Конспект тематического, коррекционно-развивающего занятия «Новоселье птиц»

для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи

Прогр. сод. Формировать сплоченный коллектив; воспитывать бережное отношение к окружающему миру /птицам/.

Развивать моторику/общую, мелкую, артикуляционную, мимическую/; длительность выдоха; фонематический слух.

Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность; произношение гласных первого и второго ряда, согласные звуки /Ц/, /В/, /Б/, /Ж/; правильное употребление предлогов В, НА, ПОД.

Развивать музыкальные способности, умение строить ритмоблоки; детское творчество: танцевальное, игровое, песенное.

Осваивать приемы работы с платковыми куклами.

Оборудование: Панно «Весенний парк», иллюстрации птиц/ворона, воробей, снегирь, синица, сова, голубь, дятел, соловей, грач, скворец/; музыкальные инструменты; перышки, веточки, зерно, кормушки, скворечник, птички/резиновые или глиняные/ на каждого ребенка; платковые куклы голубей.

Музыкальный материал: фонограмма песни «Птичий хор» муз.Берлина, р.н.п. «Я на горку шла»; запись «Голоса птиц весной».

1. Дети входят в театр. студию, приветствуют друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте» дат. нар. Мелодия /Прогр «Ладушки»ст.гр.Д2тр.38/

Ходят по залу, выбирая партнера; три раза хлопают на акценты в музыке, кружатся на месте, здороваются рукопожатием столь долго, сколько длится аккорд.

Педагог выясняет у детей: с чего это вдруг на прошлом занятии они отправились в далекое морское путешествие?

Подтверждает: именно так - все началось как в той детской песне: « С голубого ручейка начинается река…» А откуда же они появляются - эти голубые ручейки:

                                   Летит - молчит,

                                   Лежит - молчит,

                                   Когда умрет - тогда ревет.

Да, сначала эти ручейки звенят робко и нежно, затем образуют мощные ревущие потоки-ручьи и, наконец, полноводные спокойные реки, текущие прямо к морю. А все потому, что пришла Весна:

                       Март в окошко - тук - тук-тук - постучал негромко,

                       И сосульки, услыхав, зазвенели звонко.

                       И под эту музыку вдруг запели птицы,

                       И от этой радости голова кружится

Педагог выставляет панно «Весенний парк», предлагает послушать радостные голоса его обитателей.

Игра на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия «Голоса птиц весной»

Дети подтверждают, что голоса у птиц, действительно, радостные, а, главное, их очень и очень много: трудно сразу определить, кому он принадлежит.

Педагог предлагает определить их с помощью загадок, расположить на панно, рассмотреть.

 Загадки .

1. Черная, как вар,

                          Кричит все время: «Карр!»/помещают ворону на опавшие ПОД дерево листья/

 

                       2. Вещунья белобока,

                           А зовут ее… /сорока; помещают ее НА пень/

 

                       3. Чик - чирик!

                            К зернышкам - прыг!

                           Клюй - не робей!

                           Кто это? /воробей; помещают его ПОД скамейку/

 

                       4. Красногрудый, чернокрылый,

                            Любит ягоды клевать.

                             С первым снегом на рябине

                             Он появится опять.   /снегирь. помещают его НА ель/

 

                       5.   Желтое брюшко

                             У маленькой птички,   

                            А зовут ее... /синичка; помещают ее НА кормушку/

 

                       6.   Всю ночь летает,

                             Мышей добывает,

                              А станет светло -

                             Спать ляжет в дупло. /сова, помещают ее НА ветку дерева/

 

                       7.   Белая спинка, серый бок,

                            Воркует нежно… /голубок; поместить его НА спинку скамейки/.

Педагог хвалит детей: сразу отгадали все загадки, уточняет еще раз, где и куда они посадили каждую птицу, предлагает поиграть

Словесная игра «Договори предложение»

Цель: Закрепить употребление предлогов НА, ПОД, В.

- Ворону мы сажаем … /ПОД деревом/

- Сорока уселась…       /НА пень/

- Воробей чирикает … /В кормушке/

- Снегирь клюет шишки… /НА ели/

- Синица прилетела…/НА кормушку/

- Сова сидит… /В дупле/

- Голубь воркует… /НА спинке скамейки|

Педагог обращает внимание на красоту и оригинальность оперения каждой птицы; знакомит с правилами игры на развитие памяти и внимания.

Игра «Кого не стало?»

Методика: Ребенок проговаривает полное предложение с предлогами НА, В, ПОД, заметив исчезновение одного из обитателей панно «Весенний парк». Пример: Не стало сороки НА пне.

2. Педагог говорит, что они не поместили на панно еще одного обитателя весеннего леса, голос которого явно слышался при слушании фонограммы «Голоса птиц». Загадывает загадку:

                       Все время стучит,

                       Деревья долбит.

                       Но их не калечит,

                       А только лечит. /Дятел, помещает его НА ствол дерева/

Спрашивает у детей: все птицы на панно перелетные или зимующие у нас /да, зимующие/

Замечает, что дятел стучит не беспорядочно, а в какой-то определенной последовательности в разные промежутки времени, словно диктует кому-то телеграмму. А может, он пишет телеграмму на самом деле перелетным птицам и сообщает им, что в наши края пришла настоящая Весна и им пора вернуться домой?

Инструментальное музицирование «Весенняя телеграмма»

Ход: Прослушать, спеть, прохлопать ритмический рисунок «телеграммы», исполнить на музыкальных инструментах, выложить ритмическую цепочку.

           Дятел сел на толстый сук: тук да тук, тук да тук.

            Всем друзьям своим на юг: тук да тук, тук да тук.

           Телеграммы срочно шлет: туки-туки-тук, туки-туки-тук.

           Что Весна уже идет: туки-туки-тук, туки-туки-тук.

            Что растаял снег вокруг: туки-туки-туки-тук, туки-туки-туки-тук.

            Дятел зиму зимовал: тук да тук, тук да тук.

            В жарких странах не бывал: тук да тук, тук да тук.

            И понятно почему: туки-тук, туки-тук.

            Скучно дятлу одному: тук -тук-тук-тук-тук-тук-тук.

3. Педагог выясняет, какие же птицы первыми прилетают в наши края/дети перечисляют/, обобщает:

            1. На березе теремок,

                 Не висит на нем замок,

                 Дверь открыта для жильца -

                 Говорливого… /скворца./

 

            2. Всех перелетных птиц черней,

                 Чистит пашню от червей.

                 Взад - вперед по пашне вскачь,

                 А зовется птица … /грач/

 

            3. В холоде голых прозрачных полей

                 Пробует цокать, трещит … /соловей/

Педагог спрашивает: птицы летают в дальние края по одной? /они летают стаями, парами, стайками/

Спрашивает у детей: стайка - это сколько? Предлагает поиграть.

Пальчиковая песня - считалка «Стайка»/речитатив/

                Пой - ка, пой-ка, подпевай-ка,                        хлопают в ладоши

                 Десять птичек - это стайка:                           показывают все пальцы

                 Эта птичка - воробей,                                     все пальцы по очереди

                 Эта птичка - соловей,

                 Эта птичка - совушка,                                                                                                

                 Сонная головушка.

                 Эта птичка - свиристель,

                 Эта птичка - коростель,

                 Эта птичка - скворушка,

                 Серенькое перышко.

                 Эта - зяблик, эта - чиж,

                 Эта - развеселый стриж

                 Эта птичка - злой орлан,

                 Птички, птички, по домам!                             Разбегаются

Педагог замечает: вот так же шумно бывает, когда стайка птиц собирается у кормушки. Предлагает выбрать каждому ребенку название птицы, в образе которой он будет играть, знакомит с правилами игры

Игроритмика «Птичий гомон» муз р.нар. «Я на горку шла»

Ход: Под музыку все дети-птицы исполняют знакомые танцевальные движения. По окончанию звучит фонограмма пения птиц. Дети замирают на месте, изображая птицу. Затем , после окончания музыки, каждый ребенок поет песню своей птицы: «кар-кар», «чик-чирик», «угу-угу», «цвинь-цвинь», «уить-уить», «ку-ку» и т.д.

Не все дети чисто произносили песню птицы, - отмечает педагог,- позтому необходимо потренировать язык в произношении этих слогов:

Чистоговорка

Ица-ица-ица - весело поет синица                       взмахивают кистями рук

Ва - ва - ва - сидит на дереве сова                       руки на поясе, поднимают и опускают плечи

Би -би -би - в небе летят голуби                           делают «фонарики»

Жи -жи - жи - прилетели к нам стрижи                  сцепляют большие пальцы -«головки», машут                                                                                                 остальными пальцами-«крыльями.»

4. Педагог обращает внимание детей на перышки, парящие в воздухе, лежащие на полу: они разные - маленькие, побольше, а главное - разноцветные. Предлагает взять одно перышко, положить на ладонь, рассмотреть его, тихонько подуть.

Дыхательное упражнение «Подуй на перышко»

Рекомендации: Следить за тем, чтоб осанка была правильной; плечи при дыхании не поднимались. Проследить за полетом перышка глазами

Педагог спрашивает детей: а что же делали люди в давние времена, если приход весны задерживался? Да, правильно: как только наступала весенняя пора, все ребятишки и взрослые выходили за околицу села и просили - кликали птиц принести на крыльях весну.

Птичьи заклички

Педагог обращает внимание на интонационную выразительность, соблюдение логического ударения при произнесении.заклички.

Уж вы, пташечки - щебетушечки, прилетите!                машут руками

Весну красную, весну теплую, принесите!                    руки вытягивают вперед ладони вверх

Галки-галки, принесите по палке!                                   разводят ладони, отмеряют

Вьюрочки-вьюрочки, принесите                                     вытягивают вперед сжатые

                       по клубочку!                                               кулачки - «клубочки»

Синицы-синицы, принесите по спице!                          поднимают указательные пальцы, покачивают ими

Чечетки-чечетки, принесите по щетке!                          потирают ладони друг о друга

Утки-утки, принесите по дудке!                                       «играют» на дудочке                                             

Внезапно в окно раздается громкий стук, звучит пьеса «Птичка летает» муз. Аренского. Педагог подходит к окну, снимает птичку /глиняную, резиновую и т.д./ с подоконника: она «летает», затем садится поочередно на раскрытую ладонь каждого ребенка.

Вокальное музицирование песни «Птичка прилетела…»

Педагог и дети встают в круг и поют песенку с использованием имен всех детей. Музыкальный руководитель сопровождает пение игрой на глиняной свистульке:

                       Птичка прилетела, на ладошку села,                    поют все

                       Нашему Никитке песенку пропела:                        дети

                       Ля-ля-ля-ля-ля -вот и песня вся                           поет ребенок

Птичка на ладони ребенка «поет» в ритм с песней.

Педагог замечает, что птичка прилетела не одна, целая стайка прилетела в гости: вносит в зал с подоконника поднос - облако, на котором расположилось много птичек/на каждого ребенка; а как замечательно поют они, когда их много - целый птичий хор.

Дети исполняют песню «Птичий хор» муз. А.Берлина

5. Педагог отмечает: вид у всех птичек, прилетевших в гости к детям, очень уставший. Почему? Да, долго летели, никто о них не позаботился и не покормил. Дети с удовольствием кормят птиц: рассыпают по полу зернышки, подбирают их, вкладывают в клювик своей птичке, пропевая по образцу: «клюю-клю-клю»

                       Мы овсом и ячменем

                       Кормим птичек за окном.

                       К нам обедать, по привычке,

                       Прилетают две синички,

                       Пара сизых голубей,

                       И знакомый воробей,

                       А за ним его семья,

                       И соседи, и друзья.

Педагог спрашивает детей: чем птицы кормятся?/дети перечисляют/. Предлагает выучить интересную скороговорку

Скороговорка

Сначала дети проговаривают ее в медленном темпе, потом все быстрее и быстрее.

                       У рябины черный дрозд

                       Красных ягод просит гроздь

Педагог выясняет: как можно помочь птицам, особенно тем, которые прилетели из далеких стран? /построить домики - скворечники/

Да, как же бывают благодарны птицы людям, если после долгого и трудного перелета из далеких стран они находят на родине птичьи домики: есть где спрятаться от непогоды, вывести птенцов.

                       Через море, через горы

                       Стайкой птицы к нам летят.

                       Мы для них построим город,

                       Птичий город - Птицеград                                                                                  

Педагог замечает, что далеко не всем птицам хватает домиков, где же они живут? Загадывает загадку:

                       Без рук, без топоренка,

                       Построена избенка. /гнездо/

Затем вновь обращает внимание на веточки, перышки, лоскуточки, лежащие на полу: хороший строительный материал для гнезда птичкам, прилетевшим в гости к детям. Дети сообща делают птичкам гнездышко, укладывают их.

Делают вывод, что птицы нуждаются в заботе и охране, так как имеют большое значение в жизни человека: приносят пользу и доставляют ему большую радость.

 Белые голуби

Номер для платковых кукол «Кукляндия» М.И. Родина А.И. Буренина /стр.82/

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...

Наше царство - государство

Наше царство - государство Когда я начала работу по знакомству детей с городом Санкт-Петербург, то столкнулась с большим интересом у детей...

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»

Читайте также

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра «Сбор фруктов» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Сбор фруктов» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Родительское собрание с применением технологии «Мировое кафе». Тема «Мамы, в…

Родительское собрание с применением технологии «Мировое кафе». Тема «Мамы, в школу собирайтесь!»