Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы
Тема: «Как звери готовятся к зиме»

 

Цель: обобщить знания детей о том, как дикие звери готовятся к зиме, о причинах изменений в их жизни.

Задачи:

  • закрепить, систематизировать и обобщить знания детей о том, как дикие звери готовятся к зиме, о причинах изменений в их жизни;
  • развивать речь детей, используя сложные предложения; наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • активизировать словарь по теме;
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы; любовь к природе.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: И.Соколова Микитова «Листопадничек», «В берлоге»; В.Бианки «Прячутся»; Е.Трутневой «Белкина кладовка», В.Степанова «Как живёте? Что жуёте?»; И.Токмаковой «Медведь»; А.Блока «Зайчик»; разучивание загадок, считалок по теме «Дикие животные»; рассматривание иллюстраций (дикие животные летом, осенью); дидактические игры «Чей хвост?», «Что напутал художник?»; «Где, чей детеныш?»; «Экологическое лото»; «Кому что?»; беседы о диких животных нашего края; изготовление шапочек: лисы, зайца, ежа, белки, волка, медведя.

Развивающая среда: иллюстрации с изображением диких животных; «волшебные осенние листочки»; конверт с письмом; шапочки: волка, ежа, лисы, медведя, зайца, белки; атрибуты для игры «Назови семью»; шишки, лесные ягоды; ноутбук, презентация «Дикие животные».

 

Ход ОД:

Педагог: Ребята, нам сегодня пришло письмо. От кого? А вот послушайте внимательно загадку и попробуйте отгадать, от кого пришло письмо.

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

Дети: Это осень.

Педагог: Правильно, ребята, письмо нам прислала осень. И она приглашает нас в осенний лес посмотреть, как лесные жители готовятся к зиме. А чтобы мы не заблудились, она прислала каждому из вас осенний листочек.

(Педагог раздает листочки.)

Педагог: Ребята, внимательно посмотрите на свои листочки и скажите, у кого какой лист (с какого дерева).

Дети: У меня лист дубовый.

У меня лист осиновый.

У меня – березовый, кленовый, ольховый, липовый, рябиновый…

Педагог: Это не просто листочки, эти листочки волшебные. Они будут показывать нам дорогу, чтобы мы не заблудились в лесу. Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

Дети: Нельзя ломать деревья!

Нельзя шуметь!

Нельзя разорять птичьи гнезда!

Нельзя разорять муравейники!

Нельзя сорить!

Нельзя уносить домой животных!

Педагог: Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения в лесу. Теперь мы можем отправляться в наше путешествие. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:

Дети: Осень в бежевой косынке,
С ярко-рыжею косой,
По лесной спешит тропинке

И ребят с собой зовет.

Листик раз, листик два,

Открываем все глаза.

Педагог: Ребята, мы оказались на опушке леса. Какой красивый лес! Он весь разноцветный. Послушайте, как тихо в лесу. Птицы не поют, почему?

Дети: Птицы улетели в теплые края.

Педагог: Какие птицы улетели?

Дети: Перелетные: соловьи, ласточки, журавли, грачи, скворцы…

Педагог: А почему эти птицы не смогут перезимовать у нас?

Дети: Холодно и птицам невозможно добывать себе еду.

Педагог: Ребята, а как вы думаете, лесные звери готовятся к зиме?

Дети: Готовятся.

Педагог: Я думаю, мы сегодня узнаем, как звери готовятся к зиме. А вот и первая хозяйка леса.

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету

Он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

Дети: Белка.

Педагог: Ребята, давайте мы спросим у белочки, почему она не боится морозов.

Белочка: Щедрая осень подарила мне новую шубку. Всё лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Педагог: Ребята, а где живет белка?

Дети: Белка живет в дупле.

Белка: Я живу в дупле. Все лето и осень я собирала грибы, ягоды, шишки и прятала их в разных местах. Зимой я буду питаться своими запасами.

Педагог: Спасибо, белочка, теперь ребята знают, как ты подготовилась к зиме.

Белка: Ребята, но мне хотелось бы, чтобы вы ответили на мои вопросы:

«Подумайте и скажите»

Что у белки одно? Два? Четыре? Много?

(Ответы детей)

Белка: Ребята, вы правильно ответили на мои вопросы, и я дарю вам на память шишки.

Педагог: Давайте, ребята, поблагодарим белочку и попрощаемся с ней. Отправляемся дальше. Кто-то там шуршит в кустах.

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Дети: Ёжик.

Педагог: Ребята, а где прячется ёжик?

Дети: В норке под кучей листьев и хвороста.

Ёж: Знаете, чем питаются ежи?

(Ответы детей.)

Ёж: Всё, что попадётся: змей, кузнечиков, улиток, червяков, земляные корешки, мышек, ящериц, ягоды. С наступлением темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу. Нас называют ночными охотниками. В конце осени мы сворачиваемся в клубок и спим в тёплом гнёздышке-норке, устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму мы спим, то и запасов нам не надо делать, например, как белке. Перед тем, как залечь в спячку, нам нужно много съесть еды. Ведь, если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, то можно и умереть. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.

Педагог: Ребята, давайте мы с вами немного отдохнем. Ёжик, присоединяйся к нам.

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик».

Покажите, как ёжик ищет еду, морщит носик, фыркает. (Дети, подражая педагогу, морщат носик, прикусывают нижнюю губу, произносят звук [ф-ф-ф].)

Покажите, как ёжик сердится, пыхтит. (Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».)

Ёжик надувает и сдувает щёки. (Дети надувают щёки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у».)

Когда ёжик устанет… (Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а».)

Язычок высовывает… (Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении.)

Ёжик вдруг начал зевать… (Имитируют зевание.)

Не пора ли с ним играть?

Ёж: Спасибо, ребята. Теперь мне пора в мою теплую норку. Но на прощанье я хочу вас попросить, если вам доведётся повстречаться с ёжиком, не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и погибают. Мы, ежи, любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ёжика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А ёж отправится дальше по своим лесным ежиным делам.

Педагог: Ёжик, а ребята знают стихотворение про одного ежа, которого забрали из леса в дом. К счастью, всё закончилось хорошо для этого ежа. Его отнесли обратно в лес.

Дети: Если ёжик не пьёт молоко,

Значит, где-то в лесу далеко,

Под кустами, в гнезде из листочков,

Есть у ёжика сын или дочка.

Значит, надо ёжика взять,

И в лес отнести опять. (Ю.Щербаков.)

Ёж: Спасибо, ребята за стихотворение. Мне оно очень понравилось. А теперь мне с вами пора прощаться, а на память о нашей встрече, я подарю вам лесные ягоды.

Педагог: Спасибо тебе, ёжик, ребята так много о тебе узнали. До свиданья, до весны! А мы, ребята, отправляемся дальше. Слышите, как шуршат листочки под ногами. Какая вокруг красота. Смотрите, чей-то хвостик торчит из-за кустов.

И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберётся в куст – и спит,

Кочерыжку съест – и сыт.

Дети: Заяц.

Педагог: Ребята, а что вы знаете о зайцах.

Дети: Это дикое животное. Уши у зайца длинные, а хвост пушистый и короткий.

Заяц: А еще у меня весной и летом шуба серая, а зимой белоснежная, тёплая и пушистая. Летом я питаюсь травой, корой деревьев, клевером, мышиным горошком, грибами. Да мало ли что может найти в лесу заяц. Зимой прокормиться зайцу трудно. Нору зайцы не делают и пропитание на зиму не собирают. Днем мы спим, спрятавшись в чаще леса: под корнями вывернутого бурей дерева или забившись в ямку под кустами. От зимней стужи зайцы укрываются в лесной чащобе, зарывшись в пушистый снег под кустом. Вот и вся заячья подготовка к зиме. Корма зимой в лесу мало, поэтому зайчишки подбираются к стогам и лакомятся сеном. Иногда приходят на огороды и обгрызают капустные кочерыжки, а если в саду стволы молодых яблонек, то заяц может обгрызть с них кору. Нередко заяц скачет по лесу за лосем и подбирает за ним молодые побеги осин.

Педагог: Спасибо тебе, зайчик, за такой интересный рассказ о себе. А ребята тебя научат зарядке, чтобы ты, когда тебе будет холодно, немножко разогрелся.

Физкультминутка «Зайка»

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
Заяц: Спасибо, ребята. Теперь я точно не замерзну. Ну, мне пора, а то там кто-то крадётся.

Педагог: До свиданья, зайчик. Ребята, а там и правда кто-то крадётся.

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… 

Дети: Лиса.

Педагог: А что вы знаете о лисе?

Дети: Лисица – одно из самых красивых хищных животных. Мех у лисы длинный и пушистый рыжего цвета.

Лиса: Летом у меня мех редкий и короткий, а зимой густой и длинный. А где я живу, знаете?

Дети: В норке.

Лиса: Правильно. Лисы роют в земле глубокие норы. Свои норы лисы обычно устраивают на склонах оврагов или холмах, защищенных густой травой и кустарником. Лисицы – это хищники. Они охотятся как на мелких животных (полёвок, мышей, хомяков), так и на более крупных (зайцев). Чаще всего добычей лисиц становятся мыши-полевки (особенно зимой). Зимой у лис сформировался свой способ охоты на мелких грызунов. Этот способ заключается в том, что лиса прислушивается к шорохам и звукам под снегом, а услышав писк полевки, быстро прыгает головой в снег, разрывает его лапами и старается поймать грызуна. Иногда лисы могут утащить из дворов птиц – гусей или кур, но это случается очень редко. А летом мы можем питаться растительной пищей – ягодами, травами, плодами.

Педагог: Спасибо тебе, лиса. Ребята, так как же лиса готовится к зиме?

Дети: У нее к зиме мех становится густой и длинный.

Лиса: Правильно, ребята. Когда мой мех станет густым и длинным, значит, я готова к зиме.

Педагог: Лиса, хочешь поиграть с нами?

Игра «Назови семью»

Папа – заяц; мама – (зайчиха); детёныш – (зайчонок).

Папа – волк; мама – (волчиха); детёныш – (волчонок).

Папа – ёж; мама – (ежиха); детёныш – (ежонок).

Папа – лис; мама – (лиса); детёныш – (лисёнок).

Папа – медведь; мама – (медведица); детёныш – (медвежонок).

Папа – белка; мама – (белка); детёныш – (бельчонок).

Педагог: Молодцы, ребята. Давайте попрощаемся с лисой и отправимся дальше. Ой, смотрите, кто-то такой большой.

В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его….

Дети: Медведь.

Педагог: Что же, Миша, расскажи нам о себе. Как ты к зиме готовишься?

Медведь: Я всеядный. Я ем молодую хвою, траву, ягоды, насекомых, мед, рыбу, мелких грызунов. Я ем всё, что можно добыть без особых усилий. Медведи очень умные, они зимнюю квартиру находят заранее и устилают её травой и листьями. Берлогой может стать куча валежника, небольшая пещера в скале. Зиму – самое голодное суровое время – медведь проводит в берлоге. Вход в берлогу медведь заваливает ветками и землёй. Сон у него чуткий. Жир, накопленный за лето и осень, экономно расходуется во время сна.

Педагог: Ребята, а вы знаете, когда медведь впадает в спячку?

Дети: Медведи забираются в берлогу в ноябре.

Медведь: Правильно, ребята. В берлогу медведи забираются до первого снега, чтобы не было следов, не было видно берлоги. Ребята, мне приятно было с вами познакомиться, вы так внимательно меня слушали. За это я подарю вам бочонок меда. А теперь я с вами прощаюсь, мне пора спать. До свиданья.

Педагог: До свиданья, Мишка, спасибо за мед. Спокойной тебе зимы. Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова.

Дети: Осень в бежевой косынке,
С ярко-рыжею косой,
По лесной спешит тропинке

И ребят с собой зовет.

Листик раз, листик два,

Открываем все глаза.

Педагог: Вот мы и дома. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Почему? Что нового вы узнали?

(Ответы детей)

Педагог: Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на чай с медом и лесными ягодами. А из шишек я предлагаю сделать поделки и подарить малышам.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости…

Самоанализ интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре «В гости в Лесную Академию» Присутствовало 12 воспитанников подготовительной группы/ Длительность занятия – 30...

Проект «Чудесница вода»

Проект «Чудесница вода» Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Актуальность: В настоящее время перед...

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...

Читайте также

Театрализованная деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность в младшей группе Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край...

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе с учётом ФГОС ДО

Комплексно-тематическое планирование в средней группе с учётом ФГОС ДО Месяц Неделя Тема недели Развернутое содержание работы Сентябрь I  «День знаний.  Здравствуй, детский сад». Развивать у детей познавательную мотивацию...