Конспект открытого занятия по организации и руководству хозяйственно-бытовым трудом детей в подготовительной группе. Тема: Служба быта (коллективный хозяйственно-бытовой труд) - «Дошколёнок.ру»

Сайт для воспитателей детских садов



Конспект открытого занятия по организации и руководству хозяйственно-бытовым трудом детей в подготовительной группе МКДОУ «Детский сад №22 «Алёнушка» с. Сицкое Нижегородской области Поляковой Валентины Алексеевны
Тема: Служба быта (коллективный хозяйственно-бытовой труд)

 

Цель: формирование положительного отношения к труду и его результатам, совершенствование трудовых умений.

Задачи Образовательная область
Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.
Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.
Коммуникативно-личностное развитие
Развивать мышление, умение прогнозировать. Познавательное развитие
Развивать объяснительную функцию речи. Речевое развитие
Развивать мелкую моторику рук. Физическое развитие
Побуждать видеть красивое в быту. Художественно-эстетическое развитие

Материалы и оборудование: почтовая посылка, тряпочки, фартуки, хозяйственное мыло, подносы, клеенка, веревка, прищепки, мочалки, конверт от Феи Чистоты с листами-заявками, тазы.

Предварительная работа: беседа о труде, заучивание пословиц и поговорок о труде, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых, закрепление представлений о труде через дидактические игры.

Прогнозируемый результат: в результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей будет формироваться ценностное отношение к собственному труду и труду своих сверстников; дети поймут, что после их работы в группе стало чисто, светло и красиво.

 

Ход ОД.

1 часть. Начало занятия.

В.: Дети, давайте вспомним пословицы и поговорки о труде.

Д.: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Кончил дело — гуляй смело.

- Терпенье и труд все перетрут.

-Дело мастера боится.

- Мала пчелка, да и та работает.

- Усердная мышь и доску прогрызет.

- Любишь кататься — люби и саночки возить.

- Семь раз отмерь, один — отрежь.

В.: Молодцы, знаете много пословиц о труде. Я забыла вам сказать, что еще утром почтальон принес почтовую посылку, вот она (показываю).

В.: Прочитайте, дети, откуда к нам пришла посылка? (дети читают и узнают, что посылка из Москвы).

В.: Интересно, что там лежит? А вам, ребята, интересно? (открывают посылку и достают оттуда: фартуки, тряпочки, мыло, веревки, прищепки).

В.: Как вы думаете, для чего это все нам нужно? (дети отвечают, что в фартуках наводят порядок, убираются, мыло, чтобы постирать, веревка и прищепки, чтобы повесить белье, тряпочки, чтобы вытирать пыль, мыть посуду или игрушки).

В.: Но это еще не все, здесь письмо. (Предлагает прочитать от кого письмо, дети читают и выясняют, что письмо от Феи Чистоты).

В.: Дорогие ребята, я всегда озабочена чистотой и порядком. Прошу вас оглянуться вокруг и подумать, везде ли у вас порядок и чистота? Предлагаю открыть в группе службу быта по уборке помещения под названием «Чистюля».

В.: Дети, какие службы по оказанию помощи населению вы знаете? (служба спасения, газовая служба, пожарная служба, милиция, скорая помощь).

В.: А как вы понимаете, что такое служба быта? (дети отвечают).

В.: Правильно, служба быта оказывает помощь людям по стирке белья, ремонту одежды, уборке помещений.

В.: Предлагаю вам разделиться на 4 бригады.

1 бригада — протирает пыль в шкафчиках и расставляет красиво игрушки.

2 бригада — моет кукольную посуду.

3 бригада — стирает кукольное белье.

4 бригада — моет стульчики.

Дети самостоятельно делятся на 4 группы.

В.: предлагаю вам по считалке выбирать бригадира (дети выбирают).

В.: Я себя назначаю директором службы быта. Прошу бригадиров подойти к столу и вытянуть для своей бригады листочек-заявку, т.е. кто, чем будет заниматься.

В.: В каждой бригаде должно пройти обсуждение, какое оборудование, какие материалы и сколько необходимо взять с собой для выполнения заявки, распределить обязанности: кто, что будет делать. От работы каждого в отдельности будет зависеть качество выполненной работы всей бригады.

Проверяю, какое оборудование готовят дети, как его располагают. При необходимости задаю наводящие вопросы (как мы бережем столы от лишней влаги?), советую, напоминаю, поощряю.

2 часть: Практическая работа.

В.: все хорошо подготовили свои рабочие места. Бригадиры правильно распределили обязанности внутри бригады.

В.: Но прежде, чем начать трудиться, давайте вспомним правила коллективного труда и безопасного обращения с предметами труда.

Д: - все, что можешь, делай сам;

- не забывай убирать за собой;

- уважай труд других людей;

- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;

- делай все аккуратно, не торопясь;

- не отвлекайся, когда трудишься;

- правильно пользуйся орудиями труда;

- не оставляй работу незаконченной;

- если трудишься не один, работай дружно;

- если окончил дело раньше, помоги другим.

Предлагаю начать работу. Наш девиз: «К труду готов, больше дела, меньше слов». 

В ходе трудовой деятельности:

  • наблюдаю за детьми и их работой,
  • особенное внимание уделяю работе бригадиров, напоминаю им, что они не только сами должны трудиться, показывая пример ребятам из своей бригады, но и видеть, кто и как работает, помогать им, подсказывать;
  • спрашиваю, как дети распределили обязанности по труду;
  • помогаю в организации;
  • даю советы;
  • напоминаю порядок работы;
  • торопливых и неаккуратных детей побуждаю задуматься о качестве работы, напомнив им пословицу «Поспешишь – людей насмешишь»;
  • оказываю индивидуальную помощь;
  • поощряю бригады, в которых нет ссор и конфликтов, где проявляется взаимопомощь.

3 часть: Подведение итогов работы. Оценка выполнения заявки.

В.: Если работа выполнена, бригадиры могут меня пригласить в бригаду, при ребятах мне как директору «Чистюли» отчитаться о проделанной работе. Если я – директор – работу принимаю, то дам вам команду на уборку оборудования.

В.: после завершения работы наведем порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование уберем на место.

В:. Ребята, я предлагаю полюбоваться на результаты труда.

Бригадиры по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей бригады. При объяснении ребенком-бригадиром ситуации (что, кто, как делали), уточняю: все ли трудились старательно? Дружно ли шла работа? Кто оказывал товарищам помощь?

В.: Каждый из вас делал свое маленькое дело, но все вместе вы сделали большое дело. Вот какая чистота и красота теперь в помещении. Я, как директор службы быта «Чистюля», выношу вам благодарность за оказанные услуги. Спасибо всем работникам службы быта. Наша служба «Чистюля» будет продолжать свою деятельность.

Самоанализ организации и руководства коллективного хозяйственно-бытового труда детей подготовительной группы на тему

«Служба быта»

1. Задачи, поставленные в хозяйственно-трудовой деятельности детей, соответствуют требованиям программы, возрастным особенностям детей, имеют интегрированный с различными образовательными областями характер.

2. Способ организации коллективного труда.

При организации детей на коллективный труд мы следовали рекомендациям Р.С.Буре:

  • объединили всю группу на труд, так как дети уже приобрели необходимый опыт работы. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закреплялись, а обучение новым не осуществлялось;
  • работа уже знакома детям и обеспечивала активную деятельность каждого ребенка. Мы не вводили в содержание коллективного труда то, что дети еще не умеют делать;
  • содержание труда заключало в себе возможности деления его на относительно самостоятельные задания для 4 звеньев;
  • объединяя детей для коллективной трудовой деятельности, мы учитывали особенности межличностных отношений детей. Объединяя детей в звено, учитывали взаимные симпатии, желания ребят.

3. Оборудование для труда дети подготовили сами, т.к. знают, что им понадобится для конкретного вида труда и где это оборудование хранится.

4. Длительность труда составила 20 минут. Дети были включены в посильную для них работу, не утомились, трудились с интересом и видимым удовольствием.

5. Дети мотивированы на труд интригующим началом: получением посылки с письмом, рассматриванием содержимого посылки и предложением организовать службу быта «Чистюля».

6. Структура организации трудовой деятельности детей соблюдена, имела четко выраженную последовательность:

  • организационный момент,
  • руководство процессом труда,
  • подведение итогов труда.

7. Методы и приемы руководства трудом детей: беседа, интригующее начало, вопросы проблемного характера, художественное слово, практическая работа, опора на знания детей, разъяснение, показ, анализ.

8. Результатом труда стала чистота и порядок, нужные всем. Уборка помещения нужна не кому-то одному из участников труда, а всем детям.

9. Воспитательный характер труда. Труд способствовал решению задач нравственного воспитания, развитию личностных качеств детей, формированию межличностных отношений. В процессе труда были созданы благоприятные условия для формирования у детей умений достижения единой цели, согласования своих действий, помощи друг другу, общей ответственности и т.д. Коллективный труд развивал у детей чувство защищенности, учил взаимопониманию, создавал положительный эмоциональный настрой, т.е. выполнял задачи этического характера.

10. Общий вывод. Коллективный труд детей подготовительной группы был организован в соответствии с задачами и методическими рекомендациями относительно данного вида труда детей 6-7 лет.

 

Фотоотчёт
Коллективный труд

 

Пришла посылка из Москвы
1 часть. Организационно-мотивационная. Пришла посылка из Москвы

 

Читаем письмо
Читаем письмо

 

Рассматриваем содержимое посылки

Рассматриваем содержимое посылки

 

Бригада — стирает кукольное белье

Бригада — стирает кукольное белье

Бригада — стирает кукольное белье

 

Бригада: моет кукольную посуду

Бригада: моет кукольную посуду

 

Бригада: протирает пыль на полочках

Бригада: протирает пыль на полочках
Бригада: протирает пыль на полочках

 

Бригада: протирает стулья

Бригада: протирает стулья

Бригада: протирает стулья

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Вход на сайт


Комментарии

  • оксана
    Мне очень понравилось. Я занимаюсь с детьми камнями и песком. Идей много.

    Подробнее...

     
  • Анастасия Аболенцева
    Здравствуйте! А сами конспекты как можно посмотреть[cens ored] приобрести?

    Подробнее...

     
  • Варламова Ирина
    Ира, отзовись! Моя почта: galatrarxiv@mail.ru.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо! Хороший методический материал!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    спасибо за актуальный материал,обязат ельно воспользуюсь в своей работе.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт