Конспект занятия в подготовительной группе
«Край, в котором ты живешь»
Программные задачи:
- Продолжать знакомить детей с кубанским бытом, закреплять знания о кубанских традициях.
- Знакомить с песенным творчеством Кубани; учить петь разнохарактерные народные песни. Развивать музыкальный вкус детей.
- Активизировать словарный запас детей: глэчек, крынка, макитра, хата, рушник, матушка, батюшка.
- Развивать музыкальный вкус детей.
- Воспитывать у детей любовь к родному краю; уважение к старшим.
Ход занятия.
Дети входят в зал в кубанских костюмах.
Муз. рук. Сегодня вы не обычно одеты, потому что мы будем говорить сегодня о родном крае.
Над станицей моей - солнце яркое
Над станицей моей - солнце жаркое,
А вокруг как ковер – зеленеют поля
Это – Родина моя!
Любимый уголок земли где ты родился и живешь называют Малой Родиной.А как называют нашу малую Родину? (Кубань).
А станицу нашу? (Северская).
Как хороша Кубань родная
другой такой мы не найдем
Споем мы о Кубанском крае
И хоровод свой заведем.
Хоровод: «Травушка – муравушка».
Муз. рук. Знаете ли вы, ребята, как называли население на Кубани?
Правильно (казаки, казачки). А как в давние времена называли жилища на Кубани? (хаты). Давайте зайдем в гости в одну из кубанских хат.
(открывается шторы – оформленная хата, детей встречает хозяйка).
Муз. рук. Пустите хозяюшка в хату!
Хозяйка: Здравствуйте, проходите в хату, будьте как дома!
Муз. рук. Не беспокойтесь мы дома не лежим и в гостях не стоим
Хозяйка: Заходите! Заходите!
У меня для каждого найдется
Местечко и словечко.
Муз. рук. Позволь, хозяюшка, рассмотреть вашу хату. Ребята, посмотрите, внутри украшали хату половичками, занавесками, покрывалами, вышивками.
Хозяйка: А еще полотенцами вышитыми. Как они называются? /рушник/
Муз. рук. Особое место в кубанской хате отводилось русской печи. В стужу она согревала, на ней спали, готовили.
Хозяйка: А и правда, пора и нам угощенье приготовить. Помогайте мне хлопцы да девчата, отварим картошечки, ох и славная в этом году уродилась.
(ставят чугунок с сырой картошкой в печь).
Из-за печи выглядывает кот (кукла би-ба-бо): мяу
Муз. рук. Хозяюшка, у тебя красивый кот.
Смотри, как выгнул спинку!
Хозяйка: Он сейчас получит вот!
Опрокинул крынку!
Муз. рук. Это загадка: вот так вот!
Что же опрокинул кот? (спрашивает у детей)
Наши бабушки хранят «говор»-
Русский колорит:
Хозяйка: Поработал слегка,
Собрала я Буряка (показывает)
Муз. рук. Что это, ребята?
Новых слов ярка палитра:
Глэчек, крынка и макитра
Глэчек и макитра –
Что это за штучки?
Хозяйка: Называют так кувшин
И сосуд без ручки.
Муз. рук. Это новые слова повторим мы их сперва: глэчек, крынка и макитра
Хозяйка: Несите все их мне на стол.
Муз. рук. В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе, на веселые посиделки, пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шутками, да песнями весело и работа спорилась. Пели в старину без музыкального сопровождения. Как такое пение называется? (а cappella)
(все заняты делами: кто вяжет, кто прядет, кто сапожничает).
За работой и песня начинается.
Песня «Сею, вею, снежок».
Хозяйка: Дальше будут поговорки,
Разрешите мне начать
Казаки без поговорок
Не умеют отдыхать.
«Казак без коня, что солдат без ружья»
Дети: «Казак и в беде не плачет»
«Казак сам голодает, а конь его сыт».
«Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.
Тот не казак кто боится собак.
Терпи казак – атаманом будешь.
Где враг там и казак.
Казак сам себя веселит.
Муз. рук. А веселит казак себя конечно песней, прославляя свой Кубанский край.
В кубанской народной песне звучит и богатырское русское раздолье, и стремительность русской души.
Муз. рук. Выходите-ка, ребята
Песню дружно запоем
Про любимый край Кубанский
Про народ наш вековой.
Песня: «Ой, на Кубани»
Муз. рук. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.
Хозяйка: Самые главные казачьи обычаи:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
3. Почитание гостя.
На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».
Муз. рук. Как нужно соблюдать обычай уважения и почитания старшего?
Дети: проявлять заботу, сдержанность, оказывать помощь, не перечить старшим.
Муз. рук. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старших. Младший должен проявлять терпение и выдержку. Проявлять заботу о родителях, относится с уважением.
Песня: «Хорошо рядом с мамой».
Хозяйка: Песнями, да плясками сыт не будешь. Славится на Кубани народ гостеприимством, да угощением знатным. Чем же, гости дорогие, вас угостить, попотчевать? Да вот и картошечка наша поспела.
(Достает из печи горячую картошку)
Муз. рук. Спасибо за угощение, а нам пора домой отправляться. Погода нынче хороша.
Хозяйка: Уж ни дождь ли собирается?
Муз. рук. Ребята наши наблюдательные, пока в гости к вам шли все приметили.
Дети: Дым к верху поднимается – мороз ожидается.
Собака по земле катается - ветер ожидается.
Паучок плетет сеть - будет солнышко греть.
Муз. рук. Спасибо, хозяюшка за веселье, за угощенье, пора и честь знать.
Эй, ребята,
Удалые казачата
Заводи хоровод
Прямо у ворот
Кубанский хоровод кланяются, уходят.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Найди пару»
Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...
План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом»…
План воспитательно-образовательной работы на тему «Я - человек. Семейный альбом» в средней группе
Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм»
Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм» Совет педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «Магнит и...