Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Тема: Деревья и кустарники нашего края

 

7 ноября в средней группе прошло открытое занятие с приглашением родителей на тему «Деревья и кустарники нашего края», на котором дети знакомились с названиями деревьев и кустарников, с составными частями, учились классифицировать, описывать и сравнивать их, учились отвечать на вопросы.

Ребята, играя в дидактические игры, такие как: «Один и много», «Какой листик? Какая ветка?», «Какой бывает лес?» обогащали словарный запас прилагательными, изменяли существительные в числе, согласовывали прилагательные с существительными в роде и числе. Также дети читали стихи о деревьях. В конце занятия исполнили песню «Во поле береза стояла» и водили хоровод вокруг березки.

Такие занятия не только расширяют кругозор и развивают речь ребят, но и учат бережному отношению к природе. А родители видят, как можно в интересной форме развивать ребенка.

 

Задачи: познакомить с названиями некоторых деревьев и кустарников, составными частями, пользой деревьев; учить сравнивать деревья, описывать их; упражнять в употреблении существительных множественного числа; учить бережно относиться к растениям.

Материалы: рисунки деревьев с листьями и семенами на листе А4 (береза, клен, дуб, ель, сосна, осина, рябина, орешник); вырезанные из картона листья натурального цвета и размера, шишки и веточки еловые и сосновые, желуди, плоды рябины, семена клена корзине; индивидуальные карточки «Найди пары» (листья и семена деревьев: дуба, клена, ели, рябины).

Содержание

1. Послушайте стихотворение и скажите, о чем мы сегодня будем говорить.

Вот деревья и кусты.

Различить их можешь ты?

Есть у дуба толстый ствол,

Листья, ветки, крона.

В кроне спрятано гнездо,

Там сидит ворона.

У кустов же нет стволов,

Много тонких веток.

Под кустами от волков

Ежик спрятал деток.

Мы сегодня будем говорить о деревьях и кустарниках, которые растут в наших лесах. Для этого нам надо попасть в осенний лес. Повторяйте за мной.

Мы три раза хлопнули

И три раза топнули,

Глаза закрыли,

Глаза открыли

И очутились в осеннем лесу.

(Открываем занавес, а на доске рисунки деревьев с плодами и листьями.)

Мы попали в лес. Здесь сейчас тихо, только деревья шелестят.

2. Ответы на вопросы.

1. Что такое лес? (Место, где растет много деревьев?)

2. Чем полезны леса и деревья? (В лесу живут звери и птицы - это их дом. В лесу мы собираем грибы, ягоды и лекарственные травы. Из деревьев строят дома, делают мебель. Печи томим дровами. В нашем крае много лесов. Деревья своими листьями очищают воздух и обогащают его кислородом.)

3. Посмотрите на эти рисунки и назовите деревья. (Клен, дуб, сосна, ель, береза.)

4. Чем отличаются кусты от деревьев? (У деревьев один ствол, а у кустов много тонких стволов.)

5. Назовите кусты которые здесь показаны. (Рябина, орешник.)

6. Чем похожи деревья и кусты? Из каких частей состоят деревья и кусты? (Корень, ствол, ветви, ветки, листья, цветы, семена, почки.)

7. Чем отличается ель и сосна от других деревьев? (У них вместо листьев хвоя.)

Весной из почек распускаются зеленые листочки цветы, Осенью на месте цветов созревают семена. Семена падают на землю. А весной из семян вырастают молодые деревья и кусты. А еще семенами осенью и зимой питаются лесные звери и птицы.

3. Игра «Угадай по описанию». Работа по картинам.

Сосна

У нее длинный, прямой, крепкий, светло-коричневый ствол. Вместо листьев на веточках зеленая, мягкая длинная хвоя. Осенью хвоя не опадает. Семена созревают в шишках.

- Назовите это дерево!

Ель

Это дерево высокое, стройное. Ствол темно-коричневый, прямой, смолистый. На ветках короткие и колючие хвоинки. Семена созревают в шишках.

- Какое это дерево?

Сосна и ель - хвойные деревья. Повторите!

Дуб

Он могучий, большой. У него толстый, крепкий, темно-коричневый ствол. Листья резные, округленные, осенью становятся коричневыми. Семена – желуди.

- Назовите это дерево!

Береза

У нее ствол белый с черными пятнами. Осенью листья желтеют и опадают. Семена у созревают в сережках.

- Какое это дерево?

Клен

Это большое дерево. У него коричневый ствол. Листья крупные, с пятью концами, которые осенью краснеют. Семена находятся в крылатках.

- Что за дерево?

Рябина

Это небольшой куст с мелкими листьями, на котором осенью созревают кислые, мелкие, круглые, красные плоды. Плоды эти полезные. Их очень любят птицы.

- Этот куст… рябина.

Орешник

Этот куст с крупными листьями. На нем созревают твердые, круглые плоды, которые собирают люди и белки.

- Назовите его.

4. Физкультминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

Руки мы в стороны плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – руки мы сложим назад.

- Ой, ребята я нашла корзинку, здесь много чего. Написано: «От белки».

5. Подарки от белки. Назвать предметы.

Ветка чего?… сосны, ветка чего?... ели, плоды чего?… рябины, семена чего?... клена, желудь от чего… дуба.

Здесь на осенних листочках написаны задания. Хотите поиграть?

6. Игра «Один-много»

Клен – клены, дуб – дубы, сосна – сосны, осина - осины, береза – березы, рябина –рябины, орешник – орешники, ель- ели, корень- корни, ствол- стволы, ветка- ветки, лист – листья, шишка –шишки.

7. Игра «Какой листок? Какая ветка?»

Лист дуба – дубовый, лист клена - кленовый, лист рябины - рябиновый, лист осины - осиновый, лист березы – березовый

Ветка сосны - сосновая, ветка ели - еловая, ветка клена – кленовая, ветка дуба –дубовая.

8. Игра «Какой бывает лес?»

- Какие деревья растут в дубраве? (дубы)

- Какие деревья растут в березовой роще? (березы)

- Какие деревья растут в осиннике? (осины)

- Какие деревья растут в сосновом бору? (сосны)

- Какие деревья растут в ельнике? ( Ели)

9. Индивидуальные карточки «Найди пару». Нужно соединить листья клена, дуба, рябины, ветку ели с плодами попарно.

10. Дети читают стихи о деревьях

  1. Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Стали голыми леса.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

  1. Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную.

В беленом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

  1. Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

  1. Красную ягодку мне дала рябина.

Думал я, что сладкую, а она горчит.

То ли эта ягодка просто не дозрела.

То ль рябина хитрая подшутить хотела.

  1. Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке, пальто и ботинки -

Надо погреться бедной осинке.

Встанем в хоровод и споем песню «Во поле березка стояла». (Одна девочка в костюме березки стоит посередине)

Рефлексия

- Где мы сегодня были? О чем мы говорили?

- Вам понравилось наше путешествие?

- Ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Произнесем волшебные слова.

Мы три раза хлопнули

И три раза топнули,

Глаза закрыли,

Глаза открыли

И очутились в детском саду.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В…

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В гостях у бабушки Полины»

Творческий проект «Мама тоже маленькой была»

Творческий проект «Мама тоже маленькой была» Название проекта "Мама тоже маленькой была" Руководители проекта Воспитатели: Медунова Н.Н., Сорокина М.А. Социальные партнеры родители Состав и возраст проектной группы 49...

Календарно-тематическое планирование на июнь месяц во второй младшей группе

Календарно-тематическое планирование на июнь месяц во второй младшей группе

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП. Тема занятия:…

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП Тема занятия: «Путешествие в страну Математики» Цель: закрепление умений у детей ориентироваться в...

Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей…

Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет Целью нашего исследования является изучение...

Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный планшет»

Многофункциональное дидактическое пособие«Сенсорный планшет» Данное пособие способствует развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. Учит считать в пределах...