Конспект занятия «Насекомые в природе родного края»
(средняя группа)
Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.
Задачи: Развивать представления о многообразии насекомых родного края, их приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения, воспитывать любовь к природе.
Методические приёмы: Художественное слово, беседа, дидактические игры «Кто, где живёт?», «Небылицы».
Словарная работа: Активизация словаря: божья коровка, кузнечик, усики, муравейник,
Предварительная работа: Наблюдения на прогулках, рассматривание картинок.
Материал: Картинки с изображением насекомых, картинки с изображением среды обитания: сад, лес, луг, водоём; макет «Кузнечик в траве». Грамзапись: отрывки из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» - полёт шмеля, комара, мухи.
Ход занятия:
I. Часть.
Дети садятся в кружок. В середине карточки с насекомыми.
Воспитатель:
Ребята, эти карточки из волшебной страны. Чтобы узнать и назвать страну, нужно отгадать загадку и найти карточку – ответ.
1. С ветки - на тропинку,
С травки – на былинку.
Прыгает пружинка,
Зелёная спинка.
(Кузнечик).
2. Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица.
(Жук).
3. Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Без работы, хоть убей,
Жить не может…
(Муравей).
4. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка).
5. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой…
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела).
6. Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
(Комар).
(При отгадывании каждой загадки выставляется карточка).
О ком были эти загадки? Как одним словом можно назвать этих существ? ( насекомые). А волшебную страну? (Насекомия).
I. Часть.
Воспитатель:
Давайте рассмотрим насекомых. Цвет, голова, глаза, усики; тело, крылья ноги (сколько их?). Что общего у всех насекомых?
(у них у всех 6 ног).
Дидактическая игра «Кто, где живёт?». Разложить картинки.
Предложить детям выбрать карточку с изображением насекомых и поместить его на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого.
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим, как кузнечик защищается от врагов.
Демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная краска кузнечика помогает спрятаться в траве. (Картон раскрашен зелёным и чёрным цветом (пополам), вдоль разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком – если подвинуть рычаг к зелёному цвету, то кузнечика незаметно, а если к чёрной половине, то кузнечик становиться заметным).
Воспитатель: Почему божьих коровок так называют? (Если дети затрудняются, то воспитатель объясняет.) Коровками назвали потому, что умеют, выделяют «молочко», правда, не белое, а оранжевое. Конечно на самом деле это никакое не молочко, а кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за неё не едят «коровок» ни птицы, ни ящерицы. Какую пользу приносят божьи коровки? (поедают тлю).
Воспитатель: А это что за куча? (показывает изображение муравейника).
Дети: Это муравейник, дом муравьёв.
Воспитатель: Чем полезны муравьи? (муравьи разносят семена растений, уничтожают тлю, вредных насекомых, поедающих листья).
Физминутка: Дети с помощью выразительных средств (пластики, мимики) изображают способы передвижения насекомых.
Дидактическая игра «Небылицы».
Воспитатель: «Жили – были две бабочки – подружки. Вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождём, а ближе к осени, как перелётные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела,… и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела».
Предлагается детям найти ошибки в рассказе.
Дети: Бабочки не прыгают, а летают. Не летают под дождём, потому что намокают крылья и они не могут летать. Не все бабочки перелетают на юг. Бабочки не питаются мухами, они питаются цветочным нектаром.
III. Часть.
Воспитатель: О ком мы сегодня с вами говорили?
Дети: О насекомых.
Воспитатель: Перечислите их.
(Дети перечисляют названия насекомых).
Прослушивание отрывков из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» - полёт шмеля, комара, мухи.
Литература.
1. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. 1994 г.
2. Лучич М. В. «Детям о природе». М. 1989 г.
3. Поваляева М. А. «Развитие речи при ознакомлении с природой». Р –на- д., 2002 г.
4. Грехова Л. И. «В союзе с природой». М. 2003 г.
Читайте также |
---|
Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников…
Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников в подготовительной к школе группе Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение. Программные задачи: Способствовать...
Тема «Ежик готовится к зиме». Конспект организованной образовательной деятельности по…
Тема «Ежик готовится к зиме» Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе Цель: рисование Ежа с применением (нетрадиционной техники...
Конспект открытого итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей…
Конспект открытого итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Путешествие на паровозике из Ромашково» Цель: Расширить и закрепить...