизношение.

Развивающие:

  • развивать познавательную сферу детей, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать все виды памяти, выдержку, зрительное, слуховое внимание;
  • развивать эмоционально-волевую сферу детей (выдержку, усидчивость, умение выражать свои чувства);
  • корригировать и развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю. Воспитывать коммуникативные навыки.

Материалы: блины (круги, вырезанные из бумаги желтого цвета); картинки с изображением процесса приготовления блинов; 2 куколки « Масленица»; демонстрационные картинки с изображением куклы-масленицы, разрезанные на 6-8 частей; репродукции картин русских художников и картинки по теме занятия.

Предварительная работа: заучивание закличек, стихов, небылиц. Рассматривание и беседы по картинам русских художников Б.Кустодиев «Масленица»; В.И. Семенов «Скоморохи с медведем»; В.И. Суриков «Взятие снежного городка»; Кириллов Иван «Масленица. Кулачки»

Ход НОД:

Воспитатель:

 Как хозяева наши постарались,

В доме к празднику все прибрались.

Все готовы? (Да.) Ну, тогда

Ворота отворяйте, да гостей привечайте!

Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»

Дети:

На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают "крышу"
Ну, а к дому путь закрыт.

Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются,

- большие - вверх - "ворота"

Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются
Всех вас в гости приглашаем. Кланяются гостям

Воспитатель: Какое, сейчас, время года (зима).

- Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале на этой неделе? (Масленица).

- Что это за праздник?

Дети: - «Масленица» — это долгожданное прощание с зимой и весёлая встреча весны. Еще его называют «Проводы зимы».

Воспитатель: - Масленица – самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий народный праздник.
Ребенок 1: Этот праздник к нам идет
Раннею весною, 
Сколько радости несет 
Он всегда с собою.

Ребенок 2: Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.

Ребенок 3: Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Ребенок 4: Широкая Масленица –

Сырная неделя!

Ты пришла нарядная

к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться

будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную

из дому прогнать!

Дети садятся.

Воспитатель.

- Про Масленицу говорили « широкая масленица», как вы думаете почему? /Этот праздник праздновали целую неделю./

- А сколько дней в неделе? Как они называются? (Ответы детей.)

Первый день праздника – понедельник - начинался с того, что молодежь делала самый главный символ праздника. Вы мне его сейчас назовете, отгадав загадку.

На шесте стою, с высока гляжу.

Тело, руки, голова всё из соломы у меня

Обрядили, принесли,

А затем меня сожгли. /Чучело куклы-масленицы./

Конечно, делали большую куклу – чучело масленицы из соломы, наряжали в женские одежды, подпоясывали кушаком и насаживали на шест. /Демонстрация куколки – масленицы в миниатюре и показ изображения большой куклы-масленицы/.

Была еще традиция в каждом доме делать маленькую тряпичную куколку с косой, одевать её в девичий наряд и усаживать на почетное место. Это была - домашняя Масленица. /Демонстрация куколки./ Если кто–то обижал женщину, она завязывала узелок на кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы приходил, кукла чаще всего вся была увешана ленточками. А потом этих кукол бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица.

В каждом селе чучело куклы была своё. А какие они были разные, вы полюбуетесь, собрав из частей их изображение.

«Собери мозаику – куклу «Масленица».

Цель – Развитие пространственного мышления.

Каждая картинка изображающая куклу - Масленицу разрезана на 6-8 частей. Детям необходимо собрать целое изображение куклы из отдельных деталей.

Сделав чучело - куклу, её с пением и шутками возили на санях по деревне. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки дети и ряженые. Затем чучело-Масленицу ставили на снежной горе. А ребятишки, скатившись с горы, бегали по деревни и выкрикивали: «Приехала масленица! Приехала масленица».

Собравшись группками, они обходили дворы, поздравляли хозяев с наступлением Масленицы и выпрашивали самое главное угощение на масленицу - блины:

«Тин-тинка, подай блинка,

оладышка-прибавышка,

масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

масляным кусочком поделися!». /Проговаривают хором./

- А почему именно блины – главное угощение на Масленицу? /ответы детей/

- Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол.

А солнышко люди всячески призывали к себе на помощь в эти дни. В образе блина почитали будущий хлеб и блином как бы говорили солнцу: « Вот каким круглым, румяным, и горячим ты должно быть теперь! Ведь скоро сев! »

- А как вы думаете, почему праздник называется «Масленица»? / Всю неделю каждый день пеклись блины, которые обильно поливали маслом./ Родственники, друзья, соседи- все ходили друг к другу в гости, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Читают дети:

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

- А вы любите блины?

- А из чего и как их пекут знаете?

«Печем блины»: Д/упражнение «Расположи картинки в правильной последовательности».

Все ребята знать должны

Из чего пекут блины!

Ты не знаешь что ли?

Молоко, мука, яйцо и щепотка… соли.

Детям необходимо отобразить в картинках процесс приготовления блинов.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Цель: в игровой форме упражнять детей в словообразовании.

- Обыкновенный блин можно назвать разными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один - называем просто … /блин/

Много испекли их мы – тогда назовём … /блины/

Испекли для дочек – назовём … /блиночек/

Будет кушать их сынок - назовём тогда … /блинок/

Огромный, как домище назовём - … /блинище/

Со второго дня – вторника - начинались разного рода развлечения и первые масленичные игры. Он так и назывался – «заигрыши».

Вот и нам пришла пора поиграть.

Игра «Блинок»

Цель: вызывать у детей интерес к хороводным играм русского народа. 

Все стоят в кругу и говорят слова:

Месим, месим, месим тесто (сужаем круг)

Разливайся блинок, разливайся большой (расширяем)

Оставайся такой, да не подгорай.

Пшшшш…. (присели на корточки)

Ой, подгорел. (Играем два раза)

Танец-игра «ты, катись горячий блинчик»

Цель: воспитывать любовь к народным играм.

Дети передают по кругу блинчик (вырезан из картона) и говорят:

Ты катись, горячий блинчик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого горячий блинчик, тот

Сейчас станцует нам.

У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под бубен танцует.

Игра «Прятки с блинами»

Цель: Формировать умения ориентироваться в пространстве, развивать внимание.

По всей комнате в разных местах в отсутствие детей спрятаны «блины» (круги, вырезанные из картона желтого цвета). Задача детей найти их.

Каждый день на масленичной недели проходили народные гулянья, игрища, потехи и забавы. Какие же развлечения придумал народ:

Дети катались со снежных гор на лыжах и санках. /Демонстрация картинки./ Даже устраивали соревнования, чьи сани дальше улетят с горы.

Катались на каруселях и качелях.

Чтобы всё в будущем году было благополучно, бегали по деревне и пели песенки-заклички.

Дети хором:

Выходи, народ,

Становись у ворот

Весну закликать,

Зимушку провожать.

Весна, весна-красна,

Приди, весна, с радостью!

Рассматривание репродукций и рассказы детей по картине.

Б.Кустодиев «Масленица»

Взрослые по деревне катались на украшенных нарядных тройках с бубенцами, перезвоном колокольчиков. / В больших деревянных балаганах (уличных театрах) давали представления и концерты бродячие артисты во главе с Петрушкой…

В.И. Семенов «Скоморохи с медведем»

Народные гулянья не обходились без скоморохов, веселили людей. Они пели, играли на музыкальных инструментах, плясали, страивали медвежьи потехи. Шуты и скоморохи смешили людей до слез, рассказывая всякие небылицы.

Мы тоже с вами знаем небылицы: /рассказывают дети/

На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.

Два жадных медвежонка
Сидели на суку.
Один держал кастрюлю,
Другой - месил муку.
-Раз куку, два куку-
Оба шлепнулись в муку

Оказались не в муке,
А у бабки в твороге.

По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.

На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Устраивались также состязания:

В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

Строили снежные городки и ледяные крепости и брали их с боем. Играющие делились на две команды и одни пытались разрушить крепость, а другие оборонялись

Кириллов Иван. «Масленица. Кулачки»

Молодые мужчины устраивали кулачные бои. /демонстрация картинки/

Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего («лежачего не бьют»), вдвоем нападать на одного (двое дерутся — третий не лезь), бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один»./

Демонстрация изображения на картинке.

Не менее интересным было испытание ледяным столбом. Посреди деревни ставили высокий облитый водой столб. На него подвешивали ценные подарки, и все желающие могли попробовать влезть на столб и достать подарок.

Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась»

В воскресенье, в последний день праздника, «сударыню Масленицу» взгромождали на сани и везли по улицам. Её устанавливали в центре площади (а в деревне за околицей) и прощались с ней шутками; песнями, плясками, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. Водили вокруг куклы - Масленицы хороводы. После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

Дети хором:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Чтобы все невзгоды,
Холод, непогоды,
Зимние морозы,
Неудачи, слезы –
Пусть в огне сгорают
К солнцу улетают!

Воспитатель:

Люди верили, что с сожженным чучелом из их жизни уходили все беды и невзгоды прошлого. Верили, что отправляют в костер все свои неприятности, а впереди их ждут лучшие дни.

И последний день праздника назывался «прощеное воскресенье». Все люди просили друг у друга прощения за нанесенные обиды: «Прости меня, если я тебя обидел». И обнимаясь, слышали в ответ: «Бог простит, и я тебя прощаю». Вот какие чудесные наши русские традиции.

Мы с вами, ребята, тоже всю неделю будем водить хороводы, играть в снежки, кататься на санках, брать снежные крепости на прогулке, сжигать чучело и угощаться блинами.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Что сначала, что потом» предназначена для детей 3-4 лет...

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета…

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета доброта» Цель: развитие социальной компетентности, доброжелательности, умения трансформировать агрессивные тенденции в миролюбивые и...

КВН «Родители и дети»

КВН «Родители и дети» Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем Вас посоревноваться со старшими дошкольниками нашего детского сада...

Читайте также

Семинар-практикум «Творческий проект»

Семинар-практикум «Творческий проект» Цель семинара-практикума: создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектной деятельности. Задачи: 1. Повышать методическую...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника На сегодняшний день, ведущим параметром развития личности ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности...

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!» Паспорт проекта Тема проекта Хлеб – всему голова! Вид проекта Практико-ориентированный, творческий Участники проекта Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, их...