Конспект тематического, коррекционно-развивающего занятия «Праздник Цветов»

для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи

Программное содержание: Расширять кругозор детей, знакомить с обычаями других стран.

Воспитывать уважение и любовь к мамам.

Развивать фонематическое восприятие, артикуляцию, речевое дыхание, умение сочетать слова и движения.

Закреплять произношение звука (ц) в слогах, автоматизировать звук (д).

Обогащать речь словами-признаками, образными выражениями.

Познакомить с напольными (ростовыми) куклами-цветами, способами их управления.

Совершенствовать навыки управления платковыми куклами-бабочками.

Развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: Плоскостные цветы для игр, иллюстрации цветов, подснежники-сухоцветы, корзина, куклы - цветы напольные (ростовые), платковые куклы-бабочки.

Фонограмма: «Вальс цветов», «Подснежник» П.И.Чайковского.

1. Дети входят в зал, приветствуют друг друга.

Коммуникативная игра «Хоровод» М.Картушиной

Дети, взявшись за руки, идут по кругу хороводным шагом парами и поют на мотив р.н. песни «Ах вы, сени»:

Мы заводим, мы заводим,

Мы заводим хоровод.

Поздороваться желаем,

 Удивим сейчас народ!

Затем останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу, поют слово «Здравствуйте!», прикасаясь друг к другу(«здороваясь») ладошками, пальчиками, плечиками. Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз дети должны поздороваться по-другому.

Педагог выясняет, какое время года теперь, месяц. Подтверждает: да, наступила Весна:

Отшумели все метели

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике, в аллеях

Уж проталинки видны

Песня «Весна пришла» муз. Филиппенко

Педагог напоминает детям, что Весна начинается с праздника. Что за праздник отмечают люди в начале марта? (дети напоминают: бабушек и мам) Интересуется: любят ли дети своих бабушек, мам? Слушаются ли?

Чистоговорка «Мамочка моя»

Да-да-да - маму слушайся всегда.             грозят указательным пальцем

                                              

Ди-ди-ди - маме ты клубок найди.              вращают кулачками перед грудью

Од-од-од - положи на комод.                     стучат кулачками по коленям                               

Ду-ду-ду - готовит мама вам еду                водят указательным пальцем одной руки

                                                                       по ладони другой

Ода-ода-ода - у мамы новая помада        поднимают указательный палец, водят влево-вправо

В этот день, - продолжает педагог, - все дарят женщинам подарки. Вот и мы с вами каждый год думаем: что же подарить маме?

Упражнение на словотворчество «Доскажи словечко»

Педагог.        Подарю я мамочке

                      Солнце золотое…

Дети.              Подарю я мамочке

                       Небо голубое.

Педагог.        Подарю я мамочке

                       Первые цветочки…

Дети.              Подарю я мамочке

                       Клейкие листочки.

Педагог.        Подарю я мамочке

                       Нежную улыбку…

Дети.              И сыграю мамочке

                       Песенку на скрипке.

2. Педагог напоминает детям, что самый лучший подарок - это цветы. Сожалеет, что мы живем в стране, где в марте цветы еще не растут. Выясняет, где же можно найти цветы ранней весной? (варианты ответов детей: нарисовать, сделать аппликации, составить красивый букет из сухоцветов, вырастить в горшке и т.д.)

Продолжая разговор о цветах, педагог рассказывает о стране под названием Литва. Там ранней весной тоже нет цветов, но литовцы делают красивые букеты из цветов, которые вырастили летом и, а потом засушили. Напоминает детям о том, что каждой весной и летом они вместе с детьми тоже срезают и сушат цветы, начиная с подснежников. Обращает внимание на букет цветов - сухоцветов, стоящий в зале. Предлагает отметить Праздник Цветов и пригласить в гости Лесную Фею.      

Раздается «волшебная» музыка (Пьеса «Вальс цветов» муз. П.Чайковского), в зале появляется Лесная Фея с букетом подснежников - сухоцветов, танцует

Фея.Здравствуйте, ребята!

Я фея лесная.

В лесу я живу, по полянкам гуляю,

И все о цветах, ребятишки, я знаю.

Я к вам на праздник из леса пришла,

Букетик подснежников вам принесла.

Каждый цветок свою тайну откроет,

Каждый задание вам приготовил.

Первый подснежник велит детям встать

И на поляне цветы все собрать

Проводится игра «Кто больше соберет цветов?.

Ход: Дети собирают плоскостные цветы (побеждает ребенок, собравший большее количество цветов).

Фея. Дети, что мы с вами собирали?

Дети. Цветы.

Фея. Произнесите это слово с ударением.

Дети. ЦветЫ

Фея. Вы произнесли это слово с ударением, а я поймала ударный гласный, сейчас он у меня в ладонях. Назовите его и он сможет вылететь из моих ладоней.

Дети. Ы

Фея (раскрывает ладони и выпускает воображаемый звук) Ты лети, лети ударный гласный звук, догоняй свое слово «цветы» А какой первый звук в слове «цветы»?

Дети. Звук Ц.

Анализ акустико-артикуляционного образа звука (Ц)

Педагог напоминает детям, что при произнесении звука (Ц) кончик языка резко отскакивает от нижних зубов, губы - в улыбке.

Дети самостоятельно дают характеристику звуку (Ц): согласный, свистящий, глухой, короткий, отрывистый.

Педагог замечает, что не всегда и не всем детям удается сразу четко и красиво произносить этот трудный звук, предлагает потренироваться.

Фонологоритмическое упражнение

Цель: Развивать артикуляцию, голос , дыхание, закрепить произношение звука (Ц) в слогах.

Ход: Дети поют вверх и вниз по лесенке вместе с педагогом слоговые песенки со свистящим звуком (Ц):

                                                           ЦО

                                               ЦЕ(Э)        ЦЕ(Э)

                                   ЦЫ                                         ЦЫ

                       ЦУ                                                                 ЦУ

            ЦА                                                                                        ЦА

3. Лесная Фея вновь обращает внимание детей на цветы, стоящие в букете, сообщает, что они были срезаны (сорваны) в лесу, предлагает поиграть

Словесная игра «Подбери слово»

Цель: Учить подбирать слова - признаки, образные выражения.

Методика: Педагог демонстрирует картинку с изображением соответствующей природной зоны, называет место произрастания цветов, а дети подбирают слово и определяют- какие это цветы.

Луг - луговые;

            Поле - полевые;

                       Степь - степные;

                                   Горы - горные;

                                               Сад - садовые.

Лесная Фея хвалит детей и спрашивает, а знают ли они названия цветов и умеют ли определять их по внешнему виду? Вот об этом и хотел спросить детей второй подснежник.

Второй подснежник загадки принес.

Вы сможете ответить? Вот в чем вопрос.

Загадки

Ход: Лесная Фея загадывает загадки и показывает изображение цветка после каждого ответа детей.

1. Под ногой в лесу трещит

   И хрустит валежник,

   Ищем мы цветок весны,

   Что зовут… (подснежник)

2. По утрам гуляем берегом реки,

   Темно-голубые рвем там…(васильки)

3. И коровы и букашки

   Любят все цветочки…(кашки)

4. Похож я на флаг

   А называюсь…(мак)

5. Эх, звоночки, синий цвет,

   С язычком, а звону нет (колокольчик)

6. Боюсь я мороза

   Нежная, милая…(роза)

4. Педагог выкладывает следующую последовательность цветов-картинок: 1. мак-роза-василек;2. мак-роза-ландыш. Предлагает выложить ритмические цепочки соответственно ритму слов, продекламировать его с хлопками, сыграть на шумовых инструментах.

Инструментальное музицирование «Цветочная партитура»

Рекомендации: Вначале дети это делают с речевой поддержкой, затем предложить им говорить шепотом или про себя. Когда необходимый навык метрически точного исполнения двух остинатных ритмов будет достигнут, сыграть в шумовом оркестре любую польку под аккомпанемент детей.

Лесная Фея сообщает детям, что все эти цветы растут в поле, значит они какие? (полевые) Затем предлагает рассмотреть картинки и назвать цветы, которые растут в саду, а значит какие? (садовые).

 Игра «Узнай и назови по картинке»

Ход: Дети рассматривают картинки и садовые цветы: астру, анютины глазки, пионы, ноготки, гладиолусы.

5. Фея предлагает вспомнить детям, что еще делают цветы и поиграть со словами -действиями на ладошках

Ритмическая игра на ладошках

Методика: Педагог пропевает слова-действия, дети повторяют за ней и отхлопывают:

Растут - рас-тут.

Расцветают - рас-цве-та-ют.

Отцветают - от-цве-та-ют.

Увядают - увя-да-ют.

Вянут - вя-нут.

Сохнут - сох-нут.

Засыхают - за-сы-ха-ют.

Можно также пропевать и отхлопывать слова: зацветают, распускаются, качаются, радуют, веселят, всходят, вырастают.

Лесная Фея поощряет детей и предлагает следующее задание:

Подснежником третьим я взмахну

И снова задание вам найду:

Покажите цветы полевые

И садовые - где какие.

Дидактическая игра «Полевые и садовые цветы»

Ход: Дети получают карточки с полевыми и садовыми цветами, Под музыку они врассыпную бегают по залу. С окончанием музыки они должны построиться в два круга. Один круг образуют дети, у которых карточки с полевыми цветами, другой - с садовыми.

Лесная Фея сообщает детям, что четвертый подснежник принес детям весенний цветок нарцисс:

Снег сошел, и к солнцу ввысь

Смело тянется нарцисс!

Он так нежен, так хорош,

Так на звездочку похож.

Но цветок этот очень нежный и хрупкий и у него отлетели все лепестки, которые нужно собрать детям.

Подвижная игра «Собери цветок»

Ход: Дети складывают на полу из готовых форм (лепестков и сердцевин) нарцисс.

Лесная Фея берет в руки следующий, пятый, цветок, прикладывает его к уху и сообщает детям, что этому цветку очень хотелось бы послушать стихотворение о каком-нибудь раннем весеннем цветке.

Рассказывание стихотворения с движениями «Мать -и- мачеха»

Ранней солнечной порой                      медленно поднимают вверх руки, вращая кистями

На проталинке лесной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких, солнечных платочках             кладут ладони на голову, качают головой

Да в зелененьких носочках                  выставляют на мысок сначала одну ногу, потом другую

6. Лесная Фея берет в руки следующий подснежник сообщает детям, что он очень любит любоваться разными любыми цветами: ведь они все очень красивы, а когда их много - глаза разбегаются( на фланелеграфе - цветы-картинки)

Гимнастика для глаз «Клумба»

Ромашка на клумбе,                                  взгляд влево

А здесь - портулак,                                    взгляд вправо

С ромашкою рядом                                   взгляд влево

Посадим мы мак                                       взгляд вправо

Лучами своими их солнце согреет,            взгляд вверх

Им влагу подарит ручей,                           взгляд вниз

За ними ухаживать дети умеют                 взгляд вверх-вниз

Пусть радует их красота всех людей        круговые движения глазами

А еще,- продолжает Фея,- этот цветок хочет, чтоб все цветы поиграли и подружились.

 Подвижная игра «Найди пару»

Ход: Каждый ребенок получает цветок-картинку. Под первую спокойную часть музыки дети свободно гуляют, на вторую, подвижную, часть находят себе пару(ребенка с цветком того же цвета), берутся под ручку и кружатся «вертушкой»

Фея любуется цветами, рассуждает о том, что цветам и всему живому на земле необходимы воздух, вода и СОЛНЫШКО-СВЕТ, предлагает выполнить вместе с ней

Двигательное упражнение «Солнышко»

Утром Солнышко встает,               поднимают руки в сторону

Теплый лучик детям шлет.             опускают руки

Мы проснулись, мы умылись        имитируют умывание

И за солнышком вперед.                 маршируют на месте

Здравствуй, Солнышко, привет!   помахивают руками

Без тебя нам жизни нет!                  кланяются, разводя руки в стороны

Землю Солнышко пригрело,          приседают

Птичка радостно запела,                 встают и поднимают руки вверх

Зацвели вокруг цветы                     разводят руки в стороны

Небывалой красоты.                        кланяются

Да,- говорит Фея,- красота цветов радует жизнь людей, они необходимы животным и насекомым, они украшают Землю. Выясняет: можно ли рвать цветы без дела, в каких случаях можно (подарить хорошему человеку, если цветов очень много и т.д.)

Если ты сорвешь цветок,

Если я сорву цветок,

Если все - и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

Пальчиковый игротренинг «Хризантемы»

Ах! Какие хризантемы!                  пальцами показать как распускается цветок

Мы сорвем их без проблемы.         обеими руками срывать «цветы»

Ух! Охапку мы набрали!                обеими руками показать «охапку»

Эх! Прихватим и для Вали!            махнуть рукой и рвать цветы дальше

Эхе-хе…Цветов не стало.               удивиться, пожать плечами,

Их и раньше было мало…              развести руки в стороны

Ох! Зачем мы их сгубили?             прижать руки к щекам

Ведь не мы же их растили!             горестно покачать головой

7. Фея сообщает детям, что ей очень понравилось отношение детей к окружающему миру, бережному отношению к цветам, поэтому в подарок она дарит им цветы-куклы, с которыми можно играть всегда: в любое время года и даже разыграть   целое театрализованное представление для своихлюбимых мам, что и будет для них лучшим подарком.

Театрализованная игра «Летел мотылек» («Кукляндия» стр. 41)

 /с напольными куклами-цветами и платковыми куклами-бабочками/

В заключении Фея замечает, что ей пора домой

Вот уж вечер наступает,

Солнце глазки закрывает,

Спать ложатся все цветы,

Улетают мотыльки.

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Подснежник», дети спокойно выходят из студии.

Дополнительный материал: инсценирование стихотворения «Васильки» Г. Галиной из сборника «Театр всевозможного» А. И. Бурениной стр. 53



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...

Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства» Паспорт проектной работы 1. Название проекта: «Воздух и его свойства». 2. Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники старшей...

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Средняя группа Для методического объединения…

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Для методического объединения воспитателей – экологов «Экологизация видов деятельности в ДОУ» Средняя группа Цель: сохранение и укрепление здоровья...

Читайте также

Технологическая карта (конструкт) непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Доброта живет…

Технологическая карта (конструкт) непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Доброта живет повсюду»

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Волшебные палочки – наши выручалочки» Цель: Создать условия для развития...

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...