Конспект НОД на тему: «Воспитание культуры поведения за столом» (старшая группа) «Чайная церемония» - «Дошколёнок.ру»

Сайт для воспитателей детских садов



Конспект НОД на тему: «Воспитание культуры поведения за столом»
«Чайная церемония»

(Старшая группа)

 

 

 

Цель: совершенствовать культуру поведения детей.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение детей сервировать стол к чаепитию;

- упражнять в образовании существительных суффиксальным способом;

- систематизировать и актуализировать представления детей о правилах этикета (поведения за столом).

Развивающие:

- развивать познавательные способности детей, любознательность, желание узнать новое.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение трудиться сообща.

Словарная работа: учить образовывать существительные суффиксальным способом (сухарница, конфетница, салфетница).

Материал и оборудование: чайный сервиз, предметы для сервировки стола к чаепитию, мяч, письмо от Феи Вежливости.

Интеграция областей: - социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- физическое развитие.

Предварительная работа: чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»; знакомство с видами посуды (кухонная, столовая); рассматривание альбомов «Посуда»; составление описательных рассказов по серии картинок «Идем в гости», «Накрываем на стол»; настольные игры «Лото», «Домино».

Методика проведения.

Воспитатель вносит в группу коробку с чайным сервизом, предлагает детям рассмотреть коробку, высказать предположения о том, что находится в коробке.

- Ребята, посмотрите, какая красивая коробка! Как вы думаете, что там лежит? (Выслушивает и обобщает ответы детей.)

- Да, в этой коробке могут быть игрушки, подарки, а чтобы узнать, что в ней, давайте мы ее откроем и посмотрим, что внутри! (Открывает коробку, демонстрирует содержимое.)

- Ребята, что это? (Ответы детей.) Да, в этой коробке находятся чашки и блюдца, а всё вместе называется «чайный сервиз».

- Вы любите пить чай?

- А хотите научиться красиво и правильно сервировать стол к чаепитию? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, что значит «сервировать стол»? (Выслушивает ответы детей, обобщает их.)

- Правильно, «сервировать стол» значит – подготовить его для приема пищи.

Воспитатель приглашает детей подойти к столам. На одном столе лежат предметы для сервировки стола, второй стол приготовлен для сервирования.

- Посмотрите, на этом столе лежат предметы, которые нам понадобятся для сервировки, а вот на этом столе мы будем располагать предметы, необходимые для чаепития.

- А как вы думаете, что нужно сделать прежде, чем начать сервировать стол? (Ответы детей.)

- Конечно, вымыть руки с мылом. Это самое важное правило!

- Ребята, что нам понадобится в первую очередь? (Ответы детей.)

- Совершенно верно, сначала мы накроем стол вот такой нарядной скатертью (Демонстрирует детям скатерть.)

- Егор и Настя, помогите мне, пожалуйста, постелить скатерть на стол.

- Молодцы, спасибо за помощь! Обратите внимание, посередине скатерти проходит полоса, и ее нужно расположить ровно посередине стола. Как вы думаете, для чего?

- Правильно, по обе стороны от центральной линии мы будем расставлять все остальные предметы.

- Что мы положим или поставим на стол теперь? (Выслушивает ответы детей, обобщает их.)

- Конечно, ребята, теперь нужно разложить полотняные салфетки для каждого гостя. Вася и Петя, помогите мне, пожалуйста! (Дети раскладывают салфетки.)

- Спасибо. Посмотрите, чего еще не хватает на столе?

- Правильно, салфетницы с бумажными салфетками, чтобы наши гости могли ими… (Даёт детям продолжить фразу – вытереть руки или губы в процессе еды. Предлагает детям расставить салфетницы.)

- А теперь самое интересное – нам с вами нужно правильно расставить посуду. Какой предмет понадобится нам для чаепития?

- Конечно, чай не вкусен без сахара. А как называется эта емкость, в которую накладывают сахар? (Демонстрирует сахарницу, выслушивает ответы детей.)

- Даша, поставь, пожалуйста, сахарницу на стол. Ребята, как называется этот предмет? Давайте вместе его назовем «сахарница».

- Спасибо, Даша. Ребята, а с чем еще мы будем пить чай? (С конфетами, печеньем, сухариками.)

- Молодцы. А вот у нас посуда для конфет (Демонстрирует конфетницу.) Кто подскажет мне, как она называется? (Выслушивает ответы детей, обобщает их)

- Совершенно верно, ребята! Если для сахара мы используем сахарницу, то для конфет – конфетницу. Федя, поставь, пожалуйста, конфетницу на стол.

- Еще мы подадим к чаю печенье и сухарики. Во что мы их положим? (Воспитатель помогает детям в словообразовании: сахар- сахарница, сухари- …)

- Да, ребята, вот такая красивая корзиночка называется «сухарница». (Демонстрирует сухарницу, спрашивает индивидуально у нескольких детей название предмета.) Рома, поставь её на стол, пожалуйста.

- Как красиво мы накрыли стол к чаепитию! А что еще мы с вами забыли поставить на стол? (Выслушивает ответы: чайник, чашки, блюдца; обобщает их.)

- Да, совершенно верно, мы не поставили блюдца и чашки – наш замечательный чайный сервиз!

- Давайте расставим блюдца и чашки на салфетки, справа от блюдца положим чайную ложку, и, конечно же, поставим заварочный чайник. Ребята, а почему чайник называется так? (Выслушивает ответы детей.)

- Да, в этом чайнике заваривают чай.

- Какой замечательный стол мы накрыли к чайной церемонии! Молодцы, ребята!

- А теперь я предлагаю вам поиграть. (Воспитатель приглашает детей встать в круг, объясняет правила игры.)

- У меня в руках мяч, я буду кидать его вам и называть слово, а к кому попадет в руки мяч, тот должен назвать слово, образованное от этого, например, я называю слово «чай», а вы должны назвать предмет, в котором заваривают чай. Это… (чайник). И возвращаете мяч мне. Итак, начнем. (Воспитатель по-очереди бросает мяч детям, подавая исходное слово: чай- чайник, сахар - сахарница, конфета- конфетница, хлеб- хлебница, суп- супница, сухарь- сухарница, и т.д.)

Игра проводится один раз, каждому ребенку задается одно слово. (Слова могут повторяться.). Затем проводится динамическая пауза.

- Ребята, понравилась вам игра? Мы обязательно поиграем в нее на прогулке, а теперь давайте немного подвигаемся.

В гости мы идем, идем,

(дети маршируют на месте)

И подарки всем несем.

(останавливаются, поднимают руки вверх, потягиваются)

Дружно поздравляем,

(руки в стороны, повороты вправо, влево)

Весело играем!

(прыжки на месте)

Все движения повторяются 2-3 раза.

Во время проведения игры и динамической паузы на стол выкладывается конверт. Воспитатель обращает внимание на конверт.

- Ребята, посмотрите, что-то изменилось на нашем столе. (Ответы детей.)

- Интересно, что в этом конверте? (берет конверт со стола, в нем письмо от Феи Вежливости. Воспитатель предлагает детям присесть на ковер и послушать содержание письма)

Педагог зачитывает письмо-рассказ «Гномы в гостях у Феи. Первый урок вежливости», автор Л.П.Васильева-Гангнус (в сокращении).

«Как-то раз ко мне в гости пришли мои друзья – три мудрых Гномыча. Я пригласила их пройти на кухню. И в кухне снова полный порядок. Все вещи - на своих местах. Кастрюли – по полкам. На столе – моя любимая скатерть. Нарядная и чистая. На ней – чашки, блюдца и тарелки, вазочки для конфет, варенья и печенья… Каждая ложка и каждая вилка на столе заняла свое положенное место.

- Итак, сказала я трем мудрым-премудрым Гномычам, - сегодня мы поговорим о том, как нужно вести себя за столом.

- Ага, поговорим! – обрадовались гномы, толкаясь в кресле и изо всех сил стараясь дотянуться до вазы с конфетами.

Я взмахнула волшебной палочкой. Раз! Два! Три! И кресло помчалось в ванную.

- Что это значит!? – рассердились гномы.

- Это значит, что перед едой необходимо мыть руки.

Из крана полилась вода, а мыло тотчас принялось за дело. После того, как Гномычи вытерли руки полотенцем, я пригласила их за стол. Гномы снова попытались сесть втроем в одно кресло.

Пришлось опять взмахнуть волшебной палочкой. Раз! Два! Три!

И стулья запели: - Спокойно! Сядьте каждый на свое место!..

Гномычи расселись по местам. И от смущения стали болтать ногами.

- Пожалуйста, не болтайте ногами за столом, - попросила я их. – И не стучите ложками по блюдцам. За столом следует вести себя не торопясь, спокойно, без лишнего шума.

- Понятно… - согласились гости. И начали хлебать суп, отпивая его прямо из тарелки.

Пришлось мне снова пояснить: - Суп едят ложкой, а второе – вилкой. Когда вы нечаянно испачкаете рот и руки во время еды, не забывайте пользоваться салфеткой.

- Выходя из-за стола не забудьте сказать «спасибо».

- Спасибо… - пробурчал Гномыч-дедушка. – Только это, оказывается, ужасно трудная наука…

- Кар! – послышалось вдруг с кухонного подоконника. Это была мудрая, вежливая ворона. – Карр! Чтобы выучить и запомнить все правила вежливости, необходимо терпение и труд. Запомните, пожалуйста! Кар! Карр!

И, как всегда, она была права.»

Затем проводится беседа – обсуждение письма с детьми.

- Ребята, как вы думаете, правильно ли вели себя гномы? (Выслушивает ответы детей.)

- А что им посоветовала мудрая ворона? (Ответы детей.)

- Какие правила поведения за столом вы знаете? (Дети называют правила поведения за столом.)

- Молодцы ребята! Вы воспитанные, культурные, знаете уже почти все правила поведения! А чтобы помочь Фее Вежливости и Гномычам, мы с вами эти правила нарисуем и запишем, чтобы отправить нашим друзьям! Спасибо вам, ребята!

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Вход на сайт


Комментарии

  • оксана
    Мне очень понравилось. Я занимаюсь с детьми камнями и песком. Идей много.

    Подробнее...

     
  • Анастасия Аболенцева
    Здравствуйте! А сами конспекты как можно посмотреть[cens ored] приобрести?

    Подробнее...

     
  • Варламова Ирина
    Ира, отзовись! Моя почта: galatrarxiv@mail.ru.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо! Хороший методический материал!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    спасибо за актуальный материал,обязат ельно воспользуюсь в своей работе.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт