Комплекс занятий по формированию экологических представлений дошкольников
Приобретение новых знаний о природе повышает любознательность, исследовательский интерес. Цель комплекса занятий - создать условия для развития основ экологической культуры. Экологическое воспитание дошкольников включает игровую (сюжетно-ролевую, режиссерскую, дидактическую, игру-драматизацию), изобразительную деятельность, моделирование, элементы художественно-литературной и трудовой деятельности. Все вышеперечисленные виды деятельности использовались при планировании комплекса. В разработках использованы якутские национальные подвижные игры, в которых отражаются национальная культура и быт народов Саха.
Ключевые слова: пищевая цепочка, природа, растения, животные
Приобретение новых знаний о природе повышает любознательность, исследовательский интерес. Цель комплекса занятий - создать условия для развития основ экологической культуры. Экологическое воспитание дошкольников включает игровую: сюжетно-ролевую, режиссерскую, дидактическую, игру-драматизацию, изобразительную деятельность, моделирование, элементы художественно-литературной и трудовой деятельности. Все вышеперечисленные виды деятельности использовались при планировании комплекса. В разработках использованы якутские национальные подвижные игры, в которых отражаются национальная культура и быт народов Саха.
Предложенный комплекс способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы с учетом местных условий. Занятия разработаны для воспитанников старшей и подготовительной к школе группы. Большую роль для реализации комплекса имеет взаимодействие с родителями: помощь в подборе литературы, участие в экскурсиях, изготовление наглядностей для занятий, продолжение начатых в детском саду бесед. Предлагаем тему занятия и основные элементы содержания.
Примерный план занятий.
месяц | тема | содержание |
Сентябрь | Экскурсия в парк. Что мы знаем о Якутии (климат и природа) |
|
Октябрь | Пищевая цепочка: береза, заяц, лиса |
|
Ноябрь | Пищевая цепочка: трава, лось, медведь. |
|
Декабрь | Пищевая цепочка: трава, кузнечик, лягушка |
|
Январь | Пищевая цепочка: комар, лягушка, рыба, человек |
|
Февраль | Пищевая цепочка: орехи, бурундук, медведь |
|
Март | Хвойные деревья тайги. |
|
Апрель | Викторина «Жили-были звери» |
|
Май | Экскурсия в парк. Растительный мир тайги. |
|
Июнь | Мир насекомых. |
|
Июль | Река Лена. Экскурсия, забор вода для исследования |
|
На экскурсии в парк дети находят загадочное послание Баай Байаная:
Дорогие ребята, мои лесные обитатели, находятся в опасности! Настало время задуматься: смогут ли жители Земли купаться в реке, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов? За один день на земле исчезает около ста видов растений и животных, сокращается площадь лесов! Вы должны беречь и охранять нашу планету, будьте добрыми гостями в царстве Природы! Я буду посылать вам загадки природы, а вы старайтесь их отгадать. Научившись, вы сможете беречь, любить природу.
Баай Байанай повелевает лесными духами и просит помощи людей. В группе появляется иллюстрация с изображением Баай Байаная, на каждом занятии воспитатель и дети обращаются к нему, сообщают о том что они узнали нового, для того чтобы сберечь природу.
Конспект занятия «Пищевая цепочка: береза, заяц, лиса»
Цель: создать условия для понимания взаимосвязей в природе.
Оборудование: послание от Баай Байанай со схемами оригами «заяц» и «лиса», иллюстрация Баай Байаная, иллюстрация березы.
- Конструирование из бумаги моделей животных в технике оригами.
- Ребята, повелитель лесных духов, прислал нам задание. Вот такие схемы. Помогите мне с ними разобраться.
Дети по простым схемам в технике оригами складывают фигуры зайца и лисы.
- Сообщение дополнительных сведений о животных.
- Что же хотел нам сказать Баай Байанай? Вы что-нибудь знаете об этих животных?
Дополнительные сведения: Зайцев можно встретить в любой стране на земле, живут они и в Якутии. Зайцы отличные бегуны, они могут несколько километров пружинить на своих лапах. Можно сказать, что в лапах у них настоящие пружины. Оказывается, зубы у зайцев растут всю жизнь. Зайцы стирают их, когда грызут кору деревьев. Для общения используют «барабанную дробь», выбивают ее своими лапками. Этих зверьков называют косыми из-за умения петлять во время бега и таким способом запутывать своего преследователя: лису, волка или куницу. Весной и летом шуба зайца рыжеватая с белыми подпалинами, а зимой белая. Нор зайцы не делают и пропитание на зиму не собирают. Любят полакомиться сеном и стволами деревьев.
Лисица славится своим пышным красивым хвостом, однако зимой он служит защитой от холода, а во время бега помогает держать равновесие. Питаются лисы мелкими грызунами, в том числе и зайцами. У лисы острый слух и обоняние, которые, помогают ей охотится. Зимой ведут одиночный способ жизни, а летом заводят семьи. Заботятся о детенышах оба родителя.
- Ребята, а еще была в письме картинка вот этого дерева. Что это за дерево? Что вы о нем знаете?
- Как же нам разгадать загадку, как-то связаны между собой лисица, заяц и береза…
Если дети не уловят связь, то воспитатель сам в первый раз строит и поясняет цепочку:
- Все в природе взаимосвязано, как звенья в цепочке. Ведь что случится, если порвать хоть одно звено цепи? Зайцы не смогут жить без деревьев, лисы не смогут жить без зайцев. Если человек истребит хоть одно звено, начнет гибнуть и другое! Что хотел сказать нам Баай Байанай? (дети делают выводы)
- Как заяц и лиса приспосабливаются, что им помогает спасаться от хищников, иногда и от людей? (цвет шерсти делает их иногда незаметными, быстрые ноги, острый слух и зрение)
3. Дидактическая игра «Как живешь?»: дети берут своих животных, сделанных из бумаги, располагают их на карте леса и сообщают что-нибудь интересное из жизни животного.
Несколько якутских национальных игр:
«Ястреб и утки»
На земле в противоположных концах очерчиваются два озера, на которых плавают утки. Выбираются ястребы – один, два или три. По сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое. Во время перелета ястребы пятнают уток.
«Кочкарик»
Люди заготавливали траву для домашних животных. И косить ее приходилось на болотистой местности, что требовало особой сноровки. Ребенку с завязанными глазами нужно пройти, не задев «кочку».
«Сокол и лиса»
Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Стайка соколят летит за соколом и повторяет его движения. Из норы, по сигналу взрослого выскакивает лиса и ловит соколят. Соколята приседают, чтобы лиса их не заметила. Лиса может поймать только того кто не присел.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас, Ярославль, Академия развития, 2003.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников, Издательский центр «Академия», 1999.
- Николаева С. Н. Юный эколог, МОЗАИКА СИНТЕЗ, Москва 2010.
- Панкеев И. Поделки из природного материала, Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.
- Федоров А. С. Народные игры и забавы Саха, Якутск Бичик, 2011.
- Шорыгина Т. А. Беседы о русском севере, методические рекомендации, ООО «ТЦ Сфера», 2008.
- Якутские сказки, - Якутск, Кн. Издательство, 1981.
Читайте также |
---|
Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…
Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...
Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ
Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети...
Сценарий Фестиваля
Сценарий Фестиваля Звучит фонограмма песни «Открытая Россия». Ведущая: (поёт) Гости дорогие, приветствуем мы вас! Ждали с нетерпеньем Всех мы здесь сейчас! В нашей «Василинке» Рады всем гостям! Ведь...