Сайт для воспитателей детских садов



Конспект занятия по программе дошкольного курса риторики, в подготовительной логопедической группе по теме «Если с другом вышел в путь…»

(Программа Детский сад «2100)

 

Программное содержание:

  • формировать у детей понятие, что в основе дружбы лежит взаимопонимание, добрые и сердечные отношения;
  • развивать умение ориентироваться в речевых ситуациях общения;
  • владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко – тихо; формировать у дошкольников осознанное отношение к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;
  • совершенствовать невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения), дикцию;
  • использовать потенциальные возможности дошкольников в совершенствовании устной речи;
  • развивать мелкую моторику, тактильные ощущения рук средствами игро- песочной терапии;
  • воспитывать бережное отношение к слову, с которым мы обращаемся к собеседнику.

Материалы и оборудование: кукла - Риторик, аудиосистема, диск с аудиозаписями, магнитная доска, мольберт, пазлы «Страна Риторика», иллюстрации ребусов, иллюстрации символов гласных звуков; сосуды с песком для дыхательной гимнастики, фоторамки, тарелочки с цветным кварцевым песком.

Предварительная работа: заучивание пословиц и поговорок о дружбе, разгадывание ребусов, проигрывание речевых ситуаций, просмотры мультфильмов о дружбе, конкурс рисунка "«Портрет моего друга».

 

Ход занятия:

Дети входят в группу под мелодию песни «Улыбка» (на музыку В.Шаинского, слова М. Пляцковского).

У детей прикреплены значки «Улыбка».

Дети здороваются: «Добрый день!».

Воспитатель: Дети, как вы считаете, с чего начинается дружба и хорошие взаимоотношения?

Дети: С улыбки, доброго взгляда!

Воспитатель: Улыбнитесь гостям и друг другу! (Дети дарят всем свои улыбки).

Воспитатель: обращает внимание на картинку из пазлов, размещенную на настенной магнитной доске).

- Посмотрите на доску!

- Как вы думаете, по какой стране мы будем сегодня путешествовать?

Дети: По Риторике!

Воспитатель: Нас встречает Риторик! (На столе стоит кукла-проводник Риторик.)

Риторик (озвученным голосом):

- Ребята, здравствуйте! Я рад новой встрече с вами!

- Расскажите, чему вы учитесь, путешествуя по моей удивительной стране?

Дети: Внимательно слушать собеседника, вежливо обращаться с просьбой, владеть своим голосом, четко произносить звуки, слова; развиваем мышцы языка, губ, дыхание. Учимся правильно общаться друг с другом.

Риторик: (озвученным голосом): Молодцы! Я уверен, что скоро вы, как и все жители Риторики научитесь общаться вежливо, правильно, умело.

- Я приготовил для вас сегодня нелегкие задания.

- Если вы их правильно и старательно выполните, получите недостающие волшебные знаки и, соединив их, увидите мою страну.

- Желаю вам успехов!

Воспитатель: Скажите, дети, как вы умеете общаться?

Дети: Словами, мимикой, жестами, письменно!

Воспитатель: Раз! Два! Три!

Жестом слово покажи!

Игра «Пойми меня». Воспитатель показывает условные жесты. Дети «озвучивают» жесты словами.

Жесты: - «хорошо»; «дружба, приветствие»; «думай»; «отказ»; «запрет»;

«извинение»; «готов ответить»; «иди ко мне»; «поторопись, время»; «прими правильную осанку»; «произнеси громко»; «произнеси тихо»; «произнеси умеренно»; «согласие»; «несогласие»; «плохо»; «смотреть вперед».

Воспитатель: Молодцы! (Показывает жестом - «хорошо».)

Воспитатель: Дети! Я предлагаю продолжить увлекательное путешествие

по стране Риторике!

-Как вы думаете, что поможет нам преодолеть все трудности и выполнить задания Риторика?

Дети: Дружба, взаимопонимание, взаимоуважение, добрые отношения, старания, внимание!

Воспитатель: Итак, вперед за волшебными знаками! (Читает стихи.)

Друг за другом мы пойдем

И сосуд с песком возьмем.

(Пауза).

В круг вставайте,

Мысленно друг другу удачи пожелайте!

Дети под музыку «Вместе весело шагать по просторам» идут друг за другом, берут сосуды с песком для выполнения дыхательных упражнений и перестраиваются в круг.

Воспитатель: Вспомним, как правильно выполнить упражнение:

- Сначала сделаем глубокий вдох носом.

- Выдох будем делать в сосуд с песком через трубочку.

- Следите за движением моей руки!

Воспитатель: Вдохните! (Дети делают глубокий вдох носом).

Воспитатель жестом правой руки подает сигнал сделать плавный выдох через трубочку в сосуд. (Дыхательное упражнение «Песочный ветер»).

Воспитатель: (Дает сигнал.) Вдохните! (Дети делают глубокий вдох носом.)

Воспитатель жестом выполняет отрывистые движения правой рукой, тем самым указывая на отрывистое выдыхание воздуха.

Дети выполняют упражнение, следуя жесту воспитателя.

Воспитатель: (Дает сигнал.)

- Вдохните! (Дети делают глубокий вдох носом.)

Воспитатель жестом правой руки подает сигнал сделать плавный выдох.

Затем отрывистыми движениями правой руки дает сигнал выполнить отрывистый выдох в сосуд.

Дети после плавного выдоха по жесту воспитателя выполняют отрывистый до полного выдыхания воздуха.

Каждое из дыхательных упражнений выполняется детьми по два раза.

Педагог контролирует правильность выполнения упражнения детьми.

Воспитатель: Молодцы!

- Все старались!

- Правильно и четко выполнили первое задание Риторика!

Воспитатель читает стихи:

Мы сосуды отнесем,

Крепкий дружбы круг «замкнем».

Дети идут по кругу под мелодию песни «Вместе весело шагать по просторам», ставят сосуды на место, продолжая движение по кругу «замыкают» круг дружбы (крепко берутся за руки).

Воспитатель: Дети! Вы честно заработали первый волшебный знак!

Воспитатель: Саша! Найди место недостающего знака и прикрепи к остальным! (Ребенок присоединяет знак к картине.)

Воспитатель: Парами становитесь,

В зеркало друг друга превратись!

Дети встают парами лицом друг к другу. (Игра «Будь моим зеркалом».)

Воспитатель: (Читает стихи.)

Упражненье выполняйте,

Друг за другом наблюдайте!

Дети выполняют артикуляционные упражнения под текст стихов, которые читает воспитатель.

1. Жуй- жуй, не глотай!

Язычок разминай.

Ты на друга посмотри,

Упражненье повтори. (Массаж языка.)

2. Приоткрыл язык окно,

Посмотрелся в зеркало.

Язычок наш потянулся,

Широко всем улыбнулся. («Окошко», «Иголочка», «Змейка», «Лопаточка».)

3. На крылечке полежал,

На качели побежал.

Смотрит влево, смотрит вправо:

Вдруг, увидел он грибок-

Положил в кузовок. («Лопаточка», «Качели», «Часики», «Грибок».)

4. Поиграй- ка на гармошке,

Шире другу улыбнись.

Губы хоботком тяни,

На замочек рот «замкни». («Гармошка», «Улыбка», «Хоботок».)

Воспитатель: Замечательно!

В круг скорее повернитесь,

Снова в деток превратитесь!

Дети разворачиваются в круг лицом.

Воспитатель: Я считаю, что вы достойны награды! Получите следующий знак!

- Маша! Будь добра! Присоедини этот знак к остальным!

(Маша присоединяет знак.)

Воспитатель: Риторик приготовил для вас новое испытание!

- Перед вами символы гласных звуков [а, о, и, у].

Воспитатель: Прошу вас, будьте очень внимательны!

- Произнесите гласные звуки слева - направо!

Дети: Выполняют задание педагога (фронтально).

Воспитатель: - Произнесите гласные звуки справа - налево!

Дети выполняют задание педагога (фронтально).

Воспитатель: Оля, выдели голосом, звук, который я отмечу фишкой!

[а, о, и, у). (Индивидуальный ответ ребенка).

Воспитатель: Кирилл, произнеси звук, на который я укажу, вопросительной интонацией!

[а, о, и, у]. (Индивидуальный ответ ребенка.)

Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Чисто фразы повторяйте!

Следить за моими жестами не забывайте!

(Игра «Эхо» - дикционное упражнение).

Воспитатель: Послушайте чистоговорку!

Воспитатель: Да- да –да- с другом не страшна беда! (Умеренным тоном.)

Воспитатель: Повторяйте! (Поднимает руку вверх (жест «громко».)

Дети: Да- да –да- с другом не страшна беда! (Громко.)

Воспитатель: Внимание! Послушайте!

Ду –ду – ду – друга верного найду! (Умеренно.)

Воспитатель: Руку опускает вниз (жест «тихо»). Повторяйте!

Дети: Ду –ду – ду – друга верного найду! (Тихо.)

Воспитатель: Послушайте чистоговорку! (Умеренно.)

Ди – ди – ди – с другом в гости приходи!

-Теперь отхлопаем ритм чистоговорки и четко ее произнесем!

Дети: Ди – ди – ди – с другом в гости приходи!» (Отхлопают ритм чистоговорки.)

Воспитатель: Слушайте внимательно! Дя – дя – дя – Поздоровайся, войдя!

-Проговаривайте четко все слова, оттопайте ритм этой чистоговорки!

Дети: Дя – дя – дя – Поздоровайся, войдя! (Оттопывают.)

Воспитатель: Все старались молодцы! (Берет «шар дружбы».)

Воспитатель: Будем шар передавать,

Нашу дружбу укреплять.

Очень четко говорите

И награду получите.

(В руках у воспитателя «шар дружбы».)

Воспитатель: Проговаривайте быстро и четко каждое слово!

- Я с Наташей дружу, очень дружбой дорожу! (Передает Наташе шар.)

Наташа передает шар Оле:

- Я с Олей дружу, очень дружбой дорожу!

Оля передает шар Никите:

- Я с Никитой дружу, очень дружбой дорожу!

Воспитатель: (жестом просит шар)

– Давайте все вместе подарим слова дружбы Риторику

Дети: (все вместе)

- Я с Риториком дружу, очень дружбой дорожу!

Воспитатель убирает шар.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Примите от Риторика следующий знак! - Дима! Прикрепи, пожалуйста, знак ! (Ребенок прикрепляет знак на место.)

Воспитатель: Прошу вас, дети, проходите за столы! (Жестом приглашает пройти на свои места за столами.)

Дети присаживаются. (Воспитатель жестом предлагает принять правильную осанку.)

Воспитатель: Откройте тетрадь по закладке!

Дети открывают тетради.

Воспитатель: Задание на странице справа внизу!

- Вам предстоит разгадать ребус!

- Давайте вначале рассмотрим рисунки ребуса!

-Какие слова зашифрованы в каждой из них!?

Воспитатель показывает поочередно составные части ребуса, выставляет их на мольберт.

Дети называют зашифрованные слова:

1 - ветер

2 - г/руши + т = ветер

3 –горы

4 – А- а

5 – «сло/н» в «О» = слово

6 – дружба.

Воспитатель: Отгадайте ребус, и узнаете, какая пословица в нем

таится!

Дети разгадывают ребус.

Дети: Ветер рушит горы, а слово – дружбу.

Воспитатель: Правильно! Каков смысл этой пословицы? (Жестом показывает «пальчик – знайку» (жест- «кто готов ответить?»)

Дети: Грубое, обидное слово может разрушить дружбу, как сильный ветер разрушает горы (индивидуальные ответы детей).

Воспитатель: Я с вами полностью согласна!

- Не случайно говорят: «Сердечное слово до сердца доходит».

Воспитатель: Послушайте пословицу о дружбе:

« Человек без друзей, что дерево без корней».

Воспитатель: Какие пословицы о дружбе знаете вы? (3-4 ответа детей.)

Воспитатель: Раз, два, три! Осанку правильную прими! (Воспитатель показывает жестом принять правильную осанку.)

- Переверните страницу тетради. Работать будем на странице слева.

- Внимание! Задание!

- Рассмотрите иллюстрации к пословицам.

Дети рассматривают рисунки к пословицам.

Воспитатель: Послушайте пословицу: «Друг в беде помощник».

- Обведите эту иллюстрацию карандашом красного цвета. (Дети выполняют задание педагога).

Воспитатель: Слушайте внимательно следующую пословицу: «Друг дороже денег».

- Эту картинку обведите карандашом синего цвета.

(Дети обводят, воспитатель контролирует ход работы, правильность выполнения задания, оказывает индивидуальную помощь.)

Воспитатель: Возьмите зеленый карандаш! Обведите третью картинку (Дети обводят).

- Кто догадался, что это за пословица? Как она звучит?

Ответы детей: «Старый друг лучше новых двух».

Воспитатель: Умнички!

Воспитатель: Давайте четко проговорим ее вместе и запомним как добрый совет.

Дети: «Старый друг лучше новых двух» (хоровое чтение).

Воспитатель: Загляните в тетради друг друга, если работа выполнена без ошибок, закройте тетради. Уберите на край стола! (Дети наводят порядок на столах).

Воспитатель: Дети, вы замечательно выполнили задания по тетради и получаете еще один недостающий знак!

-Оля, прикрепи знак! (Ребенок прикрепляет знак на место, обозначенное условным знаком).

Воспитатель: Приглашаю встать всех в круг,

Здесь вас ждет надежный друг

Будем дальше мы играть и заданья выполнять.

(Дети встают в круг.)

Динамическая пауза – «Если с другом вышел в путь».

Воспитатель: Внимание! Следующее задание! Сосредоточьтесь!

- Слушайте внимательно, думайте старательно.

- Выберете только правильный ответ. В случае затруднения можете использовать подсказку друга. (Игра « Вопрос на засыпку».)

1. Во время разговора с другом надо смотреть в окно, читать книгу, смотреть на собеседника? (Смотреть на собеседника.)

2.Во время диалога желательно кашлять, зевать, улыбаться? (улыбаться)

3. Во время общения с другом надо употреблять надо употреблять обидные слова, кривляться, разговаривать вежливо? (Разговаривать вежливо.)

Воспитатель: Молодцы! Наташа, Оля, Саша! Вы помогли друзьям получить еще один знак. Вы хорошо усвоили правила общения. Уверена Риторик доволен вашими ответами. Наташа тебе дается право прикрепить знак. (ребенок находит место знака)

Воспитатель:

«Извини», «Пожалуйста», «Прости» и «Разреши» -

Это не слова, а ключик от души.

Перед словом вежливым двери открываются,

Пусть оно почаще, почаще повторяется.

(Речевая ситуация. 2-3 варианта ответов детей.)

Воспитатель: «День рождения у Феди

Поздравляют Федю дети…»

Поздравление Саши:

«Дорогой Федя! Поздравляю тебя с Днем рождения! Желаю тебе…»

Федя отвечает: «Спасибо, Саша, у меня никогда еще не было такой красивой машины!»

Поздравление Богдана – мне приятно!

«Алло-Алло» (Речевая ситуация телефонного разговора.)

Воспитатель: «Две подружки – говорушки.

Целый день звонят друг дружке…»

Воспитатель: Дети! А как вы начнете разговор, что скажите, как будете общаться с собеседником?

Воспитатель приглашает Полину и Соню.

Воспитатель: Молодцы дети, вы хорошо усвоили правила речевого этикета!

Вас ждет очередная награда Риторика. Соня прикрепи знак. Посмотрите! Мы почти собрали все волшебные картинки вместе!

Воспитатель:

Дети, для вас сюрприз, у вас на столах волшебный цветной песок, которым вы украсите подарки друг для друга.

Воспитатель:

Проходите за столы (Дети рассаживаются).

Воспитатель жестом показывает принять правильную осанку.

- Перед вами рамки с портретами друзей. Снимите защитную пленку с аппликации.

- Украсьте их цветным песком.

- Работайте аккуратно, помните, что надо беречь каждую песчинку.

- Старайтесь! Ведь это -подарок для друга.

Дети украшают портреты цветным песком, звучит мелодия песни «Дружба крепкая».

Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, контролирует ход работы, дает необходимые инструкции по ходу работы (ссыпать лишний песок, убрать мусор и др.).

Воспитатель: Заканчивайте работу.

- Кто завершил работу вытрите руки влажной салфеткой, наведите порядок на столе.

- Поставьте рамку на подставку, полюбуйтесь своей работой (дети заканчивают работу).

Воспитатель:

А теперь обменяйтесь подарками, не забудьте про вежливые слова («я дарю тебе на память подарок»– «спасибо, мне очень приятно» и др.).

Воспитатель: Дети, вы сделали очень красивые подарки друг другу на память. И я прикрепляю последний знак на место!

Риторик (озвученным голосом): Какие вы молодцы!

- Вы выполнили все мои сложные задания, собрали все части страны Риторики!

- Наше путешествие подошло к концу! До новых встреч!

Воспитатель: Дети! Замечательно, что у нас с вами есть друзья, что все мы- друзья!

- Попрощаемся с гостями! Пойдем играть, петь и танцевать!

Дети: До свидания! Всего доброго! (Выходят из группы.)

1 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • Ольга
    Очень полезная и отлично подобранная методическая информация. Спасибо!

    Подробнее...

     
  • светлана
    Спасибо за презентацию!Под скажите как скачать

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Доброй ночи! Хочу получать рассылку с Вашего сайта

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо за конспект, что-то взяла для себя.

    Подробнее...

     
  • Валентина
    Классно!!! То, что нужно! Толково и понятно! Молодец!

    Подробнее...

Добавить статью на сайт