Конспект тематического, коррекционно-развивающего занятия «Морское путешествие»
для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи
Прогр. сод. 1. Расширять кругозор детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
2. Воспитывать чувство эмпатии.
3. Развивать чувство ритма, умение сочетать слова и движения, их координацию.
4. Учить напрягать и расслаблять отдельные мышцы тела.
5. Совершенствовать вокально-хоровые навыки, длительный целенаправленный выдох.
6. Продолжить работу по автоматизации и диффренциации звуков /Л/, /Ш/, интонационной выразительности речи.
7. Осваивать приемы работы с варежковыми куклами
Оборудование: Бумажные лодочки, иллюстрации морских обитателей, иллюстрации животных/обезьяна, пантера, ягуар, слон, жираф/; варежковые рыбки, ленточки-водоросли.
Муз. материал: Пьеса «Аквариум» муз. К.Сен-Санса. «Вальс» муз И. Штрауса,.Программа «Ладушки» ст.гр. Д2, тр 38
1. Дети входят в театральную студию. Педагог предлагает поприветствовать друг друга, объяснят правила новой игры.
Игра «Здравствуйте» датская народная мелодия / Пр-ма «Ладушки.ст.гр.Д2Тр38/
Дети ходят по залу врассыпную и здороваются друг с другом, пожимая руки. Услышав заключительный аккорд, пожимают руку тому, кого встретили на своем пути. Пожимать руку надо столько, сколько длится аккорд/на педали/. Повторить 3-4 раза.
Педагог уточняет время года: да, пришла Весна .
Ах, какая красота!
К нам опять пришла Весна:
Птички весело поют,
Гнездышки усердно вьют
Весело звенят ручьи,
К реченьке спешат они.
Солнце яркое сияет,
Погулять нас приглашает.
Да, - говорит педагог, трудно усидеть дома весной: сколько там интересного, нового! А сколько разных звуков!
Фонопедические упражнения «Весна пришла» /по методу В.Емельянова/
Наступила весна, -« У-у-у «- в восходящем движении
Нам тепло принесла. с показом рукой
Побежали ручьи, «буль-буль
Заболтали они. Буль-буль…»
Сугробы осели
И потемнели…
Веселые капели «кап-кап» - мелодия сверху вниз до самого высокого тона
Песенки запели
Солнце по небу гуляет «о-о-о» в высоком регистре на одном дыхании, разводя руки
Тоже песни распевает в стороны -crescendo, сводя - diminuendo
Пробудился медведь «Р- р- р»- 5-тиступенчатый звукоряд
И давай реветь. в восходящем движении
Птички не зевают, подражают пению птиц
Тоже подпевают в высоком регистре
До чего же хороша движение по звукам мажорного трезвучия
Наша матушка-Весна! вверх и вниз
2. Весна чувствуется везде: в запахах, в пении птиц, журчании ручейков, звоне капели. Педагог напоминает детям о существовании 4-х стихий, предлагает поиграть.
Игра «Четыре стихии» / смотреть пред. занятие/
Да, рассуждает педагог, и вот из таких маленьких ручейков образуются большие реки. А не отправиться ли нам в путешествие по большой реке к морю?
В день весенний необычный
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое
Мы отправимся сейчас.
На чем? Да хотя бы на бумажной лодочке.! Сделать ее очень и очень просто./дети конструируют бумажные лодочки/. А поможет нам в путешествии попутный ветер.
Дыхательное упражнение «Попутный ветер. «Вальс» муз. И.Штрауса.
Цель: развитие длительного, плавного, целенаправленного выдоха.
Правила: под музыку поднять руки вверх и на сильную долю каждого такта подуть на лодочки, лежащие на ладони.
Речевое двигательное упражнение «В лодке»
Выполнение: Дети совершают круговые движения руками, имитируя гребки, произносят
Ла – ла - ла , /7 раз/ - лодка весело плыла,
Ло – ло – ло /7 раз/ - поднимаем мы весло.
3. И вот наши бумажные лодочки несут нас по речной глади, а вот уже - и море! Какие красоты открываются нашему взору. Настроение такое, что хочется петь!
Музыкально-ритмическая композиция «Вперед, гардемарины!»
/приложение№/.
Посмотрите, ребята, мы приплыли к острову. Выходите на берег, будем загорать на берегу, играть с песочком.
Упражнение на координацию речи и движения «У моря»
К берегу бежит волна, волнообразное движение одной рукой
Вслед за ней еще одна. другой рукой
Эта - выше, поднимают руки
Эта - ниже, опускают на уровень груди
Эта - вовсе не видна. касаются ладонями пола
А на берегу морском пересыпают невидимый песок из одной руки в другую
Будем мы играть с песком.
Будет башня из песка, ставят кулаки друг на друга: выше и выше
Как до неба высока. встают на носки и поднимают руки
Педагог обращает внимание детей на высокие пальмы, предлагает поиграть, изобразить пальму сильную, здоровую; а затем - совсем завядшую.
Игра «Пальма»
Цель: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях, плечах
Ход игры: «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку,
«Завяли листочки»: уронить кисть.
«Ветви»: уронить руку от локтя.
«И вся пальма»: уронить руку вниз.
Упражнение повторить левой рукой.
В джунглях качели - это лианы,
Любят качаться на них… /обезьяны./
Да, это обезьяны, которые очень любят шалить.
Пальчиковая гимнастика «Пять обезьянок»
Пять обезьянок прыгали в кроватке, показывают пять пальцев на обеих руках
Одна из них упала головою вниз. наклонить голову вниз.
Мама - к телефону: тык-тык-тык! пальцы правой руки «бегут» по предплечью левой руки,
«набирают» номер телефона указат. пальцем
Доктор отвечает: запретите грозят указательным пальцем.
Детям прыгать, мисс!
Четыре обезьянки прыгали в кроватке, показывают четыре пальца и т.д.
4. Педагог сообщает, что кроме обезьянок на острове много разных зверей, у которых свои повадки, привычки, внешний вид. /рассматривают цветные иллюстрации животных/. Да что там говорить: они и ходят каждый по-своему.
Двигательное упражнение «Кто как идет»
Ох, обманчивы манеры шагают на носочках
Черной хищницы - пантеры.
Все убегают, как от пожара, легко бегут на носочках
Увидев пятна ягуара.
Через зарослей заслон шагают на всей стопе
Шел по джунглям толстый слон.
Страшен гривы этой гнев, шагают с притопом
Царь зверей, конечно, лев.
Ходит важно, словно граф, шагают с носка, руки отводят назад
С длинной шеей наш жираф
Какие огромные здесь морские черепахи, да еще и очень умные: они умеют сами себе делать массаж.
Самомассаж тела «Черепаха»
Выполнение: дети делают легкое пощипывание пальцами рук, груди, ног под стихотворение.
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Затем поглаживают себя ладонями, выполняя круговые движения и приговаривая,
Черепашка Рура
В море нырнула,
С вечера нырнула
И пропала… Эй! Эй! Эй!
Черепашка Рура,
Выгляни скорей!
5. Педагог выясняет у детей: а куда же могла пропасть черепаха Рура? Да, море таит много опасностей. Вот, например, одна из них:
В самых разных морях они водятся,
Очень опасны, коль рядом находятся,
Может съесть даже ножку от стула
Если пахнет съедобным …/акула/
Дети перечисляют и рассматривают иллюстрации других обитателе моря, представляющих опасность для других: осьминоги, морские ежи, киты и т.д. Эти разбойники едят все, что попадает им в рот:
Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений мышц нижней челюсти
1. Положить ладони на затылок. Открывать максимально рот, одновременно запрокидывая голову назад с преодолением сопротивления рук.
2. Шепотом произносить гласные, требующие различной ширины раскрытия рта: /А-И/, /А-О/, /А-У/, /А-Э/.
3. Имитировать жевание.
Именно поэтому всем морским обитателям приходится быть очень и очень осторожным, особенно рыбкам. А рыбок в море-океане плавает великое множество/иллюстрации/
Лежит подводная страна
глубоко под водой.
Там рыба плавает луна
Рядом с морской звездой.
А чтобы скаты и угри
Найти свой дом могли бы,
Горят там всюду фонари -
Светящиеся рыбы.
Но зато как весело играют и резвятся рыбки, когда им ничто не угрожает
Игра-сценка «Рыбки-рыбешки»
Ход. Детей поделить на две подгруппы: одна подгрупп - «дети-рыбки»/им на руку надеваются варежковые рыбки/, другая подгруппа - «дети-камешки» /дети садятся на пол, сгибают колени и обхватывают их руками/ или « водоросли»/в руках у них узкие ленточки.
Звучит музыка /«Аквариум» Сен-Санса/. Дети-рыбки внимательно слушают и стараются движениями рук, на которые надеты рыбки-варежки, передать ее характер, Когда музыка становится тише, все рыбки ищут себе подружку/пару/. Пары становятся напротив друг друга. Дети протягивают своих рыбок друг другу, при этом рыбки соприкасаются носиками и слегка шевелятся, а дети произносят слова:
Рыбки-рыбешки, все хороши,
Папы и мамы, и малыши…
Снова звучит музыка, Рыбки продолжают плавать между Камешками и Водорослями
Музыка затихает. Дети опять находят пару, становятся напротив и говорят:
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше нигде.
Педагог: Наступила ночь, Рыбки пошли спать на камушки. А пока они спали, произошло чудесное превращение - Рыбки превратились в Камушки/ в Водоросли/, а Камушки в Рыбок/дети меняются ролями/. Вот так дружно и весело живут маленькие безобидные рыбки. А как сладко они спят под звуки прибоя, а какие сны им снятся…
Релаксация: Дети слушают звуки прибоя, тихо уходят из зала.
Читайте также |
---|
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»
Проект на тему «Наша Родина - Россия!»
Проект на тему «Наша Родина - Россия!»
Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…
Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...