Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе
Тема: «В стране народных мастеров»

 

Цель: закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о народных промыслах России.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить умения детей различать основные виды народных промыслов России;
  • углублять знания детей о дымковской игрушке;
  • продолжать учить рисовать узоры без предварительного рисунка карандашом;
  • закрепить умения детей работать с печатками;
  • закрепить знания детей о получении дополнительных цветов из трех основных.

Развивающие:

  • развивать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству и народным промыслам России;
  • развивать у детей умение рисовать кончиком кисти, применять прием «тычок», проводить волнистые линии одинаковой толщины;
  • развивать у детей умение ставить цель, решать проблемные задачи, оценивать свои действия;
  • обогащать словарь детей специальными терминами;
  • развивать эстетические чувства.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров;
  • воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам, умение договариваться, работая в парах, подгруппе.

Интегрируемые образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности: познавательно-исследовательская, изобразительная, коммуникативная.

Методы и приемы:

Наглядный: рассматривание иллюстраций народного декоративно-прикладного искусства.

Словесный: вопросы к детям, поощрения, указания.

Игровой: пальчиковая гимнастика, складывание пазлов «Дымковская игрушка», игра «Найди пару».

Практический: рисование узоров и раскрашивание рисунка дымковской игрушки.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства. Рисование и раскрашивание предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Оборудование: столы и стулья для детей.

Демонстрационный материал: дымковская игрушка индюк, иллюстрации дымковской игрушки, элементов росписи.

Раздаточный материал: бумага, стаканы с водой, кисти, палитры, печатки – по количеству детей, кейсы – один на парту (пазлы «Дымковская игрушка», игра «Найди пару»).

Ход

I часть cоздание образовательной ситуации:

Цель: привлечение внимания детей, формирование позитивной мотивации на предстоящую деятельность

Педагог: приглашает детей пройти в изостудию, присесть за парты:

– Дети, сегодня мы с вами отправимся в страну народных мастеров и сами станем настоящими мастерами. А вот мастерами какого народного промысла мы станем, вам предстоит узнать самостоятельно.

Дети: входят в кабинет, здороваются с присутствующими, занимают места за партами. Дети слушают педагога, эмоционально реагируют.

Педагог:

– Для начала, давайте узнаем, помните ли вы, какими узорами расписывают разные народные промыслы. Вы сидите за партами парами, поэтому и решать задачку будете вдвоем. Возьмите зеленый конверт и достаньте содержимое. В конверте есть две карточки с разными народными промыслами и элементы узоров. Ваша задача: посмотрите внимательно на элементы узоров и положите в кармашек к тем народным промыслам, к которым они подходят. Будьте внимательны, на некоторых картинках есть узоры, которые не принадлежат народным промыслам.

Во время игры педагог подходит к детям, предлагает помощь по необходимости. Дети, закончившие игру, поднимают руки в знак готовности.

Педагог:

Все готовы? Проверьте в парах, правильно ли вы подобрали узоры.

Педагог вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.

Дети: дают положительный ответ и поднимают карточки. Проверяют, как справились с заданием другие дети, радуются, что правильно составили пары «народный промысел + элементы узора»

Педагог: предлагает рассмотреть народные промыслы, изображенные на картинках.

Какие народные промыслы изображены на ваших картинках? Какие узоры используются в росписи? Из какого материала сделаны изделия? Какие цвета используются в росписи?

Дети: отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Мотивация детей на предстоящую деятельность.

Педагог:

– У вас остались еще элементы узоров, которые не подошли ни к одному народному промыслу. Они вам знакомы? Где вы могли их видеть?

Значит, что мы будем рисовать сегодня

Дети: рассматривают оставшиеся узоры, вспоминают название народного промысла, к которому принадлежат элементы узоров, советуются друг с другом, высказывают свое мнение.

Дети размышляют, дают ответы на вопросы:

– Мы будем рисовать дымковскую игрушку.

Педагог:

– Правильно!

Дети: радуются тому, что правильно ответили на вопрос.

II часть – основная

Цель: организация образовательной деятельности воспитателя с детьми через эффективное использование методов и приемов, способствующих активизации детской деятельности, развитию познавательных способностей и интересов воспитанников

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.

Педагог:

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок.

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой.

Педагог задает индивидуальные вопросы

– Какие игрушки делают мастера села Дымково?

– Из какого материала они их делают?

– Какие узоры используют?

Дети:

– Мастера делают коней, индюков, барышень, оленей, кавалеров…

– Игрушки делают из глины

– Круг, точка, волнистая линия (змейка), решеточки, полосочки…

Педагог:

– Все верно! Такими узорами народные мастера из села Дымково украшали дымковскую игрушку. Круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья.

Дети: внимательно слушают педагога, эмоционально реагируют.

Педагог: предлагает детям собрать карточки в конверты и положить их на край стола.

– Пришло время узнать, какую игрушку вы будете рисовать. Возьмите синий конвертик, в нем находятся пазлы. Вместе с соседом по парте сложите из пазл картинку. Так вы узнаете, что вы сегодня будете рисовать. Какую игрушку вы будете рисовать?

Дети: советуются друг с другом, спорят, отстаивают свою точку зрения.

Дети собирают картинку.

Педагог:

– Кто готов ответить, какую фигурку мы сегодня будем украшать?

Дети:

– Мы сегодня будем украшать фигурку индюка.

Педагог:

– Правильно! Узоры мы выбрали, фигурка игрушки тоже есть, осталось приготовить краску! К сожалению, у нас только три цвета. Что же делать? Как получить другие цвета?

Дети: думают, вспоминают способы получения другого цвета, советуются друг с другом. Примерные ответы детей:

Не знаю,… можно смешать краски между собой,… можно краски разбавить водой.

Педагог: задает индивидуальные вопросы детям:

Рита, скажи, пожалуйста, какие краски надо смешать, чтобы получить оранжевый цвет?

– Саша, как ты думаешь, чтобы получить зеленый цвет, какие краски надо смешать? Фиолетовый?

Дети:

Чтобы получить оранжевый цвет надо смешать желтую и красную краски.

Дети отвечают, внимательно слушают ответы других детей, соглашаются с ними.

Педагог:

– Что ж теперь я вижу, что вы настоящие профессионалы, и можете расписывать игрушки, как настоящие мастера!

– Сегодня мы будем рисовать узоры без карандаша, при помощи печаток и кисточки. Вспомните, как мы это делали раньше.

– Прежде чем приступить к работе, давайте выполним пальчиковую гимнастику.

Перед тем как рисовать.

Нужно пальчики размять.

Вместе мы потрем ладошки.

И похлопаем немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.

За работу всем пора.

Дети: выполняют пальчиковую гимнастику, повторяя движения за педагогом

Педагог:

– Приступаем к работе.

Педагог, по мере необходимости, оказывает индивидуальную помощь детям – показывает процесс выполнения на своем образце, поощряет, предлагает помочь друг другу. Оценивает заслуги каждого ребенка.

Дети: приступают к выполнению задания.

III часть – заключительная

Цель: обобщение знаний детей, умение оценивать результаты деятельности

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

Рефлексия

Педагог:

– Чем мы с вами сегодня занимались? Какие народные промыслы вспомнили? Как ты думаешь, Вова, зачем мы это делали? Рита, как ты считаешь, важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится вам в жизни? Ксения, какое задание было для тебя самым трудным? А для тебя, Валя? Почему? Как вы считаете, что вам удалось сделать вместе? Что интересного вы расскажете родителям?

Дети: думают, отвечают на вопросы педагога

Педагог: обращает внимание детей на мольберт. На мольберте – изображение «лестницы успеха». Педагог предлагает оценить собственную деятельность при помощи условных обозначений – «человечков»:

«1 человечек» – улыбается, руки вверх (все получилось);

«2 человечек» - руки в стороны (были затруднения);

«3 человечек» - руки опущены (ничего не получилось, задания были сложными).

Дети: рассматривают «лестницу успеха», думают, оценивают собственную деятельность.

Педагог: задает вопросы детям:

– Лиза, почему ты выбрала смеющегося человечка?

– Саша, почему ты выбрал такого человечка?

– Карина, ты выбрала грустного человечка. Какие задания были для тебя трудными или неинтересными? Почему?

Дети:

Примерные ответы детей:

- Я выбрала смеющего человечка, потому что мне было интересно. Я ответила на все вопросы, у меня не было затруднений.

-Мне было сложно смешивать краски, отвечать на вопросы…

- Мне было неинтересно, не получился узор, не ответили на вопросы…

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Педагог:

– Дети, вот и подошло к концу наше путешествие в страну мастеров. Сегодня мы с вами расписали индюка красивыми узорами! А сейчас я предлагаю вам пройти в группу и придумать интересную историю про дымковского индюка и его друга петушка!

Дети: соглашаются с педагогом, уходят в группу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников (Элементы программ «Умники и умницы», системы интеллектуального развития А.З. Зака, программы развития «Одаренный ребенок»)

Занятия для дошкольников 6-7 лет «Знакомство с деньгами»

Занятия для дошкольников 6-7 лет «Знакомство с деньгами» Цель: формирование основ финансовой грамотности, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. Образовательные задачи: Расширять...

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы. Тема: «Зимние…

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы Тема «Зимние забавы» Цель: Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего развлечения; предоставит...

Читайте также

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем» Цель: Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с...

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста из цикла занятий с использованием технологии...

Дидактическая игра «Мороженое по рецепту» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мороженое по рецепту» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о...