Конспект занятия «Насекомые в природе родного края»

(средняя группа)

Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.

Задачи: Развивать представления о многообразии насекомых родного края, их приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения, воспитывать любовь к природе.

Методические приёмы: Художественное слово, беседа, дидактические игры «Кто, где живёт?», «Небылицы».

Словарная работа: Активизация словаря: божья коровка, кузнечик, усики, муравейник,

Предварительная работа: Наблюдения на прогулках, рассматривание картинок.

Материал: Картинки с изображением насекомых, картинки с изображением среды обитания: сад, лес, луг, водоём; макет «Кузнечик в траве». Грамзапись: отрывки из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» - полёт шмеля, комара, мухи.

Ход занятия:

I. Часть.

Дети садятся в кружок. В середине карточки с насекомыми.

Воспитатель:

Ребята, эти карточки из волшебной страны. Чтобы узнать и назвать страну, нужно отгадать загадку и найти карточку – ответ.

1. С ветки - на тропинку,

С травки – на былинку.

Прыгает пружинка,

Зелёная спинка.

                          (Кузнечик).

2. Чёрен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица.

                           (Жук).

3. Погляди на молодцов:

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Без работы, хоть убей,

Жить не может…

                     (Муравей).

4. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

                     (Бабочка).

5. Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой…

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

                         (Пчела).

6. Не зверь, не птица,

Носок, как спица.

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

                       (Комар).

(При отгадывании каждой загадки выставляется карточка).

О ком были эти загадки? Как одним словом можно назвать этих существ? ( насекомые). А волшебную страну? (Насекомия).

I. Часть.

Воспитатель:

Давайте рассмотрим насекомых. Цвет, голова, глаза, усики; тело, крылья ноги (сколько их?). Что общего у всех насекомых?

(у них у всех 6 ног).

Дидактическая игра «Кто, где живёт?». Разложить картинки.

Предложить детям выбрать карточку с изображением насекомых и поместить его на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого.

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим, как кузнечик защищается от врагов.

Демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная краска кузнечика помогает спрятаться в траве. (Картон раскрашен зелёным и чёрным цветом (пополам), вдоль разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком – если подвинуть рычаг к зелёному цвету, то кузнечика незаметно, а если к чёрной половине, то кузнечик становиться заметным).

Воспитатель: Почему божьих коровок так называют? (Если дети затрудняются, то воспитатель объясняет.) Коровками назвали потому, что умеют, выделяют «молочко», правда, не белое, а оранжевое. Конечно на самом деле это никакое не молочко, а кровь, едкая и неприятно пахнущая. Из-за неё не едят «коровок» ни птицы, ни ящерицы. Какую пользу приносят божьи коровки? (поедают тлю).

Воспитатель: А это что за куча? (показывает изображение муравейника).

Дети: Это муравейник, дом муравьёв.

Воспитатель: Чем полезны муравьи? (муравьи разносят семена растений, уничтожают тлю, вредных насекомых, поедающих листья).

Физминутка: Дети с помощью выразительных средств (пластики, мимики) изображают способы передвижения насекомых.

Дидактическая игра «Небылицы».

Воспитатель: «Жили – были две бабочки – подружки. Вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождём, а ближе к осени, как перелётные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела,… и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела».

Предлагается детям найти ошибки в рассказе.

Дети: Бабочки не прыгают, а летают. Не летают под дождём, потому что намокают крылья и они не могут летать. Не все бабочки перелетают на юг. Бабочки не питаются мухами, они питаются цветочным нектаром.

III. Часть.

Воспитатель: О ком мы сегодня с вами говорили?

Дети: О насекомых.

Воспитатель: Перечислите их.

(Дети перечисляют названия насекомых).

Прослушивание отрывков из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» - полёт шмеля, комара, мухи.


Литература.

1. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М. 1994 г.

2. Лучич М. В. «Детям о природе». М. 1989 г.

3. Поваляева М. А. «Развитие речи при ознакомлении с природой». Р –на- д., 2002 г.

4. Грехова Л. И. «В союзе с природой». М. 2003 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников…

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников в подготовительной к школе группе Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение. Программные задачи: Способствовать...

Тема «Ежик готовится к зиме». Конспект организованной образовательной деятельности по…

Тема «Ежик готовится к зиме» Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе Цель: рисование Ежа с применением (нетрадиционной техники...

Конспект открытого итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей…

Конспект открытого итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Путешествие на паровозике из Ромашково» Цель: Расширить и закрепить...

Читайте также

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В...

Конспект занятия: «Мир профессий»

Конспект занятия: «Мир профессий» Для младшей группы Цель занятия: Укрепить знания о профессиях людей. Задачи: - обобщать знания детей о профессиях; - научить детей отвечать...