Организованная образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи «Зимнее путешествие»

 

Целевые ориентиры:

  1. стимулировать желание детей использовать в речи разнообразные прилагательные,
  2. упражнять в верном согласовании прилагательного, существительного, понаблюдать образование притяжательных прилагательных,
  3. искать и подбирать слова – действия сходные по значению,
  4. развивать мелкую моторику и речевое дыхание,
  5. поощрять внимание к разнообразию родного языка.

Оборудование: (Для каждого ребенка) планшеты «Зимний лес», с обозначением маршрута пунктирной линией, фигурки «снеговик», «елочка», шарики из поролона, карточки животные и их следы (на обороте), фломастеры; снежинка с загадками.

 

Ход образовательной деятельности:

Педагог. Здравствуйте, ребята. Какое за окном время года? Верно зима. И к нам залетела снежинка… Посмотрите. Какими словами можно описать эту зимнюю гостью?

Дети: красивая, ажурная, кружевная, резная, прозрачная, тонкая, холодная, маленькая.

Педагог. Как много слов об одной маленькой снежинке. Посмотрим на нее внимательно. Да здесь послание (читает).

В шубе летом, а зимой раздетый.

Что бы это значило? Это загадка. А отгадка? (Лес.)

Как вы думаете, куда нас приглашает эта снежинка?

Дети: В лес.

Педагог. Как еще называют лес?

Дети: (Перечисляют по очереди) роща, бор, лесок (если маленький), перелесок, чаща, березняк, сосняк, дубрава (по виду деревьев).

Как много слов придумали люди для называния леса. А вот как про зимний лес написала Светлана Комогорцева.

Зимний лес в объятьях тишины

Задремал, укутав ветки снегом.

Будет спать спокойно до весны

Он теперь под серебристым небом.

Как он нынче сказочно хорош

В белоснежном праздничном убранстве!

Он и вправду, кажется, похож

На хрустально — ледяное царство.

Ребята вам захотелось отправиться в зимний лес? Что начнем наше путешествие. Что поможет нам легло и быстро идти по снежному лугу?

За околицей снега

Утопает в них нога.

Деревянные сапожки

Обуваю я на ножки.

И помчал зигзагом-

Шелестящим шагом.

(Лыжи.)

Надеваем лыжи и пошли (имитация надевания лыж и движений ходьбы на лыжах).

Ши-ши-ши – в лес на лыжах поспеши.

Шу-шу-шу в сказку я спешу!

Вот мы с вами идем на лыжах. Как еще можно сказать, о движении на лыжах?

Дети: скользить, бежать, спешить, гнаться, соревноваться, лететь, катиться.

Педагог. Мы пришли. Представьте, что перед вами лес. Какой он?

Дети (называют слова и садятся за столы): Лес зимний, снежный, серебристый, укрытый, волшебный, сказочный, тихий.

Педагог: А деревья в лесу какие?

Дети: Пушистые, белые, кружевные, зимние, спящие, сонные.

Педагог. Вот и начинается волшебство. Можно убрать лист бумаги и посмотреть на наш зимний лес.

На планшетах линия. Как можно ее можно назвать? Это маршрут, но он какой-то пунктирный, только намеченный, мы будем идти по лесу, и оставлять следы. Что нам нужно? Фломастер. Берем его из волшебной коробочки. Начало нашего пути от красного квадрата. Строго по пунктиру обводим маршрутную линию до зеленого квадрата. Фломастер держим правильно. Вот мы все и на месте. Наверное, эта остановка зеленая не случайно… Что бывает зеленое в зимнем лесу?

Дети: Елка. (Сосна и ель.)

Педагог: Шишки на этих деревьях будут какие?

Дети: Еловые и сосновые,

Педагог. А у кедра?

Дети: Кедровые.

Педагог. Возьмите елочки из коробочек и установите их на зеленые квадраты. Елку ставим и по очереди называем, какой она может быть?

Дети: стройная, маленькая, высокая, пушистая, заснеженная, молодая, зеленая..

Педагог: А если мы ее украсили дома?

Дети: нарядная, красивая, новогодняя, яркая, разноцветная, душистая.

Педагог. Молодцы, отлично справились - много слов придумали. Как приятно оказаться в зимнем лесу. Посмотрите сколько снега вокруг… А какие зимние развлечения вы знаете? (За правильный ответ – шарик из поролона.)

Дети: катание на санках, на лыжах, коньках, ватрушках, игра в снежки, строительство снежной крепости, можно слепить снеговика.

Педагог: А зимние виды спорта?

Дети: хоккей, фигурное катание, зимний фристайл, конькобежный спорт, биатлон, прыжки с трамплина на лыжах.

(Все ответы должны быть полными предложениями (Зимой можно поиграть…, Я больше всего люблю зимой…, К зимним видам спорта относится … Еще можно назвать …. Зимним видом спорта является...)

Педагог. У каждого из вас маленький комочек снега в руках. Что же мы будем с ними делать? Ведь нам нужно идти дальше… (варианты детей).

А давайте идти и катить ком снега по нашему маршруту. От елочки катим шарики тремя пальцами, словно катим снежный ком, двигаемся к синему квадрату по пунктирной линии. (Дети прокатывают поролоновый шарик.)

А вот и награда за ваше усердие – вместо одного снежного комка – настоящий снеговик, возьмите их из волшебной коробочки. И здесь у снеговиков предлагаю поиграть в снежки.

1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!

Валенки поправим,

Шапочку натянем,

Шарф завязан?

Всё в порядке!

Раз – присесть,

Два – наклониться,

Три – снежок лепи,

На четыре и на пять,

Начинай снежки бросать!

Вот как весело играли. Пора бы и дальше пойти. Фломастер в руку и от снеговика пошли по маршруту. Ровно и красиво. Фломастер нужно правильно держать (контроль).

На снегу остались следы. А вот какие животные их оставили… в волшебной коробочке есть подсказка. Дети вытаскивают картинку с одной стороны животное, с другой – след.

Дети достают и называют по очереди. (При необходимости ответы детей исправляются, повторяется верное.)

Лиса – Лисий след, а нора – лисья,

Волк – волчий след, а шкура – волчья,

Заяц – заячий след, а уши – заячьи,

Птица – птичий след, а гнездо – птичье,

Собака – собачий след, а косточка – собачья.

Кошка – кошачий след, глаза - кошачьи

Медведь (не след, а берлога, ведь медведь спит зимой) – медвежья берлога, а если след – медвежий

Лось – лосиный след, а рога - лосиные

Белка – беличий след, а запасы – беличьи,

Воробей – воробьиный след, а перья - воробьиные

Олень – олений след, а детеныши – оленьи,

Мышь – мышиный след, а норка – мышиная.

Педагог. Какое непростое дело читать следы на снегу, но вы прекрасно справились…

Вот и вышли мы из леса. Что в нашем путешествии было самое трудное? А что – самое необычное? Что вас заинтересовало больше всего? Что вам показалось самым веселым?

Расскажите своим друзьям и родителям, что нового вы сегодня узнали. Спасибо и до новых встреч.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет Срок реализации – 2 года

«Профессия педагога. Её значение в современном обществе»

«Профессия педагога. Её значение в современном обществе» Размышляя на тему «Значение профессии педагога в современном обществе», я задаю себе вопрос: «А...

Проект: «Что мы знаем о воде?»

Проект: «Что мы знаем о воде?» Введение. Тип проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность: средней длительности (ноябрь - апрель). Предмет исследований: свойства воды. По количеству участников: групповой. В период...

Читайте также

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках…

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках сокровищ» Цель: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей, создание атмосферы...

Лэпбук «Вот какой наш детский сад»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё»

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё» Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет. Образовательные области: социально – коммуникативное развитие. Цели: - повышение...