Учим детей вежливости в интегрированной, непосредственно – образовательной деятельности

 

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Способность к общению не является врожденной, а формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми. Ребенок как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми, вступая в самые разнообразные контакты. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения. Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье, в детском саду.

В настоящее время дети старшего возраста стремятся освоить правила поведения и общения, пытаются контролировать свои поступки и действия, задумываются над тем, как поступить в той или иной ситуации, что и как нужно сказать, или спросить. Принципиально важным становятся вопросы нравственной стороны общения с ровесниками, со взрослыми. Однако современные дошкольники, вступившие в новое тысячелетие, испытывают недостаток в доброжелательном, теплом отношении со стороны близких, у которых, к сожалению, не хватает времени на общение с ними. Нельзя не учитывать также и то, что есть немало неблагополучных семей, где дети вовсе обделены лаской родных. 

Как показывает практика, многие дети затрудняются вербально выразить свои чувства в ситуации одобрения, сочувствия, несогласия, похвалы и др. Одни дети входят в сложный мир общения легко и свободно; другие пугаются, испытывают дискомфорт.

Культура общения основана на соблюдении правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении столетий. Этикет определяет формы общения: как спорить, не задевая чувств, как вести себя за столом, как дарить подарки и т. д. Но только главная трудность состоит в том, что знания правил этикета недостаточно, чтобы стать культурным человеком.

Опыт работы с детьми в детском саду показал, что дети имеют знания о том, как себя вести с товарищами, но не придерживаются этих правил. В реальных взаимоотношениях со сверстниками, только для незначительной части детей узнанные правила являются средством руководства взаимоотношениями.

У большей части детей непосредственные эмоции легко вытесняют знания о правильном и неправильном, о должном и запретном. Часто можно наблюдать, что, сказав: «Дай мне, пожалуйста», ребенок просто отнимает нужную вещь, считая себя правым, потому, что сказал слово «Пожалуйста».

При этом он абсолютно не считается с другими, не понимает, что обидел товарища, что поступил плохо. Дети живут скорее в мире предметов, отношения друг с другом интересуют их гораздо меньше, а правила этих отношений и вовсе ускользают от их внимания.

Поэтому родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно. Чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами и правилами общения, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестов, замечать состояние других людей. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью манер определяют такое важное качество ребенка, как общительность, являются показателем высокого уровня умственных способностей детей.

На формирование коммуникативных способностей ребенка влияет то окружение, в котором растет ребенок, будет ли это монотонное, однообразное, стандартное окружение либо разнообразное, насыщенное, изменяющееся. Иначе говоря, содержательная совместная деятельность будут способствовать развитию его коммуникативных способностей.

В качестве эффективного средства развития коммуникативных способностей ребенка и освоения им социального опыта используется интегрированная непосредственная образовательная деятельность.

 

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Как обратиться с просьбой»

(«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура»)

 

Программное содержание:

- Способствовать воспитанию у дошкольников основы культуры речевого этикета, умения вежливо обращаться с просьбой, воспитывать сочувствие, доброжелательность, развивать внимание, мышление, воображение.

- Закрепить умение детей ходить в колонне по одному перешагивая через препятствия, навык лазанья на четвереньках, упражнять в прыжках на одной двух ногах, ловле мяча.

Материал: Иллюстрация к сказке: «Гуси - лебеди», картинки: Старичок Боровичок, изображения лесных животных, музыка, кубики с цифрами, камушки для перешагивания, туннель для лазанья, мячи по количеству детей.

Ход.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его ласково по имени и скажу, что я рада видеть его. Он повернется к соседу справа и сделает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до меня. (дети выполняют) Мы с вами хорошо поздоровались, а значит, и хорошо сможем потрудиться.

Воспитатель: Ребята что за шум? (слышится шум машины, трель полицейского свистка)

Появляется Буратино

Буратино: Ай, ай, спасите. Помогите! Скорее!

Воспитатель: Кто это к нам пожаловал? Буратино! Буратино, остановись, пожалуйста! Посмотри, сколько здесь ребят! А ты даже не поздоровался.

Буратино: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Буратино, кто за тобой гонится?

Буратино: Я переходил улицу, загляделся на пролетавшую мимо ворону, и вдруг стоявший на дороге человек в фуражке как засвистит! Я так испугался, что быстро забежал в первую попавшуюся дверь и оказался здесь.

Воспитатель: Ребята,   кто   же   напугал   так   нашего   Буратино?

Дети: Сотрудник ДПС, полицейский.

Воспитатель: Как вы думаете, почему он подал сигнал?

Дети: Буратино переходил улицу в неположенном месте. Буратино не знает правило пешехода. Буратино был невнимателен, когда переходил улицу.

Воспитатель: Да, наверное, Буратино был невнимателен и переходил улицу на красный свет светофора?

Буратино: А на какой свет надо переходить улицу?

Дети: На зеленый.

Буратино: А вы, ребята, всегда соблюдаете правила дорожного движения? Всегда ли вы внимательны? Мы сейчас проверим. Предлагаю поиграть вам в игру «Сигналы светофора».

Игра «Сигналы светофора»

Воспитатель показывает картинки соответствующие сигналам светофора. Красный цвет – дети поднимают руки вверх, желтый – подпрыгивают на месте, зеленый маршируют на месте. (Буратино все время ошибается и выполняет неправильные движения)

Буратино: Устал я вас обманывать. Ой, ребята, тут такая беда случилась. Лесные жители совсем разучились говорить вежливые слова. Поэтому с каждым днем солнце там светит все меньше и меньше. Скоро там наступит вечная ночь, вечный холод. Не знаю, что делать? Что делать, ребята?

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь лесным жителям?

Дети: Нужно помочь лесным жителям вспомнить вежливые слова.

Буратино: Но туда трудно добираться. Хватит ли у вас сил? Смелости?

Дети: Да

Ребятам предлагается обратить внимание на стенд где расположены различные виды транспорта (машина, самолет, паровоз, пароход и т.д.)Воспитатель: Ребята лесные жители живут в дремучем лесу, и добраться мы можем только на одном из видов транспорта.  

Ребятам предлагается перечислить транспорт на котором удобней всего добраться к лесным жителям.  

Воспитатель: Отправляемся на помощь.

Дети: На самолете, так как он быстрей доставит нас к лесным жителям.

Гимнастика для глаз.

Пролетает самолет, (смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом)

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, (отводят руки попеременно и прослеживают взглядом).

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу. (Делают вращательное движение перед грудью и прослеживают взглядом)

Поднимаясь ввысь, лечу, (Встают на носочки и выполняют летательное движение)

Возвращаться не хочу.

Воспитатель: Приземлился наш самолет. Вот волшебное дерево. Здесь живет Старичок Боровичок. Чтобы попасть к лесным жителям, нужно попросить Старичка Боровичка пропустить нас! Но сделать это надо правильно,

Буратино: Я обращусь! Я тебя, старик Боровик, не боюсь. Лучше скажи, как найти дорогу к лесным жителям. Пропусти нас по - хорошему.

Воспитатель: Ребята. Как вы думаете, почему нас не пропускают?

Дети: Буратино обратился   к Старичку Боровичку невежливо, не поздоровался, кричал.

Воспитатель: Старичок   Боровичок   оказался   очень   строгим   и
справедливым. Давайте сначала поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуй Старичок Боровичок.

Воспитатель: Прежде, чем пропустить Старичок Боровичок   предлагает выполнить непростое задание. Присаживайтесь, пожалуйста. Отгадайте, к какой сказке относится этот рисунок?

Показ иллюстрации к сказке: «Гуси - лебеди»
Дети: Это сказка: «Гуси-лебеди»,

Воспитатель: Послушайте отрывок из сказки (чтение фрагмента сказки) Почему во второй раз печь помогла девочке, откликнулась на ее просьбу?

Дети: Во время первой встречи девочка была невежлива, когда печь предложила ей поесть ржаных пирожков. Девочка грубо ответила: «Стану я есть ржаной пирог! У моего батюшки и пшеничные не едятся». Возвращаясь домой с братцем, девочка ласково обратилась к печке, называя ее матушкой. Не отказалась от угощения, спасибо сказала.  

Воспитатель: Какие вежливые слова нужно использовать при обращении с просьбой? Как вы думаете?

Дети: Пожалуйста, очень прошу, будьте любезны, будьте добры, скажите, пожалуйста, если вам не трудно.

Воспитатель: Ребята, нужно еще обосновать свою просьбу, объяснить, зачем это нужно. Обращаться к человеку по имени, не забывать благодарить.

Давайте правильно обратимся к Старичку Боровичку, попросим пропустить нас.

Дети:

- Старичок Боровичок, будьте любезны, пропустите нас, пожалуйста, нам очень нужно попасть к лесным жителям.

- Старичок Боровичок, пропусти нас, пожалуйста, нам нужно помочь лесным жителям.

- Уважаемый Старичок Боровичок, не откажите нам в просьбе, пропустите нас, пожалуйста, нам очень нужно попасть к лесным жителям.

Старичок Боровичок: (Голос) Проходите, пожалуйста. Эта дорога приведет вас к лесным жителям.        

Дети: Спасибо.

Воспитатель: Дорога завалена камнями, Разберем камни, чтобы дальше идти? В этом нам поможет занимательная игра «Путаница цифр».

Макет дороги с камнями, на которых изображены цифры.

Задания к игре «Путаница цифр»

Возьми камень с цифрой, обозначающей число больше 6 на 1;

Возьми камень с цифрой, обозначающей число, стоящее между 7 и 9;

Возьми камень с цифрой, обозначающей число меньше 3 на 1.

Буратино: А через остальные камни мы перешагнем.

Дети перешагивают через камни.

Буратино: А вот пещера на пути и здесь придется всем ползти.

Ползанье детьми по туннелю.

Буратино: Дорога трудная у нас. Будь внимательным сейчас. Если обруч синего цвета прыгаем в него с приземлением на две ноги, если красного цвета, то приземляемся на одну ногу.

Прыжки из обруча в обруч с продвижением вперед.

Буратино: Камушки сейчас возьмем и в корзину их метнем.

Метание предметов в горизонтальную цель.

Воспитатель: Вот мы и добрались до царства лесных жителей. Спасибо тебе Буратино.

Воспитатель: Зачем мы сюда пришли?

Дети: Помочь вспомнить, выучить вежливые слова.

Воспитатель: А вот и лесные жители. Здравствуйте, лесные жители.

Стенд с картинками с изображением лесных жителей (заяц, мишка, волк, лиса и т.д.)

Воспитатель: Назовите всех лесных жителей.

Дети: Волк, лица, и т.д.

Воспитатель: Лесные жители просят решить две задачи по знанию правил вежливости. Послушайте и найдите в каждой задачке ошибки.

- Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Дети: Не надо кричать, а вежливо спросить, мальчик забыл вежливое слово «пожалуйста». Правильно говорить « не сколько часов», а который час. После ответа надо сказать: «спасибо».

- Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, все время зовет меня Валькой». «А ты его как зовешь?»: спросила мама. « Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты»!

Дети: Девочка должна мальчика называть по имени, а не кричать.

Воспитатель: С этим заданием вы справились. А теперь наш помощник Буратино еще раз поможет нам вспомнить те вежливые слова, которые мы сегодня узнали.

Игра с мячом: « Подбери слово».

Дети стоят в шеренгу, у каждого из них в руках мяч. Буратино начинает предложение, а дети заканчивают его, подбрасывая мяч вверх.

1 .Утром говори: «Доброе утро, а днем ... добрый день.

2. Другу я скажу: «Ты», а незнакомому взрослому .. . Вы.

З. Днем говори: «Добрый день, а вечером... добрый вечер.

4. При встрече я скажу: «Здравствуйте, а при расставании... до свидания7

5. Когда просишь игрушку, говори: « Пожалуйста,   а когда возвращаешь.. .спасибо.

6. Утром говори: «Доброе утро, а когда ложишься спать... спокойной ночи.

7. Когда благодарю, говорю: «Спасибо, а на слова благодарности отвечаю…..не стоит благодарности.

8. Если ты обидел друга, говори:…. «Извини, пожалуйста».

Воспитатель: Лесные жители благодарят вас за помощь и приготовили для вас угощение.

Играет тихая музыка, дети берут угощение, говорят спасибо лесным жителям.

Буратино: Теперь я тоже знаю много волшебных слов. Спасибо, ребята.

Буратино прощается с детьми.

Воспитатель предлагает детям придумать сказку о волшебных словах и составить книжку с рисунками.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Флористическая композиция «Осенний горшочек»

Флористическая композиция «Осенний горшочек» Любое рукоделие это отдушина для взрослых и радость для детей. Особенно интересно создавать поделки из материалов выращенных...

Кейс «Рисование на воде – Эбру»

Кейс «Рисование на воде – Эбру» На сегодняшний день существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные...

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Читайте также

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета

Как научить ребенка 2-3 лет различать и называть цвета Уже в 1,5 года ребенок может различать 4 основных цвета, хотя и...

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...

Виды гимнастик для использования в ДОУ

Виды гимнастик для использования в ДОУ Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнения упражнений в режиме дня в виде утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для...