Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы
Тема: «Волшебница вода»

(Подготовительная к школе группа)

 

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

образовательные:

  • закрепить знания о круговороте воды в природе,
  • закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует ее и какую роль играет вода в жизни всего живого на Земле, (или – уточнить значение воды для всего живого и ее предназначение),
  • познакомить со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность;

развивающие:

  • развивать наблюдательность детей, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы,
  • совершенствовать внимание детей, память, логическое мышление,
  • развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

воспитательные:

  • воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира,
  • воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группах, в коллективе,
  • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности,
  • воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Предварительная работа:

  • чтение рассказов, стихов о воде,
  • разгадывание загадок о воде,
  • рассматривание энциклопедий, иллюстраций,
  • прослушивание музыкальных записей,
  • проведение опытов, исследований,
  • просмотр видеофильмов «Значение воды в жизни человека», «Вода в природе», «Презентация о воде», «Круговорот воды в природе», мультфильма «Заяц Коська и родничок».

Развивающая среда:

  • презентация «Волшебница вода»,
  • оборудование для опытов,
  • схема-панно «Круговорот воды в природе».

 

Ход ОД:

Педагог: Ребята, сегодня утром со мной произошла удивительная история. Когда я открыла кран, одна Капелька вдруг со мной заговорила. Вы хотите узнать, что она мне поведала?

Дети: Да! Хотим!

Педагог: Вы услышите эту удивительную историю, если правильно выполните задание. Давайте с вами проверим, частью какого вещества является Капелька.

1. 2. 3. 4.

Перед вами кроссворд. В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит в нем на третьем месте. Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» также на третьем месте. В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога». И в четвертой клеточке буква, которая стоит на втором месте в слове «мама».

Частью какого вещества является Капелька?

Дети: Капелька является частью воды.

Педагог: Вы прекрасно справились с заданием, поэтому слушайте историю, которой со мной поделилась Капелька. Внимание на экран! В некотором царстве, в некотором государстве жили-были веселые капельки. (Слайд 2). Они очень любили собираться вместе и играть в путешествия. Сначала они летали облачком по небу (Слайд 3), потом дождиком падали на землю (Слайд 4), проходили через песок, толщу земли (Слайд 5) и выныривали в речку (Слайд 6), в море (Слайд 7), в океан (Слайд 8). От веселых игр капелек (воды) все вокруг расцвело. (Слайд 9) Весело пели птицы, прыгали звери. Все они любили купаться, плескаться (Слайды 10 – 12). В реке плескалась рыба (Слайд 13), благоухали цветы на полянах. (Слайд 14).

Понравилась вам история Капельки?

Дети: Понравилась.

Педагог: Как вы думаете, о чем был рассказ Капельки?

Дети: Капелька нам рассказала о круговороте воды в природе.

Педагог: Расскажите, как происходит круговорот воды в природе?

Дети: Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжелыми для облака и выпадают дождем (снегом) на землю.

Педагог: Давайте, ребята, вспомним, для чего нужна вода, и как человек использует воду?

Дети: Вода нужна, чтобы готовить обед, мыть посуду стирать, умываться, просто пить, поливать цветы. Вода нужна на гидроэлектростанциях для выработки электрического тока; по рекам и морям на кораблях перевозят грузы, вода используется человеком для орошения полей, садов. Много воды идет в производство.

Педагог: А кому, кроме людей нужна еще вода и для чего?

Дети: Вода нужна птицам, чтобы пить, купаться.

Вода нужна животным, чтобы пить,

В воде живут рыбы, им вода нужна для жизни.

Вода нужна деревьям, кустарникам, цветам, траве, всем растениям. Если

растения не будут получать воду, они засохнут и погибнут.

Педагог: Какой вывод мы можем с вами сделать?

Дети: Всем на Земле нужна вода.

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, звери, человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

Педагог: Вода – самое удивительное вещество на Земле. Вы с водой очень хорошо знакомы: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики, плескались в речке или море. Но давайте приглядимся к ней получше и узнаем, какими свойствами обладает вода. Ребята, нам встретилось новое слово – вещество. Какие вещества вы знаете?

Дети: Песок, глина, камни, лед, снег.

Педагог: Правильно, ребята. И песок, и глина, и камни, и лед, и снег, и вода – это вещества. Это разные или одинаковые вещества?

Дети: Это разные вещества.

Педагог: А почему вы так думаете?

Дети: У каждого вещества свои свойства.

Педагог: Правильно. У каждого из этих веществ свои свойства. Сегодня я предлагаю вам стать учеными-исследователями и исследовать одно вещество – воду. Но, прежде чем мы отправимся в лабораторию, я предлагаю вам немного отдохнуть, потому что нам предстоит очень серьезная работа.

Физкультминутка «К речке быстрой мы спустились»

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

Педагог: Отдохнули, а сейчас, ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. Станем учеными-исследователями.

А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Педагог: Ребята, как вы думаете, кто такой ученый-исследователь?

Дети: Это образованный человек, много знает. Он проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.

Педагог: Давайте мы тоже с вами превратимся в таких учёных-исследователей и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Вы согласны?

Дети: Согласны!

Педагог: Наука – это не тяжкое бремя,

Наука – соль жизни, знания суть.

Сегодня я буду вам помогать,

Мир науки постигать.

Занимайте свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

Педагог: Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы. Что нам необходимо для опытов?

Дети: Стаканчики, тарелочки, краска, кисточки, соль, сахар, мука, масло..., вода.

Педагог: Уважаемые коллеги! Приступим к нашему исследованию. Вначале нам необходимо определить «Какой формы вода?»

Опыт 1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Педагог спрашивает, какой формы эти предметы.

(Ответы детей).

Педагог: А имеет ли форму вода?

Дети:

Педагог: Давайте проверим. Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Это значит…

Дети: Это значит, что вода – это жидкость. Она не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Педагог: Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак, мы выяснили, что вода не имеет формы. Теперь нам необходимо определить «Какого цвета вода?»

Опыт 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Дети: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит, вода прозрачная жидкость.

Педагог: Правильно, вода прозрачная. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Вы пьете воду каждый день. Есть ли вкус у воды?

(Дети пробуют воду и высказывают свое мнение).

А теперь, давайте мы с вами определим, все ли растворяется в воде, и как меняется при этом вкус воды?

Опыт 3. Вода – растворитель.

Предлагаю одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.

Педагог: Что изменилось? Появился у воды вкус?

Дети: Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Педагог: Какой можно сделать вывод?

Дети: Своего вкуса у воды нет.

Педагог: А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?

(Ответы детей.)

Дети: Все вещества: сахар, соль и кислота растворились.

Педагог: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.

(Дети выполняют это задание.)

Педагог: Что же мы видим?

(Ответы детей.)

Педагог: Правильно, мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Какой же вывод из этого следует?

Дети: Не все вещества могут растворяться в воде.

Педагог: А теперь я предлагаю вам определить, есть ли запах у воды.

(Дети нюхают воду и делают вывод, что вода не пахнет)

Опыт 5. Вода не имеет собственного запаха.

Педагог: Давайте размешаем в воде травяной настой и мятные капли. Понюхайте. Что изменилось?

Дети: У воды появился запах.

Педагог: Так что же мы выяснили, если в воду добавить различные вещества?

Дети: Растворяясь в воде, различные вещества меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Педагог: Все верно. Предлагаю вам выяснить еще одну способность воды.

Опыт 6. Способность воды отражать предметы.

Педагог: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? Дети: Таз с водой.

Педагог: Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?

Дети: Своё лицо, отражение.

Педагог: А где ещё можно увидеть своё отражение?

Дети: В зеркале, в витрине магазина и т.д.

Педагог: Какой напрашивается вывод?

Дети: Вода может отражать предметы, так же, как зеркало.

Педагог: Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?

Дети: Очень плохо, оно размытое.

Педагог: Значит, спокойная вода…

Дети: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало.

Педагог: А если вода неспокойна.

Дети: Когда вода неспокойна, то отражение предметов нечетко и размыто.

Педагог: Уважаемые коллеги, наша исследовательская деятельность подошла к концу. Сегодня вы сделали много открытий, открыли много интересного, исследуя воду. Что же вы можете сказать о воде, какие выводы после своих открытий вы можете сделать?

Какой формы вода?

Вода не имеет форму и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Какого цвета вода?

Вода прозрачная.

Какой вкус у воды?

Вода не имеет вкуса.

Все ли вещества растворяются в воде?

Одни вещества: сахар, соль, кислота растворяются в воде. Другие вещества: мука, масло не растворяются. Они тонут в воде или плавают на поверхности.

Есть ли запах у воды?

Вода не имеет собственного запаха.

Какую способность имеет вода?

Спокойная вода отражает предметы, как в зеркале.

Педагог: Вот как много мы сегодня сделали открытий, как много узнали о воде. За ваш труд в исследовании воды вы награждаетесь поощрительными призами.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста Аннотация. Данная статья посвящена проблеме изучения взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и...

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...

Читайте также

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста из цикла развлечений по познавательному развитию с участием родителей дошкольников «День...

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает»

Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает» Младшая группа Пояснительная записка Дошкольное детство - это период, во время которого у малыша...