Конспект тематического, коррекционно-развивающего занятия «Новоселье птиц»
для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи
Прогр. сод. Формировать сплоченный коллектив; воспитывать бережное отношение к окружающему миру /птицам/.
Развивать моторику/общую, мелкую, артикуляционную, мимическую/; длительность выдоха; фонематический слух.
Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность; произношение гласных первого и второго ряда, согласные звуки /Ц/, /В/, /Б/, /Ж/; правильное употребление предлогов В, НА, ПОД.
Развивать музыкальные способности, умение строить ритмоблоки; детское творчество: танцевальное, игровое, песенное.
Осваивать приемы работы с платковыми куклами.
Оборудование: Панно «Весенний парк», иллюстрации птиц/ворона, воробей, снегирь, синица, сова, голубь, дятел, соловей, грач, скворец/; музыкальные инструменты; перышки, веточки, зерно, кормушки, скворечник, птички/резиновые или глиняные/ на каждого ребенка; платковые куклы голубей.
Музыкальный материал: фонограмма песни «Птичий хор» муз.Берлина, р.н.п. «Я на горку шла»; запись «Голоса птиц весной».
1. Дети входят в театр. студию, приветствуют друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте» дат. нар. Мелодия /Прогр «Ладушки»ст.гр.Д2тр.38/
Ходят по залу, выбирая партнера; три раза хлопают на акценты в музыке, кружатся на месте, здороваются рукопожатием столь долго, сколько длится аккорд.
Педагог выясняет у детей: с чего это вдруг на прошлом занятии они отправились в далекое морское путешествие?
Подтверждает: именно так - все началось как в той детской песне: « С голубого ручейка начинается река…» А откуда же они появляются - эти голубые ручейки:
Летит - молчит,
Лежит - молчит,
Когда умрет - тогда ревет.
Да, сначала эти ручейки звенят робко и нежно, затем образуют мощные ревущие потоки-ручьи и, наконец, полноводные спокойные реки, текущие прямо к морю. А все потому, что пришла Весна:
Март в окошко - тук - тук-тук - постучал негромко,
И сосульки, услыхав, зазвенели звонко.
И под эту музыку вдруг запели птицы,
И от этой радости голова кружится
Педагог выставляет панно «Весенний парк», предлагает послушать радостные голоса его обитателей.
Игра на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия «Голоса птиц весной»
Дети подтверждают, что голоса у птиц, действительно, радостные, а, главное, их очень и очень много: трудно сразу определить, кому он принадлежит.
Педагог предлагает определить их с помощью загадок, расположить на панно, рассмотреть.
Загадки .
1. Черная, как вар,
Кричит все время: «Карр!»/помещают ворону на опавшие ПОД дерево листья/
2. Вещунья белобока,
А зовут ее… /сорока; помещают ее НА пень/
3. Чик - чирик!
К зернышкам - прыг!
Клюй - не робей!
Кто это? /воробей; помещают его ПОД скамейку/
4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. /снегирь. помещают его НА ель/
5. Желтое брюшко
У маленькой птички,
А зовут ее... /синичка; помещают ее НА кормушку/
6. Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло -
Спать ляжет в дупло. /сова, помещают ее НА ветку дерева/
7. Белая спинка, серый бок,
Воркует нежно… /голубок; поместить его НА спинку скамейки/.
Педагог хвалит детей: сразу отгадали все загадки, уточняет еще раз, где и куда они посадили каждую птицу, предлагает поиграть
Словесная игра «Договори предложение»
Цель: Закрепить употребление предлогов НА, ПОД, В.
- Ворону мы сажаем … /ПОД деревом/
- Сорока уселась… /НА пень/
- Воробей чирикает … /В кормушке/
- Снегирь клюет шишки… /НА ели/
- Синица прилетела…/НА кормушку/
- Сова сидит… /В дупле/
- Голубь воркует… /НА спинке скамейки|
Педагог обращает внимание на красоту и оригинальность оперения каждой птицы; знакомит с правилами игры на развитие памяти и внимания.
Игра «Кого не стало?»
Методика: Ребенок проговаривает полное предложение с предлогами НА, В, ПОД, заметив исчезновение одного из обитателей панно «Весенний парк». Пример: Не стало сороки НА пне.
2. Педагог говорит, что они не поместили на панно еще одного обитателя весеннего леса, голос которого явно слышался при слушании фонограммы «Голоса птиц». Загадывает загадку:
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. /Дятел, помещает его НА ствол дерева/
Спрашивает у детей: все птицы на панно перелетные или зимующие у нас /да, зимующие/
Замечает, что дятел стучит не беспорядочно, а в какой-то определенной последовательности в разные промежутки времени, словно диктует кому-то телеграмму. А может, он пишет телеграмму на самом деле перелетным птицам и сообщает им, что в наши края пришла настоящая Весна и им пора вернуться домой?
Инструментальное музицирование «Весенняя телеграмма»
Ход: Прослушать, спеть, прохлопать ритмический рисунок «телеграммы», исполнить на музыкальных инструментах, выложить ритмическую цепочку.
Дятел сел на толстый сук: тук да тук, тук да тук.
Всем друзьям своим на юг: тук да тук, тук да тук.
Телеграммы срочно шлет: туки-туки-тук, туки-туки-тук.
Что Весна уже идет: туки-туки-тук, туки-туки-тук.
Что растаял снег вокруг: туки-туки-туки-тук, туки-туки-туки-тук.
Дятел зиму зимовал: тук да тук, тук да тук.
В жарких странах не бывал: тук да тук, тук да тук.
И понятно почему: туки-тук, туки-тук.
Скучно дятлу одному: тук -тук-тук-тук-тук-тук-тук.
3. Педагог выясняет, какие же птицы первыми прилетают в наши края/дети перечисляют/, обобщает:
1. На березе теремок,
Не висит на нем замок,
Дверь открыта для жильца -
Говорливого… /скворца./
2. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад - вперед по пашне вскачь,
А зовется птица … /грач/
3. В холоде голых прозрачных полей
Пробует цокать, трещит … /соловей/
Педагог спрашивает: птицы летают в дальние края по одной? /они летают стаями, парами, стайками/
Спрашивает у детей: стайка - это сколько? Предлагает поиграть.
Пальчиковая песня - считалка «Стайка»/речитатив/
Пой - ка, пой-ка, подпевай-ка, хлопают в ладоши
Десять птичек - это стайка: показывают все пальцы
Эта птичка - воробей, все пальцы по очереди
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Эта - зяблик, эта - чиж,
Эта - развеселый стриж
Эта птичка - злой орлан,
Птички, птички, по домам! Разбегаются
Педагог замечает: вот так же шумно бывает, когда стайка птиц собирается у кормушки. Предлагает выбрать каждому ребенку название птицы, в образе которой он будет играть, знакомит с правилами игры
Игроритмика «Птичий гомон» муз р.нар. «Я на горку шла»
Ход: Под музыку все дети-птицы исполняют знакомые танцевальные движения. По окончанию звучит фонограмма пения птиц. Дети замирают на месте, изображая птицу. Затем , после окончания музыки, каждый ребенок поет песню своей птицы: «кар-кар», «чик-чирик», «угу-угу», «цвинь-цвинь», «уить-уить», «ку-ку» и т.д.
Не все дети чисто произносили песню птицы, - отмечает педагог,- позтому необходимо потренировать язык в произношении этих слогов:
Чистоговорка
Ица-ица-ица - весело поет синица взмахивают кистями рук
Ва - ва - ва - сидит на дереве сова руки на поясе, поднимают и опускают плечи
Би -би -би - в небе летят голуби делают «фонарики»
Жи -жи - жи - прилетели к нам стрижи сцепляют большие пальцы -«головки», машут остальными пальцами-«крыльями.»
4. Педагог обращает внимание детей на перышки, парящие в воздухе, лежащие на полу: они разные - маленькие, побольше, а главное - разноцветные. Предлагает взять одно перышко, положить на ладонь, рассмотреть его, тихонько подуть.
Дыхательное упражнение «Подуй на перышко»
Рекомендации: Следить за тем, чтоб осанка была правильной; плечи при дыхании не поднимались. Проследить за полетом перышка глазами
Педагог спрашивает детей: а что же делали люди в давние времена, если приход весны задерживался? Да, правильно: как только наступала весенняя пора, все ребятишки и взрослые выходили за околицу села и просили - кликали птиц принести на крыльях весну.
Птичьи заклички
Педагог обращает внимание на интонационную выразительность, соблюдение логического ударения при произнесении.заклички.
Уж вы, пташечки - щебетушечки, прилетите! машут руками
Весну красную, весну теплую, принесите! руки вытягивают вперед ладони вверх
Галки-галки, принесите по палке! разводят ладони, отмеряют
Вьюрочки-вьюрочки, принесите вытягивают вперед сжатые
по клубочку! кулачки - «клубочки»
Синицы-синицы, принесите по спице! поднимают указательные пальцы, покачивают ими
Чечетки-чечетки, принесите по щетке! потирают ладони друг о друга
Утки-утки, принесите по дудке! «играют» на дудочке
Внезапно в окно раздается громкий стук, звучит пьеса «Птичка летает» муз. Аренского. Педагог подходит к окну, снимает птичку /глиняную, резиновую и т.д./ с подоконника: она «летает», затем садится поочередно на раскрытую ладонь каждого ребенка.
Вокальное музицирование песни «Птичка прилетела…»
Педагог и дети встают в круг и поют песенку с использованием имен всех детей. Музыкальный руководитель сопровождает пение игрой на глиняной свистульке:
Птичка прилетела, на ладошку села, поют все
Нашему Никитке песенку пропела: дети
Ля-ля-ля-ля-ля -вот и песня вся поет ребенок
Птичка на ладони ребенка «поет» в ритм с песней.
Педагог замечает, что птичка прилетела не одна, целая стайка прилетела в гости: вносит в зал с подоконника поднос - облако, на котором расположилось много птичек/на каждого ребенка; а как замечательно поют они, когда их много - целый птичий хор.
Дети исполняют песню «Птичий хор» муз. А.Берлина
5. Педагог отмечает: вид у всех птичек, прилетевших в гости к детям, очень уставший. Почему? Да, долго летели, никто о них не позаботился и не покормил. Дети с удовольствием кормят птиц: рассыпают по полу зернышки, подбирают их, вкладывают в клювик своей птичке, пропевая по образцу: «клюю-клю-клю»
Мы овсом и ячменем
Кормим птичек за окном.
К нам обедать, по привычке,
Прилетают две синички,
Пара сизых голубей,
И знакомый воробей,
А за ним его семья,
И соседи, и друзья.
Педагог спрашивает детей: чем птицы кормятся?/дети перечисляют/. Предлагает выучить интересную скороговорку
Скороговорка
Сначала дети проговаривают ее в медленном темпе, потом все быстрее и быстрее.
У рябины черный дрозд
Красных ягод просит гроздь
Педагог выясняет: как можно помочь птицам, особенно тем, которые прилетели из далеких стран? /построить домики - скворечники/
Да, как же бывают благодарны птицы людям, если после долгого и трудного перелета из далеких стран они находят на родине птичьи домики: есть где спрятаться от непогоды, вывести птенцов.
Через море, через горы
Стайкой птицы к нам летят.
Мы для них построим город,
Птичий город - Птицеград
Педагог замечает, что далеко не всем птицам хватает домиков, где же они живут? Загадывает загадку:
Без рук, без топоренка,
Построена избенка. /гнездо/
Затем вновь обращает внимание на веточки, перышки, лоскуточки, лежащие на полу: хороший строительный материал для гнезда птичкам, прилетевшим в гости к детям. Дети сообща делают птичкам гнездышко, укладывают их.
Делают вывод, что птицы нуждаются в заботе и охране, так как имеют большое значение в жизни человека: приносят пользу и доставляют ему большую радость.
Белые голуби
Номер для платковых кукол «Кукляндия» М.И. Родина А.И. Буренина /стр.82/
Читайте также |
---|
Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…
Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...
Наше царство - государство
Наше царство - государство Когда я начала работу по знакомству детей с городом Санкт-Петербург, то столкнулась с большим интересом у детей...
Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»
Конспект занятия «Путешествие в страну Грамоты»