Комплексное занятие «Край родной, земля кубанская»
(для детей разновозрастной группы)
Задачи:
- познакомить детей с кубанской одеждой; учить правильно называть одежду;
- освоить простые элементы кубанской росписи;
- развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определённым правилам при решении практических задач;
- закрепить навык прямого счёта до 10 (средний и старший возраст), до 15 (подготовительный к школе возраст);
- воспитывать любовь к родному краю, желание знакомиться с жизнью кубанских казаков.
Оборудование:
- картинки с изображением кубанской одежды;
- куклы в кубанских костюмах – Ариша и Грицко;
- карточки с изображением домашних и диких животных;
- фонограмма с голосами домашних животных;
- карточки с числами от 1 до 10, от 1 до 15;
- карточки с изображением фруктов и овощей;
- блоки Дьенеша;
- сундук, в нём - кубанская одежда на мальчика и девочку;
- краски (жёлтого и чёрного цвета), кисти, силуэтное изображение фартука.
Ход занятия
(Звучит фонограмма кубанской народной песни. В зал входит бабушка Маруся (Б.М.), приглашает ребят сесть на лавочку).
Б.М. – Ребята, у каждого человека есть своя Родина. Это страна, где он живёт. Как называется наша страна? (Россия).
- Но есть у человека и малая Родина. Это край, город, село, где он родился. Как называется наша малая Родина? (Кубань). Кто знает её второе название? (Краснодарский край).
- Много лет назад пришли люди на Кубань. Это были наши предки, они обживали, благоустраивали эти земли. Как называли и называют людей, живущих на Кубани? (казаки).
- Сегодня я вас, ребята, познакомлю с кубанской одеждой.
(Показывает иллюстрации и называет: кофта, юбка, фартук, лента, платок, черкеска, шаровары, рубаха, кубанка, сапоги).
- А сейчас я вам покажу одежду, которая хранится у меня в сундучке. Хотите посмотреть? (ответы детей). Сейчас попрошу принести сундучок моих внуков, Аришу и Грицко.
- Ариша-а! Грицко-о! (зовёт). Ой, ребята, кто-то здесь плачет! (на ширме появляются 2 куклы). Вы кто? А где мои внуки?
Внуки – Бабушка, мы твои внуки! Только нас заколдовал злой волшебник и унёс твой сундучок.
Б.М. – Вот беда! А я хотела ребят с внуками познакомить и одежду кубанскую из моего сундучка показать. Что же делать, как внуков выручать? (ответы детей)
Б.М. – Злой волшебник живёт на другом конце Краснодарского края. Путь к его замку длинный, опасный, трудный. Не испугаетесь трудностей? (ответы детей). Тогда в путь!
Физкультминутка
Очень нравится нам весело шагать, (ходьба)
Руки поднимать, приседать и вставать, (показываем движения)
Прыгать и скакать.
Аутотренинг
Ребята, вы устали. Давайте отдохнём, сядем на пенёк, закроем глаза. Нам хорошо, приятно. Мы дышим свежим воздухом.
Б.М. – Ребята, вот чьё-то подворье. Давайте спросим хозяйку, как найти замок злого волшебника.
(Встреча с хозяйкой. Хозяйка приглашает в гости, предлагает познакомиться со своими верными друзьями).
Хозяйка – Хотите посмотреть, кто это? Они спрятались в этом домике, который называется хлев. Внимательно послушайте и угадайте, кто в нём живёт. Как только вы угадаете животное, оно сразу вам покажется.
(Звучит фонограмма «Голоса животных»).
Хозяйка – Что вы услышали?
(Ответы детей: собака лает, кошка мяукает, корова мычит, поросёнок хрюкает, лошадь ржёт. Хозяйка достаёт картинки с изображением домашних животных).
Хозяйка – Рассмотрите картинки. Как можно назвать их одним словом? Почему?
Б.М. – Спасибо тебе, хозяюшка, за гостеприимство, но нам пора идти. Скажи нам, пожалуйста, в какую сторону идти.
Хозяйка – Сейчас вы пойдёте через лес, я вас провожу. Я здесь знаю каждый куст, каждое деревце.
(Обращает внимание детей на выставленные картинки с изображением животных).
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Б.М. – Ребята, перед нами река. Как называется самая большая и главная река в крае? (Кубань). Как вы думаете, как нам перебраться на другой берег? (ответы детей). А давайте мы выложим мостик из блоков.
Дидактическая игра «Выложи мостик по схеме»
Б.М. – Правила построения моста записаны в таблице (схеме). Помните, что стрелка показывает, какой по цвету и форме блок за каким должен идти. Чтобы быстрее перейти на другой берег, выложим 3 мостика.
(Для среднего возраста – цвет, для старшего – форма, для подготовительного – цвет+форма).
Б.М. – В этом году на Кубани
Урожай совсем не плох:
Помидоры и горох,
Огурцы и кабачки,
Яблок красные бочки.
Вот капуста и картошка,
И моркови есть немножко.
Как же быть огородникам и садоводам,
Всё не сосчитать.
Вы, ребята, помогайте,
Урожай пересчитайте.
(Детям предлагается пересчитать овощи и фрукты: средний и старший возраст – до 10, подготовительный к школе – до 15, - а также найти соответствующую карточку с числом).
Б.М. – Вот спасибо вам, ребята,
Всё вы быстро сосчитали.
Только вот никто не слышал,
Сколько было вишен. (ноль)
Хозяйка – Мы пришли к воротам, которые ведут в замок злого волшебника. Чтобы открыть эти ворота, надо вспомнить кубанские пословицы.
(Дети читают пословицы наизусть. Появляются девочка и мальчик, одетые в кубанские наряды, они несут сундучок. Бабушка обнимает ребят).
Ариша – Спасибо вам, ребята, за то, что спасли нас от злого волшебника.
Б.М. – (открывает сундучок) Злой волшебник перепутал всю одежду. Помогите мне, ребята, разобрать её.
(Средние и старшие дети отбирают костюм казачки, подготовительные – костюм казака, называют части одежды).
Б.М. – Ой, ребята, у меня с передника исчезли все узоры. Это всё проказы злого волшебника.
Хозяйка – Не огорчайся, бабушка Маруся. У ребят есть краски, кисти. Сейчас они отдохнут, а потом украсят твой передник кубанским узором.
Грицко – А на прощание споём все вместе кубанскую песню.
(Дети поют песню «Ой, да на Кубани…». Затем украшают передник узором «Подсолнух» - кистью плашмя и кончиком кисти).
Читайте также |
---|
Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорный планшет»
Многофункциональное дидактическое пособие«Сенсорный планшет» Данное пособие способствует развитию связной речи, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. Учит считать в пределах...
Инновационная работа «Детского сада «Полянка»
Инновационная работа «Детского сада «Полянка» В ХХI веке возросла опасность нарушения биосферного равновесия и риски неустойчивого развития цивилизации. Только в первое...
Дидактические игры по математике
Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...