Конспект занятия для детей старшей (подготовительной) группы «Покормите птиц зимой»

 

Воспитатель: - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите признаки зимы в неживой природе. (Солнце меньше светит, стало холодней, идет снег, появился лед на реках и озерах.)

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенёчки,

Скамейки и дома.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу.

Тепло укрыла всех.

Краснеют свиристели

На веточках берёз.

Они не улетели.

А выдержат мороз?

- Кто такие свиристели? (Птицы.)

- Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие.)

- Сегодня наше занятие посвящено зимующим птицам. Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель: Птицы, как и все, тоже подготовились к зиме, у них вырастает подпушек под пёрышками, поэтому холод им не страшен, но они могут погибнуть от голода. Вспомните, чем питаются птицы. (Ответы детей.)

Воспитатель: Зимой корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть. Как мы можем им помочь? (Ответы детей.)

Воспитатель: Вот кормушка.

(Воспитатель вешает кормушку.)

Сейчас мы туда насыплем корм и посмотрим, кто прилетит в птичью столовую. Но есть правила, которые надо соблюдать, чтобы правильно велась подкормка. Вспомните их.

  1. Укрепляя кормушку, не обламывать ветки.
  2. Не прибивать кормушку к стволу дерева.
  3. Сметать снег с кормушки.
  4. Корма класть немного, только подкормить птиц.
  5. Во время подкормки не сорить.
  6. Кормить птиц регулярно.
  7. После того, как насыпали корм, уходить подальше, чтобы не пугать птиц.

Воспитатель: Если мы с вами будем соблюдать эти правила, то птицы сами будут прилетать к нашим кормушкам каждый день.

Зимой птицы неприхотливы в еде, едят то, что смогли найти. Но сегодня мы с вами можем их побаловать.

  1. Если насыпать хлебных крошек, первыми прилетят маленькие, бойкие, неунывающие птички.

(Воспитатель крепит фигурку воробья к кормушке.)

- Живут они и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.

-Почему же воробьи так любят соседство с людьми?

Да потому, что, живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные места, где можно свить весной гнездо.

В народе воробьёв нередко называют воришками. Есть такая загадка:

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота.

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.

Зимой воробьи прячутся в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах.

2. А вот несолёным салом любит лакомиться птичка-невеличка, а зовут её … синичка.

(Воспитатель крепит фигурку синицы на кормушку.)

Синица всем интересуется, всюду суёт свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.

Летом в лесу много корма. Предусмотрительные синицы прячут про запас в щёлки коры и развилки деревьев жучков, паучков и мошек. За один день синица может сделать около тысячи таких захоронок. Когда наступят холода, синица найдет припасённого летом жучка и склюёт его.

Делая запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для всего племени. Вот почему синицы внимательно обследуют, непрерывно обшаривают места, где их может ждать приготовленное кем-то угощение.

Синицы – полезные птицы. За сутки они съедают столько корма, сколько весят сами. Зимой, особенно во время снегопада, гололёда, синицам трудно бывает найти корм. Поэтому им необходимо оказывать помощь – подкармливать семечками, вывешивать на ветки кусочки несоленого сала.

3. Если подвесить кисточку рябины, прилетят птицы, у которых грудки такого же цвета как и эти ягоды. Кто это? Снегири.

(Воспитатель крепит фигурку снегиря под кормушку к ягодам рябины.)

А вы знаете, что красная грудка только у самцов, а у самок грудка тёмно-серая. Снегири прилетают к нам зимой, а всё остальное время они живут в густых дремучих северных лесах.

Осенью снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника.

Зимой снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса.

4. Эти и другие ягоды любят ещё одни гости с севера. Прилетают стайки этих ярких весёлых птиц в октябре. Они тихонько посвистывают, будто играют на свирелях: «Свири-свири-свир.» поэтому и назвали их свиристелями.

(Воспитатель крепит фигурку свиристели под кормушку к ягодам рябины.)

Этих красивых птиц называют северными попугаями за их нарядное оперение, розовато-коричневого цвета. Голову свиристелей украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях словно нарисованы ярко-красным карандашом ровные полоски.

Свиристели любят спелые ягоды рябины.

В осенних лесах между темных елей и тонких берёзок то здесь, то там стоят рябинки, украшенные гроздьями огненно-красных ягод. Стайки свиристелей облепляют рябину и устраивают весёлое пиршество. Насытились. Отдохнули немного и как бы ради забавы принимаются снова щипать и бросать рябину наземь. Позже снег бесследно заметает ягоды.

- Почему же свиристели бросают ягоды рябины на снег?

Оказывается, возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы находят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды остаются сочными и свежими. А на деревьях к середине зимы рябина вымерзает, чернеет, становится горькой и невкусной.

Физминутка

Воробьи-воробушки,

(Похлопывание руками по бокам.)

Серенькие пёрышки!

(Махи руками вверх – вниз.)

Клюйте, клюйте крошки

(Стучат кулачками перед собой один о другой.)

У меня с ладошки!

(Дуют на раскрытые ладони.)

Нет, с ладошки не клюют

(Разводят руки в стороны, пожимают плечами.)

И погладить не дают.

(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо.)

Как бы нам поладить,

(Прыжки на месте на двух ногах.)

Чтоб дались погладить?

(Хлопки в ладоши.)

5. А теперь насыплем пшено, рис, семечки и прилетят…

(Воспитатель выставляет изображения сороки, вороны, голуби.)

Сорока. У этой птицы много прозвищ: белобока, стрекотуха, воровка.

- Почему их так называют? (Ответы детей.)

Белобока, потому что по бокам пёрышки у сороки совсем белые. Голова и крылья – чёрные. Хвост тоже чёрный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела.

Стрекотухой сороку величают зато, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет: «Ча-ча-ча!» Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают лесных обитателей об опасности.

Неспроста получила сорока прозвище «воровка» - ведь она очень любит всё яркое, блестящее. В гнезде сороки можно найти кусочки металлической проволоки, блестящую пуговицу, бусинки, а иногда даже чайную ложечку.

Зимой длиннохвостые трещотки перебираются поближе к людям – разлетаются по деревням, обживают городские окраины. Рядом с человеком сытнее и теплее.

6. Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица! Они облюбовали контейнеры для мусора и свалки, где всегда есть чем поживиться, ведь вороны – птицы всеядные. Весной вороны улетают из города в рощи и леса.

Вороны не только громко каркают, они умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека, а обученные птицы даже произносят отдельные слова.

Многие вороны охотно развлекаются: словно малые дети, катаются с ледяных горок или соскальзывают с гладких позолоченных соборных куполов. Большая стая птиц облюбовала территорию Кремля и попортила покрытие куполов. Люди придумывали разные способы, стараясь прогнать нахальных птиц. Даже завели хищных соколов и ястребов. Но вороны их не испугались. Сбившись в большую стаю, они бросались на сокола и прогоняли его прочь. Тогда кто-то придумал записать на магнитофонную плёнку тревожный вороний крик, предупреждающий птиц об опасности. Это средство подействовало безотказно. Едва вороны заслышали сигнал опасности – тотчас разлетелись!

7. Голубей можно увидеть почти в каждом городе, посёлке и селе. Они предпочитают жить большими стаями. Если стая обитает возле крупного здания или на просторной площадке, заблудившийся голубь легко найдёт её. К стае часто присоединяются новые голуби. Вот почему в некоторых местах так много этих птиц.

А знаете ли вы, что голубята питаются молоком, которым их кормят отец и мать. Молоко вырабатывается в зобу взрослого голубя. Птенец засовывает голову глубоко в горло родителя, чтобы добраться до молока.

8. Но есть птицы, которые не торопятся к кормушке, потому что находят корм на соснах елях. Что там можно найти? (Шишки.)

-Тихо в лесу зимой и только слышна громкая барабанная дробь – её выбивает крепким клювом большой пёстрый … дятел.

(Воспитатель выставляет фигурку дятла на ель.)

- Для чего дятлу такой крепкий клюв? (Ответы детей.)

У дятла большой крепкий клюв, которым он, словно врач, выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков-короедов и других насекомых из глубоких щелей в коре.

Клюв помогает дятлу смастерить жилище. Упорная птица две недели подряд пробивает дерево, выдалбливая большое глубокое дупло.

Зимой красавцы-дятлы из наших краёв не улетают, ведь корма им в лесах хватает.

Птица срывает с ветки еловую или сосновую шишку, удобно закрепляет её в развилке дерева и крепким клювом вылущивает из шишки вкусные семена. Место, где пировал дятел, легко обнаружить по множеству усеивающих снег под деревьями золотистых чешуек и стерженьков объеденных шишек.

9. А ещё я хочу вам рассказать про удивительную птицу. Вот она.

(Воспитатель выставляет фигурку клеста на ель.)

-Это клёст.

Название птицы «клёст» произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом. Такой клюв позволяет птице легко и быстро вылущивать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов.

Удивляет в клестах и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утеплённое ковром из пуха, пёрышек и волосков.

Почему же клесты выводят птенцов не весной, как другие птицы, а зимней порой?

-Да потому, что зимой в лесу много еловых и сосновых шишек!

К концу осени семена шишек созревают, а ближе к весне под первыми лучами мартовского солнца, плотно сжатые чешуйки шишек слегка приоткрываются, становятся мягче. Как раз в это время птенчики клестов вылетают из гнезда и могут самостоятельно справиться с приоткрытой шишкой.

-Ребята, посмотрите, как много птиц нуждается в нашей помощи!

Птицы – наши друзья! А друзей надо беречь! Помогите птицам пережить зимнюю пору, устраивайте для них кормушки, подкармливайте их. Помните, что голодная птица может погибнуть и от лёгкого мороза, а сытой и стужа не страшна.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Не богаты их корма-

Горсть зерна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Покормите птиц» Цель: уточнение и расширение представлений детей о зимующих птицах...

План-конспект непрерывной ОД по конструированию «Водный транспорт» в разновозрастной группе…

План-конспект непрерывной ОД по конструированию «Водный транспорт» в разновозрастной группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое Цель: Формирование знаний о характерных...

Безопасность в сети интернет

Безопасность в сети интернет Что такое Интернет? Интернет – эта Всемирная информационная сеть. Получив доступ к сети, можно сделать многое. При...

Читайте также

Проект «Цветы»

Проект «Цветы»

Конспект интегрированного занятия по теме «Зима»

Конспект интегрированного занятия по теме «Зима» (Средняя группа) Ход занятия: Какое сейчас время года? (Ответы детей.) Д/игра «Когда это бывает?» Пальчиковая игра «Снежинки». Гимнастика для дыхания...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий...