Конспект тематического, коррекционно-развивающего занятия «Морское путешествие»

для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Прогр. сод. 1. Расширять кругозор детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

2. Воспитывать чувство эмпатии.

3. Развивать чувство ритма, умение сочетать слова и движения, их координацию.

4. Учить напрягать и расслаблять отдельные мышцы тела.

5. Совершенствовать вокально-хоровые навыки, длительный целенаправленный выдох.

6. Продолжить работу по автоматизации и диффренциации звуков /Л/, /Ш/, интонационной выразительности речи.

7. Осваивать приемы работы с варежковыми куклами

Оборудование: Бумажные лодочки, иллюстрации морских обитателей, иллюстрации животных/обезьяна, пантера, ягуар, слон, жираф/; варежковые рыбки, ленточки-водоросли.

Муз. материал: Пьеса «Аквариум» муз. К.Сен-Санса. «Вальс» муз И. Штрауса,.Программа «Ладушки» ст.гр. Д2, тр 38

1. Дети входят в театральную студию. Педагог предлагает поприветствовать друг друга, объяснят правила новой игры.

Игра «Здравствуйте» датская народная мелодия / Пр-ма «Ладушки.ст.гр.Д2Тр38/

Дети ходят по залу врассыпную и здороваются друг с другом, пожимая руки. Услышав заключительный аккорд, пожимают руку тому, кого встретили на своем пути. Пожимать руку надо столько, сколько длится аккорд/на педали/. Повторить 3-4 раза.

Педагог уточняет время года: да, пришла Весна .

                       Ах, какая красота!

                       К нам опять пришла Весна:

                       Птички весело поют,

                       Гнездышки усердно вьют

                       Весело звенят ручьи,

                       К реченьке спешат они.

                       Солнце яркое сияет,

                       Погулять нас приглашает.

Да, - говорит педагог, трудно усидеть дома весной: сколько там интересного, нового! А сколько разных звуков!

Фонопедические упражнения «Весна пришла» /по методу В.Емельянова/

Наступила весна, -« У-у-у «- в восходящем движении

Нам тепло принесла.              с показом рукой

Побежали ручьи,                     «буль-буль

Заболтали они.                        Буль-буль…»

Сугробы осели

И потемнели…

Веселые капели                      «кап-кап» - мелодия сверху вниз до самого высокого тона

Песенки запели

Солнце по небу гуляет           «о-о-о» в высоком регистре на одном дыхании, разводя руки

Тоже песни распевает            в стороны -crescendo, сводя - diminuendo

Пробудился медведь             «Р- р- р»- 5-тиступенчатый звукоряд

И давай реветь.                      в восходящем движении

Птички не зевают,                   подражают пению птиц

Тоже подпевают                      в высоком регистре

До чего же хороша                  движение по звукам мажорного трезвучия

Наша матушка-Весна!            вверх и вниз

2. Весна чувствуется везде: в запахах, в пении птиц, журчании ручейков, звоне капели. Педагог напоминает детям о существовании 4-х стихий, предлагает поиграть.

Игра «Четыре стихии» / смотреть пред. занятие/                                      

Да, рассуждает педагог, и вот из таких маленьких ручейков образуются большие реки. А не отправиться ли нам в путешествие по большой реке к морю?

                       В день весенний необычный

                       Удивить хочу я вас.

                       В путешествие большое

                       Мы отправимся сейчас.

На чем? Да хотя бы на бумажной лодочке.! Сделать ее очень и очень просто./дети конструируют бумажные лодочки/. А поможет нам в путешествии попутный ветер.

Дыхательное упражнение «Попутный ветер. «Вальс» муз. И.Штрауса.

Цель: развитие длительного, плавного, целенаправленного выдоха.

Правила: под музыку поднять руки вверх и на сильную долю каждого такта подуть на лодочки, лежащие на ладони.

Речевое двигательное упражнение «В лодке»

Выполнение: Дети совершают круговые движения руками, имитируя гребки, произносят

                       Ла – ла - ла , /7 раз/ - лодка весело плыла,

                       Ло – ло – ло /7 раз/ - поднимаем мы весло.

3. И вот наши бумажные лодочки несут нас по речной глади, а вот уже - и море! Какие красоты открываются нашему взору. Настроение такое, что хочется петь!

Музыкально-ритмическая композиция «Вперед, гардемарины!»

                                   /приложение№/.

Посмотрите, ребята, мы приплыли к острову. Выходите на берег, будем загорать на берегу, играть с песочком.

Упражнение на координацию речи и движения «У моря»

К берегу бежит волна,                     волнообразное движение одной рукой

Вслед за ней еще одна.                   другой рукой

Эта - выше,                                       поднимают руки

Эта - ниже,                                        опускают на уровень груди

Эта - вовсе не видна.                      касаются ладонями пола

А на берегу морском                        пересыпают невидимый песок из одной руки в другую

Будем мы играть с песком.

Будет башня из песка,                     ставят кулаки друг на друга: выше и выше

Как до неба высока.                        встают на носки и поднимают руки

Педагог обращает внимание детей на высокие пальмы, предлагает поиграть, изобразить пальму сильную, здоровую; а затем - совсем завядшую.

Игра «Пальма»                                                                                                                                         

Цель: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях, плечах

Ход игры: «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку,

«Завяли листочки»: уронить кисть.

«Ветви»: уронить руку от локтя.

«И вся пальма»: уронить руку вниз.

Упражнение повторить левой рукой.

                                   В джунглях качели - это лианы,

                                   Любят качаться на них… /обезьяны./

Да, это обезьяны, которые очень любят шалить.

Пальчиковая гимнастика «Пять обезьянок»

Пять обезьянок прыгали в кроватке,        показывают пять пальцев на обеих руках

Одна из них упала головою вниз.             наклонить голову вниз.

Мама - к телефону: тык-тык-тык!             пальцы правой руки «бегут» по предплечью левой руки,

                                                                      «набирают» номер телефона указат. пальцем

Доктор отвечает: запретите                      грозят указательным пальцем.

Детям прыгать, мисс!

Четыре обезьянки прыгали в кроватке,    показывают четыре пальца и т.д.

4. Педагог сообщает, что кроме обезьянок на острове много разных зверей, у которых свои повадки, привычки, внешний вид. /рассматривают цветные иллюстрации животных/. Да что там говорить: они и ходят каждый по-своему.

Двигательное упражнение «Кто как идет»

Ох, обманчивы манеры                  шагают на носочках

Черной хищницы - пантеры.

Все убегают, как от пожара,            легко бегут на носочках

Увидев пятна ягуара.

Через зарослей заслон                     шагают на всей стопе

Шел по джунглям толстый слон.

Страшен гривы этой гнев,                 шагают с притопом

Царь зверей, конечно, лев.

Ходит важно, словно граф,                шагают с носка, руки отводят назад

С длинной шеей наш жираф

Какие огромные здесь морские черепахи, да еще и очень умные: они умеют сами себе делать массаж.

Самомассаж тела «Черепаха»

Выполнение: дети делают легкое пощипывание пальцами рук, груди, ног под стихотворение.

                       Шла купаться черепаха

                       И кусала всех от страха:

                       Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

                       Никого я не боюсь!

Затем поглаживают себя ладонями, выполняя круговые движения и приговаривая,

                       Черепашка Рура

                       В море нырнула,

                       С вечера нырнула                                                                                                 

                       И пропала… Эй! Эй! Эй!

                       Черепашка Рура,

                       Выгляни скорей!

5. Педагог выясняет у детей: а куда же могла пропасть черепаха Рура? Да, море таит много опасностей. Вот, например, одна из них:

                       В самых разных морях они водятся,

                       Очень опасны, коль рядом находятся,

                       Может съесть даже ножку от стула

                       Если пахнет съедобным …/акула/

Дети перечисляют и рассматривают иллюстрации других обитателе моря, представляющих опасность для других: осьминоги, морские ежи, киты и т.д. Эти разбойники едят все, что попадает им в рот:

Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений мышц нижней челюсти

1. Положить ладони на затылок. Открывать максимально рот, одновременно запрокидывая голову назад с преодолением сопротивления рук.

2. Шепотом произносить гласные, требующие различной ширины раскрытия рта: /А-И/, /А-О/, /А-У/, /А-Э/.

3. Имитировать жевание.

Именно поэтому всем морским обитателям приходится быть очень и очень осторожным, особенно рыбкам. А рыбок в море-океане плавает великое множество/иллюстрации/

                       Лежит подводная страна

                       глубоко под водой.                                                                                  

                       Там рыба плавает луна                                                                             

                       Рядом с морской звездой.

                       А чтобы скаты и угри

                       Найти свой дом могли бы,

                       Горят там всюду фонари -

                       Светящиеся рыбы.

Но зато как весело играют и резвятся рыбки, когда им ничто не угрожает

Игра-сценка «Рыбки-рыбешки»

Ход. Детей поделить на две подгруппы: одна подгрупп - «дети-рыбки»/им на руку надеваются варежковые рыбки/, другая подгруппа - «дети-камешки» /дети садятся на пол, сгибают колени и обхватывают их руками/ или « водоросли»/в руках у них узкие ленточки.                         

Звучит музыка /«Аквариум» Сен-Санса/. Дети-рыбки внимательно слушают и стараются движениями рук, на которые надеты рыбки-варежки, передать ее характер, Когда музыка становится тише, все рыбки ищут себе подружку/пару/. Пары становятся напротив друг друга. Дети протягивают своих рыбок друг другу, при этом рыбки соприкасаются носиками и слегка шевелятся, а дети произносят слова: 

Рыбки-рыбешки, все хороши,

Папы и мамы, и малыши…

Снова звучит музыка, Рыбки продолжают плавать между Камешками и Водорослями

Музыка затихает. Дети опять находят пару, становятся напротив и говорят:

                                   Рыбки гуляют только в воде

                                   И не гуляют больше нигде.

Педагог: Наступила ночь, Рыбки пошли спать на камушки. А пока они спали, произошло чудесное превращение - Рыбки превратились в Камушки/ в Водоросли/, а Камушки в Рыбок/дети меняются ролями/. Вот так дружно и весело живут маленькие безобидные рыбки. А как сладко они спят под звуки прибоя, а какие сны им снятся…

Релаксация: Дети слушают звуки прибоя, тихо уходят из зала.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...

Читайте также

«Теоретические основы организации обучения»

«Теоретические основы организации обучения» Введение Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном...

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ»

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго...

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» (Базовый уровень технической направленности) 1 модуль Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» представляет собой курс в области новых...