Комплекс занятий по формированию экологических представлений дошкольников

 

Приобретение новых знаний о природе повышает любознательность, исследовательский интерес. Цель комплекса занятий - создать условия для развития основ экологической культуры. Экологическое воспитание дошкольников включает игровую (сюжетно-ролевую, режиссерскую, дидактическую, игру-драматизацию), изобразительную деятельность, моделирование, элементы художественно-литературной и трудовой деятельности. Все вышеперечисленные виды деятельности использовались при планировании комплекса. В разработках использованы якутские национальные подвижные игры, в которых отражаются национальная культура и быт народов Саха.

Ключевые слова: пищевая цепочка, природа, растения, животные

Приобретение новых знаний о природе повышает любознательность, исследовательский интерес. Цель комплекса занятий - создать условия для развития основ экологической культуры. Экологическое воспитание дошкольников включает игровую: сюжетно-ролевую, режиссерскую, дидактическую, игру-драматизацию, изобразительную деятельность, моделирование, элементы художественно-литературной и трудовой деятельности. Все вышеперечисленные виды деятельности использовались при планировании комплекса. В разработках использованы якутские национальные подвижные игры, в которых отражаются национальная культура и быт народов Саха.

Предложенный комплекс способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы с учетом местных условий. Занятия разработаны для воспитанников старшей и подготовительной к школе группы. Большую роль для реализации комплекса имеет взаимодействие с родителями: помощь в подборе литературы, участие в экскурсиях, изготовление наглядностей для занятий, продолжение начатых в детском саду бесед. Предлагаем тему занятия и основные элементы содержания.

Примерный план занятий.

месяц тема содержание
Сентябрь Экскурсия в парк. Что мы знаем о Якутии (климат и природа)
  1. Сюрпризный момент: таинственное послание, просьба о помощи хозяина всех лесных духов Баай Байаная
  2. Дидактическая игра «Кто больше?» (назовет птиц и зверей – жителей тайги)
  3. Наблюдение за птицами
  4. Экологическая чистка парка от мусора
  5. Сбор природного материала (листья, веточки, шишки)
  6. Якутская народная игра «Ястреб и утки»
Октябрь Пищевая цепочка: береза, заяц, лиса
  1. Конструирование из бумаги моделей животных в технике оригами.
  2. Сообщение дополнительных сведений о животных.
Загадка лесного духа: составление пищевой цепочки
  1. Дидактическая игра «Как живешь?»: дети берут своих животных, располагают их на карте леса и сообщают что-нибудь интересное из жизни животного.
Ноябрь Пищевая цепочка: трава, лось, медведь.
  1. Загадывание якутских народных загадок о медведе и лосе.
  2. Рисование животных в технике кляксография
  3. Беседа о животных, составление пищевой цепочки
  4. Якутская национальная игра «Кочкарик»
Декабрь Пищевая цепочка: трава, кузнечик, лягушка
  1. Беседа о лекарственных растениях Якутии: подорожник, шиповник, полынь, крапива, береза.
  2. Прослушивание и инсценировка песни «В траве сидел кузнечик»
  3. Составление пищевой почки
  4. Малоподвижная игра «Поймай комара»
Январь Пищевая цепочка: комар, лягушка, рыба, человек
  1. Изготовление поделок из природных материалов: рыба, комар, человек, лягушка
  2. Составление пищевой цепочки
  3. Подвижная игра
Февраль Пищевая цепочка: орехи, бурундук, медведь
  1. Чтение эвенкийской сказки «Медведь и бурундук», придумывание продолжения сказки
  2. Сообщение новых сведений о жизни животных и составление пищевой цепочки
  3. Украшение ваз скорлупками от орехов и чешуйками шишек
Март Хвойные деревья тайги.
  1. Эксперименты «Сильные корни», «Работа корней»
  2. Коллективная творческая работа методом тычка, создание плаката «Берегите лес от пожара!»
  3. Дидактическая игра «Одним словом это…» : цветы, ягоды, грибы, деревья, насекомые и т.д
Апрель Викторина «Жили-были звери»
  1. Разминка: вспомнить сказки, в которых присутствуют животные
  2. Конкурс «В нашем лесу»: по описанию зверей и их повадок узнать животное
  3. Конкурс «Сосчитай» математические задачки про животных
  4. Конкурс «Грибной калейдоскоп»: собрать из разрезанных картинок грибы, назвать их
  5. Игра «Это я, это я, это все мои друзья»: звучат строки стихотворений о правилах поведения на природе, если дети не согласны, то молчат, если согласны, то говорят слова: «Это я, это я, это все мои друзья»
  6. Конкурс «Пищевые цепочки»: из карточек составить пищевую цепочку и дать пояснения
Май Экскурсия в парк. Растительный мир тайги.
  1. Подвижная игра «К … дереву беги»
  1. Игра «Экологическое лукошко» назвать как можно больше лекарственных растений
  1. Подвижная игра «Сокол и лиса»
  1. Наблюдение за муравейником, повторение правил поведения в природе
Июнь Мир насекомых.
  1. Загадки на тему «Насекомые Якутии»
  2. Коллективная работа «Летняя поляна»
  3. Решение проблемы «Насекомые вредны или полезны?»
  4. Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Июль Река Лена. Экскурсия, забор вода для исследования
  1. Придумывание правил поведения человека на реке.
  2. Наблюдение за водой в реке, забор воды для исследования.
  3. Подвижная игра «Караси и щука»

На экскурсии в парк дети находят загадочное послание Баай Байаная:

Дорогие ребята, мои лесные обитатели, находятся в опасности! Настало время задуматься: смогут ли жители Земли купаться в реке, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов? За один день на земле исчезает около ста видов растений и животных, сокращается площадь лесов! Вы должны беречь и охранять нашу планету, будьте добрыми гостями в царстве Природы! Я буду посылать вам загадки природы, а вы старайтесь их отгадать. Научившись, вы сможете беречь, любить природу.

Баай Байанай повелевает лесными духами и просит помощи людей. В группе появляется иллюстрация с изображением Баай Байаная, на каждом занятии воспитатель и дети обращаются к нему, сообщают о том что они узнали нового, для того чтобы сберечь природу.

Конспект занятия «Пищевая цепочка: береза, заяц, лиса»

Цель: создать условия для понимания взаимосвязей в природе.

Оборудование: послание от Баай Байанай со схемами оригами «заяц» и «лиса», иллюстрация Баай Байаная, иллюстрация березы.

  1. Конструирование из бумаги моделей животных в технике оригами.

- Ребята, повелитель лесных духов, прислал нам задание. Вот такие схемы. Помогите мне с ними разобраться.

Дети по простым схемам в технике оригами складывают фигуры зайца и лисы.

  1. Сообщение дополнительных сведений о животных.

- Что же хотел нам сказать Баай Байанай? Вы что-нибудь знаете об этих животных?

Дополнительные сведения: Зайцев можно встретить в любой стране на земле, живут они и в Якутии. Зайцы отличные бегуны, они могут несколько километров пружинить на своих лапах. Можно сказать, что в лапах у них настоящие пружины. Оказывается, зубы у зайцев растут всю жизнь. Зайцы стирают их, когда грызут кору деревьев. Для общения используют «барабанную дробь», выбивают ее своими лапками. Этих зверьков называют косыми из-за умения петлять во время бега и таким способом запутывать своего преследователя: лису, волка или куницу. Весной и летом шуба зайца рыжеватая с белыми подпалинами, а зимой белая. Нор зайцы не делают и пропитание на зиму не собирают. Любят полакомиться сеном и стволами деревьев.

Лисица славится своим пышным красивым хвостом, однако зимой он служит защитой от холода, а во время бега помогает держать равновесие. Питаются лисы мелкими грызунами, в том числе и зайцами. У лисы острый слух и обоняние, которые, помогают ей охотится. Зимой ведут одиночный способ жизни, а летом заводят семьи. Заботятся о детенышах оба родителя.

- Ребята, а еще была в письме картинка вот этого дерева. Что это за дерево? Что вы о нем знаете?

- Как же нам разгадать загадку, как-то связаны между собой лисица, заяц и береза…

Если дети не уловят связь, то воспитатель сам в первый раз строит и поясняет цепочку:

- Все в природе взаимосвязано, как звенья в цепочке. Ведь что случится, если порвать хоть одно звено цепи? Зайцы не смогут жить без деревьев, лисы не смогут жить без зайцев. Если человек истребит хоть одно звено, начнет гибнуть и другое! Что хотел сказать нам Баай Байанай? (дети делают выводы)

- Как заяц и лиса приспосабливаются, что им помогает спасаться от хищников, иногда и от людей? (цвет шерсти делает их иногда незаметными, быстрые ноги, острый слух и зрение)

3. Дидактическая игра «Как живешь?»: дети берут своих животных, сделанных из бумаги, располагают их на карте леса и сообщают что-нибудь интересное из жизни животного.

Несколько якутских национальных игр:

«Ястреб и утки»

На земле в противоположных концах очерчиваются два озера, на которых плавают утки. Выбираются ястребы – один, два или три. По сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое. Во время перелета ястребы пятнают уток.

«Кочкарик»

Люди заготавливали траву для домашних животных. И косить ее приходилось на болотистой местности, что требовало особой сноровки. Ребенку с завязанными глазами нужно пройти, не задев «кочку».

«Сокол и лиса»

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Стайка соколят летит за соколом и повторяет его движения. Из норы, по сигналу взрослого выскакивает лиса и ловит соколят. Соколята приседают, чтобы лиса их не заметила. Лиса может поймать только того кто не присел.

 

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас, Ярославль, Академия развития, 2003.
  2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников, Издательский центр «Академия», 1999.
  3. Николаева С. Н. Юный эколог, МОЗАИКА СИНТЕЗ, Москва 2010.
  4. Панкеев И. Поделки из природного материала, Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.
  5. Федоров А. С. Народные игры и забавы Саха, Якутск Бичик, 2011.
  6. Шорыгина Т. А. Беседы о русском севере, методические рекомендации, ООО «ТЦ Сфера», 2008.
  7. Якутские сказки, - Якутск, Кн. Издательство, 1981.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ

Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети...

Сценарий Фестиваля

Сценарий Фестиваля Звучит фонограмма песни «Открытая Россия». Ведущая: (поёт) Гости дорогие, приветствуем мы вас! Ждали с нетерпеньем Всех мы здесь сейчас! В нашей «Василинке» Рады всем гостям! Ведь...

Читайте также

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (из опыта работы)

Организация игрового пространства для организации режиссерских игр (Из опыта работы) Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с...

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности…

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Тема занятия: «В гости к леснику» Цель:...

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»