Сайт для воспитателей детских садов



Основная образовательная область «Познавательное развитие»
Интегрированное занятие «Осенние приметы»

(Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

 

Цель: уточнить и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (ПР), речевое развитие (РР), социально-коммуникативное развитие (СКР), художественно-эстетическое развитие (ХЭР), физическое развитие (ФР).

Программные задачи:

Воспитательные:

- воспитывать культуру и коммуникативные качества личности ребенка в общении со сверстниками и взрослыми (СКР);

- воспитывать эмоционально-волевые качества личности (сопереживание, взаимопомощь, целеустремленность и самостоятельность) (СКР);

Образовательные:

- закрепить представления детей о приметах осени, названия осенних месяцев (ПР);

- учить определять и называть листья различных пород деревьев, соотносить их со своим деревом (ПР);

- формировать целостную картину мира, расширять кругозор (ПР);

- обогащать и активизировать словарь по лексическим темам «Осень», «Деревья» (РР);

- учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные (РР).

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, умение делать самостоятельные выводы (ПР);

- развивать логическое мышление, внимание, память (ПР);

  - развивать умение обследовать листья деревьев, используя зрительные и тактильные анализаторы (ПР);

- развивать связную речь (РР);

- развивать эстетический вкус на примере художественных, литературных и музыкальных произведений (ХЭР);

- вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту осенней природы (ФР);

  - развивать двигательную координацию, контроль за своими действиями (ФР);

  - развивать общую и мелкую моторику (ФР).

Словарь: «осеннее убранство», «осенняя палитра», «золотой», «багряный», «разноцветная», «березовый», «дубовый», «рябиновый», «кленовый», «липовый», «листопад», «подстилка».

Методы и приемы, используемые на занятии:

- словесные методы: объяснение, разъяснение, описание, беседа, вопросы, художественное слово (стихотворения);

- наглядные методы: иллюстративный и предметный материал, ИКТ;

- проблемно-поисковые: исследовательский, проблемный, эвристический, загадки;

- игровые методы и приемы (дидактические игры и упражнения);

- методы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая;

- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (проблемные ситуации, сюрпризный момент, поощрение, похвала);

- приемы ТРИЗ и РТВ (сравнение «хорошо-плохо», мозговой штурм);

- методика безкнижного обучения и психомоторного раскрепощения В.Ф. Базарного (использование коромысел с изображением разных деревьев, свободного перемещения по групповому пространству, смена разных видов деятельности);

- упражнения на развитие общей и мелкой моторики, на согласование речи и движений (речевая разминка, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, дыхательные упражнения).

Совместная деятельность детей и взрослых (предварительная работа):

  1. Наблюдения в природе за осенними изменениями.
  2. Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, разгадывание загадок по лексическим темам «Осень», «Деревья».
  3. Рассматривание гербариев из листьев, осенних иллюстраций, репродукций картин русских художников «Осень золотая», «Осень в лесу».
  4. Разучивание речевых разминок, артикуляционных упражнений, пальчиковых и дыхательных гимнастик по лексической теме «Осень».
  5. Занятия по изодеятельности: рисование «Осень», аппликация «Ковер из листьев», поделки из природного материала «Осенняя выставка».
  6. Работа с кругами Луллия (д/и «Кто где живет?», д/и «Отгадай, чей домик»).
  7. Д/и «С чьей ветки детки?», «Опиши», «Назови».

Материалы:

- коромысла с иллюстрациями деревьев (береза, дуб, рябина, клен, липа);

- осенние листья по количеству детей;

- мнемокарточки с приметами осени, мнемодорожка для подведения итога;

- ноутбук с пейзажами осенней природы, музыкальная фонограмма;

- корзинка, игрушка ежика.

 

Ход занятия

1. Подготовительная часть: организационный момент

Воспитатель: ребята, подойдите ко мне. К нам на занятие пришла гостья, давайте с ней поздороваемся. А теперь встаньте полукругом и повторяйте за мной. (Дети встают полукругом на ковре.)

Речевая и пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое! Дети пальцами правой руки по очереди

Здравствуй, небо голубое!  «здороваются» с пальцами левой,

Здравствуй, вольный ветерок!  похлопывая друг друга кончиками,

Здравствуй, маленький дубок!  начиная с больших пальцев,

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!  Переплетают пальцы «замочком» и

поднимают руки над головой.

Эмоциональная разминка.

Воспитатель: Вот и настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что все мы сегодня здесь, все вместе. Мы спокойны и добры. Мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

2. Вступительная часть

Воспитатель: ребята, вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам одну из них. Вы ее послушайте, и кто догадается о ком или о чем она поднимет руку и скажет.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

Пусты поля, мокнет земля,

Дожди поливают.

Когда это бывает?

Дни стали короче

Длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (ответы детей)

Правильно, эта загадка про осень.

Беседа.

Какое сейчас время года? Как вы об этом догадались? Какие осенние месяцы вы знаете? Давайте вспомним, чем осень отличается от других времен года, и назовем ее приметы? А помогут нам в этом мнемокарточки. (воспитатель показывает детям мнемокарточки, а дети называют приметы осени):

- солнце светит, но перестает греть,

- небо серое, закрыто тучами, идут холодные дожди;

- на улице становится холоднее;

- день становится короче, а ночь длиннее;

- листья на деревьях меняют свой цвет и опадают;

- перелетные птицы улетают на юг;

- цветы вянут, трава вянет и желтеет;

- прячутся насекомые;

- звери готовятся к зиме (меняют шубку, делают запасы, ищут место для зимней спячки);

- люди одевают теплую одежду, собирают урожай.

Воспитатель: молодцы, сколько примет назвали.

В золотой карете, что с конем игривым

  Проскакала осень по лесам и нивам.

  Добрая волшебница все переиначила,

  Желто-красным цветом землю разукрасила.

А как вы думаете, осень это хорошо или плохо? Объясните почему?

Д/у «Хорошо – плохо» (ответы детей).

2. Основная часть

Воспитатель: сколько у осени разных примет! А хотите поближе познакомиться с этим замечательным временем года? (ответы детей). Садитесь на стульчики. (дети садятся на стульчики перед ноутбуком)

Многие писатели, художники, поэты и композиторы посвящали этому времени года свои лучшие произведения. И их всех вдохновляло красивое осеннее убранство деревьев. А вы знаете, что обозначает слово «Убранство»? Убранство - это яркий разноцветный наряд на деревьях. А художники говорят «Осенняя палитра». Давайте посмотрим, в какие цвета окрашиваются листья на деревьях осенью.

ИКТ:

(Дети просматривают слайды осенних пейзажей с музыкальной фонограммой. Воспитатель по ходу задает вопросы о цвете листьев и уточняет цвет: золотой, оранжевый, багряный, коричневый и т.д.)

Воспитатель: вы обратили внимание на то, какая яркая разноцветная листва на деревьях. У каждого дерева свои листья и свой цвет, своя форма и размер. Вот она какая, осень-волшебница:

Осень на опушке краски разводила,
  По листве тихонько кистью проводила:

  Пожелтел орешник, и зарделись клены,

  В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

  Утешает осень: «Не жалейте лето,

  Посмотрите, роща золотом одета!»

Я для вас собрала целую корзину осенних листьев. Давайте с ними поиграем. Выходите на ковер. (дети встают на ковре врассыпную, воспитатель раздает осенние листья)

Физкультминутка «Мы листики осенние»

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны, покачивание руками.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели (Покружились.)

И на землю снова сели. (Присели.)

Воспитатель: ребята, а вы заметили, что листочки то у вас все разные. Рассмотрите свои листочки. Какой они формы, цвета, строения? С какого они дерева? (индивидуальные ответы детей: с березы, с дуба, с рябины, с липы, с клена, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, березовый).

Д/и «С какого дерева листок?», «Назови какой листок»

Воспитатель: хорошо. На наших коромыслах нарисованы разные деревья. Назовите их. (ответы детей) Давайте поможем каждому листочку найти свое деревце. Летите листочки к своему деревцу. (дети с листочками подбегают к картинке со своим деревом)

Давайте проверим никто не ошибся. Молодцы ребята. А теперь возьмите свой листочек за ниточку, вот так. И давайте подуем на них. Губки сложите трубочкой, щеки постарайтесь не надувать.

Дыхательные упражнения с листьями (с разной силой воздушной струи).

Воспитатель: стих ветер. А как называется такое явление в природе, когда листья отрываются от ветки, и летят по ветру? (ответы детей) Правильно, листопад. Давайте и мы устроим в группе листопад. (дети бросают листья на ковер) Смотрите какой красивый осенний ковер из листьев у нас получился. А сейчас присядьте на стульчики. (дети садятся)

Осенью очень много опавших листьев. Как вы думаете, куда они деваются? Для чего они нужны, и как их можно использовать? (ответы детей):

- они удобряют землю, укрывают землю от заморозков осенью;

- служат подстилкой и одеялом в норках и берлогах лесных обитателей;

- люди украшают ими свой дом, делают букеты, гербарии, поделки, аппликации.

3. Заключительная часть

Воспитатель: ребята, я слышу какой-то шорох из корзинки. (Ввоспитатель подходит к корзинке и достает из нее ежика.) Ребята, кто это? Откуда он появился, и как забрался в корзинку? Ежик это домашнее или дикое животное? Где он живет? (Ответы детей.) Что же нам делать? Как помочь ежику добраться домой, ведь ему нужно готовиться к зимней спячке? (Ответы детей.)

Давайте положим ежика обратно в корзинку и укроем осенними листьями, как одеяльцем. Под ним ежик заснет, а потом я его отнесу обратно в лес на то место, где собирала осенние листья. (Дети делают ежику подстилку из осенних листьев, воспитатель кладет ежика в корзинку, дети накладывают листья сверху.)

Какая замечательная постелька получилась у нашего ежика. Я думаю, с такой подстилкой он беззаботно проспит всю зиму. А пока ежик засыпает, давайте вспомним, о каком времени года мы сегодня говорили?

Подведение итога занятия (с помощью мнемодорожки):

- что вам понравилось и запомнилось на занятии;

- с какими новыми словами вы сегодня познакомились;

- чем мы занимались, в какие игры играли?





Новые публикации

Программа дополнительной работы с детьми среднего и старшего возраста «Приключе…

Программа дополнительной работы с детьми среднего и старшего возраста «Приключения на песке» Пояснительная записка Песок – естественный природный материал. Он податлив, его форма может меняться...

Спортивный досуг «Летние весёлые старты»

Спортивный досуг «Летние весёлые старты» Цель: укрепление здоровья детей посредством проведения спортивного досуга. Задачи: создавать положительный эмоциональный настрой; взаимодействовать с родителями по организации физического воспитания дошкольников; содействовать...

Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет посредством использования нетрадиционны…

Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет посредством использования нетрадиционных техник рисования «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Мелкая моторика...

Читайте также

Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы: Выставка «Мамин…

Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы:Выставка «Мамин портрет» Цель занятия: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства –портретом. Образовательная задача: Научить...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Мой любимый го…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе«Мой любимый город Пермь» Возраст детей 4-5 лет Цель: - Продолжать знакомить детей...

Конспект игрового занятия с детьми (5-7 лет) с интеллектуально-творческими спосо…

Конспект игрового занятия с детьми (5-7 лет) с интеллектуально-творческими способностями:«Волшебная книга знаний»!   Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со...




Комментарии

  • Наталья
    У вас нет такого игрового поля?

    Подробнее...

     
  • Татьяна Колесникова
    уважаемая Оксана владимировна, с большим удовольствием прочитала ваш конспект НОД. Очень интересные задания ...

    Подробнее...

     
  • Наталья
    у кого нибудь есть документом это полотно на котором играть?

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Хорошая работа. Сотрудничество с родителя действительно важная и необходимая часть работы педагога.

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Обязательно возьму на заметку. А у Вас есть положительные результаты?

    Подробнее...

В блогах

мастер-класс по программе дополнительной…

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнушка»     Мастер – класс по программе дополнительной работы с детьми «Приключения на песке» «Здравствуй, рыбка золотая! »           Воспитатель: Гайбашева Т. С. г.Елизово Добрый день уважаемые коллеги! Моё первое знакомство с...

КОНСПЕКТ занятия "Звездное печенье…

КОНСПЕКТ занятия "Звездное печенье!" Цель: Приготовить угощение (печенье) для чаепития. Формирование положительного отношения к труду и его результатам. Задачи: Образовательные: Учить проявлять заботу, внимание, желание помогать маме, радовать ее добрыми делами и поступками. Продолжать учить детей участвовать...

Методическая разработка занятия по обуче…

Методическая разработка занятия по обучению    речевому общению в поликультурной образовательной среде на тему:«Знакомство детей с мультфильмом «Маша и медведь».

Рабочая программа совместной деятельност…

Содержание: 1 Целевой раздел: Пояснительная записка: - Актуальность - Цели и задачи реализации Программы - Принципы и подходы к формированию Программы - Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство