Конспект тематического, коррекционно-развивающего занятия «Весенние ручейки»

для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи

Прогр. сод. Расширять кругозор, знакомить с явлениями природы, признаками.

Развивать силу, быстроту, точность, координацию, выразительность движений.

Совершенствовать чувство ритма, слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, фонематическое восприятие, артикуляционную моторику, интонационную выразительность.

Способствовать автоматизации и дифференциации звуков /б/, /д/, /ш /.

Развивать способность к переключению внимания, эмоциональной разрядке, снятию мышечного напряжения.

Познакомить с варежковой куклой, способами управления ею.

Оборудование: Иллюстрации-стихи из серии «Времена года», варежковые куклы, голубое полотно, муз. диск «Что как звучит?»

1. Дети входят в театральную студию, приветствуют друг друга

Коммуникативная игра «Здравствуйте».

Ход игры: Педагог предлагает всем детям встать в круг. Подходит к любому ребенку, пожимает ему руку. называя его по имени, здоровается /с любой интонацией/: «Здравствуй, Владик!» Этот ребенок должен постараться ответить так же, после чего становится ведущим. И так далее.

Педагог обращает внимание на панно, где выставлены картинки-стихи серии «Времена года», предлагает их расположить в последовательности, соответствующей данному времени года. Работу сопровождает чтением стихов, где дети добавляют слово-рифму.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

1.                    Я раскрываю почки,

                       В зеленые листочки

                       Деревья одеваю,

                       Посевы поливаю,

                       Движения полна,

                       Зовут меня… /весна/

 

2.                    Я соткано из зноя,

                       Несу тепло с собою.

                                                          

                       Я реки согреваю,

                       «Купайтесь! - приглашаю.

                       И любите за это.

                       Вы все меня знаете. Я … /лето/

 

3.                    Несу я урожаи,

                   Поля вновь засеваю,

                       Птиц к югу отправляю,

                       Деревья раздеваю,

                       Но не касаюсь сосен

                       И елочек. Я…/осень/

 

4.                    Дел у меня немало-

                       Я белым одеялом

 

                       Всю землю укрываю,

                       В лед реки убираю,

                       Белю поля, дома,

                       Зовут меня… /зима/.

2. Да, подтверждает педагог, закончилась долгая сибирская Зима, пришла, наконец, Весна; уточняет: какой месяц открывает эту замечательную пору.

            Март в окошко - тук, тук, тук, - постучал негромко,

            А сосульки, услыхав, зазвенели звонко.

            И под эту музыку вдруг запели птицы,

            И от этой радости голова кружится

Знакомит детей с правилами новой игры, в ходе которой они называют характерные признаки данного времени года.

 Двигательная игра «Мы с Весной идем, идем…» /речитатив/

Ход игры. Дети стоят в кругу. Вед. и несколько ребят, образуя внутренний маленький круг, идут противоходом, повторяя слова: «Мы с Весной идем, идем и с собою берем…» Тот ребенок из внешнего круга, который приведет конкретный пример - признак, присоединяется к внутреннему кругу /ледоход, грачи, капель, ручейки, … /и т.д.

3. Да,- продолжает педагог,- отовсюду слышится песенка ручейков. Предлагает взяться за руки, образовать один веселый ручеек

Дыхательно-артикуляционный тренинг «Говорливый ручеек»

Ход игры: Дети идут «змейкой» за педагогом, тот, повернувшись к ним боком, говорит:

Ряд за рядом, бок о бок,                  повторяют дети

Мы плывем, как ручеек.

                      

Берег весь покрыт цветами,             Алеша повторяет

Мы идем-плывем лугами.                   Саша повторяет

 

Ряд за рядом, бок о бок,                     все вместе

Мы плывем, как ручеек.

 

Ручеек бежит, играет,                          Наташа повторяет

Каждый кустик отражает.                     Таня повторяет

 

Ряд за рядом, бок о бок,                       все дети

Мы плывем, как ручеек:

                      

По камешкам -динь-динь-динь,            вместе

По корягам -буль-буль -буль,

По осоке - ш-ш-ш-ш-ш.

4. Ой,- говорит педагог, оглядываясь,- а куда же это наш ручеек приплыл? Посмотрите-ка, ребята, мы оказались в весеннем лесу. Какая чудная полянка! Но чтобы попасть на нее, надо перепрыгнуть через овраг/две скакалки - 50 см/

Подвижная игра «Перепрыгни через овраг»

Ход игры: Педагог произносит ряд одинаково звучащих слов: бочка, дочка, точка и т.п. Дети прыгают на определенное слово: кочка. Гуляют по полянке.

                       На полянке на лучистой,

                       Неширок и неглубок,

                       Целый день водою чистой

                       Льется светлый ручеек

 

5.Педагог рассказывает о том, что очень скоро по берегам этого ручейка будут бродить коровы и козочки, а пасти их будет молодой пастушок с дудочкой в руках. Знакомит с правилами игры.                                                                                    

Игра на определение структуры и характера муз. произведения, развития коллективного ритма «Дудочка» /«Ладушки» ср. гр Д2 тр 11/

Ход игры: Один из участников изображает пастуха, другие изображают стадо, свободно расположившись на «лугу»-полу. Пастух ходит вокруг своего стада, имитирует игру на дудочке /1 часть пьесы/ и говорит:

                       Ай, ду-ду, ай, ду-ду,                        Ай, ду-ду, ай, ду-ду,

                       Я все стадо стерегу.                     На зеленом на лугу.

«Стадо» идет на корточках, щиплет траву /2 часть пьесы/ и говорит: «Понемножку, понемножку, всю я вычистил дорожку» На условный сигнал/или повтор пьесы/ все встают и повторяют слова.

Но иногда в стаде попадается строптивая корова или козочка, которая не хочет подчиняться команде пастушка и вовремя уходить домой, тогда ему приходится за ней даже побегать, как в этой игре.

Упражнение-игра на координацию слова и движения под музыку «Козочки и пастух» муз. О. Боромыковой

Ручеек-журчалочка, пой-пой-пой!                                   идут друг за другом

Завертелась палочка, стой-стой-стой!                           заводят круг

Козочка копытцами брык-брык-брык!                             руки «полочкой», ноги выбрасывают

Хорошо напиться бы, прыг-прыг-прыг!                            Руки на поясе, три раза прыгают

Окунула мордочку, хлюп-хлюп-хлюп!                               Наклониться и три раза повертеть

                                                                                              головой

А пастух на жердочку, туп-туп-туп!                                   топнуть по очереди левой-правой

                                                                                              ногой,

Достает он дудочку, ой-ой-ой!                                          две ладони, приставить ко рту,

                                                                                             пошевелить пальцами -«играет»

Уходи-ка, козочка, ты домой!                                            погрозить пальцем

Коза отвечает без музыки:

                                               Меня домой ты не гони!

                                               А вот возьми и догони!

Дети поднимают сцепленные руки - «воротики» и говорят: «Раз-два-три!- беги!»

выбегает из круга козочка, за ней - пастушок.

6. Педаог предлагает детям сесть на мягкую травку, послушать журчание ручейка, определить, где это был маленький, робкий ручеек, где он превратился в широкую, полноводную реку, где - в бурный поток, а где - в мощный водопад.

Упражнение на развитие слухового внимания «Речка-ручеек.»

7. Педагог обращает внимание детей на мощь звучащего водопада, рассказывает, о том, что силу эту люди стараются использовать разумно. Сообщает также о существовании четырех стихий в природе, показывает движения, которые соответствуют каждой из них: воздух - руки вверх, огонь - вращение руками, согнутыми в локтях; земля - руки вниз; вода - волнообразные движения рук.

Предлагает поиграть, знакомит с правилами.

Игра «Четыре стихии»

Ход игры.

1. Дети, стоя, внимательно слушают взрослого. Он произвольно называет стихии, но не показывает движения. Задача детей - не ошибиться, быстро и правильно показать соответствующее движение. /1 вариант/

2. Педагог называет стихию, которую дети должны показать. При этом сам демонстрирует неверное движение. Ребенку надо быстро среагировать, сообразить, какое движение правильно следует показать. /усложнен. вариант/

8. Педагог напоминает детям, как нежно и трогательно звучал ручеек:

                       Бегу я как по лесенке,

                       По камешкам звеня,

                       Издалека по песенке

                       Узнаете меня.

Предлагает оркестровать песню, обсудив выбор музыкальных инструментов.

Инструментальное музицирование песни «Форель» муз. Ф.Шуберта

Педагог хвалит детей за слаженное исполнение пьесы, еще раз уточняет у детей: что такое «форель» /рыба ценной породы, очень вкусная/. Предлагает поработать над произношением этого слова.

Скороговорка «Форель»

                       Наловил Валерий

                       Полведра форели.

                       Угостил форелью

                       Дарью да Лукерью.                                                                                

Педагог спрашивает у детей: куда же бегут все эти маленькие ручейки/реки, озера, моря/ и какая же от них польза /без воды не может жить ничто живое на Земле./ Выясняет, каких обитателей рек, озер, морей знают? Да, и рыбки тоже. 1-й этап. Педагог знакомит детей с варежковой куклой-Рыбкой. Дает двум детям в руки голубую ткань, говоря, что это большая река, в которой водятся красивые рыбки. Дети колышут ткань, а педагог водит рыбку по ткани, будто она плавает:

                       Ночью темень, ночью тишь.

                       Рыбка, рыбка, где ты спишь?

                       Лисий след ведет к норе,

                       След собачий - к конуре,

                       Белкин след ведет к дуплу,

                       Мышкин - к дырочке в полу.

                       Жаль, что в речке, на воде

                       Нет следов твоих нигде.

                       Только темень, только тишь,

                       Рыбка, рыбка,                                                                                            

Выплыла другая рыбка и тоже стала искать свою подружку…/кисть левой руки плавно выводится из-за спины в положении перед собой, повернув ладонь к себе; далее повторяется все вышеописанное/.

И вот выплыли обе рыбки из домика и встретились…/вывести обе руки из-за спины, плавно изгибая, и остановить перед собой, кончиками пальцев одной руки прикоснуться к другой, обе ладони повернуты к себе/. И поздоровались подружки:                                                         

Здравствуй, рыбка!                     - двигаются пальцы одной руки                                                     

Здравствуй, рыбка!                     - двигаются пальцы другой руки

Стали подружки плавать, танцевать, играть /произвольно плавно вращать кистями обеих рук/. Поплыли рыбки вверх, вниз, в одну сторону, в другую/кистями рук выполнять соответствующие тексту движения/. где ты спишь?

2-й этап. Педагог замечает, что в работе с куклой очень важна координация речи и движения, ориентировка в пространстве, пластичность рук. Предлагает поработать над пластикой рук.

Упражнение «Рыбки-подружки» «Кукляндия» стр.33

И.п. Дети стоят по кругу, обе руки за спиной.

Педагог: Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать свою подружку… /кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой/ Поплыла в одну сторону, поплыла в другую …/кисть двигается то в одну, то в другую сторону/. Поплыла вверх, поплыла вниз…/кисть двигается то верх кончиками пальцев, то вниз/. Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик/рука, плавно изгибаясь, отводится за спину/, удивляясь и сердито бормоча себе под нос:

Речевое упражнение «Рыбка разговаривает»

Ход: дети тихо и быстро произносят «П-П-П-П…

Рыбки играли и танцевали.

Плавали вместе,

И вместе устали                               - положить обе ладошки рук к себе на грудь

Полежали, отдохнули,

Хвостиком вильнули,

Уплыли к себе домой

И дома заснули…                              - обе руки плавно возвращаются за спину /И.П./.

В заключении дети слушают журчание ручейка, затем «уплывают» вместе с куклами-рыбками в группу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет» Задачи: Развивать динамическую координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и...

Программа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего…

Программа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня…

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста В последние годы неуклонно растёт число...

Читайте также

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе Действующие лица: взрослые - дети - Иван Ваня, Красавица. Программное содержание: 1. Повторить и закрепить потешки, заклички...

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и…

Проект в первой младшей группе на тему «Подводный мир и его обитатели» Тип проекта: познавательно – творческий, игровой. Срок реализации проекта: 3...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...